Монако'05: Формат квалификации

Подиум Гран При Монако'05
100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru
Дата: 22 мая 2005 года Место: Монте-Карло (Гран При Монако)

Фабула

Спокойное течение гонки было прервано на 24-м круге – в повороте Mirabeau развернуло отставшего на круг Кристиана Алберса. Minardi голландца перегородила трассу, Дэвид Култхард из Red Bull успел сбросить скорость, а ехавший следом Михаэль Шумахер – нет, и Ferrari налетела на соперника.

Судьи выпустили машину безопасности. Алберс в итоге смог продолжить гонку, Култхард сошел из-за повреждения подвески, а Шумахер поехал в боксы менять поврежденный носовой обтекатель. Все остальные оказались перед выбором: проводить или нет пит-стоп, когда пройдена лишь треть дистанции (в том сезоне запретили смену шин, так что каждому пилоту требовалась лишь единственная дозаправка по ходу гонки)?

Уверенно лидирующий в чемпионате мира Фернандо Алонсо и его партнер по Renault Джанкарло Физикелла – они с самого старта шли вторым и третьим – покатили в боксы. А обладатель поула и лидер Гран При Кими Райкконен (McLaren), посоветовавшись с командой, остался на трассе.

Когда гонку возобновили, финн на легкой машине умчался от соперников, создал полуминутный отрыв, и посетил боксы, не пропустив никого вперед. Алонсо и Физикелле пришлось наматывать круги с полными баками – и задние шины не выдержали. Ближе к финишу испанцу и итальянцу пришлось защищаться – Фернандо повезло, что гонка не продлилась кругов на пять дольше – тогда бы он, как и напарник, вообще остался без очков.

А так Фернандо стал четвертым, пропустив на подиум двух пилотов Williams-BMW: Нику Хайдфельду досталось второе место, а впервые в карьере отведавшему призового шампанского Марку Уэбберу – третье.

Памятные моменты

Кристиан Клин, Витантонио Лиуцци, Джордж Лукас, Дэвид Култхард и Дарт Вейдер...

Команда Red Bull в той гонке превратилась в рекламную площадку нового эпизода «Звездных войн». Механики на пит-лейн, переодетые в имперских штурмовиков, произвели на обитателей паддока неизгладимое впечатление.

Ральф Шумахер разбил машину в субботу на квалификационном круге и стартовал последним. Несмотря на то, что в гонке было всего четыре схода, немец смог обогнать на трассе троих соперников и в итоге финишировал на шестой позиции.

Михаэль Шумахер долго прессинговал напарника Баррикелло, и на последнем круге смог пройти бразильца. Более того, на оставшихся метрах Шумахер-старший едва не обошел и своего брата – на финише между ними было всего 0,05 секунды!

Дженсон Баттон, пропускающий Гран При Монако из-за дисквалификации команды BAR на три гонки, комментировал соревнования для зрителей британского канала ITV.

Фокус: Формат квалификации

Стартовое поле

Несмотря на то, что суть квалификационных заездов оставалась неизменной во все времена – определить расстановку машин на старте – их формат менялся не раз. Достаточно долго в Формуле 1 почти не было тренировок как таковых – результаты всех сессий учитывались в споре за поул.

Затем, уже в конце 70-х, под квалификацию отдали два часа – один в пятницу и один в субботу. С сезона-96 сессию сократили вдвое – телекомпании, как правило, покупали права на показ только лишь субботней сессии.

Как назло, во время Британского этапа 1995 года пятница выдалась сухой, а в субботу пошел дождь. Разумеется, никто не покинул боксов, зрители не стали смотреть на пустую трассу, и взбешенный низким рейтингом Берни Экклстоун повелел свести всю квалификацию к одному часу.

Вскоре выяснилось, что и этого много. В начале XXI века гонщики часто отсиживались в боксах до середины сессии, и не всегда использовали отведенные двенадцать кругов. Каждый рассчитывал выехать на последних минутах, когда трасса прогреется и покроется дополнительным слоем резины. В итоге трансляции опять теряли зрелищность – а с ней и популярность.

С сезона-2003 правила переписали еще раз, куда более радикально. Теперь в пятницу все проезжали один быстрый круг по пустой трассе – в порядке положения в чемпионате мира. В субботу ещё один – согласно итогам предыдущего дня, от самого медленного к самому быстрому. Всем досталось поровну рекламного времени, но зрелище без борьбы оказалось скучным. Лишь в Маньи-Кур едва не состоялась сенсация – в первой квалификации на подсыхающей трассе лучшие секунды показали записные аутсайдеры из Minardi. Впрочем, днем позже их поставили на место.

В сезоне-2004 пилоты стали выезжать на первую попытку не по таблице общего зачета, а по результатам предыдущей гонки. Кроме того, обе сессии теперь проходили в субботу. На Гран При Японии синоптики пообещали во второй день этапа сильный ураган, и обе квалификации сдвинули на воскресное утро. Как оказалось, ничего страшного в этом нет.

Во многом именно поэтому к чемпионату 2005 года регламент переписали вновь.

Теперь ездить нужно было уже в субботу и воскресенье, причем вторую попытку пилот проводил уже с заправленными баками, а времена двух быстрых кругов суммировались. Но такой формат не понравился командам – сложно и дорого все получалось. На Гран При Монако он использовался в последний раз – через два дня боссы провели встречу с Максом Мосли, после которой квалификация сократилась до единственного быстрого круга по пустой трассе в субботу, опять же без возможности сменить шины или пополнить бак до старта гонки.

Говоря по правде, следить за одинокими машинами на пустой трассе было не слишком интересно – именно поэтому в 2006 году свет увидел новый вариант правил. С изменениями он дожил до наших дней – три сессии на выбывание. Правда, изначально все отрезки длились по 15 минут, а топливо, потраченное в третьей части, командам компенсировалось. Это привело к порочной практике «выжигания бензина», которую отменили только в 2008-м. Ну а насколько долговечным окажется нынешний формат – покажет время…

Цифры

Сезоны, в которых процент побед с поула был максимальным...

Сезон Гран При Побед с поула %
1991 16 12 75%
1976 16 11 69%
1959 9 6 67%
2007 17 11 65%
1952 8 5 63%
2004 18 11 61%

Сезоны, в которых процент побед с поула был минимальным...

Сезон Гран При Побед с поула %
1982 16 2 13%
1980 14 2 14%
1970 13 2 15%
1968 12 2 17%
1958 11 2 18%
1967 11 2 18%
1985 16 3 19%
1999 16 3 19%

Проект F1News.Ru 2008-2009


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё