США'52: F1 и Indy500

Альберто Аскари. Индианаполис. 1952-й...
100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru
Дата: 30 мая 1952 года Место: Индианаполис (500 миль Индианаполиса)

Фабула

За победу спорили Билл Вукович и совсем молодой гонщик из Оклахомы Трой Руттмэн, известный тем, что начал участвовать в соревнованиях еще до того, как получил водительскую лицензию. Руттмэн пробился вперед с далекой 18-й стартовой позиции, но одолеть Вуковича ему так и не удалось.

В тот момент, когда победа Билла казалась уже делом решенным, у него оборвалась рулевая тяга – и тяжелый Kurtis-Kraft со всего хода протаранил ограждение. Хорошо еще, что пилот не пострадал. А победа в итоге досталась 22-летнему Руттмэну. Он до наших дней является самым молодым победителем в истории «500 миль», а в рамках Формулы 1 его рекорд продержался 51 год и был побит только в XXI веке Фернандо Алонсо.

Памятные моменты

Стартовав с далекой 25-й позиции, в группу лидеров очень быстро пробился самый необычный участник гонки. Ярко-алой Ferrari 375 управлял итальянец Альберто Аскари – единственный европеец, который за 11 лет, что Indy500 входила в календарь Формулы 1, вышел на старт этой гонки. По личному приказу Энцо Феррари для «Кирпичницы» были усовершенствованы четыре автомобиля модели 375 – шасси получили увеличенную базу, благодаря трем карбюраторам Weber мощность 4,5-литрового двигателя удалось поднять с 340 до 400 л.с.

Американцы, которые попробовали пройти на таких машинах квалификацию, остались за бортом гонки – еще бы, в те годы в Индианаполисе пилот, покинув боксы, более не трогал рычаг коробки передач. Аскари же переключался вниз перед каждым виражом – четырежды по ходу круга. Он прошел квалификацию, хотя и не с самым лучшим временем – барабанные тормоза слишком утяжеляли машину.

А вот в гонке европейский ас разбирался с соперниками легко и непринужденно и быстро пробился в группу, которая оспаривала вторую позицию. Но на 41-м круге не выдержало нагрузки и лопнуло заднее спицованное колесо. В ту пору все в Америке уже использовали на своей технике диски из легких сплавов, а в Европе нужды в них не было, ибо не было профилированных овалов с их большими перегрузками.

Для Аскари эта разница во взгляде на гонки и стала причиной схода. И странно, что никто из итальянцев не вспомнил при подготовке к гонке о ситуации 1940 года, когда на Maserati Уилбура Шо в Индианаполисе точно так же лопнули спицы…

Фокус: Формула 1 и Инди-500 - вместе и врозь...

Гран При США'04. Перед стартом.

Одиннадцать лет чемпионат мира и самая знаменитая гонка Америки существовали, как принято говорить, в параллельных мирах. Разные традиции, технические требования, команды и пилоты – все это не способствовало налаживанию связей. Когда в 1958-м в Ф1 учредили Кубок Конструкторов, существовала специальная оговорка, по которой результаты гонки на Старой кирпичнице не учитывались при определении сильнейшей команды сезона.

Впрочем, говорить о том, что контактов между разными берегами Атлантики не было вовсе, все же не следует. В 1958 году в Индиану приехал Хуан-Мануэль Фанхио – но после нескольких тренировок продолжать выступления отказался. Обратный пример – американец Роджер Уорд (победитель «500 миль» 1959 года) – дважды стартовал в «классических» Гран При США.

Но все же самой канонической попыткой установить связь между параллельными мирами считается именно пятисотка 1952 года и выступление Альберто Аскари. И кто знает, как бы развивалась мировая гоночная история, если бы итальянец добрался до финиша (а в этом случае он, весьма вероятно, одержал бы победу)? Но сослагательное наклонение здесь так же неуместно, как и в остальных случаях.

К слову, в конце 50-х несколько раз проводились Гонки двух миров, где американцы и европейцы спорили между собой. Но все же слишком разными были их машины – и на овале в Монце представители США легко взяли верх. А еще Энцо Феррари как-то в середине 80-х, уже на закате своей яркой и долгой жизни, захотел-таки покорить Индианаполис – и конструкторы Ferrari даже начали строить для этого машину – но тут в дело вмешались боссы Ф1. Они увидели возможность потери самой знаменитой команды Больших Призов – и приложили весь свой авторитет и влияние, чтобы проект был свернут.

А потом параллельные миры словно бы сошлись вместе: Формула 1 приехала в Индианаполис. Вот только это была уже совсем другая Формула 1 и совсем другой Индианаполис…

Цифры

Все Гран При США...

Трасса Длина круга, м Годы Гран При
Индианаполис (Инди-500) 4023,4 1950-1960 11
Себринг 8368,6 1959 1
Риверсайд 5270,6 1960 1
Уоткинс-Глен 3701,5-5435 1961-1980 20
Лонг-Бич 3250,9-3427,9 1976-1981 8
Детройт 4012-4023,4 1982-1988 7
Даллас 3901 1984 1
Финикс 3720-3798 1989-1991 3
Индианаполис 4192 2000-2007 8

Проект F1News.Ru 2008-2009


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё