Иногда они возвращаются

Авария Роберта Кубицы, едва не стоившая ему жизни и лишившая прежней подвижности его правую руку, произошла в далёком уже 2011 году. Реабилитация поляка шла долго и тяжело, казалось, что Роберт навсегда останется среди тех пилотов, чей потенциал в Формуле 1 так и не был никогда раскрыт. Но в этом году цепочка совпадений привела к тому, что Роберт смог попробовать себя за рулём машины Формулы 1, пусть и старой, и выяснилось, что он вполне способен вернуться.

Контракта у Кубицы пока нет, но вероятность его возвращения в главные гонки на планете спустя семь лет очень и очень высока. Мы решили вспомнить некоторые другие случаи, когда пилоты возвращались в Формулу 1 после длительного перерыва – как удачные, так и не слишком.

Хуан-Мануэль Фанхио. Активные годы – 1950-1958, перерыв 1952 г.

Хуан-Мануэль Фанхио

Карьера одного из величайших пилотов в истории автоспорта уникальна сама по себе, ведь он начал выступать в Формуле 1 в 39 лет и в течение последующих девяти лет пять раз становился чемпионом. Однако ещё более удивительной она будет, если знать, что один из сезонов Фанхио пропустил.

Это произошло в 1952 году. В 1951-м Хуан-Мануэль завоевал титул за рулём Alfa Romeo, но следующий сезон планировалось провести по техническому регламенту Формулы 2, для чего Alfetta с полуторалитровыми наддувными двигателями не подходили, и команда предпочла покинуть чемпионат. Фанхио договорился было с BRM, но подготовка машины с удивительным 16-цилиндровым двигателем затянулась на весь сезон. Так действующий чемпион оказался без места.

У Фанхио ещё был шанс вернуться за руль по ходу сезона, но он улетучился уже 8 июня, на Гран При Монцы, не входившем в зачёт чемпионата мира. Фанхио должен был выступить там за Maserati, причём гонка проходила на следующий день после соревнований в британском Дандроде, где он пилотировал BRM. Пропустив стыковочный рейс в Париже, Хуан-Мануэль всю ночь ехал на машине из Парижа в Монцу, появившись на трассе всего за полчаса до старта.

Аргентинца допустили на старт с последней позиции, но из-за переутомления он допустил ошибку уже на втором круге и врезался в насыпь. Фанхио выбросило из машины, он пережил несколько ударов и с множественными травмами был отправлен в больницу. Самым серьёзным повреждением оказался перелом шейного позвонка – лишь чудом «Маэстро» не парализовало.

На тот момент Фанхио был 41 год, он уже стал чемпионом, так что имел полное право завершить карьеру и прожить спокойную жизнь в своей родной Аргентине. Но самого Хуана-Мануэля это не устраивало. Он действительно отправился в Аргентину, но лишь для того, чтобы восстановиться и накопить силы.

В 1953-м он вернулся в чемпионат в качестве заводского пилота Maserati, и несмотря на ненадёжность своей машины, а также тотальное доминирование Ferrari в том сезоне, в пяти гонках, в которых он вообще финишировал, Фанхио трижды был вторым и один раз победил. Он завершил сезон на втором месте, а следующие четыре года стали беспримерным случаем доминирования одного пилота в чемпионате, менявшего машины и команды, как перчатки.

За четыре года Фанхио одержал 17 побед (при том, что в год в то время проводилось только 6-8 гонок) и четыре раза становился чемпионом мира. После этого он завершил свою удивительную карьеру, хотя в 1958-м ещё дважды выходил на старт за рулём частной машины, каждый раз доказывая свою конкурентоспособность, а затем занялся бизнесом, став дилером Mercedes в Аргентине. В общем, о своём возвращении в Формулу 1 в 42 года Фанхио ни разу не пожалел.

Ники Лауда. Активные годы – 1971-1985, перерыв 1980-1981 гг.

Ники Лауда после возвращения в Формулу 1, 1982 год

Карьера Лауды делится на две неравные части. Уже в первой было всё – трудовой и рискованный дебют, переход в Ferrari, первый титул в 1975 году, ужасная авария в 1976-м, героическое возвращение в гонки, но отказ от борьбы за чемпионат в финальном Гран При на трассе Фудзи и, наконец, ещё один титул в 1977-м.

Рассорившись с Коммендаторе, Ники перешёл в Brabham Берни Экклстоуна, выиграл две гонки, в том числе одну – на удивительной «машине-вентиляторе» Brabham BT46B, но слабое шасси и бесконечные сходы в итоге заставили Лауду объявить о завершении карьеры, даже не дожидаясь окончания чемпионата 1979 года.

Казалось, Лауда видел и пережил в автогонках уже всё, всем всё доказал и всего добился. Он целиком посвятил себя делам своей авиакомпании Lauda Air, но бизнес шёл неважно, и к концу 1981-го Ники утвердился во мнении, что с уходом из автоспорта поспешил. Зимой 1982 года он провёл успешные тесты за McLaren, после чего объявил о возвращении.

Надо сказать, в 1981-м команду Рона Денниса никак нельзя было отнести к фаворитам, сезон она завершила на шестом месте в Кубке конструкторов, но расчёт Лауды, как обычно, оказался верен. В 1982-м McLaren преобразилась, и уже в третьей гонке сезона австриец смог одержать победу. Но это был очень странный и трагичный сезон, в котором погиб Жиль Вильнёв и Дидье Пирони из-за травм навсегда покинул автоспорт, в котором из-за войны между FISA и FOCA в Гран При Сан-Марино участвовало всего 14 машин (хотя обычно их было около 30-и), расстановка сил постоянно менялась.

Чемпионом в итоге стал Кеке Росберг, одержавший по ходу сезона всего одну победу – единственную на тот момент в его карьере. Лауда завершил чемпионат на пятом месте, хотя если бы не пропуск Гран При Сан-Марино, дисквалификация в Бельгии и невыход на старт в Германии, вполне мог оказаться и чемпионом.

В 1983-м доминировали команды с турбомоторами, а в McLaren немного запоздали с переходом на новую технику, получив наддувные двигатели Porsche (под брендом TAG) лишь к концу сезона. Зато в 1984-м Ники сполна воспользовался их преимуществом и смог завоевать свой третий титул, пусть и всего на 0,5 очка опередив своего напарника, Алена Проста. В 1985-м, однако, запал его окончательно иссяк, и в 36 лет Лауда окончательно завершил свою карьеру.

Алан Джонс. Активные годы – 1975-1986, перерыв 1982, 1984 гг.

Алан Джонс

Но в то время, когда Ники Лауда объявил об уходе из автоспорта – на этот раз окончательном, – другой чемпион мира, Алан Джонс, напротив, вернулся в Формулу 1. Карьера австралийца в Формуле 1 была не столь яркой, как у австрийца, но это ничуть не помешало ему уверенно выиграть чемпионат 1980 года. Однако Джонс начал карьеру очень поздно, почти в 30 лет, так что успех пришёл к нему уже в 34, и спустя год, став третьим в чемпионате, он объявил об уходе из Формулы 1.

Но «Королева автоспорта» так просто отпускать Джонса не хотела. В 1982-м, после гибели Жиля Вильнёва, с ним связался Энцо Феррари и предложил место в команде. Алан взял время, чтобы подумать, но пока он собирался с мыслями, аналогичное предложение Коммендаторе принял Марио Андретти. Впоследствии австралиец очень жалел о своей медлительности.

В 1983-м Джонс неожиданно вышел на старт Гран При США-Запад за Arrows, заменив Чико Серру. В квалификации Алан показал неплохое 12-е время, но к гонке, как выяснилось, был не готов и на 58-м круге сошёл с дистанции из-за усталости. Тем не менее, спустя неделю он принял участие во внезачётной «Гонке чемпионов» в Брэндс-Хэтч. Джонс надеялся, что призовые этой гонки позволят ему выступать на следующем этапе во Франции, но занял только третье место, и денег не хватило.

Всё это, однако, не остановило австралийца, и спустя пару лет он предпринял новую попытку, на этот раз подготовившись более основательно. В конце 1985 года в чемпионате дебютировала американская команда Team Haas (не имеющая отношения к нынешней Haas F1), и её единственным пилотом стал Алан Джонс.

Однако шасси Lola, которое использовала команда, ни с мотором Hart, ни с двигателем Ford не позволяло пилоту бороться за высокие места. В 1986-м Джонс провёл за Haas полный сезон, но лишь дважды смог заработать очки и по окончании сезона снова завершил карьеру – на этот раз навсегда.

Ян Ламмерс. Активные годы 1979-1992, перерыв 1983-1991 гг.

Ян Ламмерс за рулём March в 1992 году

Голландец Йоханнес Ламмерс по прозвищу «Ян» хорошо известен в мире автоспорта, хотя и нельзя сказать, что этим он обязан своим успехам в Формуле 1. Его карьера в главной гоночной серии мира началась в 1979 году в Shadow Racing, затем были ATS, Ensign и Theodore Racing, но Ламмерс не только не мог заработать очки, но даже квалификационный барьер преодолевал не так часто.

Покинув Формулу 1 после 1982 года, он сделал неплохую карьеру в гонках на выносливость, в 1988-м выиграл «24 часа Ле-Мана» в составе знаменитой команды Тома Уокиншоу Silk Cut Jaguar, дважды побеждал в «24 часах Дайтоны». А в конце 1992 года совершенно неожиданно вернулся в чемпионат мира, через 10 лет после своего ухода.

На двух последних Гран При сезона он сменил в March Карла Вендлингера. Очки заработать вновь не удалось, но эти две гонки должны были стать лишь тренировкой перед полноценным сезоном 1993 года. Однако зимой March обанкротилась и на старт не вышла. После этого с Формулой 1 Ламмерс распрощался окончательно, оставив за собой лишь рекорд по самому большому перерыву между выступлениями.

Впрочем, уход из Формулы 1 не означал в случае Ламмерса конца гоночной карьеры. Он продолжил выступать в гонках на выносливость, и как ни удивительно, делает это до сих пор! В частности, в этом году он выходил на старт «24 часов Ле-Мана» в категории LMP2 в составе Racing Team Nederland вместе с Рубенсом Баррикелло и Фрицем ван Эрдом.

Ален Прост. Активные годы 1980-1993, перерыв 1992 г.

Ален Прост в боксах Williams в 1993 году

Ален Прост – один из величайших гонщиков в истории автоспорта, но и ему однажды пришлось уйти в отставку против своего желания. Как известно, в 1989 году, после завоевания своего третьего титула, недовольный фаворитизмом команды в адрес Айртона Сенны, француз покинул McLaren и перешёл в Ferrari. История могла получиться очень красивой, но в 1990-м титулу Проста помешал Сенна, вынесший Алена с трассы в Сузуке, а в 1991-м алые машины оказались неконкурентоспособными.

Впервые с дебютного сезона в 1980 году Прост не смог за год выиграть ни одной гонки. Он открыто критиковал свою команду в прессе, и как следствие, перед финальным этапом сезона остался без работы. Это стало неожиданностью для всех, так как ни в одной из сильнейших команд вакансий уже не осталось. Зимой Ален принял участие в тестах Ligier, но подписывать контракт с командой, не имевшей шансов на высокий результат, не видел смысла, так что в 1992 году вынужден был взять перерыв.

Строго говоря, этот случай не совсем подходит под наши критерии, так как Прост не завершал карьеру, а остался без места в силу стечения обстоятельств. При этом он сразу же начал переговоры с Williams на 1993 год, и уже к лету стороны пришли к принципиальному согласию, а в сентябре было объявлено о контракте. В команде он должен был сменить Рикардо Патрезе, но завоевавший титул Мэнселл работать с французом тоже не пожелал и ушёл из Формулы 1.

Первые гонки после возвращения сложились для Проста неважно, но очень скоро он вернул былую форму и начал одерживать одну победу за другой. После десяти первых гонок на его счету было семь побед, а преимущество в чемпионате не давало поводов для беспокойства. В оставшихся шести гонках он не победил ни разу, но всё равно гарантировал себе титул досрочно, после чего объявил о завершении карьеры.

Найджел Мэнселл. Активные годы 1980-1995, перерыв 1993 г.

Найджел Мэнселл после возвращения в Williams в 1994 году

Уход Найджела Мэнселла после титула 1992 года тоже оказался не окончательным. Хотя ему было уже 39, «Британский лев» всё ещё оставался полон сил, так что отправился за океан, где с первой попытки стал чемпионом IndyCar. Он продолжил там выступать и в 1994-м, но растерял мотивацию – ведь и эта вершина уже была покорена.

Но в силу обстоятельств, в том же 1994-м Найджела призвала обратно сама Формула 1. После «чёрного уик-энда» в Имоле, по ходу которого погиб Айртон Сенна, Williams срочно потребовался гонщик. Доверять машину новичку Дэвиду Култхарду Фрэнк Уильямс не очень хотел, так что обратился к своим бывшим пилотам, Рикардо Патрезе и Найджелу Мэнселлу. Итальянец отказал, а вот Мэнселл дал согласие и выступал в Формуле 1 в те уик-энды, что не совпадали с гонками за океаном.

Так как сезон в IndyCar (официально серия тогда называлась CART) заканчивался раньше, Мэнселл смог провести за Williams три финальных гонки чемпионата, и одну из них он выиграл. Это был Гран При Австралии, где Михаэль Шумахер и Дэймон Хилл столкнулись между собой, чем и открыли дорогу Найджелу к его последней, 31-й победе в Формуле 1.

Однако «Биг Найдж» вошёл во вкус, так что на этом не успокоился и заключил контракт с McLaren на 1995 год. Сейчас всем известно, что ему не стоило этого делать – машина оказалась для располневшего Мэнселла слишком тесной, к тому же ужасно управлялась, и, после недолгих мучений, британец отказался от дальнейших выступлений и ушёл из автоспорта.

Алессандро Дзанарди. Активные годы 1991-1999, перерыв 1995-1998 гг.

Алессандро Дзанарди и его Williams, 1999 год

Алессандро (прозвище Алекс он получил много позже) Дзанарди ярко проявлял себя в младших сериях, так что и в Формуле 1 ему прочили большое будущее. Однако не сложилось – он дебютировал в чемпионате мира в конце 1991 года в Jordan, став одним из трёх пилотов, заменявших попавшего в тюрьму Бертрана Гашо, и выступил не так уж плохо, но первым из этих пилотов стал Михаэль Шумахер, и на фоне его невероятной скорости в Спа ни Дзанарди, ни Роберто Морено не смотрелись.

Как следствие, в следующем году Дзанарди остался без места, сумел провести лишь три Гран При в составе Minardi, но вновь без особого успеха. Наконец, в 1993-м он оказался в Lotus. Если бы это произошло годом раньше, всё могло пойти по-другому, но в том сезоне машины некогда великой команды уже были не слишком конкурентоспособны, к тому же Алессандро явно проигрывал своему напарнику Джонни Херберту, а в Бельгии попал в тяжёлую аварию и пропустил остаток сезона.

Итальянца сменил в Lotus Педро Лами, но в 1994-м уже Лами попал в тяжёлую аварию на тестах, сломав обе ноги, и теперь уже Дзанарди пришёл ему на смену. Но машина оказалась неконкурентоспособной, а по окончании сезона команда прекратила существование, так что Алессандро вновь остался без работы.

Пропустив год, Дзанарди переехал за океан, где стал гонщиком Chip Ganassi Racing в серии CART, и тут неожиданно раскрылся – третье место в дебютном сезоне, а затем два титула подряд. Окрылённый такими результатами, Алессандро вновь задумался о Формуле 1 и подписал контракт на 1999 год с Williams.

Но он снова опоздал – к тому моменту Williams растеряла былую форму, так что за весь сезон Дзанарди не смог заработать ни одного очка. Справедливости ради, была в этом и вина самого итальянца – ведь его напарник Ральф Шумахер выглядел за рулём аналогичной машины достаточно уверенно, трижды поднявшись на подиум.

Так или иначе, после окончания сезона Дзанарди вновь оказался без работы и в 2001-м опять отправился в CART. На этот раз его выступления за Nunn были не столь блестящими, а на немецком этапе, на трассе Лаузицринг, произошла та самая авария, лишившая Алессандро ног, но подарившая миру один из самых ярких примеров мужества и воли к победе.

После долгого курса реабилитации Дзанарди вернулся за руль, но великим гонщиком он так и не стал, зато стал великим спортсменом и человеком. В 2011 году итальянец занялся гонками на ручных велосипедах, а уже в 2012-м завоевал две золотые медали на Паралимпийских играх. В 2016-м, в возрасте 49 лет, он выиграл ещё две золотые медали, став четырёхкратным чемпионом Паралимпийских игр и одним из самых знаменитых спортсменов на Земле.

Лука Бадоер. Активные годы 1993-2009. Перерывы 1994, 1997-1998, 2000-2008 гг.

Лука Бадоер, 1999 год

Лука Бадоер – абсолютный рекордсмен по возвращениям в Формулу 1. Лука тоже ярко проявил себя в младших сериях и в 1993-м получил контракт с BMS Scuderia Italia, имевшей в то время неофициальный статус «младшей» команды Ferrari. В 1992-м у этой команды дела шли не так уж плохо – она заполучила моторы Ferrari, пусть и прошлогодние, и Пьерлуиджи Мартини дважды за сезон заработал очки.

Увы, Бадоер тоже опоздал – в 1993-м руководство команды приняло фатальное решение перейти с шасси Dallara на Lola, и результаты испарились. Команда даже не смогла завершить сезон, а Бадоер остался не у дел. Активы BMS Scuderia Italia выкупил Джанкарло Минарди, объединив со своей командой, и после годичного перерыва Бадоеру удалось туда попасть. Но результатов по-прежнему не было, и в 1996-м Лука продолжил путь по лестнице, ведущей вниз, перейдя в Forti.

Однако и эта команда просуществовала недолго – уже к середине сезона она разорилась и прекратила выступления. Бадоер пытался хоть как-то сохранить связи с Формулой 1, работал тест-пилотом Minardi, затем выступал в чемпионате мира FIA GT, но всё без особого успеха. Наконец, в 1998-м ему подвернулся отличный шанс – он получил предложение стать тест-пилотом Ferrari, сменив Николу Ларини.

Итальянец с жаром принялся за дело, внося свою лепту в постоянный прогресс Скудерии на протяжении нескольких сезонов. Благодаря новому статусу, ему даже удалось вновь получить место основного пилота в Minardi в 1999 году, хотя очков он снова не заработал. В дальнейшем на протяжении многих лет Лука оставался лишь тестером Ferrari, так что плодами его работы пользовались другие.

Тем удивительнее то, что произошло в 2009 году. В Венгрии выбыл из борьбы основной пилот Скудерии Фелипе Масса – во время квалификации в голову ему попала пружина, отлетевшая от машины Рубенса Баррикелло. Встал вопрос о замене бразильца, и первым именем в списке оказался именно Бадоер. Как пояснили в команде, они хотели бы отблагодарить итальянца за годы его работы «в тылу».

Разумеется, от таких предложений не отказываются, хотя отказаться стоило. Бадоер не выступал в Формуле 1 почти 10 лет (ему несколько месяцев не хватило до рекорда Яна Ламмерса), и хотя неплохо знал машину, катастрофически проигрывал в скорости основному пилоту команды Кими Райкконену. Чувства благодарности в Ferrari хватило на два Гран При, после которых Луке всё же пришлось выйти в отставку – на последних этапах сезона за руль Ferrari сел Джанкарло Физикелла.

Михаэль Шумахер. Активные годы 1991-2012, перерыв 2007-2009.

Михаэль Шумахер на своём последнем Гран При в Формуле 1

Ещё одним кандидатом на замену Массы после аварии в Венгрии был Михаэль Шумахер, к тому моменту три года как завершивший свою карьеру. И ни Бадоер, ни Физикелла, несмотря ни на какие благодарности и национальность, не имели бы шансов занять это место, если бы Михаэль оказался готов к возвращению.

Но увидеть немца в форме Ferrari в 2009 году так и не удалось – сказалась травма, полученная полугодом ранее при падении с мотоцикла. Михаэль уже даже провёл тесты, но трещина в шейном позвонке всё ещё давала о себе знать, и от участия в Гран При пришлось отказаться. Однако произошедшее зародило в душе Шумахера семя, которое очень скоро дало свои всходы. Уже в декабре было объявлено о возвращении Михаэля – но не в Ferrari, а в Mercedes.

Называя вещи своими именами, возвращение получилось достаточно бесславным. Один подиум, один лучший круг и одна победа в квалификации – бледная тень результатов великого чемпиона в годы его основной карьеры. В действительности, сегодня очевидно, что с точки зрения скорости всё было совсем не так плохо – в те годы многие недооценивали Нико Росберга.

К третьему году (в 43!) Шумахер уже выступал с ним практически на равных, но его машина ломалась почти втрое чаще, так что по итогам сезона Михаэль опять оказался далеко позади Нико. В любом случае, в те годы машина не позволяла пилотам бороться за победы. До успеха Шумахер не дотерпел совсем чуть-чуть, и кто знает, как бы всё сложилось, если бы он продолжил выступления, но в 2012-м немец объявил об уходе из Формулы 1 – на этот раз навсегда.

Кими Райкконен. Активные годы – 2001-настоящее время, перерыв 2010-2011 гг.

Кими Райкконен получает кубок за победу в Гран При Австралии 2013 году

В случае Кими самое неожиданное – то, что он уходил, а не то, что он вернулся. История, в результате которой в 2009 году 30-летний чемпион мира, в одиночку тащивший на себе Ferrari после травмы Массы, внезапно оказался без работы, с годами выглядит ещё более нелепо, чем выглядела тогда.

Суть её проста – новый (с 2008 года) руководитель Ferrari Стефано Доменикали пытался воспользоваться старыми рецептами успеха и искал нового лидера команды. С Шумахером договориться не получилось, зато согласие на переход дал Фернандо Алонсо. Но чтобы освободить для него место, необходимо было уволить одного из пилотов.

Поступить так с Фелипе Массой, который в этот момент восстанавливался после полученной в Венгрии травмы, в Ferrari не могли, поэтому крайним в этих политических играх стал Райкконен, которого буквально вытолкали из команды, несмотря на действовавший до конца 2010 года контракт и блестящую форму.

Многие полагали, что Кими отправится в Mercedes, но возвращение Шумахера смешало его планы. С McLaren договориться также не удалось – в команде подписали контракт с Дженсоном Баттоном. В итоге Райкконен предпочёл вовсе уйти из Формулы 1 и перешёл в ралли.

Разумеется, демонстрировать действительно высокие результаты в WRC не имевшему должной подготовки Кими было сложно. Он зарабатывал очки, став всего лишь вторым пилотом в истории, после Карлоса Ройтемана, которому удалось это сделать в обоих чемпионатах мира, но слишком часто попадал в аварии. Райкконен также пробовал свои силы в NASCAR, пытался найти команду для выступления в Ле-Мане, но без особого успеха.

Тем временем в Lotus, сменившей на стартовой решётке Renault, активно искали нового лидера. Им должен был стать Кубица, но авария в феврале 2011-го перечеркнула эти надежды. Ни Ник Хайдфельд, ни Бруно Сенна, ни Виталий Петров заменить его не смогли. Когда зашла речь о сезоне 2012 года, предложение поступило Райкконену, и финн, недолго думая, согласился – стороны были рады найти друг друга.

Оценивать форму Кими после его возвращения достаточно сложно – тем более, что карьера его всё ещё продолжается. Удивительно, что за два года в Lotus он добился больше, чем за последующие четыре (неполные) в Ferrari – две победы и 13 подиумов против нуля побед и 11 подиумов. Помимо прочего, это говорит и о том, что в Lotus Райкконену было комфортнее, чем в Ferrari, даже несмотря на то, что зарплату там ему почти не платили либо платили с большими задержками.

В этом году он уже пару раз был в шаге от победы, но всегда что-то шло не так. Конечно, пока Феттель смотрится явно сильнее, но завершать карьеру Кими всё ещё не собирается, а значит, считает, что способен прибавить. Ситуация в команде постепенно меняется, и кто знает, может быть, мы ещё увидим того Райкконена, что с финской невозмутимостью штамповал победы в 2007-м или в одиночку сражался за третье место в Кубке конструкторов в 2009-м.

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости