Франция'71: Франсуа Север

Старт Гран При Франции 1971 года. Фрагмент рисунка Роба Эйбемы
Гонка #202: 4 июля 1971 года. Гран При Франции. Ле-Кастелле
Поул Джеки Стюарт (Tyrrell 003) - 1.50,71 (188,93 км/ч)
Лучший круг Джеки Стюарт (Tyrrell 003) - 1.54,09 (183,33 км/ч)
Победитель Джеки Стюарт (Tyrrell 003) - 1:46.41,68 (179,70 км/ч)

Гран При Франции 1971 года проходил на новом автодроме близ городка Ле-Кастелле в провинции Прованс на юге страны. Приехав туда, участники чемпионата были потрясены – просторные боксы со светом и водой, просторный заасфальтированный паддок, гостевые зоны, вспомогательные помещения, пресс-центр, ресторан – никогда ещё условия не были столь комфортными. Винодел-меценат Поль Рикар, ставший инициатором и главным финансовым донором проекта, заслуженно принимал поздравления.

Впрочем, новая трасса – это всегда новые хлопоты. В тренировках пилотам и инженерам нужно было найти верные настройки для весьма специфичной конфигурации – скоростной, со множеством быстрых поворотов и невероятно длинной прямой, проходящей позади паддока. Лучше всех с этой задачей справились в Tyrrell – конструктор Дерек Гарднер не только построил для Джеки Стюарта отличную машину, но и постоянно её дорабатывал. В Голландии на Tyrrell 003 появился воздухозаборник за головой пилота, а во Франции – новое обтекаемое переднее крыло.

Если учесть, что и сам Джеки в ту пору находился в прекрасной форме, выиграв три гонки из пяти состоявшихся, его поул не стал неожиданностью. А вот отрыв от преследователей – вполне: ставшего вторым пилота Ferrari Клея Регаццони Стюарт опередил на 0,8 секунды, его напарника Жаки Икса – на секунду с лишним.

Уверенно выиграв старт, шотландец мгновенно скрылся где-то за горизонтом и спустя час и 46 минут уверенно финишировал первым, не подвергая технику избыточным нагрузкам и уверенно контролируя развитие событий. 1971-й, без сомнения, был его годом. Как, впрочем, и годом Кена Тиррела.

Победитель Гран При Франции 1971 года Джеки Стюарт

Преимущество Team Tyrrell подтвердилось в борьбе за второе место. Икс ещё на первом круге повредил машину в контактной борьбе, а Регаццони, занимавший второе место, поскользнулся на масле, вытекшем из отказавшего мотора March Ронни Петерсона. Это же пятно помешало и ещё одному из лидеров – ветерану Грэму Хиллу, защищавшему цвета Brabham. Педро Родригес, также имевший отличные шансы подняться на подиум, на экваторе гонки стал жертвой отказавшей системы зажигания.

А вот машина Франсуа Севера работала без сбоев – и молодой француз добился в домашней гонке отличного результата. Он не просто финишировал вторым, но и позволил Tyrrell впервые в карьере завоевать победный дубль.

Интересно...
Третьим в Ле-Кастелле стал Эмерсон Фиттипальди на Lotus. Это достижение стоит отметить особо. Во-первых, по итогам квалификации бразилец занимал лишь 17-е место, во-вторых, несколькими месяцами раньше пилот попал в дорожную аварию, из-за чего пропустил несколько Гран При, а во Франции выступал в специальном фиксирующем корсете.

Франсуа Север

Альбер Франсуа Север Голденберг

Когда в семье известных петербургских ювелиров Голденбергов в 1901 году на свет появился мальчик, названный Карлом, никто и представить не мог, сколь насыщенной и богатой на события окажется его жизнь. В детском возрасте – после волнений 1905-го – родители увезли малыша в Париж, где он позже женился и продолжил семейный бизнес уже под именем Шарль.

В годы войны Голденберг участвовал во французском Сопротивлении, а чтобы его с супругой Гюгеттой и четырьмя детьми не депортировали в Польшу, все шестеро на время взяли фамилию по материнской линии. После освобождения страны от гитлеровцев Шарль хотел было переиграть все назад – но родственники воспротивились ещё одной смене фамилии.

Именно поэтому один из самых талантливых французских пилотов Формулы 1 известен всему миру как Франсуа Север, а не Франсуа Голденберг. Он яркой кометой ворвался в Большие Призы, очаровав всех своим невероятным шармом – и трагически погиб в тот самый момент, когда, казалось, стоял в шаге от великих свершений.

К миру гонок мальчишка приобщился ещё в последних классах школы, когда его старшая сестра Жаклин вышла замуж за уже довольно известного пилота Жана-Пьера Бельтуаза. Начиналось всё с гонок на скутерах по улицам Парижа в компании таких же 16-летних оболтусов, но затем Север занялся картингом и оказался в знаменитой школе пилотов Монлери. В 22 года он стал победителем отбора для молодых спортсменов, опередив в финале Патрика Депайе, и получил от компании Shell оплаченный сезон в Формуле 3.

Завоевав титул с первой же попытки, гонщик попал в поле зрения компании Matra, которая пригласила одаренного парижанина выступать в соревнованиях спорткаров. А в 1970-м, когда у Кена Тиррела, который до недавнего времени руководил заводской командой Matra в Формуле 1, возникла вакансия, заполнить её пригласили именно Франсуа.

Кен Тиррел со своими пилотами - Стюартом и Севером

Север (ударение в этой фамилии ставится, согласно правилам, на второй слог) провел в Tyrrell всю карьеру. Довольно быстро он стал зарабатывать очки, в середине первого полного сезона поднялся на подиум, а под конец – открыл счет победам, опередив всех в американском Уоткинс-Глене. Чемпионат 1972 года получился для пилота и его команды сложным, но француз продолжал зарабатывать призовые кубки, а также финишировал вторым в Ле-Мане.

У него сложились замечательные отношения с лидером Tyrrell Джеки Стюартом – шотландец стал для Франсуа учителем и наставником. Несмотря на разницу в возрасте, характере и темпераменте, они быстро подружились. Север часто проводил свободное время с семьёй своего напарника – его супругой Хелен и сыновьями Полом и Марком. Открытый и искренний, Север отличался отличными манерами – он прекрасно играл на пианино, особенно здорово у него получалась Соната №8 Людвига ван Бетховена.

К 1973 году француз стал на трассе серьезным соперником. Он набрался опыта, получил быструю машину и демонстрировал отличные результаты. По итогам одиннадцати Гран При Франсуа завоевал семь подиумов и занимал второе место в чемпионате мира. «Джеки Стюарт (Tyrrell) первый, Франсуа Север (Tyrrell) второй», – все чаще гласили заголовки европейских газет в понедельник после Гран При.

Именно в этот момент 29-летнему пилоту поступило предложение, от которого в Формуле 1 не принято было отказываться во все времена. Энцо Феррари сообщил Франсуа, что был бы рад видеть его в Маранелло. Однако гонщик не стал спешить и решил посоветоваться со Стюартом. Тот уже принял решение покинуть Большие Призы по окончании сезона, потому рекомендовал напарнику остаться в Tyrrell. Север должен был стать новым лидером чемпионской команды.

Франсуа впереди Джеки. Гран При Швеции 1973 года

6 октября 1973 года на трассе Уоткинс-Глен – той самой, где Франсуа выиграл свою первую и единственную на тот момент гонку – шли тренировки перед очередным Гран При США. Прекрасный солнечный осенний день настраивал на позитивный лад, потому все испытали шок, когда на дальнем участке трассы произошла авария – машина Севера, вылетев с трассы, перевернулась и ударилась об ограждение. У пилота не было шансов остаться в живых.

Причины случившегося так до конца и не установлены. Шокированный случившимся, Стюарт, который так и не вышел на старт гонки, вспоминал, что француз любил проходить повороты на низших передачах, но используя высокие обороты – это делало поведение машины чуть более нервным. Из-за этого на одной из неровностей её могло сорвать с траектории…

Франсуа Север Голденберг как-то раз сказал Хелен Стюарт, что если с ним случится беда и он покинет этот мир – то найдет возможность послать своим друзьям сигнал или как-то иначе даст понять, что с ним все хорошо. В конце декабря того же 1973 года Джеки вместе с семьёй отправился за рождественскими покупками. Пятилетний Марк, попросив у мамы немножко денег, самолично зашел в магазин пластинок, где указал продавцу на один из дисков – разумеется, совершенно случайным образом – после чего, гордый своим поступком, вернулся назад. Утром после Рождества Джеки и Хелен бережно распаковали непрозрачную упаковку, чтобы узнать, что же выбрал малыш. Это была Соната №8 Людвига ван Бетховена.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё