Великобритания'71: Битва моторов

Жаки Икс, Эмерсон Фиттипальди и Ронни Петерсон на Гран При Великобритании 1971 года
Гонка #203 : 17 июля 1971 года. Гран При Великобритании. Сильверстоун
Поул Клей Регаццони (Ferrari) – 1:18,1 (217,152 км/ч)
Лучший круг Джеки Стюарт (Tyrrell) – 1:19,9 (212,260 км/ч)
Победитель Джеки Стюарт (Tyrrell) – 1:31:31,5 (210,007 км/ч)

Часто можно услышать, что в пятидесятых, шестидесятых и семидесятых годах смерть в Формуле 1 была обычным делом. Это и так, и не так одновременно. Так, потому что, действительно, редкий сезон обходился без гибели одного, а то и двух-трёх пилотов. Не так, потому что даже несмотря на это смерть не превращалась в обыденность, и пилоты глубоко переживали гибель своих друзей и соперников.

Гран При Великобритании 1971 года был шестым этапом сезона, но события чемпионата отошли на второй план на фоне печальной новости – за несколько дней до начала уик-энда на этапе Интерсерии на немецком Норисринге погиб лидер BRM Педро Родригес. Его частная Ferrari 512M после столкновения с более медленной машиной Карта Хильда врезалась в стену и загорелась. Мексиканец скончался через несколько часов после аварии из-за сильнейших ожогов.

Родригес считался одним из лучших универсальных пилотов, одинаково успешно выступавшим и в Формуле 1, и в спортпрототипах, и одним из самых быстрых на мокрой трассе. По случаю его гибели в Мексике, где он был национальным героем, объявили траур – тем более, что его младший брат, Рикардо, погиб девятью годами раньше.

Команда BRM приехала в Сильверстоун, но выставила на старт не три машины, а только две – замену Родригесу начнут искать только на следующем этапе, и одним из пилотов, его заместившим, станет Хельмут Марко. Пока же в гонке принимали участие только Йо Зифферт и Хоуден Гэнли.

Газотурбинный двигатель Pratt & Whitney на Lotus 56B

Пользуясь тем, что гонка в Великобритании должна была пройти в субботу, в Скудерии помимо Жаки Икса и Клея Регаццони заявили на старт Марио Андретти, надеясь, что он сможет совместить выступления в USAC в Мичигане и в Формуле 1, но тот не смог приехать. Некоторые изменения произошли и в Lotus – на скоростной британской трассе Колин Чэпмэн вновь решил попробовать использовать Lotus 56B с газотурбинным двигателем Pratt & Whitney. За руль этой машины сел швед Рейне Виссель, а его Lotus 72D досталась Дэйву Чарлтону.

Теоретически на быстром кольце Сильверстоуна преимущество должны были получить машины Ferrari с «плоским» 12-цилиндровым мотором. В действительности, у итальянцев было немало проблем – в первую очередь, с надёжностью новой 312 B2, а также с шинами Firestone. Кроме того, в распоряжении Энцо Феррари не было пилота, способного соперничать в скорости с Джеки Стюартом из Tyrrell – собственно, именно поэтому он так старался заполучить Марио Андретти.

В результате Стюарт имел явное преимущество – первый этап сезона, ещё на прошлогодней машине, выиграл Андретти, но после этого Джеки начал одерживать одну победу за другой. Лишь под дождём в Голландии, где у Стюарта возникли проблемы, смог победить Икс. Так что к британскому этапу Джеки набрал почти столько же очков, сколько все трое пилотов Ferrari, вместе взятые.

Джеки Стюарт на трассе в Сильверстоуне 1971 года

Тем не менее, в четверг лучшее время показал Регаццони. В пятницу Стюарту удалось повторить его результат, но так как сделал он это позже, поул достался швейцарцу. Третья строчка осталась за ещё одним представителем Швейцарии, Йо Зиффертом на BRM. Четвёртый результат, уступив поулу всего 0,2 секунды, показал Эмерсон Фиттипальди на Lotus. Ронни Петерсон проиграл девять десятых, все остальные – более секунды.

В субботу на трибунах посмотреть за ходом гонки собрались около 100 тысяч зрителей. На старте Регаццони сохранил лидерство, а на вторую позицию пробился его напарник по Ferrari Жаки Икс, начинавший гонку только шестым! Стюарт опустился на третье место. В глубине пелотона Джеки Оливер на McLaren буквально протаранил Brabham Грэма Хилла, и для обоих домашний Гран При на этом закончился.

Пилотам Скудерии хорошее начало гонки не слишком помогло. Стюарту понадобилось всего четыре круга, чтобы расправиться с обеими алыми машинами, после чего он умчался вперёд, к своей очередной победе. Всего на круг больше ушло на это же у Зифферта, хотя конкурировать в скорости с Джеки он не мог.

На 15-м круге на машине Зифферта начались проблемы с зажиганием, мотор работал нестабильно – благодаря этому Регаццони за пару кругов отыграл весь созданный пилотом BRM отрыв и вернул себе второе место. Двигатель на машине Зифферта продолжал работать с перебоями, и на 43 круге он всё же свернул в боксы для ремонта.

Ford Cosworth DFV не был самым мощным, но благодаря Джеки Стюарту и своей надёжности победил на скоростном Сильверстоуне

Пилоты Ferrari тем временем сражались со своими проблемами. У обоих возникли сложности сначала с шинами Firestone, которые слишком быстро изнашивались, а затем и с мотором. В конце концов оба сошли – Регаццони на 48 круге из 68-и, Икс на 51-м.

Благодаря проблемам у лидеров, на второе место поднялся Петерсон, а на третье – Тим Шенкен из Brabham. На счету непобедимой некогда команды до сих пор не было ни одного очка – и в Сильверстоуне заработать их опять не удалось. Всего за пять кругов до финиша на машине Шенкена отказала коробка передач, и ему пришлось сойти. На третье место поднялся Эмерсон Фиттипальди.

Но если сошедший Шенкен всё же был классифицирован на 12-м месте, то увидевший клетчатый флаг Рейне Виссель с газотурбинной Lotus 56B – нет. Даже на скоростном Сильверстоуне он существенно уступал конкурентам, а ближе к финишу мотор ещё и потерял в мощности, так что он проиграл Стюарту целых 11 кругов и не смог преодолеть необходимый процент дистанции.

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё