"Размышления испанца, обдумывающего будущее..."

Фернандо Алонсо

Прошло уже три недели после развода McLaren Racing и Фернандо Алонсо Диаса, но до сих пор нет новостей о планах испанца на 2008-й и последующие годы.

Слухи слышны отовсюду, в том числе и из лагеря Renault - бывшей команды, с которой он завоевал оба титула, но до заявлений пока не дошло. Впрочем, Алонсо вел переговоры не только с французской командой, по неофициальной информации он общался с представителями Ferrari, Toyota, BMW, Red Bull и Honda. Репутация этого гонщика такова, что, несмотря на некоторые трения с McLaren, десять из одиннадцати команд Ф1 наверняка готовы были бы освободить кокпит одной из своих машин специально для него.

В Renault?

Во втором пришествии Алонсо в Renault, где его до сих пор любят, многие усматривают глубокий смысл: он пришел в возрожденную команду в 2002-м в качестве тест-пилота, а в следующем году занял место призового гонщика (добыв первый поул уже в своем третьем Гран При). Первую победу он одержал в Венгрии в 2003 году, став самым молодым гонщиком в истории Ф1, взошедшим на верхнюю ступень подиума.

В 70-ти Гран При он завоевал 15 поулов, столько же побед и 14 раз приезжал вторым.

А если прибавить сюда еще два чемпионских титула и два Кубка Конструкторов, то становится понятно, почему англо-французская команда, после его ухода тут же скатившаяся на далекое 3-е место (справедливости ради надо заметить, что в 2007-м Renault сдулась по целому ряду причин, а не только поэтому), так жаждет его возвращения, несмотря на то, что своим уходом он явно досадил Флавио Бриаторе лично, и не только ему одному.

Здесь Алонсо гарантируют все, что он хочет: безоговорочный статус гонщика №1, покладистого напарника, неважно, будет это Хейкки Ковалайнен или Нельсиньо Пике, и, разумеется, заметную прибавку к заплате (если сравнивать не со щедрыми гонорарами в McLaren, а с тем, что он получал в той же Renault в 2002-2006-м гг.).

Однако Renault предстоит держать ответ перед Всемирным советом по автоспорту, в связи с обвинениями, весьма похожими на те, из-за которых недавно была наказана McLaren – а это заставляет задуматься.

Фернандо в любом случае предстоит хорошенько взвесить, действительно ли он хочет вернуться? О его уходе из Renault поговаривали всякое, и еще неизвестно, как далеко их корабли разошлись за минувший год. Может быть, слишком далеко, особенно если учесть, что Алонсо, проведя сезон в одной из самых богатых команд Ф1, наверняка привык к сладкой жизни.

В общем, вряд ли стоит ожидать, что он подпишет контракт с Renault до того, как станет известен вердикт Всемирного совета и его последствия. Алонсо понимает - весь гоночный энтузиазм Renault может вмиг улетучиться, и команда может даже покинуть чемпионат, если на нее наложат штраф, сравнимый с теми $100 млн., которые выписали McLaren. И что тогда прикажете делать двукратному чемпиону? Поэтому комментарии Бриаторе, прозвучавшие по итальянскому радио на прошлой неделе, о том, что возвращение Алонсо можно ожидать с 60-процентной вероятностью, представляются несколько провокационными.

В Ferrari?

О варианте, связанном с Ferrari, заговорили после того, как Лука ди Монтедземоло от души похвалил Алонсо, – президент Скудерии вряд ли сделал это просто так. Слух усилился, когда в Маранелло объявили о реформе управленческого аппарата, что произошло сразу после того, как стало известно о переходе Росса Брауна в Honda в качестве главы команды.

Одновременно было объявлено, что должность, которую до недавнего времени занимал Жан Тодт, с 1-го января переходит к Стефано Доменикали, из чего следует вывод, что знаменитого француза явно отодвигают от дел. Правда, глава пресс-службы Ferrari Лука Колаянни тут же пояснил: новый спортивный директор будет подчиняться генеральному директору – Жану Тодту. Поживем – увидим, тем более, что слухов о будущем Тодта нынче гуляет не меньше, чем о будущем Алонсо…

Вернемся к нашему герою. Он мог бы пригодиться Ferrari, но сегодня у итальянской команды, похоже, нет причин что-то менять. Двукратный чемпион мира наверняка потребует статус гонщика №1, – что он, говорят, требовал в McLaren, – а это будет унизительно для Кими Райкконена, действующего чемпиона, и к тому же нанесет серьезный урон бюджету Ferrari. Тем более, Брюссель все ближе подбирается к команде, все активнее на нее наезжая из-за табачных спонсоров. И потом, для чего Ferrari отказываться от услуг Фелипе Массы, который показал себя идеальным напарником для Кими: он не дает финну расслабиться и при этом не ведет никаких политических или психологических игр.

В Бразилии, по ходу своего домашнего Гран При, он вел себя образцово, продемонстрировав готовность пропустить Кими вперед, что нисколько не повредило его репутации, хотя кто-то может подозревать, что все объясняется фамилией его менеджера (а менеджером Массы является Николя Тодт, сын Жана). Т.е. был ли тот маневр добровольным и в какой мере это было спортивно? Но ведь это уже совершенно другой вопрос.

И если на одну чашу весов поместить Алонсо со всем шлейфом скандалов прошедшего сезона, а на другую Фелипе с его готовностью играть в командную игру, то выбор команды, по идее, должен быть очевидным. У нее уже есть Кими, один из самых быстрых гонщиков, если не самый быстрый, а если Фелипе и не дотягивает до него одну десятую секунды, то в данных обстоятельствах это еще не повод с ним расстаться.

Т.е. вряд ли всерьез можно ждать, что Фернандо в ближайшее время примерит красный комбинезон.

B Toyota?

В Китае, после того, как официально стало известно об уходе Ральфа Шумахера из Toyota, а это произошло примерно за четыре недели до развода Алонсо и McLaren, босс японской команды Джон Хауэтт подтвердил, команда заинтересована в услугах испанца.

«Думаю, в его сторону смотрят все команды, – сказал Хауэтт. – Вопрос лишь в том, пойдет он в Toyota или нет. Лично я в этом не уверен, хотя мы были бы ему рады…»

На вопрос о том, искала ли Toyota контактов с Алонсо, Хауэтт ответил утвердительно, хотя и подчеркнул, что не слишком активно: «Это нельзя назвать какими-то серьезными переговорами. Мы лишь выразили заинтересованность, если он когда-либо задумается о переходе в другую команду. Но я полагаю, что сегодня он смотрит совсем в другую сторону».

Потом последовал разрыв с McLaren, и Алонсо со своим менеджером наверняка, хотя бы в мыслях, возвращались к тому разговору с боссами Toyota. Но тут сразу возникают вопросы: во-первых, Toyota подтвердила, что напарником Ярно Трулли в следующем сезоне будет свежеиспеченный чемпион GP2 Тимо Глок. И если двукратный чемпион вдруг захочет принять предложение японского гиганта, куда тогда его пристроят? И, во-вторых, мистер Хауэтт прав: захочет ли Фернандо вообще переходить в Toyota?

Ну, разумеется, у Toyota есть чем привлечь гонщика, не столь богатого, как можно подумать, учитывая его два титула. Renault известна своей скупостью, а Бриаторе знаменит тем, что кладет себе в карман 50% гонораров гонщиков, которых он привел в Формулу 1. Говорят, Фернандо после шести лет головокружительной карьеры смог сколотить «всего» $20 млн. И хотя подобная сумма на счету в банке для большинства из нас кажется фантастической, все же она составляет лишь половину от заработков Кими за один только 2007 год – и это еще без чемпионских бонусов.

Поэтому, теоретически, Фернандо мог бы согласиться на брак по расчету, особенно сейчас, оставшись без миллионов McLaren, но он знает, что такое работать в команде, которая еще только пробивается наверх (помните, с чего в 2002-м начинала Renault?). Захочется ли ему повторять этот опыт, даже за большие деньги?

Видимо, ответ практически ясен: трудно представить, что Фернандо горит желанием оказаться за рулем бело-красной машины где-нибудь в середине пелетона на старте Гран При Австралии-2008.

И все-таки, кого может выставить Toyota, если такая ситуация возникнет? Вряд ли Глока – иначе зачем японцы затевали всю эту историю с Комиссией по контрактам, которая официально признала, что Тимо свободен от обязательств перед BMW? Кстати, Глок – немец; спортивное подразделение Toyota – Toyota Motorsport GmbH – находится в Германии, а эта страна является важнейшим рынком для японского концерна на европейском континенте.

Может, Трулли? С одной стороны, этот гонщик с его своеобразной репутацией «Мастера одного круга» тоже не особо напрягался, чтобы однозначно заслужить еще один сезон в Toyota, но с другой – скромный итальянский винодел является воплощением идеи кадрового постоянства, что тоже важно.

Получается, что и Toyota не похожа на ту команду, на которой остановит свой выбор Алонсо. Если это и произойдет, то не сейчас.

В BMW?

Тоже маловероятно. Сегодня у баварско-швейцарской команды есть надежный парень Ник Хайдфельд. А Роберт Кубица, вполне возможно, в недалеком будущем вырастет в одного из главных соперников Льюиса Хэмилтона. К тому же, в BMW признают, что пока еще не созрели для борьбы за титул.

Отсюда следует, что, если двукратный чемпион мира, сев за руль одной из машин BMW, будет выступать недостаточно ярко, команду тут же обвинят в слабости, а это нанесет ущерб имиджу баварского концерна, который гордится своими спортивными традициями.

Разумеется, в Мюнхене и Хинвилле отдают должное талантам Фернандо, но сегодня у команды другие приоритеты, и приход испанца может не лучшим образом сказаться на прогрессе BMW Sauber в нынешней, очень важной фазе становления.

В Red Bull?

Команда нынче использует моторы Renault, которые поставляются по контракту, устроенном Бриаторе, который к тому же является личным менеджером Марка Уэббера. Поэтому определенные шансы попасть в Red Bull у Алонсо есть, тем более сама австрийская компания зарабатывает миллиарды и проявляет по отношению к своим гонщикам подлинную щедрость. Перспектива общаться с командой по-английски и вернуться в любимый Оксфорд из нынешнего швейцарского уединения может показаться Фернандо вполне привлекательной.

Но захочется ли Алонсо превращаться в эдакого сверхбыстрого развозчика энергетических напитков? В Renault и McLaren его, по крайней мере, поддерживали крупнейшие автомобильные концерны, что для скромного парня с севера Испании немаловажно. А Red Bull, скорее, ассоциируется с гламурными вечеринками и длинноногими девчонками, нежели со спортивными успехами.

Что же остается?

Выходит, что Honda! Это не только автогигант, но и самый крупный в мире моторостроитель, который, пожалуй, не постоит за ценой, чтобы только одолеть своего вечного конкурента Toyota на престижной спортивной арене. Кроме того, Honda ориентирована на английскую культуру, привычную и понятную Алонсо.

Вряд ли он боится Дженсона Баттона, хотя британец достаточно быстр, чтобы служить неким ориентиром, зато половина состава Honda – люди из бывшего Benetton, т.е. команды, из которой выросла нынешняя Renault F1. Так что культура отношений здесь будет напоминать Фернандо о его «родном» коллективе.

В глазах FIA Honda (пока) ничем себя не запятнала, и команде надо как-то реабилитироваться после провального сезона, поэтому в 2008 году она выложится на все сто.

Теперь в нее пришел Росс Браун: мало кто лучше него знает цену Алонсо, который дважды одолел Михаэля Шумахера, причем, выступая за команду, которая по своим возможностям явно уступала Ferrari. Вряд ли испанец мог бы мечтать о лучшем боссе.

В этой ситуации, как всегда, есть свой нюанс: контракт Рубенса Баррикелло. Но, бразильца запросто могут «бросить на низовку», т.е. сослать в Super Aguri, или вообще отправить в отставку, поскольку, честно говоря, в 2007 году он команду не порадовал. Росс работал с Рубенсом в Ferrari, и у них отличные отношения, но вряд ли он станет защищать ветерана, особенно если в двери Honda постучатся Алонсо и его менеджер Луис Гарсия Абад, чего теоретически нельзя исключать.

Получается, из всех возможных сценариев наиболее логичным вариантом представляется Honda? Будет ли он реализован? Не факт. Любовь Формулы 1 очень непостоянна, а Алонсо в этом году суетился без меры, что вряд ли добавило ему очков. Потому испанец даже может взять паузу длиною в сезон, а то и вовсе уйти из автогонок: в конце концов, он миллионер, в родной Испании его носят на руках, и перед ним открывается масса возможностей продолжить карьеру, скажем, в бизнесе. Двукратный чемпион мира не раз открыто выражал неприятие политики в Формуле 1, часто замешанной на несправедливости.

Не будем забывать, что ему лишь 26 лет и его жизнь только начинается…

Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё