Здравствуй, племя молодое!

Специально для F1News. Andy 'nau jr.' bezbozhny

За последние 10 лет пилотский состав Формулы 1 сократился почти вдвое. Но "текучка кадров" в Большом цирке остается постоянно высокой. Каждый сезон в составе трех-четырех команд появляются новые имена, известные ранее лишь по сводкам с тестов. Некоторые (Баттон, Райкконен, Уэббер) остаются в Формуле 1 и даже переходят на "повышение" в команды посильнее. Некоторые, и их побольше (Бурти, Энге, Сато, Дэвидсон), иногда не проведя и полного сезона, опять "скатываются" в многочисленный цех тест-пилотов, да и остаются там без особых перспектив. Авантюры с Баттоном в 2000 году, и с Райкконеном годом позже, значительно омолодили лицо Формулы 1. И хотя карьеры Сато или Массы сложились совсем по-другому, владельцы команд по-прежнему активно привлекают в гонки молодежь, часто предпочитая новичков проверенным ветеранам.

Вот и в грядущем сезоне болельщиков ждет встреча с четверкой, чьи имена еще не значились в протоколах Чемпионата мира. Что ждет их?.. Кто-то обретет многочисленную армию фанатов на годы, а для кого-то этот сезон останется наивысшей точкой в их гоночной биографии.

Антонио Пиццония - Jaguar Cosworth
(Бразилия, род. 11.09.1980)

Большой интриган и "кадровый каннибал" Ники Лауда для начала разогнал молодежь, опекаемую командой еще со времен Джекки и Пола Стюартов - Бурти, Шектера, Кортни и Лоттерера, а в конце прошлого сезона решил сменить одну из самых возрастных пар в Ф1 Ирвайн - де ля Роза на юные таланты. Для этой цели он "взял в аренду" и устроил показательные тесты-смотрины нескольких воспитанников других команд - тест-пилота Renault Фернандо Алонсо, его коллегу из Williams Антонио Пиццонию и замечательно дебютировавшего в Minardi Марка Уэббера. Молодежь неплохо показала себя, а Пиццония даже побил рекорд круга для Jaguar R3. Первым из числа претендентов на место в Jaguar выпал Алонсо - Бриаторе не зря столько патронировал юного испанца, чтобы отдавать его на сторону. Алонсо занял место Баттона во французской команде. А Уэббер и Пиццония попали в Jaguar. И если австралиец уже успел прекрасно зарекомендовать себя в дебютный сезон, то об Пиццонии можно поговорить побольше.

Уроженец не "гоночных" Сан-Паулу или Рио, а что ни на есть настоящей бразильской глубинки, Пиццония имеет прозвище Jungle Boy, что в переводе означает "парень из джунглей" (или, если хотите, Маугли). Возможно, это прозвище намекает на место рождения Антонио (настоящие амазонские джунгли, "легкие планеты"), а может быть - некоторую "дикость", а то и агрессивность гоночного стиля. Во всяком случае, его карьера напоминает хороший боевик с продолжением, в котором герой раз за разом достигает все новые и более высокие цели. Повыигрывав в бразильском картинге все что возможно и заняв второе место в североамериканской серии Barber Dodge Pro (школа Скипа Барбера по своей престижности уступает разве лишь "университетам" Джима Рассела), Пиццония по следам своих многочисленных соотечественников направляется в Британию. И там с триумфом проходит все ступени младших формул: чемпионат Vauxhall Junior - второе место в дебюте и чемпионство на следующий год; Формула Renault - титул Британской серии и второе место в Еврокубке. В 2000 году Антонио с первой попытки выигрывает престижнейший чемпионат Британской Ф3, уверенно опередив Томаса Шектера и Такуму Сато. Но, в отличие от Баттона или Сато, Пиццония в Формулу 1 со школьной скамьи не попадает, хотя получает место в сильной команде Ф3000 Petrobras Junior, являющейся дочерним отделением Williams. Повторения предыдущих подвигов по формуле "пришел - увидел - победил" в этой категории не получилось - всего лишь шестое место по итогам сезона, хотя удалось записать на свой счет победу в Хоккенхайме. В конце 2001 года Пиццония становится вторым тест-пилотом Williams. В следующем сезоне гоночные успехи оказались еще более скромными - восьмое место в Ф3000, зато Пиццония сполна вкусил тестерского хлеба и основательно ознакомился с автомобилем Формулы 1. Уже после подписания контракта с Jaguar Пиццония в прессе повторит тезис о том, что болиды Ф3000 в силу своей "туповатости" не являются настоящими гоночными болидами, по сравнению с Ф1 или с Ф3. Возможно, в этом скрываются причины невыразительных выступлений в Ф3000.

Но уже через три недели Пиццония выйдет на старт своей первой гонки Ф1, и теперь все его качества будут проверяться по этому "гамбургскому" счету. Что бразилец имеет в своем активе? Что может помочь ему закрепиться и прогрессировать в Ф1? Во-первых, как ни странно это звучит, его "бешеная" карьера в младших формулах. Каждый сезон выступая в новом чемпионате на новом для себя автомобиле (если это, конечно, настоящий гоночный автомобиль!) Пиццония если уж не выигрывал, то занимал хотя бы второе место. А выигрыш Британской Ф3 с первой же попытки?.. О, это многое может сказать. Второй его козырь - опыт тестерства. И не где-нибудь, а в Williams - в команде, славящейся своей "инженерностью". Технически безграмотных там не держат, и Пиццония, несомненно, может не только сказать своим инженерам, что он хочет от своего автомобиля, но и подсказать, что нужно сделать. Для команды, чьи машины отнюдь не блистают совершенством, такой технически грамотный гонщик - весьма ценное приобретение. Дополнительный плюс - знание всех европейских трасс (по тестам и гонкам в Ф3000), так что terra incognita для Пиццонии остаются лишь неевропейские этапы - Мельбурн, Сепанг, Монреаль, Инди, Сузука и, как ни странно, Интерлагос (Пиццония в Бразилии гонялся лишь в картинге). Но, в связи с тем, что Jaguar присоединился к командам, выбравшим пятничные дополнительные тесты, у Пиццонии будут возможности изучить незнакомые места и настроить свой автомобиль.

Кристиано да Матта - Toyota
(Бразилия, род. 19.09.1973)

До сих пор звучат споры, до сих пор не выработано единого мнения, стоит ли заокеанским чемпионам пытаться достичь успехов в Ф1. С одной стороны печальным опытом остаются попытки Майкла Андретти и Алессандро Занарди увеличить свою славу, а с другой стороны Жак Вильнев и Хуан Пабло Монтойя являются лидерами Ф1 - и кто теперь вспоминает, что когда-то они выигрывали чемпионаты CART и Indy 500? И прежде чем повести речь об очередном "иммигранте", давайте попробуем проанализировать это явление - "чемпион CART, штурмующий вершины Ф1". 

Прежде всего, всех предшественников да Матты можно разделить на эти две категории - неудачников (Андретти и Занарди) и тех, кто добился успехов (Вильнев и Монтойя), по разным признакам. Во-первых, Андретти и Занарди приходили (в последнем случае итальянец возвращался) в Ф1 в возрасте "уже за 30", уже перевалив пик своей карьеры. В то время как Вильнев и Монтойя на момент дебюта в Ф1 были молоды и, самое главное, чемпионство в Америке не было для них наивысшим достижением, которого они могли достичь, а только очередной ступенью на пути их постоянного прогресса.

Во-вторых, давайте вспомним в какие команды приходили заокеанские звезды?

McLaren образца 1993 года находился в глубоком кризисе - уход Honda, неудачный автомобиль. Победы Сенны в том сезоне относятся к числу чудес, на которые был способен "Волшебник". Андретти таких чудес сотворить не смог и бесславно вернулся в Америку, уступив место Мике Хаккинену

Williams в 1999 году выглядел ни лучше - второй год с клиентским Supertec позапрошлогодней (!) спецификации на фоне "гонки вооружений" McLaren и Ferrari особых надежд не вызывал. Занарди в таких условиях рассчитывать на многое не мог, вдобавок ситуация усугубилась тем, что итальянец так и не смог привыкнуть к автомобилям Ф1 (дело дошло до того, что на его машину вместо углепластиковых тормозных дисков ставили чугунные, как и на Чампкарах!). И в какие команды приходили Вильнев и Монтойя! Williams с супердвигателем Renault в 1996 году однозначно был лучшим автомобилем. Чемпионский титул, по сути, и был разыгран между Хиллом и Вильневом. Ни реформируемая "под Шумахера" Ferrari, ни Benetton с Бергером и Алези, ни возрождающийся McLaren с Хаккиненом и Култхардом так и ничего тогда не смогли противопоставить пилотам Фрэнка Уильямса. Тот же Williams пятью годами позже не был однозначно лучшим автомобилем, но был уже годовой опыт работы с BMW, и англо-немецкий "паровой каток" уверенно набирал силы и отдавливал пятки лидерам. Четыре победы нового "дьявольского" дуэта - тому подтверждение.

Попробуем вывести некий рецепт. Итак, чтобы очередной чемпион CART добился успехов в Ф1, он должен соответствовать определенным критериям - быть молод и приходить в сильную команду. Соответствует ли да Матта этим требованиям?

Карьера уроженца Белу-Оризонти развивалась по всем правилам наследников славы Фиттипальди, Пике и Сенны. Повыигрывав на родине не только картинговые первенства, но и чемпионаты Бразилии в Формуле Ford и в Ф3, да Матта отправился в Британию. Увы, сезон 1995 года в Британской Ф3 выдался не слишком удачным - всего восьмое итоговое место, хоть и выступал да Матта за сильную команду West Surrey (впрочем, его партнер Марк Жене был и вовсе 11-м). Тем не менее, Кристиано переходит в Ф3000, но и там не блещет - выступая за Pacific, бразилец добивается лишь подиума в гонке в Сильверстоуне, завершив сезон с семью очками и разделив восьмое место с Лораном Редоном. Разочарованный, да Матта уезжает в Америку - в чемпионат IndyLights, младшую серию CART. В первый же год да Матта - третий, а годом спустя Кристиано становится чемпионом. Неудачи в Британии отыграны сполна и да Матта получает место в CART. Первый сезон за Arciero/Wells ушел на притирку (в первой же гонке он квалифицируется шестым, а четвертый этап заканчивает на великолепном четвертом месте) - 18-е место в чемпионате. Но уже в 2000 году да Матта выигрывает свою первую гонку - этап на овале в Чикаго. Карьера да Матты в Америке идет в гору, Кристиано приобретает в Майами недвижимость, а дабы не скучать между гонками, перевозит туда всю свою бразильскую семью. В следующем сезоне да Матта - пилот легендарной команды Newman/Haas. Результаты не заставили себя долго ждать - с тремя победами Кристиано занимает пятое место. Ну а в сезоне 2002 года, выиграв семь гонок, да Матта завоевывает титул чемпиона CART, причем досрочно, что для серии является весьма необычным и редким явлением.

Еще весной, только находясь на пути к чемпионству, потихоньку начинают появляться слухи об уходе да Матты в Ф1. Почва для слухов была весьма основательной - Newman/Haas являлась, по сути, заводской командой Toyota в CART. В мае да Матту приглашают на тесты команды Ф1 на трассе Поль Рикар. Но окончательного решения еще не принято. С одной стороны, Toyota, уходящая из CART в альтернативную серию IRL, предлагает бразильцу место пилота Ф1. С другой стороны, Newman/Haas еще имеет год контрактных обязательств, и отпускать свою звезду куда-то вовсе не собирается. Да и сам Кристиано находится в сомнениях - стоит ли рисковать: "Если ты настоящий гонщик, то наибольшее удовлетворение получаешь в CART. Я не хочу отправляться в Ф1 просто ради участия. Я не намерен попросту отбывать там номер". В качестве запасного варианта Toyota пробует на тестах другого бразильца, двукратного победителя Indy 500 Элио Кастроневиша из Penske (в IRL Toyota будет поставлять двигатели для этой команды, а сам Элио после Гран При США распространит слухи об интересе к его персоне со стороны Jaguar). Но, в конце концов, да Матта решается: "Я добился одной из своих целей - выиграл чемпионат CART. Теперь я готов к новым испытаниям".

Что ждет да Матту в Ф1? Ему нет еще 30-ти, к ветеранам его не отнесешь, как и нельзя зачислять в ряды юниоров. После невыразительных выступлений в Европе - абсолютный триумф в Америке, ставший закономерным итогом постоянного прогресса. Минус - незнание европейских трасс и отсутствие опыта работы с высокими технологиями Ф1. Как ни странно, эти самые противоречия относят и Toyota, и да Матту к числу самых темных лошадок грядущего чемпионата - неизвестно, что от них можно ожидать. Будем надеяться, что вторая попытка покорения Европы (а с ней - и всего мира) окончится для Кристиано куда успешней.

Джастин Уилсон - Minardi Cosworth
(Великобритания, род. 31.07.1978)

Команда Minardi давно зарекомендовала себя "стартовой площадкой" для молодых гонщиков, как правило, обладающих солидным спонсорским бюджетом. Вот только гоночные судьбы у них складывались по-разному. Одни (Физикелла, Трулли, Уэббер), проявив талант, уходили на "повышение". Другие (Туэро, Маркеш, Йонг) безвозвратно пропадали с экранов телевизоров и со страниц спортивной прессы. По какому пути пойдет долговязый англичанин?

По иронии судьбы, Джастин знаменит больше своим ростом за метр восемьдесят, а только потом уж вспоминаются его успехи и заслуги. И именно высокий рост служил препятствием для прихода в Ф1. Сначала его хотел видеть у себя Эдди Джордан, еще год назад искавший британского пилота, но, даже успешно пройдя тесты, Уилсону в команде все-таки предпочли миниатюрного Такуму Сато. Когда в прошлом августе после трех не пройденных квалификаций Алекса Йонга отправили в отпуск, его временное место в Minardi мог занять Джастин, но болид оказался слишком мал для него - в Бельгии и в Венгрии стартовал Энтони Дэвидсон. Все это было бы смешно, если бы не было так грустно. Эдди Джордан: "Размеры болидов современной Ф1 таковы, что пилоты должны быть размером с жокеев, дабы уместиться в них. Может быть, кто-нибудь из FIA обратит внимание на то, что высокорослые гонщики не могут попасть в Ф1 только из-за того, что кокпиты слишком тесны". Но все-таки справедливость восторжествовала и в Minardi, соблазнившись гоночными талантами Уилсона и его спонсорским взносом, построили новый автомобиль уже с учетом роста новичка. А что же было до этого?

Карьера Джастина развивалась по вполне обычному сценарию. Сначала картинг, затем - младшие формульные серии. Смущало лишь то, что в Формуле Vauxhall Джастин явно подзадержался - провел там аж три сезона. Хоть ему и не удалось выиграть титул, он все-таки был там одним из лидеров. Ожидаемого перехода на ступеньку выше, в Британскую Ф3, не произошло - вместо этого в 1998 году Уилсон отправился в полулюбительскую Формулу Palmer Audi, основанную экс-пилотом Ф1 и предпоследним чемпионом Европейской Ф2 Джонотаном Палмером. Причины, судя по всему, были весьма прозаические - отсутствие финансов; участие в моносерии Палмера обходилось примерно в пять раз дешевле, нежели сезон в Британской Ф3. Формула Palmer Audi изначально позиционировалась как чемпионат для любителей, а посему Джастин без особых проблем выиграл его. Вместе с титулом Джастин приобрел дружбу и покровительство самого Палмера, который стал его менеджером. Связи не слишком удачливого гонщика, но преуспевшего бизнесмена, видимо сыграли свою роль - Уилсон получил место в команде Ф3000 Astromega. В следующем сезоне, в 2000 году Уилсон перебрался в более сильную команду Nordic, спонсируемую Coca Cola. Пара финишей на подиуме и стабильные результаты принесли ему пятое место в чемпионате. Ну а сезон 2001 года стал подлинным триумфом Уилсона - выиграв три гонки и, набрав почти столько же очков, что и его основные соперники Марк Уэббер и Томаш Энге в сумме, Джастин попадает в историю, став первым британским чемпионом Международной Ф3000 за все время ее существования.

Межсезонье 2001/2002 годов окатило холодным душем после триумфа осени. Не попав в Jordan, Уилсон остался без определенных планов на грядущий сезон. Для начала Уилсон стартовал в знаменитой гонке "12 часов Себринга" - 6-е место на финише на Ascari Judd. К счастью, был основан новый чемпионат Мировой серии Nissan, где более совершенные болиды Dallara (наследие не родившегося проекта Honda) оснащались, как и в Ф3000, трехлитровыми атмосферными двигателями. Помимо гонщиков с Пиренейского полуострова в чемпионате приняли участие и несколько уже известных пилотов во главе с Рикардо Зонтой. В их числе за команду Racing Engineering был заявлен и Джастин Уилсон. Новая серия была превосходно организована, страсти на трассах кипели нешуточные, спортивная пресса освещала события с должным вниманием. Что еще надо для счастья? Одна победа и обилие подиумов принесли Уилсону четвертое итоговое место. Не успел чемпионат финишировать, как услуги Уилсона потребовались заокеанской команде Newman/Haas. После ухода да Матты в Ф1, а Кристиана Фиттипальди в NASCAR, команда искала партнера для Бруно Жункуэйры. Помимо Зонты и Себастьяна Бурдэ, на тесты был приглашен и Уилсон, хотя везде аккуратно подчеркивалось, что англичанина не видят в числе кандидатов на место в команде.

Примерно в то же время возник вариант с Minardi, так что Уилсон не переживал по поводу отсутствия перспектив в Америке. Полу Стоддарту требовался быстрый гонщик с большими деньгами. Джастин Уилсон начал собирать необходимый бюджет. По совету Джонотана Палмера был разработан проект, который в начале 1980-х позволил ему дебютировать в Ф1. Уилсон попросту акционировал… самого себя, пообещав вкладчикам дивиденды с будущих контрактов с топ-командами (ни больше, ни меньше). На призыв через веб-сайт откликнулись верные поклонники Джастина, собрав порядка 10 тысяч фунтов стерлингов. Но крупные компании оставили предложение без внимания. Уилсону старшему даже пришлось продать бензоколонку, которой он владел еще до рождения Джастина. Так или иначе, контракт с Minardi был подписан.

В настоящий момент будущее Minardi выглядит едва ли не исключительно в радужных тонах - мощные и легкие двигатели Cosworth, опытнейший Йос Ферстаппен, потенциально быстрый Уилсон. Джастин вполне может повторить достижение своего предшественника Марка Уэббера, признанного лучшим новичком прошлого сезона.

Ральф Фирман - Jordan Ford
(Великобритания, род. 20.05.1975)

Эдди Джордан не был бы Эдди Джорданом, если бы не сумел преподнести формульной общественности очередной сюрприз, которым на этот раз стало подписание контракта с Ральфом Фирманом, занявшим последнее вакантное место в заявочном списке Ф1 2003 года. А между тем, эта затянувшаяся история походит на сказку о Золушке, где подзабытый гонщик становится пилотом Ф1.

С того момента, как Honda объявила о прекращении партнерства с Jordan, стало ясным, что Такума Сато покинет команду, несмотря на все свои таланты, о которых так долго твердил Эдди Джордан. Поначалу на освобождающееся место прочили Эдди Ирвайна, который собирался закончить свою карьеру там же, где и начал ее. Дело считалось почти решенным, пока со стороны команды все явственнее не зазвучали намеки, что им нужен гонщик с бюджетом. Несмотря на все желание спонсоров из Benson Hedges видеть в рядах команды видного британского гонщика, вариант с Ирвайном все-таки отпал. Эдди-гонщик не мог принести Эдди-владельцу ничего, кроме опыта и скорости. Почти одновременно нарисовалась кандидатура Фелипе Массы, уволенного из Sauber. Молодой бразилец считался главным кандидатом на место партнера Джанкарло Физикеллы. Гораздо менее предпочтительно выглядели шансы Фирмана, и еще для проформы вспоминали Энтони Дэвидсона. Контракт с Массой должен был быть вот-вот подписан, о чем не без удовольствия сообщал менеджер бразильца. Да и сам Фирман не очень-то верил в свою звезду, отдавая предпочтение своему визави. Тем неожиданней было сообщение BBC, днем позже подтвержденное командой, что вторым пилотом Jordan станет именно Ральф Фирман. Масса с деньгами оказался не нужен (бразилец, по-видимому, не огорчился и оперативно устроился тест-пилотом в Ferrari) - надо думать, табачные спонсоры все же предложили больше за возможность видеть в кокпите британского гонщика. Остается только в очередной раз удивиться изворотливости Эдди Джордана. Но сюрпризы на этом не закончились. Позже выяснилось, что Фирман не только не принес в команду никакого бюджета (за него это сделали джентльмены Бенсон и Хеджес), но и оказалось вдобавок, что он будет получать зарплату, как наемный работник! Весьма эффектная концовка очередного сериала под названием "Кто где поедет?". А между тем имя Фирмана ничего не говорит современным болельщикам Ф1, ничего не скажет оно и фанатам со стажем…

А когда-то Фирмана называли надеждой британского автоспорта. В 1995-96 гг. выступая за знаменитую Paul Stewart Racing, Фирман вначале занял второе место, а затем завоевал титул чемпиона Британской Ф3, к которому добавил победу в Гран При Макао. По итогам года Фирман получил престижную награду "Лучший молодой гонщик", присуждаемую журналом Autosport, командой McLaren и Британским клубом автогонщиков. В качестве приза Ральф проехал 20 кругов на автомобиле команды из Уокинга. Кто мог подумать тогда, что Фирман вновь сядет за руль болида Ф1 только через шесть лет? Ведь на этом блестящая карьера юного британца застопорилась. Стюарты создавали свою команду в Ф1, молодых чемпионов Ф3 в мир Гран При вводить тогда еще было немодно. Не найдя места в Ф3000 (Stewart Grand Prix создавалась на базе PSR, выступавшей именно в этой категории), Фирман уехал в Японию, в тамошний чемпионат под названием "Формула Nippon". Многие вспомнят, что там в свое время выступали Френтцен, Ирвайн, Сало. Некоторые знатоки упомянут, что незадолго до своего дебюта в Ф1 в Японии на одной гонке стартовал Михаэль Шумахер. И почему-то забылось, что в 1996 г. Японскую Ф3000 выиграл Ральф Шумахер, а годом позже - Педро де ля Роза. Попав в слабые команды, Фирман, в отличие от своих предшественников, не блистал - на протяжении четырех сезонов он был заядлым середняком. Ситуация изменилась в 2001 году, когда Фирман получил место в Nakajima Racing. Сатору Накаджима, когда-то гонявшийся в Lotus вместе с Айртоном Сенной, после завершения успешной (для японца) гоночной карьеры, стал не менее успешным гоночным бизнесменом. Его команда считалась одним из главных фаворитов чемпионата. И хотя сезон начался для Фирмана не слишком удачно (он финишировал лишь в половине из первых восьми гонок), его концовка выдалась мощным аккордом - две победы на двух заключительных этапах. Следующий сезон прошел уже под диктовку Фирмана - одержав четыре победы, он стал очередным европейским чемпионом Японской Ф3000.

Вот тут-то про Фирмана и вспомнили на страницах британской автоспортивной прессы. Благодаря ходайству со стороны Honda (Формула Nippon, где все команды используют двигатели Mugen, считается вотчиной японской компании), Фирман получает возможность провести тесты за BAR. Дэвид Ричардс, глава BAR: "Мы поздравляем Ральфа с его успехом и рады предложить ему возможность принять участие в наших тестах. Японская Формула Nippon давно имеет репутацию лучшей тренировочной площадки для молодых талантов. BAR постоянно следит за гонками японских чемпионатов как части нашей продолжающейся программы поддержки молодых пилотов". Вот так, спустя шесть лет, 5 декабря прошлого года Фирман наконец-то подошел к порогу Формулы 1. Ну а потом начался детектив с возможным местом в Jordan. Остановится ли на этом действие сказки о Золушке или, наоборот, нас еще ждет развитие истории о гадком утенке, который обязательно превратится в прекрасного лебедя - на этот вопрос ответят время и, конечно же, сам Ральф Фирман.

Специально для F1News. Andy 'nau jr.' bezbozhny. www.iLoveRacing.ru
 

Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё