Почему гонщики обходятся без тренеров?

Физиотепавет McLaren и Себастьян Феттель

В своём блоге британский эксперт и комментатор Джеймс Аллен рассуждает на тему уникальности Формулы 1 – спорта высших достижений, в котором не практикуются услуги тренеров…

Джеймс Аллен: «На днях я читал о теннисисте Энди Мюррее, который одолел Роджера Федерера и выиграл турнир вскоре после расставания с тренером. Многим это показалось удивительным, ведь чем больше вы знаете об этом, тем больше понимаете, насколько большую роль тренеры играют в карьере сильнейших спортсменов. Гольф, теннис, олимпийские дисциплины, футбол, регби, баскетбол – везде есть армии тренеров, постоянно работающих со спортсменами.

А что же гонщики Формулы 1? Многие из них работают с наставниками в начале карьеры, тренируются под руководством опытных Роба Уилсона или Джона Стивенса в младших сериях, но берут ли они их с собой на Гран При? Конечно, нет. Работа с тренером не входит в культуру Формулы 1.

В чём причина? Многие бывшие гонщики могли бы стать отличными наставниками, но если вам нужна помощь со стороны, то в Формуле 1 это может быть воспринято, как слабость.

Отчасти, дело в прогрессе машин. Я помню, как Михаэль Шумахер говорил, что у него есть ограниченное время на посту советника Ferrari и наставника Фелипе Массы, ведь очень скоро машины станут отличаться от тех, на которых он выступал, а решающие десятые приносит идеальное управление. Тем не менее, нет сомнений в том, что Шумахер помог прогрессу Фелипе – когда началось их сотрудничество, Масса серьёзно прибавил, а сегодня ему не хватает этой помощи. Впрочем, и Шумахеру оказалось непросто адаптироваться к машинам 2010 года и новой резине. Но, кто бы мог стать тренером для семикратного чемпиона?

В McLaren практиковали работу с тренерами, я думаю, что Хаккинен, Култхард, Монтойя и Райкконен тренировались под руководством Уилсона и Стивенса. Им помогал и Ален Прост после отставки и до того, как возглавил команду. Такой подход не стал общепринятым, но это не значит, что у всех гонщиков идеальная техника и нет никаких проблем.

Как у любых спортсменов, у них бывают хорошие и плохие дни. В других соревнованиях результаты анализируются специалистами, а потом начинается работа по устранению недостатков. В Формуле 1 этим занимаются инженеры – вместе с гонщиками они просматривают телеметрию, находят участки, на которых теряется время, и предлагают альтернативные варианты их прохождения. В собственных проблемах гонщики разбираются сами, но времени на это в плотном графике уик-энда почти нет, а возможность работы на трассе крайне ограничена. Правда, сейчас используются симуляторы, которые могут оказаться весьма полезными для тренировок.

Гонщикам Формулы 1 приходится больше полагаться на свой талант и способности, чем другим спортсменам. Они сами справляются с трудностями, многие действительно прогрессируют, но некоторым не удаётся добиться стабильности. В этом сезоне проблемы возникали у Массы, Лиуцци, Хюлкенберга и Петрова. Интересно, насколько смог бы помочь им квалифицированный тренер?

На сайте Стивенса есть отзывы гонщиков, которых он тренировал, самый любопытный – от Эдриана Ньюи, который в последние годы ведёт серьёзную борьбу на трассах. Он сказал: «День, проведённый с Джоном, помог мне перенести понимание динамики машины в более точное управление, оно стало более дисциплинированным, что сразу сказалось на скорости. Для меня участие в гонках – хобби, но я думаю, что многие профессиональные гонщики могли бы извлечь пользу из тренировок Джона».

Одна из возможных проблем в том, что звёзды Формулы 1 относятся к этому не очень серьёзно. С одной стороны может прозвучать вопрос: «Чему он может меня научить», с другой – команде придётся раскрыть перед тренером информацию, которая доступна только узкому кругу лиц, но не приглашенному специалисту.

Кроме гоночных инженеров, у всех пилотов Формулы 1 есть физиотерапевты, но они заботятся о физической, а не гоночной форме. Поддержка кондиций вдали от трасс, разогревающий массаж перед сессией, но ни у кого из них нет опыта участия в гонках на высшем уровне или выбора лучшей траектории прохождения поворота. Многие гонщики хранят информацию и комментарии по поводу разных трасс в своём компьютере, но этот подход не кажется мне научным.

В Формуле 1, в элитном спорте высших достижений, действительно странное отношение к занятиям с тренером. Привычный сценарий – дебют в чемпионате за счёт таланта и результатов, и постепенный прогресс, но может ли каждый гонщик быть уверен в том, что он максимально использует свой потенциал? Если нет, то кто сможет помочь?»

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости