Италия'95: Джонни Херберт

Победитель Гран При Италии 1995 года Джонни Херберт
Гонка #576: 10 сентября 1995 года. Гран При Италии. Монца
Поул Дэвид Култхард (Williams FW17) - 1.24,462 (245,933 км/ч)
Лучший круг Герхард Бергер (Ferrari 412T2) - 1.26,419 (240,363 км/ч)
Победитель Джонни Херберт (Benetton B195) - 1:18.27,916 (233,814 км/ч)

Если в 1994 году противостояние Михаэля Шумахера и Дэймона Хилла продолжалось до последнего этапа, то в следующем сезоне уже к осени стало ясно, что чаша весов склоняется в пользу немца. Соперники располагали одинаковыми моторами Renault, но шасси Benetton было более универсальным, чем Williams, вдобавок Росс Браун отлично адаптировал его под стиль Михаэля – делать это британский конструктор умел уже тогда.

Дэймон не сдавался, весной он побывал в лидерах общего зачета, да и позже не раз побеждал в Гран При, но всё же медленно уступал преимущество. Вдобавок, явно прогрессировала команда Ferrari, пилоты которой всё чаще вмешивались в спор лидеров, да и "вторые номера" двух главных команд – Джонни Херберт с Дэвидом Култхардом – были не прочь пополнить свою коллекцию кубков.

В итальянской Монце Култхард стал лучшим в квалификации, но на прогревочном круге слишком интенсивно прогревал шины на выходе из поворота Ascari и улетел с трассы в гравий зоны безопасности. Оставалось лишь вернуться в боксы и смотреть, как Шумахер с Бергером оспаривают лидерство. Немец взял верх на старте, но австриец из Ferrari вышел в лидеры в самом начале второго круга. Однако в этот момент их поединок красными флагами прервали судьи.

На поднятой Култхардом пыли в Ascari закрутило нескольких пилотов, что стало причиной массовой аварии. Гонку остановили, а так как это случилось еще до завершения двух полных кругов – дали повторный старт на изначальную дистанцию, куда допустили и Дэвида.

Второй ошибки на прогревочном круге он уже не допустил, и на запасной машине возглавил Гран При. Вот только настроен резервный Williams был под Хилла, да и подготовлен не так здорово, как основные. Через четверть часа шотландец ошибся на торможении перед Roggia и окончательно выбыл из борьбы.

А еще через 15 минут в этом же месте наступила развязка гонки. В споре за второе место Дэймон Хилл налетел сзади на Михаэля Шумахера – и оба соискателя титула оказались вне игры. Позже британец говорил, что его дезориентировало поведение отстающего на круг японца Таки Инуе – тот сместился от одного края трассы к другому прямо перед носом Дэймона.

Ferrari Жана Алези - хорошо видно, что камера на шайбе заднего крыла уже "надломлена"

Шумахер же в этот момент был не склонен выяснять причины случившегося – быстро выскочив из кокпита, он решительно направился в сторону Хилла. Поскольку несколькими месяцами раньше эти гонщики уже сталкивались в Сильверстоуне, и там Дэймон тоже налетел на Михаэля сзади, немец имел полное право испытывать недовольство.

К сожалению, когда Шумахер подошел с сидящему в кокпите Хиллу и резко наклонился к оппоненту, режиссер трансляции переключил камеру, а в повороте Roggia автор этих слов во время гонки 1995 года не присутствовал. Потому остается лишь верить свидетелям, которые говорят, что разъяренного Михаэля оттащили от машины Дэймона судьи.

Впрочем, поостыв, немец наверняка пришел к выводу, что с турнирной точки зрения обоюдный сход устраивает его куда больше, чем соперника. Ведь отрыв не изменился, а у британца оставалось на одну попытку меньше, чтобы попробовать хоть как-то переломить ход борьбы...

Тем временем после самоустранений трех лидеров гонку возглавили два пилота Ferrari. Жан Алези сначала догнал, а по ходу пит-стопов и обогнал Герхарда Бергера. С каждым новым кругом болельщики все больше приходили в воодушевление. Некоторые вспоминали 1988-й, когда два пилота Скудерии – тот же Бергер и Микеле Альборето – одержали двойную победу, не будучи фаворитами.

Призовой подиум гонки (слева направо): Хаккинен, Херберт, Френтцен

Однако в этот раз команда из Маранелло, похоже, чем-то прогневила Фортуну. А как еще объяснить, что сначала от машины Алези отлетела камера, установленная с внешней стороны заднего крыла (на пит-стопе механик задел её колесом) – и попала в переднюю подвеску машины Бергера! А затем, за семь кругов до финиша, уже у самого Алези рассыпался копеечный колесный подшипник...

В итоге на вершину подиума поднялся Джонни Херберт из Benetton. Сезон 1995 года стал для британца лучшим в карьере – пусть машина и не очень подходила его стилю, гонщик четырежды побывал на подиуме (в том числе дважды – на его вершине) и завоевал четвёртое место по итогам чемпионата. Призерами Монцы стали пилот McLaren Мика Хаккинен и Хайнц-Харальд Френтцен, защищающий цвета Sauber. Для немца это был первый призовой финиш в карьере.

Интересно...
Молодой француз Жан-Кристоф Буйон из Sauber стал одним из участников завала на первом круге. Но в отличие от товарищей по несчастью, он смог выйти на повторный старт и даже финишировал шестым, опередив на финальном круге Arrows итальянца Макса Паписа.

Джонни Херберт

Джон Пол Херберт

Выстроенная много десятилетий назад структура мировых автомобильных гонок позволяет быстро вычислять будущих звезд. Если молодой пилот смог не просто пройти отбор юниорских серий, но стать там сильнейшим – им наверняка заинтересуются в паддоке Формулы 1. Иногда бывает так – примеров тому немало и в наши дни – что юниор ещё только движется к Большим Призам, а за контракт с ним уже разгораются нешуточные споры.

Так было в 60-е с Джеки Стюартом, в начале 80-х с Айртоном Сенной, а в конце того же десятилетия команды наперебой приглашали к себе Джонни Херберта.

Лондонец выиграл престижный Фестиваль Формулы Ford, стал чемпионом национальной Ф3, а во время тестов в конце 1987 года в составе Lotus F1 его машину, как говорят, даже специально утяжеляли, чтобы не нарушать психологического комфорта "боевого" гонщика Нельсона Пике.

Херберт должен был дебютировать в Формуле 1 в 1989 году, а финальную стадию подготовки проходил в Ф3000, где выиграл первую же гонку. На августовский этап, проходивший на автодроме Брэндс-Хэтч, приехал лично Фрэнк Уильямс – с собой у него был контракт на выступление в Williams.

Но подписать его Джонни не смог – по ходу дистанции он угодил в жуткую аварию, после которой некоторое время даже стоял вопрос ампутации обеих ног. Врачи спасли пилота, и он даже смог вновь сесть за руль. За два последующих десятилетия британец одержал немало побед и завоевал несколько титулов, но в Формуле 1 так и остался лишь одним из многих – хотя мог, пожалуй, стать великим чемпионом...

С командой Benetton связаны самые яркие страницы карьеры британца. Там он дебютировал в 1989-м (на фото), там одержал в 1995-м первую победу

Едва оправившись от травм, Джонни вернулся за руль. В кокпит Benetton на первых гонках сезона 1989 года его сажали на руках. Дебютный Гран При британец закончил четвертым, но было ясно, что проблемы с физической формой не позволяют ему показывать всё, на что он способен. И новый босс команды Флавио Бриаторе указал пилоту на дверь.

После этого Херберт вернулся в Ф3000, периодически стартовал за Tyrrell и Lotus, выиграл «24 часа Ле-Мана», и лишь в 1992-м получил свой следующий полноценный контракт. Питер Коллинз, давно знавший гонщика и недавно занявший пост руководителя Lotus, позвал Джонни в эту команду.

В первом сезоне британец сражался на равных с напарником Микой Хаккиненом, но хронические поломки не дали ему проявить себя, а в 1993-м, когда финн перебрался в McLaren, именно Херберт повел Lotus за собой и выдал несколько очень хороших гонок. Увы, годом позже машина у британцев совершенно не ехала, да и отношения Джонни с Коллинзом стали портиться.

Случилось так, что пилоту помог тот, кто прежде мешал – Флавио Бриаторе выкупил его контракт и через Ligier переправил обратно в Benetton. 1995 год получился для Херберта противоречивым. Отличная машина, хорошие результаты, но четкий статус второго пилота. Джонни и не пытался изображать, что его всё устраивает – и контракт с ним не продлили.

Джонни Херберт ведет Sauber C16 к пятому месту в Гран При Канады 1997 года

Гонщик ушел в Sauber, где поначалу вынужден был доказывать, что кое-чего стоит. Третьего места в Гран При Монако было достаточно, чтобы Петер Заубер продолжил сотрудничество с ним еще на два сезона. Лучшим из них стал 1997-й – Херберт набрал очки в шести гонках, а в Венгрии вновь поднялся на нижнюю ступеньку подиума.

Затем он перешел в Stewart, где ощутимо уступал в квалификациях напарнику Рубенсу Баррикелло, но смог выиграть дождевую гонку на Нюрбургринге, вновь вписав свое имя в историю. Увы, в 2000-м команда стала называться Jaguar и построила такую машину, что Джонни, как ни старался, так ни разу и не дотянулся до зачетных очков – после чего завершил карьеру в Формуле 1.

На заключительном Гран При Малайзии британец угодил в серьезную аварию, когда на полной скорости на его машине рассыпалась подвеска. Jaguar бросило в сторону и чувствительно удалило об ограждение. «Меня впервые посадили в кокпит Ф1 на руках, а теперь точно так же вынимают из него», - грустно пошутил пилот.

В новой роли. Спортивный менеджер Midland Джонни Херберт с пилотом Тьяго Монтейру

После этого Джонни с успехом гонялся в самых разных чемпионатах. Он выиграл титул в серии Ле-Ман, в отчаянном споре с давним соперником Жаном Алези стал сильнейшим в дебютном сезоне первенства SpeedCar. В конце 2009-го Джонни попробовал себя в национальном "кузовном" первенстве BTCC – и в нынешнем сезоне полон желания продолжить выступления.

Кроме того, Херберт успел поработать в Формуле 1 – в 2005 и 2006 году он занимал пост спортивного менеджера: сначала в Jordan, а затем и прешедшей ей на смену российской команды Midland. Нет сомнений, что этот незаурядный человек и замечательный спортсмен ещё не раз сможет проявить себя в гоночном мире.

Мир моторов в 1995-м: Honda Civic

В 1995-м Honda Civic в родной Японии был признан «Автомобилем года» – эта награда досталась шестому поколению модели, популярной во многих странах мира.

А впервые двухдверное купе и трехдверный хэтчбек с таким названием появились в программе компании Honda Motor ещё в 1972-м. Переднеприводный автомобиль с поперечным расположением двигателя в полной мере отвечал требованиям, предъявлявшимся к классу, начало которому положила в 50-х знаменитая Mini: внутри он казался больше, чем снаружи.

Если Civic первого поколения была весьма демократичной машиной, ориентированной на покупателей с относительно скромным достатком и молодежь, то с годами модель заметно менялась, становилась более солидной и элегантной, но всегда сохраняла спортивную нотку, и стала если не законодательницей моды в своем классе, то, по крайней мере, одним из лидером сегмента С. К примеру, по данным на 2008-й год, на рынке Канады Civic оставался самым продаваемым автомобилем в своем классе на протяжении 11-ти лет.

Honda Civic

В 1995-м началось производство шестого поколения Honda Civic. Разница с предыдущим была не слишком заметной, в частности, и выбор двигателей, и подвеска остались прежними, однако и на японском, и на европейском рынках появились новые вариации, прежде всего, пятидверные хэтчбеки и универсалы. Кроме того, впервые за пределами Японии начались продажи знаменитой спортивной версии Civic Type-R, главным отличиями которой были сниженный вес, улучшенные характеристики двигателя и иначе настроенная, более жесткая подвеска.

В принципе, Honda Civic и в обычной комплектации давно заслужил репутацию образца управляемости в гольф-классе, чему способствовала независимая подвеска всех колес, в которой использовались двойные треугольные рычаги. Подобное решение довольно редко встречалось на компактных автомобилях. И все-таки характер машины, несколько потяжелевшей из-за дополнительного оборудования, уже не был столь живым и резвым, и в дальнейшем, с 2001-го года, Civic стали оборудовать более консервативной передней подвеской типа MacPherson.

На Civic ставились либо вполне скромные моторы объемом 1,4 мощностью 75 л.с., либо более мощные и динамичные 1,6 л, развивавшие 113 л.с. Впрочем, на некоторых рынках на ряде модификаций ставились и 130-сильные агрегаты – при том же объеме 1,6. Мотористы Honda всегда славились умением доводить обычный «гражданский» четырехцилиндровый двигатель до гоночных стандартов: можно вспомнить, что на азиатских рынках с 1996-го по 2000-й гг. продавалась «заряженная» версия Civic SiRII, на которой стоял мотор объемом 1,6 л., развивавший 170 л.с., а в Японии можно было купить Civic Type-R со 185-сильным двигателем.

Разумеется, Honda Civic шестого поколения завоевала репутацию одного из самых надежных автомобилей своего времени, о котором сейчас мы вспоминаем с явной ностальгией…

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский. Мир моторов: Андрей Лось


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё