Супермотокросс в Москве: Куда уводят мечты…

Признаться, я не являюсь большим поклонником и спецом мотокросса, а из всех дисциплин мотоциклетных гонок предпочитаю шоссейно-кольцевые – ими я интересуюсь уже давно, а в этом году мне еще и выпала честь их комментировать, что обязывает хорошо разбираться в предмете. Но, получив приглашение на московский этап Мировой серии по супермотокроссу, я подумал: «А почему бы не сходить?»

Прежде всего, стоит отметить, что это событие заслуживало внимания хотя бы только потому, что наша страна впервые принимала соревнование подобного уровня. А супермотокросс весьма популярен в западных странах, в особенности – в Соединенных Штатах Америки. Собственно, именно там эта дисциплина мотоспорта и зародилась. Датой рождения считается 1972-й, когда организатор соревнований по классическому мотокроссу американец Майкл Гудвин решил провести гонки на закрытом стадионе в Лос-Анджелесе. Для справки: ту историческую гонку выиграл 16-летний Марти Трипс (если вам это имя что-то говорит, конечно). И вот тогда и появился супермотокросс – разновидность традиционного мотокросса, отличающегося от него тем, что проводится исключительно на закрытых стадионах, где сооружаются более компактные, но включающие в себя больше препятствий, нежели в «классике», трассы.

С тех пор супермотокросс стал стремительно и успешно развиваться. Например, в США по популярности он уступает только NASCAR, да и в Европе число поклонников растет с каждым годом. Из стран Старого Света наиболее популярен он во Франции – именно там организуется Мировая серия (ее еще называют SX Tour) и там же проходит бoльшая часть этапов. Кроме Франции честь провести у себя этап Мировой серии по супермотокроссу получили испанская Барселона, швейцарская Женева и Москва.

Идея провести этап Мировой серии в Москве пришла в голову президенту мотоциклетной федерации России Александру Нифонтову после знакомства во время одного из ралли-марафонов Дакар с промоутером SX Tour и по совместительству главным специалистом по постройке трасс для супермотокросса французом Тьерри Фуше. Несколько лет шли переговоры, и, наконец, был подписан пятилетний контракт на проведение этапа Мировой серии в Москве.

Ареной для его проведения был выбран спорткомплекс «Олимпийский», куда за несколько дней 400 самосвалов завезли 4000 тонн (!) специального глинистого грунта, добытого в районе «Шереметьево-2». Из этого добра французским специалистам, во главе с Тьерри Фуше, предстояло за три дня соорудить трассу. В итоге получилось 480-метровое «кольцо» с 36 трамплинами высотой от полутора до трех метров. По словам зарубежных строителей и самих гонщиков, трасса оказалась одной из самых сложных в Европе и ни в чем не уступала лучшим американским аналогам.

Общая стоимость такого проекта по самым скромным подсчетам составила более полутора миллионов долларов (в эту сумму входят и затраты на подготовку трассы, и приглашение пилотов, и аренда стадиона, и призовой фонд, и многое другое). Насколько оправданы эти вложения? Даже учитывая несколько солидных спонсоров, сами организаторы накануне соревнования признавались, что не рассчитывают сразу выйти на полную окупаемость. Вот через пару лет, говорили они, когда российский зритель поймет все прелести этого спорта, можно будет надеяться на получение прибыли. Словом, на пресс-конференции за несколько дней до этапа организаторы хоть и с оптимизмом, но очень осторожно говорили о перспективах мирового супермотокросса в нашей стране.

Но уже в субботу, в первый из двух дней соревнования, в «Олимпийском» собралось около десяти тысяч зрителей, наполовину заполнившие действующие трибуны спорткомплекса! И это притом, что в этот день российская сборная по футболу играла решающий матч в отборочной стадии чемпионата Европы - а ведь футбол у нас куда популярнее мотокросса. На следующий день народу собралось не меньше, так что организаторы могли быть довольны – такого количества зрителей никто не ожидал!

А самое главное, судя по реакции трибун, публике действительно понравилось. Особенно бурно зрители приветствовали выступления мастеров фристайла – обязательной программы любого этапа по супермотокроссу. Четыре отважных мотоциклиста, подпрыгивая на специальном трамплине, творили в воздухе такое, что дух захватывало! А после всех этих эквилибристических чудес еще и умудрялись успешно приземляться. Особенно безбашенным мне показался японский фристайлист по фамилии Сузуки (но звали его не Агури), выступавший, однако, на мотоцикле Honda. На нем вместо традиционного для мотогонщиков защитного комбинезона были майка и шорты! Правда, приз был вручен другому экстремалу – честно говоря, для меня так и осталось загадкой, по какому принципу здесь выбирали лучшего…

Не менее интересно было следить и за заездами мотокроссменов. На старт московского этапа вышло 32 гонщика, среди которых было четыре россиянина и один спортсмен из Белоруссии. Формат соревнования предельно прост: сначала два четвертьфинала, из которых по семь пилотов получали путевку в полуфинал, а не вошедшие в это число райдеры (мотогонщики то бишь) боролись за попадание в следующую стадию в утешительных заездах. И пускай имена этих спортсменов мне (также как, рискну предположить, и большинству зрителей на трибунах) особо ни о чем не говорили, наблюдать за их борьбой все равно было увлекательно.

Скорость, прыжки, борьба в воздухе – вот главные составляющие супермотокросса. И, чтобы получить удовольствие от этого зрелища, вовсе не обязательно разбираться в тонкостях. Организаторы поступили верно, решив в первый год не приглашать в Москву самых известных супермотокроссменов – в этом действительно не было необходимости. А в следующем году они и сами к нам приедут, поскольку российский этап по уровню организации, реакции зрителей и сложности трассы был признан французскими промоутерами Мировой серии, одним из лучших.

Ну а победа под сводами «Олимпийского», если кому интересно, досталась французу Бенжамину Куази. Причем он был первым на финише как субботнего финала, так и воскресного. Не ударили в грязь лицом и наши гонщики, несмотря на то, что для них супермотокросс – это тоже был шаг в неизвестность. Тем не менее, Александр Иванютин оба дня пробивался в финал, а в воскресенье даже лидировал в одном из отборочных заездов, закончив его в итоге на достойном третьем месте.

В общем, дебют удался! И можно не сомневаться, что через год на московском этапе Мировой серии по супермотокроссу соберется еще больше зрителей. А еще у российской мотофедерации есть планы уже в будущем году пригласить в Златоглавую также и Кубок мира по фристайлу. Мне же подумалось о том, как здорово было бы, скажем, в «Лужниках» организовать Гонку Чемпионов с участием самых известных автогонщиков планеты. Вот уж там бы точно был аншлаг!

Мечты, мечты…


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё