Голландия'76: Гордон Коппак
Гонка #276: 29 августа 1976 года. Гран При Голландии. Зандфорт |
|
Поул |
Ронни Петерсон (March 761) - 1.21,31 (187,11 км/ч) |
Лучший круг | Клей Регаццони (Ferrari 312T2) - 1.22,59 (184,21 км/ч) |
Победитель | Джеймс Хант (McLaren M23) - 1:44.52,09 (181,34 км/ч) |
Из девяти первых гонок сезона 1976 года Ники Лауда выиграл пять, а еще в трёх поднялся на подиум. В то, что кто-то сможет помешать австрийцу завоевать второй подряд титул, не верили, похоже, даже соперники лидера Ferrari. Летом Лауда провел переговоры с Энцо Феррари о продлении контракта – оба торговались до хрипоты, но в итоге ударили по рукам, крайне довольные друг другом.
Но потом был Гран При Германии, где Ники едва успели вытащить из вспыхнувшей после аварии машины. Пока гонщик находился между жизнью и смертью, Коммендаторе, который хорошо помнил о трагедиях прошлого, словно отгородился от всего мира. Команда не делала никаких заявлений, не приехала на следующий этап в Австрию, и лишь по личной просьбе Лауды привезла одну машину на Гран При Голландии.
Поул на трассе Зандфорт завоевал Ронни Петерсон на March. Рядом с ним расположился самый опасный соперник Лауды – Джеймс Хант. Британец перешел из Hesketh в McLaren, где уже одержал две победы. Ferrari Клея Регаццони стояла лишь на пятой позиции.
Хант неудачно стартовал и в первом повороте пропустил Penske Джона Уотсона. Ирландец, окрыленной победой на прошлом этапе, в Голландии хотел развить успех. Он отчаянно наседал на лидера, Петерсона, но тот умело оборонялся. Как часто бывает, победителем в споре двух пилотов стал третий. Ронни и Джон так увлеклись поединком, что пропустили кинжальный выпад Ханта, который вышел вперед.
Вскоре на March Петерсона возникли проблемы с рулевым управлением, и гонщик вынужден был сбросить скорость, а вот его недавний соперник сдаваться не желал – Уотсон догнал McLaren нового лидера и на протяжении добрых сорока кругов терзал того атаками. Зрители были в восторге от этой дуэли, потому испытали огромное разочарование, когда на 47-м из 75 кругов Penske потеряла ход и остановилась на обочине с отказавшей коробкой передач.
После этого помешать третьей в сезоне победе Ханта мог только Клей Регаццони. Швейцарец понемногу догонял лидера, но не имел достаточного преимущества в скорости, чтобы опередить Джеймса. В итоге на финише двух пилотов разделила всего секунда. Третьим после схода Ронни Петерсона из-за упавшего давления масла финишировал гонщик Lotus Марио Андретти.
После голландского этапа Ники Лауда удержался в лидерах общего зачета, а всего через две недели австриец, ещё толком не оправившийся от сильных ожогов, с забинтованными руками вышел на старт Гран При Италии, чтобы продолжить борьбу за титул чемпиона мира.
Интересно... | |
Перед началом сезона 1976 года двукратный чемпион мира Эмерсон Фиттипальди принял предложение своего брата Вильсона – и сменил McLaren на бразильскую национальную команду Copersucar. Этот шаг фактически стал концом его карьеры – по ходу пяти следующих чемпионатов Эмо всего раз поднялся на подиум. Вот и в Зандфорте Фиттипальди, стартовав только с 17-й позиции, довольно быстро сошел из-за отказа электросистемы – и мог лишь с тоской наблюдать, как Джеймс Хант выигрывает гонку на "его" машине. |
Гордон Коппак
Команда McLaren привезла в Зандфорт техническую новинку – модель М26, которая должна была сменить не новую уже М23. После тренировок Джеймс Хант решил, что в гонке будет стартовать на проверенной технике, а "двадцать шестую" отдали Йохену Массу – в итоге немец финишировал на ней только девятым. M26 решено было доработать, и на трассы она вернётся только в следующем сезоне. Эту машину, как и ее предшественницу, для британской команды построил конструктор Гордон Коппак.
Инженер-авиатехник и заядлый мотоциклист, он работал в начале 60-х в крупной компании по производству газовых турбин. Именно там жизнь и свела Коппака с Робином Хёрдом. Тот увлекался автогонками и в итоге смог получить место в техническом штабе McLaren, куда в 1965-м переманил и Гордона.
Поначалу начинающий автоконструктор ассистировал более опытным товарищам, но со временем те ушли из команды, и уже в 1968-м Коппак возглавил отдел разработок. Поначалу главным направлением его деятельности стали североамериканские чемпионаты – за пять лет разработанный британцем McLaren M16 одержал три победы в "500 милях Индианаполиса". Вдохновение Гордон черпал в классическом Lotus 72 клиновидной формы.
Следующим шагом стала модель М23 для Формулы 1. Конструктор понимал, что в ситуации, когда практически все пользуются одинаковыми моторами Cosworth DFV и коробками передач Hewland, успех зависит от мелочей. Поэтому он спроектировал к сезону 1973 года простое и надежное шасси с алюминиевым монококом, подвеской на двойных рычагах и другими проверенными решениями. В дальнейшем в конструкцию регулярно вносились изменения. Также стоит отметить, что для работы с двигателями была приглашена специальная сторонняя фирма.
Машины M23 в общей сложности использовались на протяжении пяти сезонов и принесли команде 16 побед. В 1974 году Эмерсон Фиттипальди завоевал за рулем McLaren чемпионский титул, а благодаря Дэнни Халму команда получила свой первый Кубок Конструкторов. М23 никогда не была самой технически совершенной машиной в паддоке, но её создатели выбрали верную тактику, потому в сезоне 1976 года Джеймс Хант вновь стал сильнейшим пилотом Формулы 1 за рулем McLaren, хотя с момента создания шасси минуло уже три года.
Новый М26, впервые опробованный на Гран При Голландии 1976 года, был сочтен слишком "сырым" и почти год дорабатывался Коппаком, чтобы дебютировать в следующем сезоне и принести Ханту ещё три победы. Но потом на трассы вышел Lotus 78, использующий "внутреннюю аэродинамику", и гонщикам McLaren, как и всем остальным, стало гораздо сложнее бороться за победы с пилотами Колина Чепмена.
Попытки "поймать воздух" конструктору не удались. Быстро сменившие друг друга М28, М29 и М30 в конце десятилетия лишь изредка позволяли своим пилотам зарабатывать очки и не отличались надёжностью. Тем временем в McLaren пришел новый босс – молодой Рон Деннис. Понимая, что ему едва ли удастся сохранить свое место, Гордон перешел к старому другу Херду в March.
Несколько позже он основал собственную команду Spirit, которая даже выступала некоторое время в Формуле 1, а затем перебрался в Америку. С начала 90-х конструктор работает там в небольшой собственной компании, которая оказывает услуги в области гоночного дизайна. Сейчас ему 74 года. Сын британца, Фрэнк Коппак, пошел по стопам отца и тоже стал конструктором – в первой половине 90-х он работал в командах Benetton, Pacific и McLaren.
Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский