BAR. Джок Клиа и Жак Вильнев. Расставание.

Джок Клиа и Жак Вильнев

Уилл Грей, Atlas F1. Перевод: Владимир Родионов

Отказ Жака Вильнева от участия в Гран при Японии безусловно расстроил многочисленных болельщиков и друзей канадского гонщика. Все они видели будущее своего кумира и друга совершенно другим. Джок Клиа, гоночный инженер Жака и его близкий друг был рядом с ним в Японии и ему, наверное, было тяжелее всех.

Можете назвать это стечением обстоятельств или судьбой, можете принять выбор Жака или не принимать его, можете назвать канадского пилота настоящим мужиком или слабаком, но ясно одно – то, что случилось на Гран При Японии 2003, стало логическим завершением отношений между Вильневом и командой BAR, отношений, которые строились и развивались на виду у всех долгие пять лет и одновременно были покрыты завесой тайны. Сейчас безумно сложно удержаться от споров – послужит ли решение Жака толчком для завершения его карьеры в Формуле 1 или это всего лишь маленькая передышка перед новым витком карьеры канадского пилота в мире королевских гонок. Но Жак сделал свой выбор, приняв очень непростое решение.

Джок Клиа: “Я пытался что-то изменить, уговаривал его, но то, что случилось в преддверии Гран При Японии стало последней каплей в его затянувшихся отношениях с BAR”.

Сейчас мы можем только гадать, было ли все произошедшее выбором Жака или здесь присутствовало давление на него со стороны команды, которая очень хотела выставить на последнюю гонку будущего основного пилота BAR Такуму Сато. В BAR отвергают все предположения такого рода, но против фактов трудно спорить. 

На протяжении всего сезона Дэвид Ричардс не уставал повторять, что обязанности тестера команды, не гарантируют Сато место основного пилота BAR на будущий сезон и Жак Вильнев, как бы не сложилась ситуация, проведет за команду все гонки чемпионата, включая Гран при Японии. Говорил он все это очень уверенно и ему многие верили. Но первые сомнения закрались в умы болельщиков и журналистов перед гонкой в Индианаполисе.

В интервью одной из шотландских газет, Сато проговорился, сказав, что с удовольствием примет участие в последней гонке чемпионата в Японии, на своей родине. Незамедлительно последовали опровержения со стороны команды и японского гонщика, только подлившие масло в огонь.

Во вторник, за несколько дней до гонки в Японии, было объявлено о подписании контракта с Сато на сезон 2004 года. Он в очередной раз, в интервью японской прессе, уже на родном языке явно поторопился с высказываниями: “Надеюсь, я смогу помочь команде побороться за пятое место в Кубке Конструкторов. Это моя работа.” 

Команда в очередной раз незамедлительно выступила с опровержением и заявила, что слова Сато просто неправильно перевели с японского, что этот язык достаточно сложен и пилота просто неправильно поняли...

Даже Джок Клиа, один из немногих близких друзей Вильнева, не может точно описать, что же на самом деле происходило в команде и как развивались события.

Ричардс утверждает, что он был в скоростном экспрессе Токио-Нарита, когда получил звонок от менеджера Жака Крейга Поллока, который сообщил ему о решении Вильнева не участвовать в Гран при Японии. Сато и его менеджер Эндрю Жильберт Скот говорят о том, что Ричардс связался с ними сразу же после полученного звонка от Поллока, но они еще утром были проинформированы о том, что японский пилот может принять участие в гонке и ему нужно быть наготове.

В Японии Клиа очень аккуратно подбирал слова, пытаясь объяснить досрочный уход Вильнева: “На эту тему мы не разговаривали с Жаком. Не важно как все произошло, но я считаю, что это была (длинная пауза) давняя договоренность. Вопрос с участием Жака в Гран при Японии был решен заранее. Была ли это идея Жака? Хочу верить, что вся инициатива исходила от него., но я точно знаю, что большого желания стартовать в Сузуке у Вильнева не было... Жак всегда был откровенным со мной. Я знал его взгляд на многие вещи, происходящие вокруг нас, знаю о его разочаровании прошедшим сезоном и не хочу сейчас говорить об этом. Уверен, в ближайшем будущем, он сам озвучит все свои чувства и поделится с нами своими мыслями. То, что произошло в Японии стало большим потрясением не только для меня, но и для всей команды, для всех ребят. Жак собирался в конце сезона провести вечеринку для того, чтобы собрать команду и поблагодарить ребят за работу, сказать спасибо людям, которых все пять лет считал своей семьей. Обидно, что он не смог этого сделать."

Был ли Джок 'голосом' Жака Вильнева в команде? "О, да. Очень часто так и было. Я доводил до команды желания Жака, но это касалось только технической, гоночной части работы. Все разговоры о будущем Жака были прерогативой Жака и руководства команды".

"Сато не обладает достаточным опытом для стабильного выступления в Формуле 1. Ему предстоит многому научиться для того, чтобы оправдать ожидания команды. Если он будет выступать на том же уровне, на котором гонялся в Jordan, руководство BAR будет разочаровано. Несмотря на это, мы понимаем что он вырос как гонщик и надеемся на удачное сотрудничество. Такума Сато - протеже Honda, разговоры о его выступлении в BAR ходили давно и сообщение о подписании контракта на будущий сезон, никого не удивило. Выступая за Jordan, он не показал ничего особенного, разбил несколько машин, но безусловно, сейчас Сато является одним из самых талантливых японских гонщиков".

Все что произошло с Жаком за последний год, резкое ухудшение его отношений с командой BAR, во многом зеркально отражают его личные отношения с Дэвидом Ричардсом. Плюс совершенно непонятные отношения Ричардса и менеджера Жака, бывшего руководителя BAR Крейга Поллока. Мы попытались узнать у Джока что по его мнению является причиной конфликта между Ричардсом и Вильневом. Ответ был коротким и однозначным: "Не знаю. Жак хотел построить настоящую команду, вроде того, что сделал Шумахер в Ferrari. Трудно найти человека более лояльного чем Жак. Он настоящий друг и один из самых честных и приятных людей которых я знаю. Я восхищаюсь его человеческими качествами, его преданностью. Будет очень обидно если ему больше ничего не удастся показать в Формуле 1. Машина, на которой он выступал все эти годы, была очень далека от его ожиданий, но он всегда поддерживал команду, он постоянно учился вместе с ней. Оставаясь вместе с командой, тем самым он показывал свое отношение к своей работе и как он считал, своей команде". 

К сожалению для Вильнева и Клиа, работа в новой команде стала кошмаром с самого начала. Команда от гонки к гонке продолжала удивлять всех отсутствием скорости и надежности. Вильнев был безумно расстроен, но продолжал верить в команду. Он уже попробовал вкус чемпионского шампанского и хотел испытать эго ощущение еще раз со своей новой командой.

Жак получал хорошие деньги за выступление в BAR. Но Джок Клиа утверждает, что сумма на счету не имела большого значения: "Деньги для Жака были своего рода страховым полисом. Ведь каждый гонщик, выходя на трассу, подвергает свою жизнь огромному риску. Любые предположения иного рода не имеют под собой никаких оснований. Говорить о том, что Жак гонялся в BAR только ради денег смешно и глупо. Если бы в 1999 году он перешел в McLaren, то он без сомнения стал бы двукратным чемпионом. Возможно он смог бы завоевать и свой третий чемпионский титул. Поверьте, так бы он смог заработать намного больше денег, чем он имел в BAR. Если бы он чуть позже принял предложение Renault, он бы совершенно не потерял в деньгах. Любой человек, который говорит о том, что Жак оставался в BAR только ради денег совершенно ничего не знает о ситуации, которая была в команде и совершенно не знает Жака как человека. Все эти разговоры очень меня огорчают!"

По словам Клиа, проблемы BAR начались с самого начала, в 1999 году, когда команда поставила перед собой заведомо невыполнимые цели. На протяжении пяти лет, мечта Вильнева медленно таяла. В конце 2002 года, когда меньше чем за сутки до презентации новой машины, он узнал о новом руководстве и об уходе Крейга Поллока, его мечта умерла окончательно.

Несмотря на все это, Жак остался верен команде. Он по прежнему считал себя частью "семьи", но у нового босса BAR Дэвида Ричардса были иные взгляды на будущее команды и канадского пилота...

Джок Клиа: "Как спортсмен, вы просто не имеете никакой возможности показывать достойные результаты имея в своем распоряжении ту технику, которая была у Жака, да и Дэвид Ричардс с самого начала своей работы отстранился от Жака так далеко, насколько это возможно в условиях работы в одной команде. На протяжении всего сезона Ричардс вел разговоры о будущем Жака вне BAR. Он рассуждал о необходимости перемен, постоянно упоминая Такуму Сато, как главного претендента на место в команде. Жак не хотел быть первым пилотом и не хотел быть последним. Все эти разговоры о его будущем вне команды, которую он считал своей семьей лишь добавляли неуверенности. В таких условиях очень трудно работать. Несмотря на все это, не думаю что он сожалеет о чем-либо. Конечно, он может оглянуться назад и подумать о том, что сделал неверный шаг, отказавшись от предложения Renault в 2001-м. Но слово "сожаление" точно не из лексикона Жака!

Мало кто питает иллюзии по поводу успешности нынешнего сезона для Жака. Я до сих пор читаю заметки, в которых все, кому не лень, пишут: "Почему Вильнев так удивился, когда команда BAR избавилась от него, ведь на протяжении всего сезона он копался в грязи, в то время как его молодой напарник выигрывал квалификационные дуэли и зарабатывал очки". Я точно могу сказать, что для большинства работодателей, прошедший сезон в карьере Жака не будет определяющим при приеме его на работу.

В одном я согласен с Жаком на 100%. На протяжении всего сезона он ни разу не выступил в прессе с критикой по отношению к команде. Он всего лишь делился своим разочарованием - не больше. Поверьте мне на слово, у него были все основания для того, чтобы вести себя совершенно иным образом."

Многие писали, что после объявления об отказе Жака Вильнева участвовать в Гран При Японии, настроение в боксах команды было подавленным. Джок Клиа чувствовал тоже самое. Он знал о чувствах Жака, но не мог предположить, что развязка будет столь драматической. Конечно, битва за чемпионскую корону отодвинула происходящее в BAR на второй план, но несмотря ни на что, эта новость стала большим потрясением для мира Формулы 1.

"У меня сохранились замечательные отношения с Жаком. У нас что-то вроде джентльменского соглашения - если он гоняется, то я его гоночный инженер. В любой момент Жак может попросить меня помочь ему в качестве гоночного инженера. Сейчас ситуация складывается таким образом, что в следующем сезоне он не будет выступать в Формуле 1. Жак отлично понимает что помимо наших с ним отношений я работаю на BAR и у меня есть профессиональные обязательства перед командой.

На протяжении всего прошедшего сезона стоял вопрос о будущем втором пилоте команды BAR. Либо этим пилотом будет Жак Вильнев, либо Такума Сато, либо кто-то другой. Мы долго обсуждали, что лично я буду делать в этом случае. Пока я планирую остаться в команде, но мне нужно время, чтобы подумать о том, как мы будем строить взаимоотношения с Сато. Я обязательно с ним поговорю, до первой гонки нового сезона мы должны все утрясти. Конечно мне очень жаль что Жак покинул команду, и вдвойне жаль что именно таким образом, но на этом жизнь не заканчивается. Я с нетерпением жду старта очередного чемпионата и сделаю все, что в моих силах. Никаких проблем быть не может. Считаю что все произошло мягко и спокойно, намного спокойнее чем я этого ожидал. Все произошедшее совершенно не отразилось на наших отношениях с Жаком, на нашей дружбе".

Вряд ли кто-нибудь сейчас возьмется предугадать будущее Жака Вильнева. Кто-то верит, что он скоро вернется в Формулу 1, кто-то видит его будущее в другом чемпионате. Но на есть один человек, который очень ждет его звонка с предложением о совместной работе. "Это станет приятным и долгожданным предложением," - говорит Джок Клиа. "Но давайте подождем и посмотрим, что будет дальше..."

Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё