"Великий Вымогатель"... или несколько слов об Экклстоуне

Берни Экклстоун

– Как же вы думаете отнять деньги?
– Как я думаю отнять? Отъем или увод денег варьируется в
зависимости от обстоятельств. У меня лично есть четыреста
сравнительно честных способов отъема….

И.Ильф, Е.Петров, «Золотой теленок»

У гражданина Бендера Остапа Ибрагимовича было 400 сравнительно честных способов отъема денег у населения, он был молод и энергичен, но масштабы его кипучей деятельности ограничивались пределами одной отдельной взятой страны, да и то в короткий исторический промежуток, а именно, в период угара нэпа.

Мистер Экклстоун Бернард Чарлзович – человек не менее энергичный, хотя и достаточно пожилой, и сегодня у его ног, фактически, лежит весь мир. Та же часть глобуса, куда Ф1 еще не докатилась, смиренно стоит в очереди и ждет, когда и на ее улице грянет этот праздник (Россия не в счет, у нее и здесь, понятное дело, свой собственный путь). И никто не знает точно, сколькими способами вышеупомянутого отъема владеет Берни, доведя это искусство до абсолютного совершенства.

Главный редактор журнала F1 Racing Мэтт Бишоп полагает, что таких способов, как минимум столько же, сколько Экклстоуну лет: в этом году ему исполнится 77. Нам сдается, что Мэтт явно преуменьшает арсенал Великого Комбинатора XXI века…


Великий Вымогатель? Прошу прощения за фамильярность: я готов признать, что говорить в таком ключе о ведущем предпринимателе мирового автоспорта (остальные по сравнению с ним – просто дети) не вполне вежливо, но, если разобраться, вполне уместно.

Бернард Чарльз Экклстоун впервые появился на арене Формулы 1 в качестве менеджера (и друга) молодого британского гонщика Стюарта Льюиса Эванса, и было это в 1957 году. Последние полвека, сначала незаметно, исподволь, а потом все более явно и открыто, он по своим лекалам железной рукой кроил облик Ф1 наших дней (обычно под надежным политическим прикрытием президента FIA Макса Мосли), полагаясь исключительно на собственную хитрость, смекалку и буйное воображение, и при этом, разумеется, никогда ничего не делая себе в убыток.

Как же он действует? Как ему удается столь успешно вымарщивать (Вымарщивать – выморщить что-либо из кого-либо, заставить кого-либо, хоть морщась, да уступить или отдать. Словарь Даля) дензнаки из тех людей, у кого их много? Об этом можно написать целую книгу, что я когда-нибудь и сделаю, но это в будущем, а пока предлагаю короткий отчет о трех уикендах из многотрудной жизни Берни, которые многое помогают понять в его искусстве вымогательства. Впрочем, сам он предпочитает другой термин: он называет это «тушением пожаров».

7 – 8 апреля 2007 года, Малайзия: Берни-шантажист

Берни Экклстоун

Прибыв в Сепанг, Берни заявил местной прессе: «Я смотрю, этот автодром непросто содержать в порядке, уж слишком он большой. Весь обветшал и выглядит не очень. Сама трасса – хороша, но над объектом в целом надо поработать. Видимо, его трудно поддерживать в чистоте и порядке. Вон, смотрите, мусор кругом валяется, и это не лучшая реклама для Малайзии».

Если честно, автодром в Сепанге не так уж и обветшал: ничего похожего на тот упадок, в состоянии которого пребывают Монца или Интерлагос, вы здесь не увидите. О чем тогда говорит Берни? Ответ прост: столь грубым, зато эффективным способом он повышал ставки, и в этом, сами того не ведая, его поддерживали сингапурцы, чье желание принять у себя ночную гонку автоматически ослабляло позиции Малайзии в азиатско-тихоокеанском регионе.

Результат? Двумя неделями позже глава Международного автодрома Сепанг Мохзани Махатир заявил агентству AFP следующее: «Мы договорились о продлении нашего контракта еще на пять лет: с 2011 по 2015 год». Другими словами, здорово испугавшись возможной конкуренции со стороны Сингапура, эти люди быстренько выплатили Берни все, что он требовал. Дело сделано.

14-15 апреля, Бахрейн. Берни-дипломат

Берни Экклстоун

Через неделю после ГП Малайзии Берни уже был в Бахрейне, где вел более тонкую игру. Бахрейнская Mumtalakat Holding Company, целиком принадлежащая Королевству Бахрейн, недавно приобрела 30 процентов акций McLaren Group, и теперь Его Величество наследный принц Шейх Салман Бин Хамад Аль-Халифа – не последняя фигура в паддоке. Принц заслуженно гордится тем, что его страна идет в авангарде «формулизации» Ближнего Востока.

Обычно Берни мало волнует, что там пишут журналисты (разумеется, если они пишут не о нем), но в этом случае он чрезвычайно терпеливо втолковывал прессе, так, чтобы все поняли, какую колоссальную работу наследный принц и его люди проводят в Бахрейне. Действительно, надо признать, ГП Бахрейна-2007 прошел исключительно гладко и успешно, а бахрейнские власти так или иначе перекачали (и продолжают перекачивать) в Ф1 свои нефтяные деньги в индустриальных масштабах. Несмотря на то, что этот процесс идет, мистер Э. хотел лишний раз подстраховаться. И вновь дело было сделано.

21-22 апреля, Турция: Берни-прагматик

Берни Экклстоун

Через неделю после того, как Берни назвал Сахир «автодромом XXI века, которому нет равных», он неожиданно объявился в Истанбул-Парке, на гонке МотоГП, где назвал турецкую трассу «несомненно, лучшим автодромом в мире». Берни также объявил, что он (если быть точным, одна из его компаний, аффилированных в FOM) «приобрел» эту трассу. Вероятно, гадала пресса, это произошло вследствие неспособности организаторов ГП Турции выплатить вторую часть многомиллионного штрафа, наложенного на них FIA за нарушение церемонии награждения после финиша прошлогодней гонки.

А 29 марта 2007 года информагентство AP сообщило: представитель турецкой организации TOFSED Синем Эрдогду подтвердила, что FIA списала долг по тому штрафу. К этому она добавила, что о причинах списания ей ничего неизвестно.

Зато мы догадываемся. Несмотря на то, что FIA не имеет никакого отношения к коммерческой стороне спорта, она редко действует вопреки интересам главного коммерсанта от Ф1. Вряд ли она станет штрафовать Берни – да и за что, скажите на милость? В конце концов, сотрудничество Макса Мосли и Берни Экклстоуна весьма плодотворно идет уже последние 30 лет. И вновь дело сделано! Наши поздравления, Берни! Что же дальше?

2010 год: Восток сходится с Западом

Недавно Берни Экклстоун отчетливо дал понять, что согласно его планам Ф1 будет продолжать расширяться за счет ближневосточного и азиатского рынков – и он, Берни, уже вовсю над этим работает. Вот так, по нашему мнению (а мы кое-что знаем, поверьте) может выглядеть календарь чемпионата, состоящего из 20 гонок.

Календарь чемпионата по версии F1Racing...
Австралия Мельбурн
Малайзия Сепанг
Бахрейн Сахир
Абу-Даби остров Яас
Испания Барселона
Монако Монте-Карло
Канада Монреаль
США Индианаполис
Великобритания Сильверстоун
Германия Хокенхайм
Испания Валенсия
Турция Стамбул
Италия Монца
Бельгия Спа-Франкоршан
Индия Нью-Дели
Южная Корея Йонгнам
Япония Фудзи
Сингапур
Китай Шанхай
Бразилия Сан-Паулу
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё