"Kirch" или история одного банкротства

В начале февраля немецкая медиагруппа Kirch, пытаясь избежать перекупки компании, начала продавать свои активы. Kirch предложила Hypovereinsbank 40 процентов своих акций в издательском деле, оценивающихся примерно в 880 миллионов долларов. Ранее Kirch отрицала даже возможность продажи акций, но теперь компании срочно понадобились деньги для того, чтобы выплатить хотя бы часть из своего 5-ти миллиардного долга. Нашумевшая покупка большого пакета акций компании SLEC - владельца прав на телетрансляции Формулы 1, оказалась не самым удачным вложением денег, поскольку Kirch так и не удалось получить поддержку от команд. Всех волновал вопрос, не откажется ли Kirch от такого варианта развития событий, при котором медиагруппе придется уступить свои права на Формулу 1.

В Kirch Group задолжали множеству немецких банков, в том числе самым крупным - Deutsche Bank и Dresdner Bank, принадлежащих концерну Allianz. Deutsche Bank, который владел некоторым количество акций Kirch, и следовательно голосом в совете директоров.

Одним вариантов выхода из создавшегося положения для Kirch многие считали передачу прав на Формулу 1 Deutsche Bank. Подобный обмен - долги на права - был вполне возможен. Банкиры, кроме прямой выгоды 100-летнего контракта трансляцию гонок, могли решить проблему заключения договоренности с автопромышленниками.

Возможно, кто-то сочтет это просто совпадением, однако в октябре прошлого года президент Deutsche Bank Джозеф Акерманн и еще несколько директоров правления нанесли визит президенту Ferrari Луке ди Монтедземоло, посетили завод итальянского автопроизводителя в Маранелло и даже прокатились на Ferrari и Maserati по треку во Фьорано. Все это произошло всего за несколько недель до официального сообщения о том, что крупнейшие автопромышленники - организовали новый холдинг GPWC и собираются проводить новый мировой чемпионат.

12 февраля "Wall Street Journal" сообщил, что кредиторы предложили Kirch Group продать свои акции SLEC пяти крупнейшим автопроизводителям, участвующим в распределении мест на стартовой решетке - DaimlerChrysler, BMW, Ford, FIAT и Renault.

Моральный дух Kirch вряд ли поднялся также в свете выступления президента EM.TV Вернера Клаттена. Телевизионный босс уведомил прессу, что его компания все еще владеет 16,7% акций SLEC, поскольку продажа их Kirch Group так и не была по-человечески оформлена. В данный момент, руководство EM TV не собирается продавать свой пакет, поскольку использовала его в качестве залога под ссуду от Bayerische Landesbank. В общем, выходит, что Kirch на самом деле владеет лишь 58,3% от общего числа акций, хотя и далее упоминалось что Kirch владеет 75 % -м пакетом акций.

Информационная война

Новости "с фронтов" были достаточно противоречивы, возможно создание этого "информационного тумана" было задумано только для отвода глаз кредиторов. Первым кто подбросил бомбу в начавшуюся информационную войну стала немецкая "Зюйддойче Цайтунг", сообщившая в 13 февраля о намерении Берни Экклстоуна приобрести у Kirch ее долю в холдинге SLEC, что немедленно опроверг пресс-атташе Kirch Хартмут Шульц: "Экклстоун не делал нам никаких предложений". Берни тоже не остался в долгу: "Я и не собирался ничего предлагать им. Если в Kirch захотят со мной связаться, то знают, как это сделать. Но прежде всего мы поговорим о цене." По утверждениям некоторых информационных каналов, Берни Экклстоун предложил Лео Кирху чуть более 800 миллионов евро за пакет акций, то есть в три раза меньше, чем выручил с этой продажи.

Однако 18 февраля наступило некоторое затишье, несколько крупных немецких банков продлили срок кредитов для Kirch Group. Взамен банки получили 40% акций издательской группы Axel Springer, на 80 процентов принадлежащей Kirch.

И всё же Берни Экклстоун решил (21.02.02) опровергнуть гипотетического предположения о своем желании вернуть обратно долю в компании SLEC. Хотя Экклстоун мог бы, купив права, затем вновь перепродать их гигантам автомобильного производства, Берни заявил, что Kirch Group не делал ему никаких предложений относительно SLEC, а он ничего не предлагал им.

Затишье после боя

Прошел практически месяц и вот после определенного затишья (06.03.02) Дитер Хан, отвечающий за управление активами SLEC, заявил, что был бы рад найти возможность удержать этот пакет акций во владении немецкого медиа-концерна, но, скорее всего, ситуация сложится так, что компания вынуждена будет продать свою долю в коммерческих правах на Формулу 1 для того, чтобы выйти из финансового кризиса.

Но покупатели, жаждущие приобрести пакет акций, не спешили толпится у дверей Kirch Group. Так Питер Шернин, правая рука магната Рупперта Мердока, заявил, что их компания не заинтересована в такой покупке и ограничивается пожеланием получить от Kirch выплату долга.

А вот по сообщениям Financial Times (08.03.02), Берни Экклстоун встретился с представителями автопромышленных компаний для того, чтобы обсудить возможность покупки пакета акций SLEC и концерна Kirch. Объединив усилия, автопромышленники и Экклстоун могли бы выкупить почти все акции или пакет полностью, что дало бы им возможность контроля над телевизионными и коммерческими правами Формулы 1. Если бы такое соглашение было бы достигнуто, был бы закрыт вопрос о параллельном чемпионате, который автопроизводители планируют создать к 2008 году.

Сообщалось также, что Экклстоун провел переговоры с президентом Fiat Паоло Кантареллой, руководителем Ford's Premier Automotive Group Вольфгангом Райтцле и главой Daimler-Chrysler's Mercedes-Benz Юргеном Хуббертом. Итоги переговоров, так и остались не известны, как не известна и сумма, которую гипотетический союз мог предложить Kirch в обмен на 75 процентов акций SLEC. Хотя вышеупомянутый Хубберт открыто заявил о том, что любые предположения о том, что автопромышленники собираются совершить сделку с Kirch Group, будут оставаться нереальными до тех пор, пока цена на акции не будет снижена до разумных пределов.

Вспоминая о том, что в свое время Kirch заплатила за акции холдинга SLEC более 2 миллиардов долларов, а сегодня ей предлагают продать пакет всего за 800 миллионов - то где же здесь разумные пределы.

Видя, что противоположная сторона что-то замышляет Kirch Group решила (09.03.02) подтвердить, что готова продать свою долю в компании SLEC. Хармут Шульц, пресс-атташе немецкого медиа-концерна сказал корреспонденту Reuters, что никаких предложений пока ни от кого не поступало: "Да, предложений пока не было, но мы открыты для новых капиталовложений - особенно, если предложения последуют от автопромышленных компаний".

Возможно видимых причин финансовой нестабильности немецкого медиа-концерна было несколько, но для нас еще одной видимой причиной стала угроза со стороны соотечественника Kirch Group, известного издателя Алекса Шпрингера, который вполне был способен поставить компанию на грань банкротства.

Согласно сообщениям (12.03.02) британской Financial Times, Kirch срочно необходимо было выплатить издателю 671 миллион долларов за купленный у него телевизионный канал ProSieben SAT.1, если, конечно, они хотели избежать судебного иска. Выплата должна было состояться не позднее конца апреля, иначе Алекс Шпрингер объявит о неплатежеспособности Kirch Group.

Однако то ли не будучи уверенными в своем будущем, то ли считая права на Ф1 наиболее ценным своим активом, Kirch не рассматривала продажу 75-процентного пакета акций холдинга SLEC как выход из финансового кризиса, в котором она оказалась в последние месяцы.

И действительно как заявил глава компании Лео Кирх - покупка акций Формулы-1 стала самым значимым событием в его деловой карьере, и потому ему бы очень не хотелось отказываться от этого проекта.

Конец

Конец апреля ознаменовался не только концом этого месяца, но и усилившимися слухами о приблизившемся банкротстве "приболевшого" немецкого медиа-гиганта, обладателя коммерческих прав не только на Формулу 1, но и на Чемпионат мира по футболу.

Хотя основные кредиторы Kirch - Commerzbank, HypoVereinsbank, Bayerische Landesbank и DZ - судя по всему, не собирались подталкивать компанию к пропасти, в то же время они считали неприемлемым тот факт, что переговоры с основными инвесторами компании проходили с большими сложностями, поскольку инвесторы отказываются покупать у Kirch телевизионное время по тем ценам, которые предлагались.

А так как многие считали, что в ближайшее время у Kirch не появятся деньги, то и компания и ее прибыльные активы должны были пойти с молотка.

Ну и естественно самым ликвидным активом виделись - акции SLEC. К предполагаемым покупателям, кроме австралийского медиа-магната Рупперта Мёрдока и итальянского премьер-министра Сильвио Берлускони (компания которого, правда, официально заявила, что не намерена вкладывать деньги в Kirch Group) добавили арабского принца Аль Валида. Того самого человека, который в прошлом году пытался спасти от краха Prost Grand Prix.

Суббота, 6 апреля 2002 года.

И вот свершилось. Свершилось то, во что довольно часто происходит в рыночной экономике и являет из себя довольно естественный процесс омоложения рынка: Компания Kirch объявлена банкротом. Переговоры между инвесторами и банками на тему "как спасти медиа-концерн" к позитивным для компании результатам не привели, "отдаваться" иностранцам (Берлускони, Мердок) Лео Кирх не желает, так что компания, видимо, будет просто пущена с молотка.

На Формулу 1 этот факт, скорее всего, существенно не повлияет. Сильнейший удар получат платные цифровые телеканалы и немецкий футбол - многие команды существуют в значительной степени на доходы от трансляций. Германское правительство уже готовит программу помощи немецким футбольным клубам, которые потеряют серьезные деньги, если Kirch все-таки потерпит полный финансовый крах и не успеет передать эти права своим дочерним предприятиям.

Арбитражные судьи приняли решение назначить в компании Лео Кирха внешнее управление и это значит, что создатель немецкой медиа-империи больше ее не контролирует (чем это закончилось для Prost всем хорошо известно).

Введение внешнего управления вовсе не решало проблему прав трансляции Ф1 и создание параллельного чемпионата в 2008 году. Так, немецкие средства массовой информации высказали свою обеспокоенность в связи с возможностью перехода мощного информационного ресурса в руки иностранцев.

Немного добавило ажиатожа к новости о банкротстве компании Kirch информация о проверке немецкими фининспекторами финансовых операций кампании Kirch, и последующей передаче дел в криминальную полицию. Но учитывая, что расследование, в основном, коснется имущественных залогов, которые кампания предлагала банкам в обмен на новые ссуды, эта новость не набрала актуальности.

Единственным актуальным вопросом после 6 апреля оставался вопрос владения, вопрос собственности на Формулу 1. Точнее прав на ее 100 летнюю трансляцию.

На этот вопрос попробовала ответить The Guardian. По ее информации кредиторы обанкротившейся Kirch в лице немецких банкиров и при негласной поддержке Берни Экклстоуна готовы предложить автопромышленникам выкупить контрольный пакет SLEC, при условии, что они откажутся от идеи проведения параллельной серии гонок.

В ответ на это представители BMW, Daimler-Chrysler, Fiat, Ford и Renault провели в Имоле совещание по поводу запуска собственных Больших Призов. Но пока общего решения не было обнародовано.

В свою очередь сотрудники газеты Independent утверждают, что крупнейшие кредиторы обанкротившейся Kirch, немецкие банки готовы купить коммерческие права на Формулу 1. Independent утверждает, что Bayrische Landebank, JP Morgan Chase и Lehman Brothers приобретут пакет акций SLEC за 970 миллионов фунтов стерлингов с целью перепродать его объединению автопроизводителей.

Будет ли это предложение, от которого автоконцерны не смогут отказаться, сказать сложно. Пока возможные стороны предпочитают вести переговоры (в принципе до 2008 года еще далеко). Возможно, это означает, что автомобильные магнаты ждут предложения получше.

В заключение хотелось бы заметить, что хотя банкротства даже таких крупных концернов редкость, все же не стоит видеть в падении Kirch серьезный признак экономического кризиса в спорте (и не только автомобильном). Банкротство компаний - это также признак развития всей системы в целом. Как и в любом организме одни клетки отмирают, другие появляются. Банкротство Prost GP, Reynard, Kirch - это только одна сторона медали. Появления на их месте новых компаний не заставит нас ждать. Это неразделимый процесс...

Сергей Черняев
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё