История ACM – Автомобильного клуба Монако

Одно из особенно памятных писем в адрес F1News.ru я получил в 2008-м после финиша Гран При Монако – оно было связано с фотографией в княжеской ложе Льюиса Хэмилтона и Рона Денниса с победным кубком. Претензии читателя были связаны с надписью на дне кубка, которую он прочитал как «ЛОМ» – и посчитал, что её добавили мы, чтобы зачем-то обидеть McLaren.

Тогда и появился повод рассказать о логотипе и истории создания Автомобильного клуба Монако, организатора Гран При и других автомобильных соревнований на улицах Княжества. Но сделаем это мы только сегодня – с подачи FIA, опубликовавшей официальную историю клуба.

Формально, будущий Автоклуб Монако был основан 26 августа 1890 года и назывался «Sport Velocipedique de la Principaute (SVP)» - «Спортивная ассоциация велосипедистов княжества». Его организовали коллеги по увлечению – двадцать один энтузиаст велосипедного спорта – частая смена рельефа в окрестностях Лазурного берега быстро собирала желающих, стоило лишь разместить объявление в местной газете.

Уже через неделю ассоциацию переименовали в «Sport Velocipedique Monegasque (SVM)» - «Спортивную ассоциацию велосипедистов Монако». Упоминание автомобилей появилось в её названии спустя 17 лет – 28 августа 1907 года под влиянием президента ассоциации Анри Терраза, вдохновлённого технологическими достижениями автоспорта.

Первое Ралли Монако. Фото: Today History

31 октября 1909 года Александер Ногес сменил Терраза на посту президента SAVM, сразу предложив провести крупное спортивное событие, которое под руководством его сына Антони и состоялось два года спустя – это было первое Ралли Монако, прошедшее 21-29 января 1911 года. Стартовав в Париже за рулем 25-сильного Turcat-Méry, проехав через Берлин, Брюссель, Булонь-сюр-Мер, Вену и Женеву, бывший лётчик Анри Ружье выиграл гонку, проехав дистанцию со средней скоростью 13,8 км/ч.

Потом началась Первая мировая, с которой не вернулись несколько десятков членов ассоциации. Спортивная активность в Монако остановилась на несколько лет.

Современный логотип ACM

Утром 29 марта 1925 года на внеочередном собрании с участием 55 членов SAVM, президент Александер Ногес объявил, что «в связи с постоянно растущим размером клуба, угасанием интереса к велоспорту и явным подъёмом автоспорта» ассоциацию необходимо переименовать в «Автомобильный клуб Монако». На тайном голосовании предложение было принято 49 голосами против пяти и одном воздержавшемся.

Теперь ACM предстояло вступить в Международную ассоциацию автомобильных клубов (AIACR) – предшественницу FIA. Но представитель ACM Антони Ногес вернулся из Парижа с пустыми руками – в AIACR признали, что клуб организует спортивные соревнования, но они проходят вне территории Монако, так что самостоятельной географической единицы не заслуживают. Ногес принял вызов и решил устроить автомобильные гонки по улицам Монако.

Идея была интересной, но казалась недостижимой. Булыжные мостовые, трамвайные пути, большие перепады высоты и лестницы между дорогами разного уровня – всё это совершенно не подходило для автомобильных гонок. Два года Антони пытался составить реализуемый план, а потом доверил свою идею людям, способным её реализовать – спортивными вопросами занялся Луи Широн, а техническими – Жак Тафф.

Владельцу банка Société des Bains de Mer Рене Леону идея сразу понравилась – он выделил средства для оборудования трассы уже потому, что нигде в мире другой такой трассы точно не будет. Известие об организации гонки облетело всю Францию – и в AIACR ещё до старта приняли ACM в свой состав в качестве национального клуба, увеличив число представленных стран до 34-х.

Афиша первого Гран При Монако. Фото с официального сайта ACM

Шесть месяцев спустя, в воскресенье 14 апреля 1929 года, Его Высочество Граф Пьер де Полиньяк – дедушка правящего Князя Альбера II – официально открыл трассу первого Гран При Монако за рулём Voisin. В 13:30 шестнадцать участников из семи стран на машинах шести разных марок стартовали на той же конфигурации трассы, что почти без изменений используется и сегодня.

Через три часа 56 минут и 11 секунд, за которые сто кругов были пройдены со средней скоростью 80,194 км/ч, Его Высочество Князь Монако Луи II вручил кубок победителю, британцу Уильяму Гроверу, выступавшему под псевдонимом "Уильямс" за рулем 2,3-литрового Bugatti.

Уже в 1931-м в клубе было 910 человек, включая 41 женщину, а ведь всё начиналось с 21 энтузиаста велосипедного спорта.

8 ноября 1940 года, когда Вторая мировая война была в самом разгаре, Александр Ногес покинул пост президента, выполнив свою миссию. 17 ноября его сын Антони был избран его преемником, а поскольку автомобили были реквизированы для военных нужд, соревнования вновь устроили для велосипедов.

После десятилетия трудностей из-за Второй мировой войны и её последствий жизнь постепенно возвращалась в нормальное русло, в 1948-м в Монако вновь прошла автомобильная гонка, а в 1950-м, в первом сезоне Формулы 1, аргентинец Хуан-Мануэль Фанхио одержал победу в княжестве, выиграв 11-й Гран При Монако в истории – и первый в календаре Формулы 1.

Текст: . Источник: FIA / собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Другие новости