F1ЛОСЬ’офия: Финские народные сказки и песни

Нико Росберг и его отец, Кеке Росберг, чемпион мира 1982 года

«Ох уж эти сказочки! Ох уж эти сказочники!..»
(из мультфильма «Падал прошлогодний снег»)


I.

Что про Финляндию знают вообще все, даже те, кто там никогда не был?

Вот минимальный набор сведений: маленькая северная страна, где сплошные леса и озёра, и где живёт Санта-Клаус. А ещё она даёт миру крутых гонщиков. Более продвинутые смогут уточнить, что ежели мерить расстояниями, то она не такая уж маленькая, всё-таки от Хельсинки, что на берегу Балтики, до заполярного Нуоргама на самой границе с Норвегией – 1355 км. Вот только народа там действительно немного – каких-то 5,5 млн., меньше, чем пол-Москвы. По последним данным, 16,3 человека на кв. километр – это только 206-е место в мировом рейтинге плотности населения. Впрочем, у России всё равно 225-е, но это уже другая история. Зато если попытаться прикинуть, сколько в Финляндии гонщиков мирового класса (выступающих не только в Формуле 1, но и других категориях авто- и мотоспорта, в том же ралли) приходится на 1000 человек населения, то, наверное, мы получим абсолютно рекордный показатель.

И он будет ещё выше, если включить в этот список Нико Росберга, нового чемпиона мира. Кто-то наверняка сразу засомневается: а на каком, собственно, основании? Ответ лежит на поверхности, и он предельно прост: у него же есть финский паспорт! У Нико двойное гражданство: хотя с нежного возраста он жил с родителями в Монако, он гражданин Германии, ибо мама у него немка, и одновременно Финляндии, поскольку его отец, Кеке Росберг, как всем известно, первый финский чемпион мира.

А для тех, кто хочет глубже проникнуть в суть вопроса, перескажу историю, которую слышал от своего старого друга Харри, ветерана финской журналистики. Это был его ответ на мой вопрос, в какой мере Росберга-старшего можно считать финном? Ведь его полное имя звучит вполне по-шведски, Кейо Эрик Росберг, да и родился он по ту сторону Ботнического залива, в шведском местечке Сольна, что ныне получило статус одного из районов Стокгольма.

II.

История такая. Дело было в финском городке Хамина в конце 50-х или в самом начале 60-х. Харри тогда было лет 10-11, и ему только что подарили первый в жизни спиннинг, разумеется, с правильной инерционной катушкой. Он тут же отправился во двор родительского дома осваивать новые снасти. Прицепив к леске вместо блесны резиновый грузик, Харри тренировался забрасывать свой спиннинг просто на лужайке – рыбных мест поблизости всё равно нет, а до берега Балтики километра полтора, не меньше.

И тут подошёл к нему незнакомый парнишка примерно такого же возраста и сказал: «Можно, я тоже попробую?»

Мой друг в детстве был добрый, да и сейчас в этом смысле не изменился, поэтому протянул ему снасти, и примерно с полчаса они закидывали удочку по очереди. После чего разошлись в разные стороны. Дома родители, наблюдавшие за этой сценой из окна, объяснили Харри, что в гости к соседям приехало семейство ветеринара Ларса Эрика Росберга: сам ветеринар, его супруга Леа Айно Марьятта и их юный сын Кеке.

Уголок старой Хамина

С тех пор они больше не встречались, хотя, разумеется, когда о Кеке Росберге в 70-х начали писать финские газеты, Харри в этом усатом парне узнал своего давнего знакомого…

Но вернёмся к рассуждениям о том, какой у Нико Росберга процент финской крови. Процитирую своего друга: «Моя мама, которой сейчас уже под 90, говорила мне, что мать Кейо "Кеке" Росберга – примерно её ровесница, и родилась она в деревне Вехкалахти, теперь ставшей одним из районов Хамина. До замужества её звали Леа Лаутала, она дочь зажиточного фермера Эмиля Лаутала.

Хотя у отца Кеке, ветеринара Росберга, шведская фамилия, его всё-таки вполне можно считать финном. Так что Кеке – уже практически на 100% финн. Мать Нико – немка, значит Нико Росберг – финн как минимум наполовину. Поэтому один из двух его паспортов – финский…»

В общем, особого греха не будет, если ради повышения статистических показателей мы причислим новоиспечённого чемпиона мира, сына чемпиона, ещё и к финским гонщикам. А также эта история говорит о том, что в Финляндии с её 5,5 млн. населения почти все так или иначе знакомы со своими знаменитыми гонщиками, живут с ними по соседству или состоят в родстве. Для убедительности можно привести ещё пару примеров.

Процитирую фрагмент из собственного текста, датированного летом 2007 года, когда Кими Райкконен был ещё только на пути к чемпионскому титулу. Когда он выиграл Гран При Великобритании, я отправил другу Харри СМС-ку следующего содержания: «В Сильверстоуне звучит гимн Финляндии: Кими – молодец! Как насчет 50 граммов за его победу?»

В тот момент, когда СМС-ка достигла адресата, Харри был посреди финского леса неподалеку от своей новой дачи, что на берегу озера Саймаа, ожидая, когда подойдет его очередь набрать ключевой водицы из родника. Очередь состояла из одного человека – владельца соседнего коттеджа. Харри появился в тех краях буквально несколько недель назад и ещё мало кого знал, но этого джентльмена пару раз видел. И, подумав, что новостью о победе надо поделиться, зачитал соседу мою СМС-ку. Тот сдержанно улыбнулся, поддержав идею насчет полтинничка за успехи знаменитого земляка, и добавил: «Пока этот парень будет ездить так, как ездит сейчас, я буду продолжать считать его своим родственником».

Выяснилось, что фамилия соседа тоже Райкконен, и он действительно состоит в дальнем родстве с родителями Кими. Более того, в окрестностях города Иматры, где и происходили эти события, проживает ещё некоторое количество родни Кими Матиаса Райкконена…

А следующий случай уже из моей личной практики путешествий по сопредельной Финляндии, и произошёл он в начале 2000-х. В одну из поездок в симпатичный городок Йоэнсуу я решил приобрести новый мобильник и поинтересовался всё у того же Харри, где это лучше делать, чтобы подешевле вышло?

«Поехали к Йорме, – сказал он. – С ним всегда можно договориться. Кстати, он хороший приятель Мики Хаккинена…»

Мы поехали к Йорме и действительно обо всём договорились, а заодно поболтали на темы Формулы 1. Между делом новый знакомый показал фотографии, сделанные в компании Мики и его родителей в их доме в Эспоо, близ Хельсинки, а потом похвастался уникальным автомобилем Mercedes A-Klasse Mika Hakkinen Limited Edition, который несколько ранее был подарен двукратному чемпиону на свадьбу, когда он сочетался законным браком с Эрьей Хонканен, его первой женой. А потом так получилось, что машина досталась Йорме, но про это я уже как-то рассказывал

III.

Ну, ладно, скажете вы, уговорил, пусть Нико будет наполовину финским гонщиком. Но он хоть знает финский?

Хороший вопрос. Достоверно известно, что он свободно владеет четырьмя языками: английским, немецким, французским и итальянским. Как видите, финский в этом списке не значится. Но поскольку папа – финн, как мы только что выяснили, то наверняка некое представление об этом языке у Росберга-младшего есть. Как минимум, базовое. На уровне отдельных слов и выражений. Например, ругаться по-фински умеет даже Себастьян Феттель, потому что его тренер – финн. За физическую подготовку Даниила Квята тоже отвечает финский специалист, так что выводы делайте сами.

Что же касается мнения самого Нико о его национальной принадлежности, то вот что он сказал во время нашей первой встречи, произошедшей больше десяти лет назад, на Гран При Турции 2006 года – это был его дебютный сезон в Формуле 1, и выступал он за Williams. Я тогда его спросил: «А где, собственно, ваш дом?»

Кстати, вопрос не вполне праздный. Всё-таки родился он в Германии, потом семья переехала в Монако, картингом Нико начинал заниматься во Франции, а получив аттестат зрелости, поступил на отделение аэродинамики лондонского Imperial College, где, впрочем, не стал учиться – с головой ушёл в автоспорт. И для Формулы 1 вполне нормальная практика, что гонщики периодически меняют место жительства, то селятся поближе к базе команды, т.е. в основном в Англии, а потом, подзаработав денег, перебираются в Швейцарию или Монако. Нико в этом плане было проще, всё-таки его родители ещё c середины 80-х живут в Монте-Карло.

Нико Росберг на Гран При Турции 2006 года

«Дом? – повторил Нико задумчиво. – Наверное, в Монако. Я там вырос, учился в школе, так что, пожалуй, это и есть мой дом. Впрочем, как-то трудно об этом говорить, ведь у жителя Монако нет определённой национальности».

Что ещё раз подтверждает изначальный тезис: Нико можно считать финским гонщиком. Как и немецким. Как и монакским (слово звучит странно, но в словарях оно есть).

IV.

Следующий справедливый вопрос к автору текста: в заголовке есть слово «сказки», и, спрашивается, где это всё?

Тогда встречный вопрос: а вы задумывались когда-нибудь, кто самый известный-разызвестный тёзка нашего Нико, чемпиона мира 2016 года и в настоящий момент уже ветерана Формулы 1? А между тем, этот тёзка в тексте уже упоминался, и живёт он в Суоми на горе, точнее, трёхглавой сопке Корватунтури высотой 486 м над уровнем моря. И тоже своего рода гонщик. Только на оленях. Точнее, на красноносом олене Рудольфе.

Гора Корватунтури

Разумеется, это Санта-Клаус, ибо Нико – уменьшительно-ласкательное производное от Клауса. Помните, буквально на следующий день после того, как Росберг здорово всех удивил, сделав заявление о немедленной отставке, Даниэль Риккардо сказал: «Кому-то он преподнёс прекрасный рождественский подарок – кто бы ни занял его место, надеюсь, этот гонщик по достоинству оценит, что ему достанется...» Т.е. австралиец констатирует, что Нико воленс-ноленс берёт на себя функцию сказочного персонажа, раздающего подарки тем, кто хорошо себя вёл в уходящем году.

Более того, можно говорить не об одном подарке, а сразу о нескольких. Судите сами, во-первых, можно представить, в каком состоянии сейчас пребывает Валттери Боттас. Сравнить это можно с тем томительным и одновременно радостным предвкушением, которое испытывает мальчишка, написавший письмо Санта-Клаусу и попросивший на Рождество игрушечную, но такую настоящую железную дорогу. И заметивший хитрые огоньки в глазах родителей за пару-тройку дней до праздника. Место в Mercedes! Да ещё недавно об этом можно было только мечтать!

Подарок получит Льюис Хэмилтон, а вот с каким знаком – будет зависеть от того, кто в итоге окажется в роли его напарника. Тот же Валттери Боттас – если всё пройдёт по наиболее логичному сценарию – возьмёт, да как припустит! И будет, невзирая на авторитет трёхкратного чемпиона мира, портить ему настроение каждый уик-энд. Нереализованных амбиций у финна хватает, можно не сомневаться. Уже другой вопрос, сможет ли он их в полной мере реализовать? Boah!.. Let’s wait and see, – как говорит один его знаменитый земляк.

Возможно, подарок получит Фелипе Масса: он-то думал, что уже всё, на заслуженный отдых, а вон оно оказывается, как вышло! Впереди как минимум ещё один сезон самого ёмкого в мире кайфа – если верить гонщикам, которые в один голос твердят, что пилотировать машину Формулы 1 – ни с чем не сравнимое удовольствие.

Без подарка не останется и дебютант сезона, 18-летний Лэнс Стролл: Валттери, конечно, не такой молчун, как Кими, но тоже финн, и что-то слабо верится, что он стал бы щедро и с удовольствием делиться с юным канадцем секретами мастерства.

Другое дело, Масса: он мужчина разговорчивый, коммуникабельный, с богатым опытом воспитания подрастающего поколения, ибо он уже семь лет как отец семейства. Вице-чемпион мира 2008 года почти в два раза старше Стролла, и почему бы ему не отнестись к новому напарнику по-отечески?

Про «подарки», которые достались командам Mercedes и Williams, я уже не говорю. В Брэкли и Гроуве, небось, думали, что спокойно встретят Рождество, параллельно строя новые машины, а тут пришлось со страшной силой суетиться, решая целую кучу проблем, которых ещё месяц назад просто не было…

И кто это у нас эти подарки, в кавычках и без, всем преподнёс? Скажите, как его зовут? Давайте дружно, хором: НИ-КО! Даром, что ли, тёзка Санта-Клауса!

V.

Со сказочной составляющей разобрались, но при чём тут финские песни, ведь они тоже упоминаются в заголовке? Каюсь, имеет место некоторое преувеличение, ибо речь об одной-единственной песне. Но финской, это без обмана. В какой мере она народная, можно спорить, но раз произведение осталось в народной памяти, то почему бы и не позволить себе некоторую натяжку. А оно действительно осталось, помнят песню до сих пор, хотя сложена она была примерно в то же время, когда Нико Росберг появился на свет, и посвящена его отцу, первому финскому чемпиону мира. Называется произведение Keke Rosberg Formula Rock, исполнил её знаменитый финский актёр Матти Пеллонпяя, снимавшийся в фильмах не менее знаменитого режиссёра Аки Каурисмяки, да и не только у него. В том числе, в легендарном полотне Leningrad Cowboys Go America. Но о кинематографе поговорим в другой раз.

В одном можно быть уверенным наверняка: к сожалению или к счастью, но про на 50% финского гонщика Нико Росберга песни в Финляндии слагать не будут. В Германии, наверное, тоже. А вот в Монако…Разве что Льюис Хэмилтон может посвятить один из своих будущих хитов в стиле R&B бывшему напарнику, отнявшему у него титул. А что, не исключено.

Зато под эту весёлую финскую песню вполне можно скакать и приплясывать под ёлочкой, звучит она призывно и зажигательно, в чём можете убедиться сами. Да, собственно песня начинается с 35-й секунды. С Новым годом!


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё