Германия'02: Том Уокиншоу

Михаэль и Ральф Шумахеры на Гран При Германии
100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru
Дата: 28 июля 2002 года Место: Хокенхайм (Гран При Германии)

Фабула

С самого старта борьбу за победу повели Ральф и Михаэль Шумахеры. Старший брат стартовал с поула и захватил лидерство, но младший был очень близко и имел в баках чуть больше топлива. Однако даже два лишних круга, один из которых был пройден с рекордным временем, не помогли Ральфу – он так и остался вторым. А под конец на борту его Williams стало падать давление в пневмосистеме, так что потребовался еще и дополнительный пит-стоп, отбросивший немца на третье место – он финишировал позади Хуана-Пабло Монтойи, своего напарника.

Но на трибунах почти никто не расстроился, ведь все равно после финиша был исполнен национальный гимн Германии – в честь очередной победы Михаэля, который выступал на Хоккенхаймринге уже в статусе пятикратного чемпиона мира.

Памятные моменты

На немецком Гран При в последний раз в истории Ф1 было использовано «правило 107%», по которому слишком медленный гонщик не попадал на старт вне зависимости от занятого в квалификации места. Его ввели в 1996-м, и с тех пор команды-аутсайдеры всегда ощущали незримое присутствие этого своеобразного Дамоклова меча.

В Хоккенхайме сей меч покарал малайзийского гонщика Minardi Алекса Йонга, которому не хватило для попадания на стартовое поле всего двух десятых. Окончательно «правило 107%» было отменено перед сезоном 2006 года.

Фокус: Том Уокиншоу (босс команды)

Том Уокиншоу

Том родился в Шотландии, в семье садовника. В школьные годы он часто бегал к соседу – тот держал небольшую ремонтную мастерскую, а в выходные гонялся на клубном уровне за рулем Mini Cooper. Повзрослев, Уокиншоу начал собственную карьеру и к 19 годам выиграл самое престижное гоночное шотландское первенство – местную Формулу Ford 1600.

После этого он отправился на юг Великобритании, чтобы попробовать свои силы в «больших» гонках, однако достаточно быстро многообещающая карьера оказалась прервана из-за серьезной аварии и переломов обеих ног.

Уже тогда Том понял: чтобы серьезно заниматься автоспортом, мало просто сидеть за рулем. Он получил приглашение от Ford и выступал в туринге, но уже в возрасте 26 лет основал собственную команду TWR – Tom Walkinshaw Racing. BMW, Mazda, Opel, Rover, Jaguar, Volvo – это далеко не полный список производителей, с которыми удалось наладить успешное взаимодействие. Причем Уокиншоу, как правило, не ограничивался автогоночной сферой, а предлагал компаниям тюнинг и доработку серийных моделей.

Сам он, впрочем, тоже регулярно выходил на старт, одержав несколько громких побед. В первой половине 80-х Том дважды выиграл «24 часа Спа», победил на Jaguar в европейском туринге, поднялся на вершину подиума в Макао. Лишь в 1988-м Уокиншоу повесил шлем на гвоздь и полностью переключился на подготовку машин Jaguar к гонкам на выносливость. Итогом стали три победы в чемпионате мира, а также первые места в Сартэ и Дайтоне.

После этого Тома избрали председателем Британского клуба гонщиков. Правда, пробыл он на этом посту недолго: шотландец, во все времена отличавшийся отменной предприимчивостью, затеял некое денежное дело, запахло скандалом, и его быстренько сместили с должности.

Зато Флавио Бриатторе позвал его в команду Benetton F1 на должность технического директора - видимо, почуяв родственную душу. И к первым чемпионским титулам Михаэля Шумахера Уокиншоу имеет весьма непосредственное отношение. Затем его откомандировали в Ligier, и Том даже было решился выкупить эту команду у Флавио – но у того было иное мнение. И тогда босс TWR приобрел у Алана Риза контрольный пакет Arrows.

К сезону 1997-го года шотландец собрал солидный бюджет: нашел титульного спонсора, компанию Danka, привел с собой из Ligier богатого бразильского пилота Педро Диница, на выгодных условиях подписал контракт с мотористами Yamaha. Но полученные в итоге немалые суммы – около десяти миллионов долларов – решил вложить не в развитие, а в звездного гонщика. Чемпион мира Дэймон Хилл, оставшийся без работы в Williams, принес Тому и его команде чемпионскую «единичку» и подиум на Гран При Венгрии. Но годом позже перебрался к Эдди Джордану, оставив Уокиншоу ни с чем. В поисках более быстрой машины покинул команду и Диниц.

Йос Ферстаппен на трассе Гран При Германии 1999 года

Упустив свой шанс, второй возможности отличиться в Больших Призах Том так и не получил. Команда медленно, но верно скатывалась из середняков в стан аутсайдеров. Не помогли ни новый спонсор, Orange, ни экзотический африканский принц Малик, вроде бы готовый пополнить бюджет. В сезоне 2000-го года Йос Ферстаппен и Педро де ла Роса набрали на Arrows-Supertec семь очков, выведя команду на седьмую же строчку Кубка Конструкторов. За два следующих сезона пополнить копилку удалось всего тремя баллами.

В 2002-м финансовая ситуация окончательно приперла Тома к стене. Денег требовали все – поставщики моторов, пилоты, персонал… Порой команда прибывала на этап, но автомобили проезжали по трассе всего несколько кругов. И после Гран При Германии (где ни одному из гонщиков не удалось доехать до финиша) Уокиншоу признал свое поражение, навсегда покинув паддок.

Говорят, что сейчас TWR выступает где-то в Австралии, а две ярко-оранжевые машины и еще кое-какое формульное имущество Arrows несколько лет назад выкупила команда Super Aguri. Ей они, правда, тоже не помогли…

Цифры

Команды, закончившие выступления в Формуле 1 в XXI веке

Команда Годы ГП Лучший финиш Победы Поулы Быстрые круги Очки
Honda 1964-2008 88 1 3 2 2 156
Arrows (Footwork) 1978-2002 393 2 1 167
Minardi 1985-2005 346 4 38
Benetton 1986-2001 260 1 27 15 36 861,5
Jordan 1991-2005 250 1 4 2 2 291
Prost 1997-2001 83 2 35
BAR 1999-2005 118 2 2 227
Jaguar 2000-2004 85 3 49
Super Aguri 2006-2008 39 6 4
Midland 2006 18 9
Spyker 2007 17 8 1

Проект F1News.Ru 2008-2009


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё