Сезон 2010: Российские гонщики на международной арене

2010 год неумолимо приближается к концу. Завершены гоночные чемпионаты, нашли своих обладателей почетные трофеи – самое время подводить итоги последних 12 месяцев. Мы предлагаем вашему вниманию традиционный обзор выступлений молодых российских спортсменов в ведущих мировых гоночных сериях

Можно сразу отметить, что в сравнении с прошлым годом заметен очевидный рост – как в количестве пилотов, так и в качестве показанных ими результатов. Мы достаточно подробно следили за выступленими Виталия Петрова в Формуле 1 и Михаила Алёшина в Мировой серии Renault, потому сейчас оставим их за скобками. А вот результатам всех остальных спортсменов, выступавших в 2010 году в формульных гонках от Канады до Малайзии, постараемся дать объективную оценку...

1. Сергей Афанасьев (22 года*; 200-е место в гоночном рейтинге Castrol)

Сергей Афанасьев

Сезон Результаты
2010 Формула 2, 3 место (18 гонок, 1 поул, 1 лучший круг, 4 подиума)
2009 Формула Master, 2 место

Уже не первый год москвич добивается хорошего результата в сильной компании. Козырь Сергея – стабильность и умение работать с техникой и инженерами. В 18 гонках сезона он всего трижды не заработал очков, потому и смог без единой победы занять итоговую третью позицию и завоевать Суперлицензию FIA. Особенно показательными получились четыре финальных этапа, в которых гонщик ни разу не финишировал ниже шестого места.

Афанасьев не раз демонстрировал нацеленность на хороший результат и радовал болельщиков обгонами. Впрочем, совсем избежать ошибок россиянину не удалось. Учитывая, что прежде Сергею почти не доводилось выступать на столь мощных машинах, итоги сезона вполне можно считать позитивными. Молодой пилот вновь доказал, что отлично работает головой и может переигрывать соперников тактически, даже если немного уступает им в чистой скорости. Теперь ему и компании Лукойл крайне важно найти верное продолжение карьеры.

Сергей Афанасьев для читателей F1News.Ru: «В Лукойл Рейсинг мне поставили цель пробиться в пятерку сильнейших по итогам дебютного сезона в Формуле 2. Эту задачу я выполнил, а возможность получить Суперлицензию FIA стала приятным дополнением к третьему месту в чемпионате. Думаю, она откроет для меня закрытые до этого двери».

Сергей Афанасьев

Перспективы: Участие в декабрьских тестах Мировой серии Renault едва ли было случайным – в 2008-м Сергей уже пробовал себя в этой категории, но тогда, по собственному признанию, оказался не готов в выступлениям на мощной и быстрой машине. Сейчас, нет сомнений, подобные проблемы уже не возникнут. С другой стороны, Афанасьев вполне может попробовать свои силы и в GP2 – как минимум в её зимней части. В любом случае, ему требуется финансовая поддержка, но, учитывая долгое и успешное сотрудничество с компанией Лукойл, можно ожидать, что особых проблем не будет.

* - здесь и далее возраст приведен по состоянию на 01.01.2011

2. Иван Самарин (22 года; 339)

Иван Самарин

Сезон Результаты
2010 Формула 2: 12 место (18 гонок, 1 подиум)
2009 не выступал

Возвращение чемпиона России на европейские трассы оставило двойственные ощущения. Смелые предсезонные прогнозы о борьбе за победы так и не стали реальностью – компенсировать дефицит международного опыта и паузу в выступлениях Ивану не удалось. На отдельных этапах он выглядел довольно средне, но на других добивался хороших результатов. И если четвертое место в Марокко стало всё же следствием счастливого стечения обстоятельств, то третья позиция в Брэндс-Хэтч и особенно четвертая в финале сезона в Валенсии говорят о том, что Самарин на верном пути.

В его пользу говорит и всего два схода за сезон: один из них, к тому же, стал следствием ошибки соперника. Москвичу важно с максимальной результативностью отработать предсезонную тестовую программу в выбранном классе – и тогда в новом году он вправе рассчитывать на куда более высокие результаты.

Иван Самарин для читателей F1News.Ru: «Сезон получился для меня достаточно сложным – я впервые выступал в серьезных европейских соревнованиях, к тому же после годичного перерыва. На протяжении всего сезона я старался показать свой максимальный темп и добиться наилучших результатов. Не все получилось так, как хотелось, но я очень доволен своему прогрессу в Формуле 2. Надеюсь, что в следующем году, мне удастся достичь самых лучших результатов».

Иван Самарин

Перспективы: Иван уже провел тесты в серии GP2, но пока не стремится «идти на повышение». Скорее всего, он останется в Формуле 2 – как показывает опыт других гонщиков, второй сезон в этой моносерии позволяет добиться лучших результатов, чем первый. Правда, для этого важно максимально эффективно использовать межсезонье и заручиться спонсорской поддержкой. Но с этим у пилота проблем возникнуть не должно, осталось верно сформулировать цели на 2011 год.

3. Антон Небылицкий (21 год; 399)

Антон Небылицкий

Сезон Результаты
2009 Формула Renault 3.5, 14 место (17 гонок, 1 подиум)
2008 Формула Renault 3.5, 29 место

Второй сезон в Мировой серии для Антона сложился явно успешнее первого. Результаты выросли, и порой молодому гонщику удавалось вмешиваться в спор сильнейших. При этом стоит отметить, что россиянину пришлось осваиваться в новом качестве лидера команды. Рядом уже не было, как прежде, опытного напарника, на совет которого можно положиться в трудную минуту.

Молодая российская команда KMP Racing не смогла избежать спадов на отдельных этапах, но в целом Небылицкий выглядел весьма уверенно – шесть раз он пробивался по итогам квалификации в первую восьмёрку, а лучшим моментом сезона, без сомнений, стал подиум в Брно. Впрочем, над стабильностью гонщику ещё предстоит поработать: ошибки он допускал довольно часто, особенно в условиях прессинга. Но свой 21-й день рождения Антон отпраздновал только в минувшем октябре, потому времени у него еще много.

Антон Небылицкий для читателей F1News.Ru: «Год получился для меня очень поучительным. В 2009-м, должен признать честно, мне немного не хватало скорости. А когда едешь где-то в конце – твои ошибки не так заметны. Теперь все было уже иначе, и за каждую оплошность приходилось расплачиваться. Порой, как под дождем в Спа, это было очень обидно. Но к концу чемпионата мне удалось обрести стабильность, так что прошедший сезон я считаю одним из самых удачных в карьере. Рассчитываю развить успех в 2011-м».

Антон Небылицкий

Перспективы: Планы гонщика на 2011 год уже определены: москвич продолжит выступления за KMP Racing в Мировой серии Renault. Состав участников предстоящего первенства вырисовывается весьма солидный – достаточно назвать имена Даниэля Риккардо и Жана-Эрика Верня, пользующихся поддержкой Red Bull. Однако опыт двух сезонов должен помочь Небылицкому сделать очередной шаг вперед. Если молодой пилот добавит в стабильности, то может регулярно финишировать на подиуме. Также для хорошего результата команде важно отыскать для Антона хорошего напарника.

4. Даниил Мове (25 лет; 537)

Даниил Мове

Сезон Результаты
2010 Формула Renault 3.5: 21 место (15 гонок, лучший результат – 7-й)
2009 Формула Renault 3.5: 10 место

Именно в тот момент, когда Даниил, казалось, собрал воедино всё необходимое, чтобы регулярно бороться за подиумы и победы, фортуна повернулась к нему спиной. Переход из команды P1 в Lotus Junior обещал хорошие перспективы, но на деле результаты Мове резко упали. Учитывая сильную концовку прошлого сезона, здесь явно не обошлось без технических проблем – специально приглашенный в команду инженер заключил, что дело в структурном дефекте конкретного шасси.

Однако в Lotus Junior, как ни старались, так и не смогли обнаружить каких-то технических неполадок. В такой ситуации Даниилу пришлось принять непростое решение – отказаться от выступления на финальном этапе, чтобы доказать, что дело вовсе не в нём. Заменивший россиянина чемпион Формулы 2 Дин Стоунман в итоге тоже выглядел весьма посредственно, но едва ли это сильно утешило самого Мове, который, фактически, просто потерял сезон.

Даниил Мове для читателей F1News.Ru: «Просто не могу подобрать подходящий эпитет для 2010 года - ужасный, отвратительный... Все сложилось совершенно не так, как хотелось бы. Едва ли не единственным светлым пятном стали тесты в Ferrari – на машине GT мне удалось проехать быстрее, чем заводскому тест-пилоту. Впрочем, я все равно уверен, что прошедший сезон пошел мне на пользу - он закалил меня, научил переживать неприятные моменты. Уверен, что в 2011-м все пойдет намного лучше».

Даниил Мове

Перспективы: Даниил старше других наших пилотов, выступающих в Европе. Он накопил солидный опыт, а на тестах Мировой серии Renault, прошедших по завершении регулярного чемпионата, вновь доказал, что может ехать быстро. Однако неудачи 2010-го – чем бы они ни были вызваны – не могут не отразиться на его карьере. Гонщику предстоит непростой выбор – задержаться еще на год в WSR или все же попробовать свои силы в GP2. В любом случае, права на ещё одну ошибку у него нет.

5. Иван Лукашевич (19 лет; 548)

Иван Лукашевич

Сезон Результаты
2010 GP3: 28 место (16 гонок, лучший результат - 13)
2009 не выступал

Вернувшийся за руль после паузы в полтора года, протеже Николая Фоменко оказался в весьма конкурентоспособном чемпионате. Поскольку GP3, в отличие от множества других молодёжных серий, курируется самим Берни Экклстоуном, сюда устремились лучшие таланты своего поколения, рассчитывающие как можно быстрее оказаться в Формуле 1. Ивану было сложно с ними соперничать, но молодой пилот смог добиться прогресса по ходу сезона и постепенно стал демонстрировать результаты на уровне середняков.

Лучшим результатом Лукашевича в итоге стало 13-е место, что неплохо, ведь на старт в GP3 выходит три десятка пилотов. Также важно отметить, что россиянин демонстрировал завидную стабильность и всего дважды не финишировал. Умение добираться до клетчатого флага и должно стать для молодого пилота важным базисом при продолжении карьеры.

Перспективы: Зимняя поездка в далекую Новую Зеландию свидетельствует, что карьера молодого гонщика набирает обороты. Выступления на таком уровне ещё не требуют миллионных бюджетов, поэтому компания Marussia Motors наверняка обеспечит Лукашевичу возможность стартовать в 2011 году в том же первенстве GP3. Это было бы вполне логично, а Иван наверняка сможет регулярно бороться за попадание в первую десятку.

6. Максим Зимин (16 лет)

Максим Зимин

Сезон Результаты
2010 Формула Abarth, 5-е место (14 гонок, 1 поул, 3 лучших круга, 4 подиума)
швейцарская Формула Renault 2.0, 5-е место (10 гонок, 1 лучший круг, 2 подиума)
2009 Формула Renault 2.0, несколько гонок

Представитель нового поколения российских гонщиков, несмотря на совсем юные годы, зарекомендовал себя с лучшей стороны. Уроженец Барнаула выступал в двух чемпионатах и в обоих занял пятое место. Но если целью выступления в швейцарском первенстве двухлитровой Формулы Renault было, прежде всего, получения опыта, то в Формуле Abarth и конкуренция, и цели были куда серьезнее.

Первый полновесный сезон Максима после перехода из картинга следует признать очень успешным – шесть раз россиянин поднимался на подиум. Небольшой ложкой дегтя стало отсутствие побед, но у гонщика есть всё необходимое, чтобы добиться их уже в ближайшем будущем.

Перспективы: Сотрудничество Зимина с сильной командой Jenzer набирает обороты. Швейцарцы представлены во многих молодёжных сериях, потому для россиянина наверняка будет найден подходящий и интересный вариант продолжения карьеры. Таким может стать и борьба за титул в Формуле Abarth, и переход в GP3. Важно лишь помнить, что в столь молодом возрасте нужно обязательно учитывать психологические аспекты выступлений пилота. Оказавшись в не по годам сложном чемпионате, юный гонщик легко может «перегореть».

7. Даниил Квят (16 лет)

Даниил Квят

Сезон Результаты
2010 Евросерия Формулы BMW , 10-е место (16 гонок, 1 подиум);
Тихоокеанский чемпионат Формулы BMW (8 гонок, 2 победы, 5 подиумов)
2009 выступал в картинге

Единственный представитель нашей страны в молодежной программе Red Bull не смог угнаться за своим напарником и главным соперником Карлосом Сайнсом-младшим. Точнее, так положение дел выглядело на европейских трассах – тогда как в нескольких гонках азиатского первенства Даниил смотрелся лучше. Он дважды выиграл на Сепанге и ещё несколько раз побывал на подиуме, в том числе по ходу этапа Формулы 1 в Сингапуре.

Сам пилот назвал главным достижением рост результатов по ходу сезона. Во второй половине сезона гонщик всего дважды не смог финишировать в первой шестёрке, а заключительная гонка сезона в итальянской Монце принесла Квяту второе место. Этих результатов хватило, чтобы выполнить главную цель на 2010 год – сохранить поддержку доктора Марко.

Перспективы: Как известно, Формула BMW прекращает существование, поэтому молодому гонщику нужно переходить в другой класс. Стратеги молодёжной программы Red Bull наверняка подобрали несколько вариантов. По нашей информации, в российской компании Лукойл тоже хотели бы продолжить сотрудничество с Даниилом, но в некоторых сериях есть свой официальный поставщик бензина и масел, что может помещать реализации этой идеи.

8. Максим Снегирёв (23 года; 599)

Максим Снегирёв

Сезон Результаты
2010 британская Формула 3, 18-е место (30 гонок, лучший результат - 10);
Формула Palmer Audi, 13-е место (7 гонок, 1 победа, 3 подиума)
2009 британская Формула 3, класс National, 4-е место

Завершив без особых успехов прошлый сезон в британской Формуле 3, постоянно проживающий в Лондоне пилот не стал менять серию. Во второй попытке удалось добиться несколько большего – на любимой трассе в Снеттертоне Максим впервые пробился в десятку сильнейших. Параллельно во второй половине чемпионата гонщик вернулся в хорошо знакомую Формулу Palmer Audi, где сразу стал одним из лидеров.

Можно констатировать, что Снегирёву, пришедшему в автоспорт из прокатного картинга, постепенно удается прибавлять. Теперь важно найти серию, где стоит продолжить карьеру. Перефразируя слова мушкетёра Атоса, можно сказать, что «Ф3 для россиянина – это слишком сложно, а FPA – слишком просто».

Перспективы: Межсезонные тесты в Формуле 2 и Мировой серии Renault явно свидетельствуют, что поиск идет. Сделать выбор довольно непросто: в Ф2 россиянин наверняка сможет регулярно бороться в первой десятке, а при удачном стечении обстоятельств имеет шанс подняться на подиум. Уровень WSR в последнее время стал ощутимо выше, а значит, выступления там дороже, а конкуренция серьёзнее. Наконец, важно не ошибиться с выбором команды.

Николай Марценко (17 лет; 717)/Алексей Карачев (26 лет; 845)/Максим Травин (33 года; 931)

Из российского трио, выступавшего в немецкой Формуле 3, особенного внимания заслуживает 17-летний Николай Марценко. Год назад он едва не победил в чемпионате Финляндии, а теперь неплохо смотрелся и на германских трассах. Всего дважды по ходу сезона москвич, родившийся в Сибири, не добрался до финиша, зато в восьми гонках из 18-ти занял 11-е место!

Карачев и Травин выступали на менее мощных машинах зачетной группы Trophy, где участников было совсем немного. Алексей занял там по итогам сезона второе место, Максим стал четвёртым.

Михаил Гойхберг (24 года)

Студент из Санкт-Петербурга отправился учиться в далёкую Канаду, где и приобщился к автоспорту. Первый же полный сезон принес россиянину отличные результаты – шесть подиумов и третье место в первенстве американской Формулы 2000, одной из базовых молодёжных серий в США. Пока автоспорт остается для Михаила лишь хобби, потому неясно, решит ли он продолжать карьеру и продвигаться в более серьезные заокеанские классы, рассчитывая в итоге оказаться в первенстве IndyCar.

Сергей Сироткин (15 лет)

Завершая карьеру в картинге, юный спортсмен "попробовал на вкус" итальянскую Формулу Abarth. Проведя шесть гонок, Сергей финишировал во всех. Его лучшим результатом стало восьмое место, худшим – 13-е, при том, что на старт выходит три с лишним десятка пилотов. Пока эти результаты можно считать пробой сил перед началом полноценной карьеры в формульных гонках, которая обещает быть весьма успешной. Кстати, вновь Сироткин сядет за руль уже этой зимой в Новой Зеландии.

Андрей Храпов (20 лет)

Три гонки в тихоокеанском первенстве Формулы BMW не дают достаточно информации, чтобы делать серьезные выводы – тем более, что в двух из них Андрей попал в аварию уже на первых кругах. Но шестой квалификационный результат, показанный на сложнейшей городской трассе в Макао, однозначно свидетельствует: с талантом у молодого гонщика всё в порядке.


Немало наших соотечественников выступало в международных соревнованиях и на машинах других категорий. Их стараниями российский флаг регулярно развевался над призовым подиумом.

Алексей Васильев

Александр Львов (38 лет)

Питерский гонщик продолжает «одиссею» в чемпионате Европы по гонкам грузовиков. В 2009-м он стал лучшим новичком сезона, а в прошедшем году желтый MAN Львова регулярно держался в группе лидеров. На испанской трассе Альбасете Александр открыл счет заработанным кубкам, заняв второе место. В итоговой таблице он расположился на восьмой строчке. Один из этапов трак-рейсинга прошел на новом автодроме около Смоленска, и там компанию Львову составил еще один россиянин, Михаил Коновалов.

Алексей Васильев (38 лет)/Александр Скрябин (21 год)

Если прежде напарником российского «первопроходца» в серии Ferrari Challenge был Илья Буренко, то теперь его место занял молодой Александр Скрябин. Выступавший прежде в картинге и мотокроссе москвич так здорово разогнался по ходу дебютного сезона, что лишь из-за неудачного стечения обстоятельств не смог завоевать титул в «младшем» Кубке Shell. Что до Васильева, то он вновь регулярно финишировал на подиуме, но остался без побед и стал четвёртым в Трофее Pirelli.

Андрей Романов (31 год; 464)

После годичной паузы москвич вернулся в мировой Туринг, где продолжил сотрудничество с командой немца Франца Энгштлера, выступающей в независимом зачете. После нескольких аварий на старте сезона Романов регулярно зарабатывал очки, хотя и много проигрывал лидерам своей категории. Параллельно Андрей провел несколько гонок в германском Туринге – и на этом уровне смотрелся очень убедительно, одержав несколько побед.

Давид Сигачев (21 год)

Проживающий в Германии гонщик выступает по российской лицензии в местном Кубке Porsche. В девяти гонках прошедшего сезона Давид четырежды смог финишировать в первой десятке и по итогам сезона оказался на 14-й позиции в итоговой классификации. Также он попробовал свои силы и в немецком первенстве Гран Туризмо.

Алексей Дудукало (34 года)

Выиграв все, что только можно в российских гонках, подмосковный пилот провел при поддержке компании Лукойл первый полноценный сезон в Европе. Выступая в монокубке SEAT Leon, Алексей начал сезон со второго места, позже одержал победу и в итоге до последнего этапа сохранял шансы пробиться в тройку сильнейших. Но заключительные гонки сложились не слишком удачно, и в итоге Дудукало оказался шестым. По предварительным данным, в 2011 году россиянин продолжит карьеру в чемпионате мира WTCC.

Также в Еврокубке SEAT Leon периодически выходили на старт Олег Петриков и Тимур Садрединов – лучшим результатом для каждого из них стало седьмое место на финише.

Андрей Агафонов (32 года)

Ежегодно в гоночной серии VLN, все этапы которой проходят на «Северной петле» Нюрбургринга, выступают по два десятка россиян, как профессионалов, так и любителей. Сложная система деления на классы позволяет выводит на старт абсолютно любую технику – от сверхмощных Porsche до видавших виды машин 30-летней давности – и дает всем более-менее равные шансы на успех. Выступающий в VLN уже не первый год Андрей Агафонов регулярно стартовал на «почти стандартной» BMW M3 категории V6 и стал в ней победителем, заняв 139-е место в абсолютном зачете – это лучший результат для всех представителей нашей страны в нынешнем сезоне VLN.


Разумеется, мы перечислили далеко не всех, кто в прошедшем сезоне выступал под российским флагом на трассах мира. «Российское присутствие» в мировом автоспорте достигло таких масштабов, что отследить его в полном объеме – задача едва ли реальная. Идейный вдохновитель проекта Moscow Raceway Рустем Терегулов стал четвёртым в немецкой «кузовной» серии ADAC ProCar, гонщик из Мытищ Алексей Басов побывал на подиуме итальянского первенства GT, а неувядаемый чемпион России Михаил Ухов занял седьмую строчку в ежегодном спортивном рейтинге BMW.

А ведь кроме пилотов нашу страну представляют и команды – можно вспомнить KMP Racing в Мировой серии Renault или Max Travin Racing в немецкой Ф3. Наконец, автоспорт существует и за пределами асфальта – и там россияне тоже завоевывают победы и титулы. Прошедший год принес Леониду Новицкому звание сильнейшего в Кубке мира по ралли-рейдам, Тимур Тимерзянов завоевал «золото» чемпионата Европы по ралли-кроссу, а Александр Квашнин стал сильнейшим на континенте автокроссменом.

Наступающий 2011 год, без сомнений, принесет новые успехи. Иначе после феерического 2010-го просто и быть не может. Мы будем следить за развитием событий – и с удовольствием рассказывать всем читателям F1News.Ru о новых победах россиян на международной арене.

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости