Ответное письмо Макса Мосли кФренку Вильямсу и Рону Деннису

FIA. 25.02.2003

Дорогой Френк, дорогой Рон.

Я огорчен вашим письмом от 20 февраля в ответ на мое заявление от 7 февраля, в котором я постарался объяснить пути решения двух самых больших проблем нашего чемпионата - как избежать риска при уходе крупных автопроизводителей и как способствовать появлению небольших частных команд, сохранив уже имеющиеся. 

В вашем ответе перепутаны предложения от 15 января и мое письмо от 7 февраля, при этом непонятно, согласны ли вы с январскими предложениями и почему считаете, что поправки к регламенту противоречат "Договору Согласия".

К примеру, вы считаете, что поставщики моторов не поддерживают идею "один мотор - несколько гонок", но не возражаете по существу этого и других предложений, хотя и выражаете свое несогласие. При этом вы не допускаете альтернатив, кроме предложения компании Mercedes о поставке моторов за 10 миллионов Евро, хотя сама компания признает, что оно было сделано под влиянием нашей инициативы ограничить число моторов до одного за уик-энд в сезоне 2004 года. Именно против этой инициативы вы, Френк и вы, Рон, серьезно боролись. Иными словами вы признаете, что у "Формулы-1" нет никаких проблем.

Я не вижу возможностей для продолжения диалога, если в ответ на тщательно проработанные предложения вы присылаете критическое письмо, в котором нет аргументов. Однако я постараюсь извлечь основные тезисы и ответить на них.

FIA нарушает контрактные обязательства

Я не понимаю, почему вы считаете, что они были нарушены. Я уже обратился к представителям ваших команд, чтобы понять, считаете ли вы, что наши предложения противоречат "Договору Согласия" или европейским законам. Если нет, то что именно мы нарушили? Я попросил разъяснений отдельно по каждому пункту текущих поправок к регламенту, по сезонам 2004, 2005 и 2006 года, пытаясь понять, почему вы утверждаете, что мы нарушаем процедуры, описанные в "Договоре Согласия", хотя в FIA намерены искать одобрения Комиссии "Формулы-1" по поводу каждого пункта. Ваши представители воздержались от ответа. Может быть вы сможете мне ответить?

"Формула-1" приносит достаточную прибыль, чтобы поддержать все команды и в FIA должны искать способы более равномерного распределения доходов с телетрансляций и.т.д.

За последние 12 месяцев две команды чемпионата - "Прост" и "Эрроуз" были ликвидированы, по крайней мере еще двум командам такая опасность угрожает. Факты говорят сами за себя. Даже если разделить весь доход от телетрансляций, получаемый FOM, при текущих затратах чемпионат будет нежизнеспособным. Вы сами подписали десятилетний контракт с FOM в 1998-м, хотя обычно этот контракт подписывается на пять лет и мне трудно понять, как FIA может помочь его расторжению. 

Уже в 1997-м федерация предложила изменить распределение доходов в пользу небольших команд, эти средства могли бы компенсировать дыры в их бюджете, но вы оба боролись за то, чтобы доход команды зависел от ее успехов.

В FIA забывают о спорте

Если вы считаете, что публика должна видеть машины, которые управляются компьютерами и анонимными инженерами из боксов, наверное вам стоит пересмотреть свою точку зрения. Если не верите, попробуйте собрать два зала, пригласив в один из них, к примеру, Михаэля Шумахера, Кими Райкконена и Хуана-Пабло Монтойу, а во второй - ваших специалистов по электронике и техническое руководство. Как вы думаете, где зрителей будет больше?

"Формула-1" всегда была соревнованием гонщиков. Если хотите, вспомните пример чемпионата Group C, сделавшего ставку на технологии в ущерб гонщикам. Он собирал меньше зрителей, чем местные туристические чемпионаты даже в Германии и Великобритании, несмотря на присутствие Jaguar и Mercedes. По этой же причине у чемпионата был крайне низкий рейтинг телетрансляций. Зрители интересуются спортом, а не достижениями в области электроники.

FIA преувеличивает остроту проблемы

Вы не найдете ни одного независимого эксперта или серьезного бизнесмена, который думает так же.

Предложения FIA противоречат нуждам автопроизводителей

Вы забываете историю и игнорируете действительность. Ваши поставщики моторов - BMW и Mercedes длительное время провели вне "Формулы-1" и других гоночных чемпионатов. Тот факт, что сейчас они хотят вложить деньги в чемпионат, ничего не меняет. Они отвечают перед своими акционерами, а не перед спортом и в любой момент покинут "Формулу-1", если это будет соответствовать их интересам. Это не критика, а констатация факта.

Вы должны иметь ввиду, что автопроизводители тратят деньги своих акционеров не на поддержание чемпионата, а на увеличение продаж дорожных машин. Сейчас мы видим, что одна компания (и это не "Феррари") тратит огромные средства и ресурсы, наняв больше 1000 человек, чтобы выиграть чемпионат. В этом нет ничего плохого, правила подобного не запрещают, но мы не можем помешать этой компании завтра покинуть чемпионат, если этого захотят ее акционеры. Мы никому не вредим, пытаясь удостовериться в том, что "Формула-1" не будет зависеть от числа участвующих автопроизводителей, это реальный взгляд на сложившуюся ситуацию.

Автопроизводители действительно вносят большой вклад и мы сделаем все, чтобы поддержать их. Но на них нельзя полагаться, никогда не забывайте, что в руководстве компаний работают наемные сотрудники, которых могут уволить в любой момент, хоть на следующей неделе. С тремя из руководителей GPWC это случилось меньше, чем за два года. Было бы безумием рассчитывать на стабильность "Формулы-1", полагаясь на кадровую политику ведущих автомобильных компаний.

Мы можем рассчитывать только на тех автопроизводителей, кто даст юридические гарантии на ближайшие десять лет, или, по крайней мере, возьмет на себя обязательство уведомить о своем уходе за три года до этого. Пока я не вижу тех, кто мог бы это сделать.

Опасность сокращения время подготовки к гонке до 2.5 часов и отказ от телеметрии

Вы говорите, что проехав меньше 150 километров во время свободных заездов в субботу утром машины не смогут одолеть 300-километровую дистанцию гонки без возможности обслуживания командой в течении 18 часов. Это полная ерунда. Все мы видели машины, полностью восстановленные после серьезной аварии за два часа. Вы привели действительно странный аргумент, посмотрите на другие чемпионаты, везде основная работа по подготовке машины проводится в две недели, предшествующие гонке.

Вам не понадобиться телеметрия, если вы приспособите какую-нибудь лампочку, которая будет сигнализировать гонщику о необходимости остановки. На это у вас есть целый год.

4 декабря команды согласовали меры по уменьшению затрат и удешевлению двигателей

По поводу двигателей ваши аргументы не имеют оснований. Этот вопрос даже не был упомянут в заявлении "Макларен" по поводу тем, обсуждаемых 4 декабря, при этом все опубликованные предложения вообще не касались сезона 2003 года. Согласно резюме, выпущенном "Макларен", были рассмотрены лишь вопросы, связанные с квалификацией и гонкой, которые не могут быть изменены. Это неадекватный вариант, на самом деле все было решено условно, то есть...

В принципе нужно разработать стандартную телеметрию к 2004-му...

В принципе балласт может быть убран в 2005-м...

В принципе можно использовать стандартную резину (без даты)...

В принципе можно увеличить объем рекламных площадей на машине...

В принципе можно запретить дозаправку...


Один из боссов команд сказал, что сэкономленных таким образом средств не хватит даже на бутерброды. Это печальный перечень условных намерений никак не мог повлиять на экономию средств в "Формуле-1", равно как и официальное заявление GPWC от 17 января.

"Макларен" и "Вильямс" могут оказать помощь командам, испытывающим финансовые трудности

Вашей работой в этом направлении, несомненно можно считать желание любой ценой (даже путем вызова Берни Экклстоуна в арбитражный суд) не допустить получение доли "Прост" командой "Минарди". Открытые выступления Рона Денниса в адрес "Минарди" говорят сами за себя.

Я обращаю внимание, что вы опираетесь на предложение со стороны Mercedes, поскольку компания подтвердила в письме от 14 января 2003 года, что оно стало возможным из-за введения правила "один мотор - одна гонка" в 2004-м, Кажется вы сделали все возможное, чтобы предотвратить и это. Вы говорите о том, что у Mercedes дешевые моторы - 625 тысяч Евро за гонку. Даже разговоры о том, что в "Джордан" выложили почти 20 миллионов Евро в этом сезоне не позволяют считать цену в 10 миллионов Евро дешевой.

В FIA не отреагировали на предложение автопроизводителей, готовых внести свой вклад в улучшение спортивной стороны чемпионата...

Для начала в FIA должны получить предложение, а потом уже реагировать на него. Можно догадываться о том, что GPWC ведет переговоры с Берни и банкирами из Kirch, однако федерацию в курс дела никто не вводил.

Мы на самом деле сделали все, что могли, чтобы поощрить автопроизводителей и все же я предпочел бы лично встретиться с СЕО (а не со вторым-третьим лицом) той компании, которая не поддерживает идеи FIA или думает, что автопроизводители могут диктовать нам свои правила.

Хочу особо остановиться на вашем поведении 20 февраля. Вы оба отлично знали, что до 15 января среди спонсоров, телекомпаний и организаторов Гран При были серьезные сомнения по поводу "Формулы-1". Должно быть вы понимаете, что подавая иск в Арбитражный Суд вы подливаете масла в огонь. 20 февраля вы написали письмо, угрожая судом, если компромисс не будет найден до 26 февраля. В тот же день, еще до того, как письмо было получено нами, до официальной реакции со стороны федерации вы обратились к журналистам. Мы считаем этот поступок безответственным. Вы ждали пять недель после 15 января, не ища никаких контактов с нами, разве нельзя было подождать еще шесть дней официального ответа, не пытаясь дестабилизировать ситуацию в чемпионате? 

Наконец, в своих публичных заявлениях, вы обвинили меня в диктаторстве, в принятии решений без должных консультаций. Должен напомнить, что после встречи Комиссии "Формулы-1" от 28 октября мы договорились о новой встрече, с участием технического персонала команд на 4 декабря. Чарли Уайтинг даже отменил плановое заседание технической рабочей группы, назначенное на 6 декабря. Мы арендовали место для встречи, а вы, внезапно заявили о том, что представители FIA на ней присутствовать не должны, организовав встречу в другом месте, оставив на нас стоимость аренда ранее забронированного помещения.

Вы не в силах самостоятельно принять что-либо существенное, вы не захотели встретиться с FIA. Что, по вашему мнению, мы должны были сделать? Обсуждение могло стать бесконечным, но мы делаем и будем делать все, чтобы сотрудничать с командами.

Было бы правильно постараться найти решение проблем чемпионата, обсудить новые правила и строго соблюдать существующие, но мы ен в состоянии это сделать, если вы избегаете встречи с представителями федерации.

Искренне ваш, Макс Мосли.

Копия - руководителям команд чемпионата.

Перевод: Дмитрий Бухаров

Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё