Полный текст решения WMSC по делу Renault

Пресс-релиз FIA

6 декабря 2007 года Всемирный Совет FIA по автоспорту (далее - WMSC) рассмотрел претензии в адрес Renault F1 Team (далее - Renault) по обвинению в возможном нарушении параграфа 151С международного Спортивного Кодекса, который запрещает "любое мошенничество или действие, наносящее ущерб интересам соревнования или автоспорту в целом".

1. Введение

1.1 7 сентября 2007 представители Renault уведомили McLaren и FIA о том, что один из служащих - инженер-конструктор Филип Маккерет (далее - Маккерет), поступивший на работу в Renault в сентябре 2006 года, принес с собой некоторую документацию, принадлежащую его прошлому работодателю - Vodafone McLaren Mercedes (далее - McLaren).

1.2 Учитывая это уведомление и жалобу со стороны McLaren, включавшую в себя описание документации, 8 ноября 2007 года FIA вызвала представителей Renault на внеочередное заседание WMSC. Федерация информировала Renault о том, что команде предстоит ответить на вопросы по поводу обвинения в неуполномоченном владении информацией, принадлежащей McLaren, с сентября 2006 по октябрь 2007-го. Эта информация включала в себя, но не ограничивалась расположением и точными данными о конструкции машин McLaren в сезонах 2006 и 2007 года, заправочной системе, коробке передач, системе охлаждения, гидравлики и элементах подвески.

1.3 Перед заседанием WMSC McLaren и Renault опубликовали письменные заявления, объяснил свои действия и г-н Маккерет, копии этих документов были отправлены сторонам. Кроме этого в FIA получили полную копию информации, которую, как предполагается, г-н Маккерет принес в Renault.

1.4 На заседании WMSC были заслушаны свидетельства McLaren, Renault и свидетелей по делу, включая г-на Маккерета.

2. Резюме

2.1 Письменные и устные свидетельства говорят о том (и это допускают в Renault), что инженеры Renault изучали и обсуждали четыре конфиденциальных чертежа McLaren, которые предоставил г-н Маккерет. В Renault признают нарушение статьи 151С международного Спортивного Кодекса.

2.2 Г-н Маккерет владел существенным объемом информации McLaren, включая конфиденциальную, не конфиденциальную и личную финансовую информацию. WMSC интересует только доступ Renault к информации McLaren, а не факт хищения информации Маккеретом. Такой доступ мог повлиять на ход чемпионата мира Формулы 1 (далее - Чемпионат).

2.3 WMSC заключил, что из четырех чертежей, фактически изученных инженерами Renault, три были бесполезны или не могли использоваться в Renault, четвертый чертеж (речь идет о системе J-damper) использовался командой, поскольку инженеры считали, что в McLaren применяют узел, не соответствующий регламенту. Однако это использование не принесло результата, поскольку в чертеже не было информации, достаточной для полного представления о работе системы J-damper. Учитывая эти обстоятельства невозможно установить факт влияния на Чемпионат.

2.4 Некоторые из ключевых вопросов, рассмотренных WMSC, изложены ниже. В интересах спорта и для ускорения публикации решения этот список не полон, но достаточен.

3. Хищение информации из McLaren

3.1 Судя по фактам, представленным WMSC, после ухода из McLaren и перед подписанием контракта с Renault в сентябре 2006 года, г-н Маккерет взял в личное пользование некоторую информацию и материалы. В них входила конфиденциальная документация McLaren, материалы, защищенные авторским правом третьих лиц и некоторая личная документация. Г-н Маккерет скопировал 33 файла на 11 дискет и хранил их дома. Эти 33 файла содержали 18 чертежей и личную финансовую информацию. Кроме того, он послал по электронной почте файл, названный 'peak2.tif' на свой домашний компьютер.

3.2 После ухода из McLaren г-н Маккерет имел в личном пользовании два бумажных документа с описанием конструкции демпфера масс и, так называемого, J-damper.

3.3 Согласно данным McLaren, распечатка всей этой информации (конфиденциальной, не конфиденциальной и личной), заняла бы 762 страницы формата А4.

4. Появление информации в Renault

4.1 Вскоре после подписания контракта с Renault, Маккерет попросил сотрудника IT-отдела скопировать данные с 11-ти дискет на сервер, описав эту информацию, как личную. По данным, имеющимся у WMSC, файлы были загружены на сервер Renault и в течении десяти минут попали в личную директорию Маккерета, к которой только он имел право доступа. Считается, что по ходу загрузки никто, кроме Маккерета не просматривал эти файлы. По информации Renault речь идет о 207 страницах, 108 из которых содержали личную информацию.

4.2 Г-н Маккерет признает, что после подписания контракта с Renault он послал по электронной почте файл 'peak2.tif' (содержащий снимок экрана) на свой служебный адрес в Renault, после чего переименовал файл в '21aspec.tif'. Маккерет также признает, что после перехода в Renault, он взял из дома два бумажных документа, чтобы работать с ними.

4.3 Хотя объем информации не является показателем ее ценности, можно говорить о том, что из 762 страниц лишь 111 (приблизительно 15 %) содержали конфиденциальную документацию McLaren.

5. Расследование

5.1 Заслушав показания г-на Маккерета и другие свидетельства, WMSC пришел к выводу о том, что бывший сотрудник Renault, перешедший в McLaren, сообщил команде о конфиденциальной информации, которую г-н Маккерет передал Renault. Г-н Маккерет признал этот факт и был вызван к руководству Renault.

5.2 Технический директор Renault г-н Боб Белл 6 сентября 2007 года провел предварительное расследование, результаты которого на следующий день были отправлены в McLaren и FIA. В следующие две недели г-н Белл опросил двадцать инженеров команды, 14-ть из которых дали свидетельские показания. Кроме этого был проведен анализ IT-системы Renault.

5.3 Представители Renault регулярно информировали McLaren и FIA о ходе расследования. Все закончилось обширной перепиской между адвокатами команд, которая представлена на рассмотрение WMSC и говорит о сомнениях адвокатов McLaren в информации, представленной Renault в FIA и McLaren.

5.4 Независимые эксперты в области IT (Kroll OnTrack) были приглашены McLaren, и с согласия Renault, провели всесторонний анализ компьютерных систем и оборудования Renault, в том числе и того, что использовал г-н Маккерет.

5.5 С согласия г-на Маккерета, IT-эксперты McLaren провели анализ данных его домашнего компьютера, с целью обнаружения конфиденциальной документации McLaren.

5.6 Когда в McLaren подняли вопрос об утечке информации, представители и адвокаты Renault отвечали в письменной форме, своевременно и предоставили дополнительную информацию для разъяснения ситуации.

5.7 Кроме того, в Renault согласились предоставить документацию на машины 2007 и 2008 года техническим службам FIA, чтобы установить возможный факт использования конфиденциальной документации McLaren. Они исследовали:

5.7.1 Конфиденциальную информацию McLaren, переданную в Renault Маккеретом;

5.7.2 Конфиденциальную информацию о развитии машин Renault с 2005 по 2008 годы;

5.7.3 Рабочее место Маккерета в Renault.

5.8 Заключение технических служб принято во внимание WMSC.

5.9 В Renault удалили информацию McLaren с сервера, однако нет технической возможности удалить отдельные файлы из ежемесячных резервных копий, предназначенных для постоянного хранения. Примерно 28 таких копий могут сохранять информацию, принесенную Маккеретом в Renault.

5.10 Результаты предварительного расследования в Renault говорят о том, что информация не распространялась дальше г-на Маккерета, об этом заявлял он сам, однако факты говорят обратное. В Renault согласились с фактами и провели опрос свидетелей.

5.11 В целом, WMSC находит, что в руководстве Renault ответственно отнеслись к расследованию инцидента и продемонстрировали открытость для McLaren и FIA.

5.12 Расследование показало, что г-н Маккерет присвоил значительный объем информации McLaren, однако свидетельские показания говорят о том, что лишь четыре документа демонстрировались им персоналу команды. В McLaren предположили, что обсуждались и другие документы, но доказательств этого не обнаружено.

6. Четыре чертежа McLaren, обсуждавшиеся в Renault

Схема топливной системы

6.1 По признанию Renault, со схемой топливной системы McLaren были знакомы по крайней мере два инженера Renault, включая главного конструктора г-на Деншама и инженера-механика проекта г-на Гордона Харди. Этот чертеж - один из 18-ти, скопированных г-ном Маккерет в McLaren. Факты представленные WMSC говорят о том, что фотокопия сделана с чертежа с пометками г-на Харди, однако нет очевидных доказательств дальнейшего использования информации, г-н Харди настаивает на том, что такого использования не было. В начале сентября 2007-го Маккерет попросил вернуть чертеж, чтобы уничтожить его.

6.2 В Renault утверждают, что схема топливной системы McLaren не имела практической ценности, поскольку топливная система Renault устроена иначе, кроме того, чертеж касался общего устройства системы и не содержал деталей, достаточных для изготовления подобного решения. Представители McLaren считают эту систему инновационной, уникальной в Формуле 1, и говорят о том, что любая информация о ее устройстве представляет ценность для соперников. Оценка технического отдела FIA: "Кажется, нет никаких аналогий между топливной системой Renault и чертежами McLaren".

6.3 WMSC не видит доказательств какого-либо влияния чертежа топливной системы McLaren на конструкцию машин Renault.

Коробка передач

6.4 В Renault признали тот факт, что г-н Маккерет показал чертеж коробки передач McLaren главному конструктору и г-ну Осгуду - конструктору коробки передач Renault. Этот чертеж - один из 18-ти, скопированных г-ном Маккерет в McLaren. Бумажная копия хранилась в груде бумаг на столе главного конструктора до 7 сентября, когда Маккерет попросил вернуть чертеж, чтобы уничтожить его.

6.5 Г-н Деншам и г-ну Осгуд заявили, что, кроме краткого знакомства с чертежом, они не проявили интереса к документу. Г-н Деншам заявил, что его любопытство был академическим - он увидел чертеж в июне 2007 года, когда коробка передач Renault на сезон 2008 года уже была разработана и использовала другую концепцию. Представители McLaren считают свою систему "бесступенчатого" переключения передач инновационной, и говорят о том, что любая информация о ее устройстве представляет ценность для соперников. Оценка технического отдела FIA: "Нет никаких свидетельств того, что чертеж коробки передач McLaren повлиял на проект коробки передач Renault сезонов 2007 и 2008 года". Единственной поправкой в конструкции коробки передач Renault с 2006 года стало появление системы Quickshift, но она была разработана и протестирована примерно в тот же момент, когда г-н Маккерет поступил на работу в Renault, а значит влияние чертежей McLaren на конструкцию узла представляется маловероятным.

6.6 WMSC не видит доказательств какого-либо влияния чертежа коробки передач McLaren на конструкцию машин Renault.

Чертежи демпферов

6.7 У WMSC есть свидетельства о том, что вскоре после перехода г-на Маккерета в Renault, в сентябре 2006 года, он имел две беседы об общих особенностях устройства демпферов McLaren с двумя инженерами Renault, включая заместителя технического директора, г-на Эллисона. Беседы эти были связаны с решением FIA о запрете демпферов масс в июле 2006 года и заявлением Рона Денниса во время Гран При Германии о том, что у McLaren есть система, не нарушающая регламента и позволяющая добиться того же эффекта. После этих бесед, в октябре 2006-го, г-н Маккерет принес из дома бумажные копии двух чертежей McLaren - системы демпферов масс и J-damper, и показал их г-ну Эллисону и шефу отдела механики г-ну Даффи.

6.8 Маккерет также признает демонстрацию этих чертежей еще трем инженерам Renault, один из которых скопировал чертежи, чтобы поработать с ними дома. Он вернул оригиналы Маккерету, а позже уничтожил копии.

6.9 Проявляя обеспокоенность о законности системы демпферов McLaren, в Renault анализировали чертежи J-damper, чтобы понять принцип действия и просить FIA о подтверждении соответствия подобных систем регламенту. Нет никаких фактов, говорящих о том, что в Renault планировали скопировать систему.

6.10 Впоследствии представители Renault обратились в FIA с просьбой комментировать возможное использование J-damper, в FIA признали систему незаконной, но дальнейшего обсуждения не последовало, что говорит о том, что в Renault не понимали некоторых фундаментальных аспектов функционирования системы McLaren.

6.11 Оценка технического отдела FIA: "J-damper не использовался на машинах Renault, все демпферы на машинах Renault имеют стандартную конструкцию и производятся третьей стороной".

6.12 WMSC не видит доказательств того, что чертеж демпфера масс мог как-то повлиять на проект или конструкцию машин Renault, этот вид демпферов запрещен FIA. Чертеж J-damper изучался в Renault, чтобы иметь возможность заявить о нарушении регламента со стороны McLaren, однако чертеж не давал полной картины устройства системы, после его изучения в Renault продолжали считать, что в McLaren используют другую систему.

7. Отправленный по электронной почте файл '21aspec.tif'

7.1. Несмотря на то, что четыре вышеописанных документа были единственными, получившими распространение внутри Renault, WMSC считает необходимым упомянуть еще один конфиденциальный документ, который Маккерет забрал с собой в Renault – файл под названиями 'peak2.tif' и '21aspec.tif'.

7.2. Команда McLaren квалифицирует файл '21aspec.tif' как 'снимок с экрана монитора’ конфиденциального документа, под названием 'Техническая спецификация MP4-22A'. В нем прописаны основные размеры машины McLaren 2007 F1. Чертеж был создан в McLaren 16 июля 2006 года. Файл, высланный по электронной почте, был снимком с экрана потому, что изначальный документ защищен от копирования и печати на принтере.

7.3. Обе стороны – как Маккерет, так и Renault - отрицают факт рассылки '21aspec.tif' кому бы то ни было в Renault от лица Маккерета, и WMSC не обнаружил никаких доказательств, что данный файл открывался, копировался, распечатывался или использовался каким-то иным способом кем-либо, за исключением Маккерета, или обсуждался им с кем-либо в Renault. Несмотря на факт обхода Маккеретом системы безопасности McLaren и извлечение столь важной информации при помощи копии экрана, данный инцидент мог быть отнесен к данному расследованию только если в Renault получили от этого выгоду. WMSC такими свидетельствами не располагает.

8. Вердикт

8.1 WMSC со всей тщательностью рассмотрел аргументы сторон.

8.2 Выносится заключение об очевидном нарушении параграфа 151С. Renault данный факт признает.

8.3 Из устных и письменных свидетельств сделан вывод (и он признан Renault), что некоторые инженеры Renault получили от Маккерета и рассмотрели четыре конфиденциальных чертежа McLaren.

8.4 Renault и McLaren пришли к соглашению, что Маккерет забрал с собой значительный объем информации, принадлежащей McLaren, в котором были как конфиденциальные документы, так и материалы, принадлежащие третьим сторонам, а также персональная финансовая информация Маккерета. Тем не менее, заслушав все свидетельства, выносится заключение, что Renault никогда не имело доступа к подавляющей части данного объема информации.

8.5 Около 15% материала, вынесенного Маккеретом, содержало конфиденциальную информацию McLaren и находилось под контролем Renault или в техническом владении. Макерет выложил 33 электронных файла (включая 18 чертежей и персональную информацию) в те области хранения информации в компьютерной сети Renault, к которым имел доступ исключительно Маккерет. Он так же выслал файл (снимок с экрана монитора) на свой адрес электронной почты Renault, и принес две бумажные копии чертежей. Тем не менее, не обнаружено никаких свидетельств тому, что какой-либо документ McLaren или файл находился в использовании кого-то иного в Renault, исключая вышеупомянутые четыре чертежа.

8.6 В то время, как McLaren вправе проявлять исключительную заботу о выносе информации своими бывшими сотрудниками, это не является предметом интереса WMSC. Данный факт является делом исключительно McLaren и его бывшего сотрудника. Озабоченность WMSC вызывает то, к чему у Renault был доступ и извлекли ли они из этого пользу, так как именно данный случай мог повлиять на результаты чемпионата.

8.7 WMSC заключает, что из четырех чертежей, которые рассматривались инженерами Renault, три либо вообще не использовались внутри Renault, либо доказательств этому не обнаружено. Четвертый чертеж (рисунок так называемого J-damper McLaren) использовался Renault в процессе подготовки запроса к FIA на предмет уточнения соответствия данной гипотетической системы существующему регламенту (но без умысла копирования данной системы). Тот факт, что в Renault неверно истолковали функционирование системы предполагает, что чертеж J-damper не был понят Renault в достаточной степени, чтобы данная система смогла повлиять на результаты чемпионата.

8.8. Конфиденциальная информация McLaren оказалась в Renault в процессе перехода инженера из одной команды на другую. Данная информация не являлась «живой» в том смысле, что не обнаружено никаких свидетельств потока актуальной информации между командами-конкурентами. После ухода из McLaren Маккерет не имел никакого доступа к текущей или обновленной информации McLaren. Также не обнаружено никаких следов того, что в Renault каким-либо способом поощряли Маккерета предоставить им конфиденциальную информацию McLaren.

8.9 WMSC учел тот факт, что в Renault активно способствовали расследованию. WMSC также отметил, что в Renault всецело кооперировались с техническим отделом FIA.

8.10 Тем не менее, WMSC с огорчением отмечает тот факт, что достаточно высокие чины Renault могли понимать, что Маккерет показывает им конфиденциальную информацию, и не поставили в известность вышестоящих начальников, как им следовало бы поступить. В этом случае данный факт мог предстать перед FIA на более ранней стадии.

8.11 WMSC также принимает во внимание, что Renault предложила ряд новых правил, призванных предотвратить аналогичные проблемы в будущем, а также тот факт, что Renault по всей видимости предпринимает весьма активные попытки реформировать существующие порядки, в которых действиями Маккерета был высвечен ряд просчетов.

8.12 При данных обстоятельствах, несмотря на вскрывшиеся в ходе слушаний весьма неудовлетворительные факты, WMSC делает вывод, что собранных улик об использовании представленной информации для нанесения ущерба чемпионату, недостаточно.

8.13 В итоге данные обстоятельства приводят WMSC к выводу, что взыскание какого-либо рода не представляется возможным.

8.14 Следует отметить, что в случае обнаружения новой информации, ставящей данные выводы под сомнение, рассматриваемое дело может быть возвращено в FIA.

9. Системы резервного копирования Renault

9.1 WMSC отмечает, что Renault и McLaren намерены сотрудничать в целях достижения решения о выводе всех резервных копий информации Renault, на которых может содержаться конфиденциальная информация McLaren, из пределов досягаемости Renault, но они будут предоставлены в случае крайней технической необходимости.

10. Заявления в прессе

10.1 WMSC отмечает, что перед слушанием в прессе был опубликован ряд заявлений, в которых указывалось наличие в распоряжении Renault очень большого количества чертежей McLaren. Представители McLaren, перед лицом WMSC, признали циркуляцию в СМИ ошибочного пресс-релиза, принесли свои извинения и выпустили текст с исправлениями. До тех пор, пока данное положение вещей сохраняется, данная проблема считается закрытой.

11. Решение

11.1 По вышеуказанным причинам, Всемирный Совет:

11.1.1 Признает Renault виновной в нарушении Статьи 151(c) Международного Спортивного Кодекса,

11.1.2 Не накладывает никакого наказания вследствие отсутствия доказательств влияния данных фактов на ход чемпионата.

Подпись:
Макс Мосли
Президент FIA
Монако, 6 декабря 2007 года

Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё