Германия'86: Джонатан Палмер

Старт Гран При Германии 1986 года
Гонка #430: 27 июля 1986 года. Гран При Германии. Хоккенхаймринг
Поул Кейо Росберг (McLaren MP4/2C) - 1.42,013 (239,863 км/ч)
Лучший круг Герхард Бергер (Benetton B186) - 1.46,604 (229,533 км/ч)
Победитель Нельсон Пике (Williams FW11) - 1:22.08,263 (218,463 км/ч)

Пережив очень сложный период в начале 80-х, Формула 1 буквально расцвела к середине десятилетия. Фантастический набор пилотов, невероятно быстрые и в то же время не абсолютно надёжные машины, несколько сильных команд и отличный подбор середняков - все это делало гонки невероятно интересными и зрелищными. Предсказать до финиша, кто станет сильнейшим в очередном Гран При, вообще едва ли представлялось возможным.

Трибуны ломились от зрителей, телекомпании буквально воевали между собой за право показа гонок, а новый босс Ф1, глядя на все это, довольно потирал руки и строил смелые планы на будущее. Результаты их воплощения в жизнь мы, к слову, можем сейчас наблюдать своими глазами.

На старте Гран При Германии в Хоккенхайме первый стартовый ряд занимали гонщики McLaren - Кейо Росберг, заявивший накануне этапа о скором завершении карьеры, и действующий чемпион мира Ален Прост. Однако оба замешкались на старте - и вперед проскочили Айртон Сенна на Lotus и гонщик Benetton Герхард Бергер.

Однако знаменитые длинные прямые Хоккенхаймринга благоволили машинам с самыми мощными моторами - а таковыми летом 1986 года были McLaren-Porsche и Williams-Honda. Именно гонщик Фрэнка Уильямса - Нельсон Пике - в скором времени и вышел в лидеры, проведя серию красивых обгонов. Правда, атаки привели к повышенному износу шин.

Герхард Бергер лихо начал гонку, но потом из-за поломки простоял в боксах несколько минут. В итоге он финишировал лишь десятым, но принес себе и команде Benetton первый в истории быстрейший круг

Изначально бразилец собирался ехать к финишу с одним пит-стопом, однако отличный темп в дебюте гонки навёл его на мысль, что тактика двух остановок, возможно, принесет больше пользы. Нельсон решил рискнуть и направился в боксы раньше всех, временно выпустив вперед двух пилотов McLaren.

Затем, когда те тоже поехали менять колеса на середине дистанции, Пике вновь вышел вперед. Создать до заключительной остановки достаточный задел гонщик не смог, потому выехал с пит-стопа только третьим. Но ему хватило десятка кругов, чтобы на свежих шинах последовательно разобраться с Аленом Простом и Кейо Росбергом - и устремиться к финишу в статусе лидера.

Ну а потом началось самое интересное. Последние круги, как это частенько бывало в ту пору, стали сражением за бензин. Все пилоты, оставшиеся на трассе, ощутимо сбросили скорость и стали на прямых бросать машину вправо-влево, чтобы собрать последние капли топлива со стенок бака.

Первым же до клетчатого флага добрался умелый стратег Пике. Шедший следом Росберг остановился на последнем круге. Его напарник Прост пропустил нескольких соперников, все более теряя ход. Вторым - практически накатом - до клетчатого флага добрался Сенна, а третьим неожиданно стал Найджел Мэнселл. На Williams британца всю гонку барахлило рулевое управление, и он совершенно не рассчитывал финишировать на подиуме.

Ален Прост толкает машину к финишу

Ну а финальным аккордом гонки стал полный отчаяния поступок Проста - McLaren француза докатился до финишной прямой, где окончательно остановился - и гонщик, не готовый смириться с поражением, стал сам толкать машину к линии хронометража...

Интересно...
Через две недели после немецкого этапа был разыгран самый первый Гран При Венгрии Формулы 1. Сценарий той гонки получился совершенно иным, однако на призовой подиум поднялись те же гонщики и в том же порядке, что и на Хоккенхаймринге: Нельсон Пике выиграл, следом финишировали Айртон Сенна и Найджел Мэнселл.

Джонатан Палмер

Джонатан Палмер

Незадолго до финиша из-за поломки мотора из немецкого Гран При выбыл пилот Zakspeed Джонатан Палмер. В молодости с британцем связывали серьезные надежды - и в итоге он действительно смог проявить себя. Только не в гонках, а в гоночном бизнесе.

Сын лондонского доктора Джонатан Чарльз Палмер очень любил автогонки, но совершенно не имел возможности оплачивать это увлечение. Пока дело касалось полулюбительских "покатушек" и первых шагов в "младших" формулах, семейный бюджет со скрипом покрывал немалые траты - но о большем мечтать не приходилось.

Британец едва не оставил гонки, сосредоточившись на работе врача-стажера, но все же стартовал периодически в Формуле 3, пока накануне сезона 1981 года не получил предложение от сильной команды West Surrey Racing, в составе которой "в одни ворота" выиграл чемпионат. Дальше дело пошло ощутимо проще.

В 1983-м Палмер стал чемпионом европейской Формулы 2. Это может показаться невероятным, но призом гонщику стали - что очень символично - тесты в команде Williams. Более того, на Гран При Европы специально для Джонатана Фрэнк Уильямс выставил третью машину.

В Формуле 1 Джонатан дебютировал на Williams. В дальнейшем такой хорошей машины у него уже никогда не было...

Однако контракт Палмер смог заключить лишь со слабенькой командой RAM, откуда по итогам неважного года он в 1985-м перебрался к немцами из Zakspeed. Но и там за два года Джонатану не удалось набрать ни одного очка, хотя в десятке сильнейших гонщик финишировал весьма стабильно.

Три провальных сезона подряд выбьют из колеи кого угодно. Вот и акции Палмера на пилотском рынке заметно упали. Не помогли гонщику даже неплохие выступления в спорткарах - в 1985 году он стал вторым в Ле-Мане. К тому же и в этой категории путь гонщика далеко не всегда был усыпан розами: в Спа он угодил в аварию, сломав правую ногу.

И тем не менее, Палмер не только остался в Формуле 1, но и сделал шаг вверх, заключив классический трёхлетний контракт с Кеном Тиррелом. В Гран При Монако 1987 года Джонатан финишировал пятым, позже еще несколько раз набирал очки и в итоге завоевал Трофей Джима Кларка как лучший пилот, выступающий на машине с "атмосферным" мотором.

Другое дело, что соперничать на трассах с гонщиками, выступавшими на "турбомонстрах" - а таких в конце 80-х было уже подавляющее большинство - было едва ли реально. Потому два-три очковых финиша в год так и остались для Палмера пределом возможного до самого конца сотрудничества с Tyrrell.

Все, что удалось британцу дальше - это стать тест-пилотом McLaren. Поскольку ему уже было хорошо за 30, стало ясно, что это лишь возможность без лишнего шума завершить карьеру, которая начиналась так здорово.

Однако совсем прощаться с гонками доктор Палмер не собирался. Он сделал автоспорт своим бизнесом - сначала комментировал гонки с Марри Уокером после трагического ухода из жизни Джеймса Ханта, затем стал собственником маленького автодрома в Бедфорде. Дело стало раскручиваться - основанная Палмером компания MotorSportVision выкупила права на Брэндс-Хэтч, затем на Снеттертон.

Была запущена собственная гоночная серия - Формула Palmer Audi, которая была одинаково привлекательна для молодых спортсменов вроде Джастина Уилсона и Энди Приоля, и для богатых любителей скорости. Позже список трасс, владельцем которых стал Палмер, пополнили Олтон-Парк и Кадвелл-Парк, ну в 2008-м именно MotorSportVision выиграла тендер FIA на проведение чемпионата Формулы 2.

Президен FIA Макс Мосли и Джонатан Палмер на дебютном этапе возрожденной Формулы 2. Валенсия, май 2009 года

Есть ощущение, что как представитель гоночного бизнеса, Джонатан раскрыл еще далеко не все свои возможности. А тем временем уже подрастает и Палмер-младший, Джолион - пока ему лишь 19 лет, но за этим парнем стоит последить повнимательнее...

Мир моторов в 1986-м: Mercedes-Benz E-Klasse

В 1984-м году на заводах Mercedes началось производство нового поколения автомобилей E-класса, получившего заводской индекс W124. Безусловно, создатели машины понимали, что она действительно хороша, но могли ли в Штутгарте предполагать, что W124 станет легендой, образцом надежности и долговечности, превзойти который, наверное, уже не удастся никому?

Mercedes-Benz W124

124-й моментально стал настоящим хитом, несмотря на свою немалую цену. Возможно, только это обстоятельство помешало ему в 1986-м победить в конкурсе «Автомобиль года», однако он занял достойное 3-е место. «Казалось, он целиком был отлит из стали; качество конструкции было таким, что она, наверное, могла выдержать даже ядерную зиму; к тому же, выбор отличных двигателей был просто огромен» – писала о машине одна из газет, и эти слова не кажутся преувеличением.

Формально W124 относился к среднеразмерным седанам премиум-класса, что само по себе обязывало ко многому, однако разработчики заложили в свое детище такой ресурс прочности, что эти машины до сих пор нередко можно встретить на дорогах, хотя их производство завершилось уже почти 15 лет назад.

Этот Mercedes был средоточием передовых технических решений, многие из которых в практике мирового массового автомобилестроения применялись впервые. Дизайнеры добились аэродинамически совершенной формы кузова, поэтому коэффициент лобового сопротивления у этой машины был одним из самых низких в то время. Отсюда и неплохая экономичность, особенно у дизельных моделей, и низкая шумность.

Удивительный одиночный стеклоочиститель с эксцентриковым механизмом двигался по хитрой траектории, вытирая при этом почти всю поверхность лобового стекла. На некоторых версиях при включении задней передачи подголовники второго ряда сидений автоматически складывались, обеспечивая водителю дополнительную обзорность. На универсалах был предусмотрен серво-привод двери грузового отсека: доводчик закрывал ее с тихим жужжанием и четким щелчком.

Именно W124 стал первой легковой моделью Mercedes, на котором впервые была опробована фирменная система полного привода 4Matic. И, разумеется, машина была буквально напичкана всеми мыслимыми на то время системами пассивной и активной безопасности.

Любопытно, что среди вариаций и модификаций W124 была спортивная версия 500 Е, созданная совместно с фирмой Porsche и даже собиравшаяся в специальном цехе ее штутгартского завода, причем, практически вручную. Шедевром инженерно-технической мысли был и ее пятилитровый двигатель V8 мощностью 326 л.с., доводкой которого тоже занимались мотористы Porsche.

Говорят, 500 Е был последним автомобилем, при разработке которого в концерне Mercedes вообще не считались с затратами – важен был чистый результат, выражавшийся в непревзойденном качестве автомобилей с трехлучевой звездой на капоте, приближавшемся к абсолюту. Увы, сейчас об этом можно говорить только в прошедшем времени: в последние годы мировым автопромом правят маркетологи, у которых свое представление о качестве. К сожалению, сегодня это относится и к Mercedes…

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский. Мир моторов: Андрей Лось


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё