Ники Лауда о возвращении Михаэля Шумахера

Ники Лауда и Михаэль Шумахер

Итоги первого после возвращения в Формулу 1 сезона Михаэля Шумахера одна из самых обсуждаемых тем. На страницах декабрьского номера журнала F1 Racing об этом размышляет трёхкратный чемпион мира Ники Лауда.

Ники Лауда впервые покинул Формулу 1 осенью 1979-го, но в 1982-м снова вышел на старт Гран При и выиграл уже третью после возвращения гонку, а в 1984-м ещё раз стал чемпионом мира...

«Поверьте, очень непросто набрать прежнюю форму после трёх лет вне гонок. Я выступал в Формуле 1 с 1971-го до середины 1979-го, выиграл два титула, но затем утратил мотивацию. В то время я отдавал всю свою энергию на развитие собственной авиакомпании Lauda Air, в моей жизни просто не было места ещё и для гонок. Я ушёл из спорта на два с половиной года, пока босс McLaren Рон Деннис не сделал предложение, от которого я не мог отказаться. Я вернулся, и в 1984-м выиграл третий чемпионский титул.

Я могу понять, что чувствовал Михаэль, когда на пресс-конференции после победы на Гран При Италии 2006 года объявил о своём уходе. Конечно, можно сказать, что он действовал более обдуманно, чем я, когда в середине тренировочной сессии в Монреале принял спонтанное решение завязать с гонками. Но в целом перед нами была одна дилемма – мы посвящали себя спорту 24 часа в сутки на протяжении многих лет, и наша мотивация просто иссякла.

Нам обоим это решение далось непросто. Когда я заехал в боксы в Канаде, то просто сказал Берни Экклстоуну (тогдашнему руководителю команды Brabham, за которую выступал Лауда, – прим.), что хочу остановиться, поскольку мне надоело наматывать круги по гоночным трассам. Я больше не видел в этом смысла. Берни в своей типичной манере ответил: «Если ты хочешь уйти, то уходи прямо сейчас».

Через несколько часов я летел из Монреаля в Калифорнию, чтобы обсудить покупку самолёта DC-10 для моей авиакомпании. Я даже оставил в боксах свой шлем, которым, кстати, воспользовался заменивший меня Рикардо Зунино, сбив с столку других пилотов – они недоумевали, почему им удаётся так легко обгонять Ники Лауду!

Думаю, Михаэлю было труднее вернуться, чем мне в 1982-м. Тогда не было такого внимания к Формуле 1 со стороны СМИ, как сегодня – я смог без лишней шумихи и прессинга готовиться к возвращению. Тогда в Формуле 1 было много политических проблем, к которым журналисты проявляли больший интерес, чем к решению какого-то парня вернуться в гонки.

Ники Лауда за рулём McLaren на Гран При Монако 1982 года

Тогда тесты не ограничивали, и у меня была возможность хорошенько подготовиться. Михаэль был этого лишён, к тому же в Формуле 1 появилась целая плеяда молодых пилотов, которые горели желанием его одолеть. Правда, и мне с Нельсоном Пике, Аленом Простом, Кеке Росбергом и Рене Арну было не так просто – все они хотели показать старику, как нужно гоняться.

Полагаю, и для Михаэля, и для меня главной трудностью стало именно решение о возвращении. Мы покинули Формулу 1 потому, что устали от неё. На протяжении двух лет я оставался в стороне от гонок и даже не думал о них. Я полагал, что эта глава в моей жизни завершена...

Однако когда я приехал на Гран При Австрии 1981 года, то подумал: «А что, если…» Вскоре после этого раздался телефонный звонок, это был Рон Деннис, который пригласил меня на тесты за рулём McLaren в Донингтоне. Всё остальное – история. Кстати, моя тогдашняя жена, Мэрлин, узнав о моём решении вернуться, назвала меня глупцом.

После того, как я принял окончательное решение о возвращении, всё остальное было гораздо проще. Конечно, на первых тестах в Донингтоне возникли некоторые сложности, но я знал, что это нормально, ведь я сел за руль новой машины, на незнакомой трассе и новой резине. Ситуация была очень похожа на ту, с которой в этом году столкнулся Михаэль. Но все мои сомнения быстро улетучились, уже в конце первого тестового дня я почувствовал, что быстро справлюсь со всеми трудностями – я абсолютно уверен, что и Михаэль чувствовал то же самое, когда после аварии Массы на Хунгароринге провёл в Муджелло первые тесты за рулём старой Ferrari.

Михаэль – очень конкурентоспособный пилот. Было видно, как серьёзно он готовится к возвращению, когда потребовалось заменить травмированного Массу. В итоге этого не случилось из-за травмы шеи, полученной им на тестах гоночного мотоцикла. Но даже то, что он гонялся на двух колёсах, является свидетельством того, как он скучал по сражениям на трассе…

Михаэль Шумахер за рулём Mercedes GP на Гран При Бразилии 2010 года

Я считаю, что 2010-й был тренировочным годом для Михаэля. Возникли проблемы с адаптацией к характеристикам шин, шасси не отвечало его требованиям. К тому же, напарником стал Нико Росберг, которого я считаю очень быстрым пилотом. Шумахеру было очень трудно продемонстрировать прогресс – особенно за рулём этой машины.

Если собрать все эти факторы, станет ясно – у Михаэля не было возможностей раскрыть свой истинный потенциал. Но переход на новые шины Pirelli означает, что он начнёт следующий сезон в тех же условиях, что и все его соперники. Будет очень интересно посмотреть, сможет ли он воспользоваться этим обстоятельством и показать свой класс…

Вместе с тем, должен отметить, что был несколько удивлён – Михаэлю потребовалось достаточно много времени, чтобы выйти на тот уровень, на котором он закончил прошедший чемпионат. Я ожидал, что это займёт у него четыре или пять гонок, но адаптация затянулась на более длительный срок. После не самого впечатляющего начала в Бахрейне, я был уверен, что он обретёт былую скорость уже к третьему этапу в Малайзии. Но по каким-то причинам этого не произошло...

Скажу откровенно, мне не очень понравился его маневр в отношении Рубенса Баррикелло в Венгрии. Подвергать столь серьёзному риску своего соперника недопустимо. Я никогда не понимал, почему он поступал так в прошлом, и не понимаю, почему он продолжает делать так и сейчас, в 41 год. Впрочем, он всегда сталкивался с проблемами, выступая под прессингом. Это скорее особенности характера, поскольку с физической формой у Шумахера никогда проблем не было.

У меня нет сомнений в том, что команда Mercedes серьёзно прибавит в 2011-м. Достаточно вспомнить, чего добилась Brawn GP в 2009-м, чтобы понять, каким потенциалом обладают эти люди. На Михаэле, как и на всей команде, огромный груз ответственности, но они должны справиться. Я считаю, что Михаэль и Нико – сильная пара гонщиков, и в следующем сезоне у них, особенно это касается Шумахера, будет больше возможностей проявить себя.

Сможет ли Михаэль выиграть восьмой титул? Сложно сказать, учитывая невероятно высокую конкуренцию в сегодняшней Формуле 1. Выигрывать всегда было непросто, но сейчас это сложно, как никогда. Но, если кому-то и по силам это сделать, то, полагаю, только Михаэлю Шумахеру…»

Текст: . Источник: по материалам F1 Racing
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё