Германия'03: Марио Тайссен

Хаун Пабло Монтояй лидирует на старте Гран При Германии 2003 года. За его спиной столкнулись Рубенс Баррикелло, Ральф Шумахер и

Германия'03: Марио Тайссен

Гонка #709: 3 августа 2003 года. Гран При Германии. Хоккенхайм
Поул

Хуан-Пабло Монтойя (Williams FW25) - 1.15,167 (219,064 км/ч)

Лучший круг Хуан-Пабло Монтойя (Williams FW25) - 1.14,917 (219,795 км/ч)
Победитель

Хуан-Пабло Монтойя (Williams FW25) - 1:28.48,769 (207,036 км/ч)

Из всех пяти сезонов Формулы 1 в "красную эру" начала XXI века самым интересным стал, без сомнений, 2003-й. Восемь победителей Гран При, трое из которых поднялись на подиум впервые в карьере, равная борьба трёх сильнейших команд, каждая из которых успела побывать в лидерах Кубка Конструкторов...

Возможно, после триумфального 2002-го в Скудерии немножко расслабились, возможно сказались небольшие перемены в регламенте, но путь Михаэля Шумахера к званию сильнейшего оказался весьма тернист, и лишь огромный опыт немца и его команды позволил в итоге завоевать оба титула, тогда как соперникам в решающий момент порой не хватало самой малости.

Лучшим 2003-й стал и для альянса Williams-BMW. Сочетание британского шасси и баварского мотора получилось быстрым и надёжным. Ральф Шумахер зарабатывал очки в восьми первых гонках подряд, его напарник Хуан-Пабло Монтойя выиграл в Монако, а в середине чемпионата гонщики и вовсе завоевали два победных дубля. Поэтому два лучших результата, показанных колумбийцем и немцем на квалификации в Хоккенхайме, никто не счёл неожиданностью.

Монтойя, опередивший напарника на неуловимые 0,018 секунды, лучше всех принял старт и помчался вперед, а за его спиной не смогли разобраться Ральф, Рубенс Баррикелло и Кими Райкконен – для всех троих гонка закончилась, едва начавшись. Несколько столкновений произошло и в задних рядах. Однако судьи не стали останавливать гонку, выпустив на трассу машину безопасности.

Это нисколько не помешало колумбийцу, который и после рестарта удержался впереди, задав темп, поддержать который соперникам не удавалось. Чуть позже, правда, выяснилось, что Хуану предстояло провести три пит-стопа против двух у большинства преследователей, но ни это, ни неисправность педали акселератора (она позволяла открывать дроссель только на 93%) не смогли помешать Монтойе.

Гонщику не удалось завоевать "Большой шлем" лишь потому, что он всего на один круг уступил первую позицию во время визита в боксы. Но преимущество пилота Williams BMW над преследователями было неоспоримо – второй призер гонки добрался до клетчатого флага только спустя минуту после того, как тот взвился вверх, салютуя победному финишу Хуана-Пабло.

Спор за оставшиеся позиции вышел более напряженным. Поначалу второе и третье места занимали пилоты Renault Ярно Трулли и Фернандо Алонсо. Однако в ту пору французская команда ещё только приближалась к чемпионским кондициям, и её гонщикам было непросто отражать атаки Ferrari Шумахера и McLaren Култхарда.

На середине дистанции Михаэль вынудил Алонсо допустить ошибку при входе на стадион - и проскочил мимо испанца. А ближе к финишу выяснилось, что лидер Скудерии недаром решил выступать на самых жестких шинах – они не лучшим образом выглядели в квалификации, однако на гоночном солнцепёке проявили себя куда лучше, позволив Шумахеру в итоге справиться и с Трулли.

Но в тот момент, когда немецкие болельщики уже готовы были рукоплескать успеху кумира, удача отвернулась от Михаэля – прокол отбросил его далеко назад, и в итоге пилот Ferrari финишировал только седьмым, а призовое шампанское досталось Култхарду, также сумевшему пробиться через боевые порядки Renault, и Трулли, который так устал по ходу дистанции, что едва мог стоять на ногах.

Интересно...
Многочисленные проблемы в стане лидеров позволили на Гран При Германии добиться лучшего в истории результата команде Toyota. Японцы дебютировали в Ф1 в 2002-м, но несмотря на колоссальный бюджет, демонстрировали весьма скромные результаты. В Хоккенхайме Оливье Панис финишировал пятым, а его коллега Кристиано да Матта – шестым. Этот результат оставался лучшим для Toyota до 2005 года, пока не вышла на трассы машина, созданная Майком Гаскойном...

Марио Тайссен

Доктор Марио Тайссен

Моторы BMW считались в начале прошлого десятилетия лучшими в Формуле 1. Гоночной программой баварской компании в ту пору руководил доктор Марио Тайссен, никогда не имевший отношения к автоспорту, но сумевший за короткое время стать неотъемлемой частью паддока.

Он родился в небольшом городке близ границы с Бельгией и поступил на работу в BMW сразу после окончания университета Аахена. Молодого специалиста определили в отдел разработки двигателей. Спустя 12 лет Марио получил докторскую степень, но чем дальше - тем больше его привлекала управленческая деятельность. Сменив несколько руководящих постов и закончив менеджерские курсы в Питтсбурге, в 1999 году Тайссен был назначен на должность руководителя гоночных программ BMW.

Надо признать, в ту пору программ этих было немного. Прежде компания активно и успешно участвовала в автоспортивных соревнованиях: строила двигатели для Формулы 1 и Формулы 2, выступала в разнообразных "кузовных" гонках и состязаниях GT. Но почти вся деятельность сошла на нет ещё на рубеже 80-х и 90-х. Поскольку спортивный имидж марки требовалось поддерживать, в Мюнхене было принято решение вернуться в Формулу 1. Эту задачу и поручили Тайссену.

В качестве партнера в BMW выбрали команду Williams, имеющую отличный штат инженеров и громкие победные традиции, но вынужденную пользоваться в последнее время не самыми мощными клиентскими моторами. Этот альянс обещал быть успешным для обеих сторон, но в 2000 году, когда машины в новой бело-синей окраске впервые вышли на трассы, до побед было ещё далеко.

Не секрет, что Формула 1 далеко не всегда принимает "чужаков", которые приходят на руководящий пост, не имея опыта работы в гонках. Но Тайссен смог верно поставить себя, и уже в скором времени заработал уважение коллег и журналистов. Но главное – моторы BMW прибавляли с каждым новым сезоном. Первый же Гран При Ральф Шумахер завершил на подиуме, во втором сезоне завоевал три победы, а в 2003-м усилиями немца и Хуана-Пабло Монтойи команда больше месяца лидировала в Кубке Конструкторов.

В итоге титул достался Ferrari, но важнее было другое: отношения между партнерами по Williams-BMW стали портиться. Марио полагал, что должен в большей степени влиять на принятие ключевых решений, вроде контрактов с пилотами, а также считал, что недостаточно высокие результаты обусловлены качествами шасси. Размолвки и взаимные упрёки не могли не сказаться на результатах – за два следующих года пилоты Williams-BMW одержали всего одну победу, а в Кубке Конструкторов команда съехала со второго места на пятое.

Видя, к чему идет дело, мюнхенцы прямо обратились к Фрэнку Уильямсу с предложением о продаже команды. Тот ответил так, как делал это с 1976 года – решительным отказом. В BMW не захотели признавать поражение и уходить из чемпионата, вместо этого они выкупили Sauber. Так Марио Тайссен стал руководителем команды Ф1.

С истинно немецкой пунктуальностью он повел её вперед. Сильной стороной BMW Sauber с самого начала стала почти исключительная надёжность. Число поломок в гонках не превышало пяти-шести в год. Сезон 2006 года принес два подиума, следующий – еще два (плюс 13 четвёртых и пятых мест!). А в 2008-м баварцы смогли войти в клуб избранных: новая машина позволяла бороться за победы в гонках, что убедительно доказали Роберт Кубица с Ником Хайдфельдом в Канаде, завоевав дубль. Этот успех Марио Тайссен отмечал вместе с пилотами на призовом подиуме.

Ник, Марио и Роберт на подиуме в Монреале, 2008 год

В тот момент Кубица даже вышел в лидеры общего зачета, но с чисто немецким прагматизмом было принято решение, что завоевать титул едва ли получится, поэтому лучше бросить все силы на разработку новой машины, чтобы в 2009-м приумножить число побед. Увы, из-за серьезных перемен в регламенте реализовать столь амбициозные цели так и не удалось, и пилоты BMW Sauber вновь завоевали лишь пару подиумов...

В мире бушевал экономический кризис, и резкое снижение результатов оказался для команды Тайссена приговором. Умные головы в Мюнхене сочли, что марка уже получила вполне достаточный импульс в спорте, и дальше сможет обойтись без Формулы 1. Официальное заявление об этом было сделано в начале осени 2009 года. Чуть позже стало известно, что 30 июня 2011-го свой пост покинет и Марио Тайссен. Компании BMW он отдал 34 года и 15 дней – больше половины жизни.

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё