Колонка главного редактора: FIA и FOM против команд

Групповая фотография FOTA на церемонии открытия офиса в Женеве

Весна 2002-го: «Представители пяти автоконцернов собрались в Имоле, чтобы обсудить перспективы организации альтернативного чемпионата - Grand Prix World Championship, который стартует после окончания срока действия Договора Согласия в 2007-м. Автопроизводители должны играть ключевую роль в решении коммерческих вопросов и определять основные принципы этого чемпионата».

Лето 2005-го: «Союз GPMA объединяет 90% команд, и мы надеемся, что это единство заставит FIA серьезно отнестись к нашим предложениям. Цели и задачи назывались не раз - мы хотим сократить затраты, сохранив технологическое превосходство Формулы 1. Мы хотим создать чемпионат со справедливыми и прозрачными принципами, не подвергая опасности коммерческую и спортивную жизнеспособность независимых команд».

В XXI веке мы видели уже два раунда противостояния команд и руководства чемпионата, причем сценарий был схожим - FIA и FOM шли на определенные компромиссы, делали выгодные предложения одной или нескольким командам, что в результате приводило к развалу их союза и подписанию очередной версии Договора Согласия или Меморандума о понимании, к которым присоединялись остальные участники чемпионата мира. Впереди третий раунд, возможно - решающий...

Берни Экклстоун и Макс Мосли

Формально, схема всегда была простой: FIA определяет регламент и осуществляет полицейские функции. FOM обеспечивает проведение чемпионата, подписывая контракты с трассами, зарабатывает деньги и выплачивает премиальные по итогам сезона. Команды при этом связаны обязательствами с двумя сторонами - с FIA - заявкой на участие, с FOM - Договором Согласия.

По подобной схеме организовано множество чемпионатов, но Формула 1 уникальна. Федерацию, владельца коммерческих прав и команды связывают гораздо более сложные отношения, и одна из базовых причин возникающих противоречий - затраты команд. Команды расходуют огромные средства, гораздо большие, чем выплаты от FOM, фактически не обладая никакими правами, полномочиями и гарантиями.

В 2008-м команды объединились, чтобы создать ассоциацию FOTA, которая могла бы вести переговоры с FIA и FOM, отстаивая единую позицию. В конце июля представители команд собрались в Маранелло, чтобы договориться об основных принципах и структуре новой организации.

Возглавил FOTA президент Ferrari Лука ди Монтедземоло, вице президентом стал босс Toyota Джон Хауэтт, а Росс Браун, Мартин Уитмарш и Флавио Бриаторе получили три подкомитета – технический, спортивный и коммерческий. Каждая команда делегировала в подкомитеты равное число своих представителей - сейчас в FOTA работают пятьдесят сотрудников всех десяти команд.

Структура FOTA

Идея оказалась успешной. Прежде командам было сложно договориться при обсуждении перспективных решений – каждый отстаивал свою точку зрения, а предложенная FIA схема внесения поправок предусматривала лишь подавляющее или абсолютное одобрение участников. В FOTA предложили гораздо более гибкую схему – некоторые вопросы решаются простым большинством голосов и после голосования не оспариваются оппонентами.

Новый союз доказал свою эффективность после начала экономического кризиса. Пока в FIA обсуждали революционную идею перехода Формулы 1 на унифицированные моторы, команды договорились об увеличении их ресурса в 2009-м, о добровольном запрете на тесты по ходу сезона и других ограничениях. Всё это позволило сэкономить 50% затрат уже в 2009-м, тогда как инициативы по сокращению затрат, предложенные FIA, вообще не касались предстоящего сезона – речь шла о 2010-м.

Но, главное – удалось отстоять заводские моторы – федерация успела объявить тендер, но FOTA противопоставила ему своё предложение о поставке недорогих моторов для частных команд.

Встреча представителей команд в Монце

Казалось, FOTA ждёт конструктивное будущее, но "третья сила" не вписывалась в отработанную годами схему, в которой у команд никогда не было инициативы.

Зимой ассоциация провела масштабный опрос общественного мнения, чтобы понять, какие перемены пойдут чемпионату на пользу, а где лучше придерживаться традиции. Была разработана новая схема начисления очков по итогам гонки, дающая большее преимущество победителю, FOTA предложила федерации комплекс мер по дальнейшему сокращению стоимости – фактически сыграла роль подкомитета FIA, но на этот раз ни одна из идей не сработала.

В прошлый вторник федерация твердо обозначила свою позицию – Всемирный Совет вместо предложенной FOTA схемы начисления очков принял предложение Берни Экклстоуна «Победитель получает всё», а вместо мер по сокращению стоимости – добровольное ограничение бюджета в 30 миллионов фунтов и технические преимущества для тех, кто это предложение примет.

Идея проста – часть команд может согласиться на ограничение стоимости, что приведет к развалу FOTA, но, что ещё более вероятно – ассоциацию не поддержат новые участники чемпионата – та же американская USGPE, что уже не позволит говорить о единстве.Озвученной суммой в 30 миллионов располагают и некоторые команды GP2, которые не упустят такой шанс – эффективность вложения средств, спонсорская активность и маркетинговые возможности Формулы 1 несопоставимы с их серией. Даже, если команда будет среди аутсайдеров.

FIA и FOM сделали сильный ход. Весь прошлый сезон Мосли и Экклстоун конфликтовали на страницах прессы, но объединились против FOTA.

В этом споре ещё не представлены все аргументы, до окончания сезона 2009 года у команд есть козыри, которые наверняка будут использованы в нужный момент.

P.S. Зимнее обсуждение законности диффузоров Toyota, Williams, а потом и Brawn GP, комментарии FIA и вопросы представителей команд-оппонентов могут стать поводом для первой по-настоящему спорной ситуации в этом сезоне. До сих пор единство FOTA было безусловным вне трассы, ассоциация полностью приступила к работе после окончания прошлого сезона, но каждая команда мечтает о победе, и в Мельбурне союзники станут соперниками, встретившись на трассе. FIA непременно использует возможные протесты в свою пользу.

P.P.S. Сезон стартует на этой неделе!


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё