Слагаемые успеха: О тех, кто помогает гонщикам Формулы 1

Валттери Боттас получает наставления перед стартом Гран При Монако от Дидье Котона

Автогонки - спорт индивидуалистов, в котором без природного таланта невозможно добиться успеха. Однако даже в Формуле 1 пилоты не обходятся без тренеров и помощников – об их работе рассказывает журнал Auto, выходящий под эгидой FIA…

В последние годы все больше опытных гонщиков после завершения спортивной карьеры возвращаются в паддок помогать молодому поколению. Один из примеров – Алекс Вурц, который был наставником Пастора Мальдонадо и Бруно Сенны в Williams в 2012-м. Другой пример – победитель Гран При Монако 1996 года Оливье Панис, который сейчас занимается карьерой Шарля Пика. Бывший гонщик Формулы 1 рассказал, в чём заключается его работа.

Оливье Панис: «Я не учу Шарля пилотировать машину – он знает, как это делать. Моя основная задача – объяснить ему, как работать в паддоке Формулы 1. Конечно, гонщик должен понимать машину, но ему также необходимо разбираться в людях, понимать особенности происходящих процессов, быть немного политиком, уметь общаться с прессой.

Когда вы дебютируете в Формуле 1, многие вещи могут шокировать, поэтому важно, чтобы рядом был кто-то, кто может помочь. Сейчас в Формуле 1 дебютируют в 20-21 год – для меня это дети. Именно поэтому я считаю, что молодым пилотам нужны помощники, если они хотят построить долгосрочную карьеру в Формуле 1».

С Оливье Панисом согласен Дидье Котон – менеджер двукратного чемпиона мира Мики Хаккинена, который сейчас занимается карьерой Валттери Боттаса. Говоря о работе с гонщиками, Котон основное внимание уделяет выстраиванию карьеры молодого пилота.

Дидье Котон: «Ведение карьеры гонщика – большая ответственность, ведь вам полностью доверяют её развитие. Я лишь немного преувеличу, если скажу, что эта работа отнимает 24 часа в сутки.

Главная цель, по крайней мере, для меня, сделать из своего подопечного чемпиона мира. Это не всегда возможно, но если вы работаете с гонщиком, обладающим должным потенциалом, то всегда думаете на два-три года вперед – в каком направлении хотите двигаться, с какой командой хотите подписать контракт и так далее. Внимание к деталям помогает гонщику прогрессировать. Мы должны быть уверены, что нашли правильное решение и работаем с правильными людьми. Я говорю о тренерах, диетологах, PR-службе, отделе маркетинга. Собрать правильную команду вокруг пилота – часть работы менеджера. Другая часть моей работы – подписать максимально выгодный контракт.

Нельзя говорить о том, что одни аспекты моей работы важнее других. Формула 1 – спорт, в котором преимущество могут принести всего несколько тысячных секунды. Для того, чтобы добиться максимума, гонщик, садясь за руль, не должен думать о посторонних вещах. Задача менеджера – избавить своего подопечного от любых проблем. Это у вас должны быть седые волосы, это вы должны не спать по ночам».

Гоночный инженер – еще один человек, от которого зависит карьера гонщика. Казалось бы, его задача – настроить машину и выпустить пилота на трассу, но Айо Комацу, гоночный инженер Романа Грожана, приводя в пример квалификацию одного из Гран При, рассказывает о том, насколько многогранной бывает его работа.

«Иногда вам нужно, чтобы машина оставалась в боксах как можно дольше, чтобы выехать на трассу в самый последний момент, – говорит Комацу. – Одни гонщики соглашаются с вашим решением и готовы ждать, другие просто не способны этого сделать. Они не могут сидеть и смотреть, как другие работают на трассе и показывают время. Такие гонщики начинают нервничать, и можно дойти до той точки, когда лучше отправить его на трассу, чем продолжать ждать. Нужно постоянно оценивать ситуацию, и подобная оценка не всегда основывается на трафике или состоянии трассы.

Некоторые гонщики нуждаются в дружеских отношениях со своим инженером, кого-то подобные вещи не волнуют. Нельзя говорить о том, что все пилоты одинаковые. В момент начала работы с новым гонщиком всё нужно начинать с нуля. Как инженер, я должен оценивать ситуацию в целом, чтобы понять, что нужно конкретно этому пилоту».

Физическая подготовка гонщика – одна из составляющих успеха в Формуле 1. Бывший физиотерапевт McLaren и Sauber Йозеф Леберер рассказал о своей роли в повседневной жизни пилотов.

Йозеф Леберер: «Ален Прост и Айртон Сенна были примерно одного со мной возраста, когда я начал работать в McLaren. Рон Деннис понимал, насколько важна подготовка пилотов. Команда тратила много денег на самые современные технологии, поэтому им был нужен кто-то, кто мог бы работать с гонщиками. В самом начале я занимался подготовкой пилотов к гонкам, делал массаж, готовил еду. Здоровая пища была частью режима, но в 1980-е было не так просто достать органическую пищу, так что я искал продукты по всему миру и сам готовил.

Начиная работать с новым пилотом, я всегда составлял индивидуальную программу. Нагрузки и физические требования в Формуле 1 отличаются от других серий, например от GP2, ведь в Формуле 1 гонка длится в два раза дольше. Мы работаем над развитием мускулатуры, основное внимания уделяя мышцам шеи. Чем больше гонщик тренируется в межсезонье, тем легче ему будет в гонках. Хорошая подготовка позволяет пилоту больше времени проводить с инженерами, дольше пилотировать на пределе возможностей. За рулем гонщику приходится иметь дело с большим объемом информации, поэтому он должен иметь возможность ее анализировать и выжимать из машины максимум, а не отвлекаться из-за усталости.

Лучшая физическая форма делает гонщика быстрее. В напряженной гонке, проходящей в сложных климатических условиях и требующей полной отдачи, хорошо подготовленный пилот сможет дольше работать на пределе. Но и это еще не все. Когда гонщик знает, что он в хорошей физической форме, он и психологически становится сильнее, а это помогает команде.

Очень важно, чтобы пилот мотивировал команду, чтобы все знали – на трассе он способен выжать максимум из машины. Когда пилот понимает, что в физической подготовке у него есть преимущество над остальными, а машина быстра – это позволяет сделать шаг вперед».

О том, насколько важна физическая подготовка говорит пилот Red Bull Racing Даниэль Риккардо: «У меня нет менеджера или кого-то, кто исполняет подобную роль. Всю поддержку мне оказывает Стюарт Смит – мой тренер. Он, как и я, австралиец, но живет в Англии, всего в десяти минутах от меня. Вдали от гонок я провожу с ним много времени – мы вместе тренируемся, он составляет мою диету. Если отец и мать приезжают на Гран При, я знаю, что в конце дня меня ждут объятия, но и Стюарт оказывает мне огромную поддержку на трассе. Все происходит именно так, как мне нужно, а я не люблю, когда вокруг много суеты.

Если бы у меня не было тренера, я бы не перестал тренироваться, но качество тренировочного процесса и дисциплина гораздо выше, когда вы работаете в паре. Тренер знает гораздо больше о теле человека, у него больший опыт, он понимает, что я должен делать, чтобы избежать травм – не важно, речь идет об изменении режима тренировок или обычном выходном дне.

Стюарт отлично меня знает и в соответствии с этим выстраивает график тренировок, понимая, что в какие-то дни не стоит заниматься отдельными упражнениями. В результате занятия проходят с эффективностью в 100%, а не в 90%, как если бы я тренировался самостоятельно».

Текст: . Источник: Auto
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё