Гран При Италии'80: Исключительный традиционализм

Старт Гран При Италии'80
Всякое дело, если оно продолжается достаточно долго, непременно порождает традиции. Какие-то из них опровергаются или забываются через некоторое время, но другие оказываются невероятно живучими. Проведение Гран При Италии Ф1 в Монце нельзя назвать традицией – все же это не случайность, а осознанное решение местной автофедерации. Но факт остается фактом – пока другие гонки кочевали с трассы на трассу или проводились с перерывами, сентябрьские соревнования на Аутодромо Национале с самого 1950 года неизменно значились в календаре чемпионата мира.
Так было 30 лет подряд (а на самом деле – еще больше, ведь национальный Большой Приз впервые был разыгран в Королевском парке в 1922-м и не покидал его, начиная с 1949-го), так продолжается и поныне, но однажды исключение из правила все же имело место. Удрученные серьезной аварией, унесшей жизнь Ронни Петерсона, гонщики потребовали проведения в Монце работ, направленных на повышение безопасности. Поэтому в 1980 году Гран При Италии был разыгран на другой трассе. В знаменитой итальянской Гоночной Долине, что между Миланом и Римини, есть не слишком примечательный городок Имола. Еще в античные века здесь проходили заезды колесниц, а в середине 50-х было сооружено гоночное кольцо регионального класса. Несколько позже оно получило имя Дино Феррари – сына Коммендаторе, умершего от лейкемии – и было серьезно перестроено, причем большую часть денег выделил сам Энцо.
Первый внезачетный Гран При прошел в Имоле в 1979-м, а годом позже именно сюда приехали участники Гран При Италии. Скоростная трасса с несколькими коварными поворотами и перепадом высот не слишком напоминала Монцу, но гонщики отзывались о ней положительно. Лидером сезона сюда приехал Алан Джонс, но всего два очка пилоту Williams уступал шустрый не по годам Нельсон Пике. Австралиец выиграл уже трижды, но бразилец был более стабилен – так что явного фаворита в этой паре не было.
Квалификация началась с аварии. Не поделили дорогу два новичка. Немец Манфред Винкельхок, прежде никогда не участвовавший в Гран При, налетел на гонщика Lotus Найджела Мэнселла. Усатый британец не блистал в молодежных гонках, но чем-то приглянулся Колину Чепмену, и тот дал ему возможность проявить себя. Но из-за столкновения оба не пробились на стартовое поле. 27 лет спустя дебют сына Манфреда, Маркуса Винкельхока, получится куда более эффектным.
Тем временем субботняя сессия завершилась двойным успехом команды Renault. Собственно, никто и не сомневался в том, что Рене Арну с Жаном-Пьером Жабуем получат на быстрых прямых преимущество благодаря своим турбомоторам. Для французов квалификационные успехи уже успели стать привычными, чего не скажешь об успешном преодолении всей гоночной дистанции. Эти же слова можно было отнести и на счет Alfa Romeo 179. За рулем бело-красной машины Бруно Джакомелли показал четвертый результат, но в том, что мотор V12 выдержит все 300 километров, были серьезные сомнения. Дела в Альфе пошли было на лад, когда за руль сел оправившийся от аварии дельтаплана Патрик Депайе, но накануне августовского Гран При Германии француз разбился на тестах.
Что до претендентов на титул, то Пике проехал 5-километровый круг с пятым временем, а Джонс – с шестым, так что на решетке их автомобили стояли совсем рядом. Стоит отметить, что и Williams FW07B, и Brabham BT49, да и почти все остальные машины чемпионата мира заметно изменили свой внешний облик за последние сезон-два. Граунд-эффект диктовал увеличивать площадь днища, а вот значимость антикрыльев существенно понизилась – от переднего часто отказывались вовсе. Кокпит был сдвинул до упора вперед, а пружины подвески стали гораздо жестче, чем прежде. Все это уменьшало комфорт пилота и понижало его защищенность – но разве можно сравнить это с выигрышем в скорости?
Старт лучше других удался Карлосу Рейтеманну, но почти сразу на Williams «залипло» сцепление, и аргентинец откатился в третий десяток – хотя и продолжил гонку. Тем временем Пике скоро разобрался с пилотами Renault и помчался вперед. Джонсу потребовалось на это гораздо больше времени, тем более, что на старте Алан пропустил еще и Жиля Вильнева. А обогнать канадца было невероятно сложно. Вне зависимости от ситуации, расклада сил и турнирных задач Жиль всегда упирался до последнего, используя всю ширину трассы и еще примерно по метру обочин в каждую сторону.
Гран При Италии'80: авария Жиля Вильнёва

Но на этот раз Алану в известной степени повезло – уже на первых кругах Вильнев пропорол шину и вдребезги расколотил свою 312Т5 (безымянный поворот, где это случилось, скоро получил собственное имя, которое сохраняет до сих пор). Между прочим, в пятницу и субботу гонщик из Квебека опробовал в Имоле турбированную Ferrari 126C, но надежность «сырого» автомобиля оставляла желать лучшего, и стартовать в гонке он предпочел на «атмосферной» машине. Сход канадца позволил Джонсу подобраться на дистанцию атаки к пилотам Renault – и вскоре оба остались позади. Но Пике тем временем уже создал отрыв, а по чистой скорости соперники были в этот раз почти равны.
Что до Жабуя и Арну, то оба удерживались в лидирующей группе три четверти дистанции, но затем один из моторов Renault попросту испустил дух, а второй настолько потерял мощность, что сохранял работоспособность лишь номинально. Самоустранение французов позволило завоевать «бронзу» автору великолепного прорыва Карлосу Рейтеманну. Двойной подиум пилотов Williams еще на шаг приблизил команду Фрэнка к первому Кубку Конструкторов (с сезона-79 в его зачет шли очки не одного, как прежде, а обоих пилотов гоночного коллектива).
Четвертым финишировал лучший из итальянцев – Элио де Анжелис на Lotus 81, пятым – финн Кейо Росберг из упорно не желающей покидать этот мир команды Fittipaldi, последнее очко досталось Дидье Пирони, выступавшему на Ligier JS11/15 (от французов ушел конструктор Жерар Дюкаруж, что не замедлило сказаться на результатах).
Обычно на этом мы заканчиваем описание результатов, но сегодня – всего один раз – сделаем исключение. Ибо седьмым в Имоле приехал сын торговца мебелью из французской провинции, чемпион Европы в Формуле 3 по имени Ален Прост. Он выступал за команду McLaren, причем первую же гонку закончил шестым, вторую – пятым, а на старт третьей не вышел, поскольку угодил в серьезную аварию на тренировках. Но вскоре пилот вышел из больницы и вернулся за руль. В дальнейшем он почти не допускал подобных ошибок, зато демонстрировал отменную скорость, за что и был вскоре прозван Профессором.
Гран При Италии'80: Нельсон Пике

Благодаря третьей в сезоне победе Нельсон Пике уехал из Имолы лидером сезона, опережая Алана Джонса на одно очко. Но в канадском Монреале бразильца подвел мотор, а в американском Уоткинс-Глене он ошибся сам, удирая от Рейтеманна. Что до автодрома имени Дино Феррари, то эта трасса, получившая после смерти Энцо и его имя, никогда больше не принимала Гран При Италии, но надолго получила прописку в календаре Ф1. Хотелось бы написать «навсегда» - но эта традиция что-то не заладилась.

В это время слушали...

Джон Леннон

«Буду ли я тебе все еще нужен, будешь ли ты кормить меня, когда мне стукнет шестьдесят четыре?» – вопрошали The Beatles (точнее, все-таки Пол Маккартни) в замечательно милой песенке, вошедший в альбом Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band, который произвел сенсацию в 1967 году.

Судьбе было угодно, чтобы двое из битлов не дожили до того дня, когда вопрос, в свое время заданный в шутку, приобрел бы актуальность по формальному признаку. Начался скорбный счет с Джона Леннона: в день, когда маньяк Чэпмен нажал на курок у входа в нью-йоркский Дакота-билдинг, Леннону было чуть более сорока... За три недели до трагедии, 17 ноября 1980 года, вышел диск Double Fantasy, который Джон записал, прервав молчание, тянувшееся пять лет. Альбом встретил более чем благожелательную критику, его продажи росли, и у всех было ощущение, что один из гениев XX века, преодолев кризис среднего возраста, возвращается к активной творческой жизни... Недаром диск начинается с оптимистичной красивой вещи (Just Like) Starting Over – т.е. «словно начиная все сначала»... Увы, пластинке суждено было стать последней работой Леннона, хотя мы и много позже украдкой смахивали слезу, слушая новые и новые его песни, долго остававшиеся неизданными...

Кстати, в своем последнем прижизненном интервью Леннон весьма критично оценил наследие The Beatles, которым мы восхищаемся до сих пор, считая, что это чистейшей прелести чистейший образец. Впрочем, если кто и имел право критиковать музыку The Beatles, так это сами авторы: «Я не могу оценивать их (The Beatles) объективно. Я не могу слушать их объективно. Мне не нравится ни одна песня, которую когда-либо записали The Beatles: я говорю и обо всех битловских записях, и моих собственных... Когда я был одним из битлов, я думал, что мы просто лучшая группа на всем этом проклятом белом свете. Мы в это верили, и эта вера сделала нас теми, кем мы были... Но поставьте мне эти песни сегодня, и мне захочется их переделать, все до единой...»

В это время, в новостях...

01/01/80 - Генеральный секретарь ООН Курт Вальдхайм совершает поездку в Тегеран, где пытается договориться об освобождении американских заложников.

08/01/80 - Президент США Картер называет советское военное вторжение в Афганистан самой большой угрозой миру после окончания второй мировой войны. 23 января США предостерегают СССР от вмешательства в дела стран Персидского залива.

22/01/80 - Власти СССР отправляют диссидента, физика Андрея Сахарова в ссылку, в город Горький (современный г. Нижний Новгород).

23/01/80 - Израиль завершает частичный вывод войск с Синайского полуострова, освобождая территорию в 18 тысяч кв. км.

12/02/80 - Международный олимпийский комитет отклоняет требование США об отмене или переносе предстоящих летних Олимпийских Игр, которые должны состояться в Москве.

18/03/80 - В США вводится запрет на продажу СССР современных технологий.

27/03/80 - В результате разрушения нефтяной платформы в Северном море погибают 147 британских и норвежских рабочих.

07/04/80 - Власти США вводят эмбарго на торговлю с Ираном, разрывают дипломатические отношения с этой страной и высылают из страны иранских дипломатов.

25/04/80 - В результате неудачной попытки освободить американских заложников в Иране американские коммандос теряют восемь человек. Ответственность за проваленную операцию берет на себя президент США Картер.

30/04/80 - Террористы захватывают здание иранского посольства в Лондоне и требуют освобождения в Иране политических заключенных. 5 мая специальные воздушно-десантные части штурмом берут здание посольства.

04/05/80 - Умирает президент Югославии Иосип Броз Тито. Место президента занимает коллегиальный орган из восьми человек.

19/07/80 - В Москве открываются Олимпийские игры, бойкотируемые 45 странами.

02/08/80 - При взрыве бомбы на железнодорожном вокзале в Болонье, заложенной итальянскими правыми экстремистами, погибают 82 человека.

14/08/80 - Польские забастовщики захватывают судостроительный завод имени Ленина в Гданьске. Стремясь не допустить распространения сведений о широкомасштабных забастовках в Польше, в СССР начинают глушить западные радиостанции – впервые за последние семь лет.

31/08/80 - Лех Валенса, лидер бастующих рабочих в Гданьске, подписывает соглашение с польским правительством, предусматривающее создание свободных профсоюзов и гарантирующее освобождение политических заключенных.

22/09/80 - Иракские войска вторгаются на территорию Ирана и пытаются взять под свой контроль реку Шатт-эль-Араб. 28 сентября президент Пакистана Зия уль-Хак посещает Тегеран и Багдад, пытаясь примирить воюющие стороны.

10/10/80 - Сильнейшее землетрясение в Алжире уносит жизни 20 тысяч человек.

22/10/80 - Папа Римский Иоанн Павел II отменяет вердикт 1633 года, осуждающий Галилея.

24/10/80 - Польские власти регистрируют новый независимый профсоюз, который называется «Солидарность».

04/11/80 - На президентских выборах в США победу одерживает республиканец Рональд Рейган, с подавляющим перевесом опередивший действующего президента Джимми Картера.

08/12/80 - В Нью-Йорке от рук маньяка погибает Джон Леннон, один из участников легендарного квартета The Beatles.

21/12/80 - Иран требует заплатить за освобождение американских заложников 24 миллиарда долларов, но 29 декабря США заявляют об отказе выполнить это условие.

Проект F1News. Текст: Александр Кабановский. Историческая справка: Андрей Лось
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё