Инди-500: Пришёл, увидел, победил!

Трофей победителя гонки Инди-500

Неожиданное решение Фернандо Алонсо выступить в конце мая в гонке Инди-500 вместо Гран При Монако привлекло огромное внимание как к испанцу, так и к IndyCar по всему миру. Фернандо не скрывает, что пошёл на такой шаг в том числе потому, что хочет выиграть «тройную корону» кольцевого автоспорта – Гран При Монако, гонку Инди-500 и «24 часа Ле-Мана».

На сегодняшний день единственный обладатель этой «короны» Грэм Хилл. Ещё шестеро побеждали в двух гонках из трёх, так что даже в этот «клуб» войти весьма престижно. Победа в Монако на счету Фернандо уже есть, выиграть Ле-Ман можно и в более позднем возрасте, а сейчас, пока дела у McLaren-Honda в Формуле 1 плохи, испанец решил попробовать свои силы в Инди-500.

Конечно, прийти, увидеть и победить на «Старой кирпичнице», в формате 500-мильной гонки – задача нетривиальная, тем не менее, такие случаи в истории были. Мы решили рассказать о них подробнее...

1911, Рэй Хэрроун

Первый победитель гонки Инди-500 - Рэй Хэрроун

Впервые пилот победил в своей дебютной гонке Инди-500, как нетрудно догадаться, в 1911 году. Им стал Рэй Хэрроун, выступавший за Nordyke & Marmon Company на шасси Marmon с 6-цилиндровым мотором того же производителя. Машина имела жёлтую раскраску и собственное имя, Wasp (Оса), сегодня она выставлена в музее славы Indianapolis Motor Speedway.

На старт в той гонке вышли 40 машин, и 26 из них добрались до финиша. Интересно, что квалификация в те времена не определяла стартовый порядок – она нужна была лишь для того, чтобы отсеять наиболее слабых пилотов, а расстановка на решётке соответствовала дате подачи заявки на гонку. Хэрроун начинал гонку лишь с шестого ряда (в каждом ряду стояло по 5 машин), но победил достаточно уверенно, пролидировав 88 кругов из 200. За эту победу Хэрроун получил приз в $14 250 – огромные деньги по тем временам.

Впрочем, достижение Хэрроуна достаточно условно, ведь это была первая гонка Инди-500, и любой её победитель автоматически вошёл бы в этот список. Тем более, что в действительности Хэрроун уже имел на своём счету победу на Indianapolis Motor Speedway – два предыдущих года перед дебютной Инди-500 здесь же проводилась 200-мильная гонка Wheeler-Schebler Trophy, и в 1910 году выиграл её именно Рэй.

Вообще, Хэрроун один из самых успешных пилотов на «Старой кирпичнице» за всю её историю, он побеждал здесь в различных гонках восемь раз. Лишь на счету его современника Джонни Эйткена больше побед на этой трассе, но именно в формате гонки Инди-500 Хэрроун больше не выступал тут никогда.

1913, Жюль Гу

Жюль Гу на Инди-500 1913 года

Следующего случая, когда новичок смог победить в Инди-500, долго ждать не пришлось. Уже в 1913-м году Жюль Гу открыл французскую эру гонок в Индианаполисе. Первые два года в Инди-500 выступали почти исключительно американцы на американских машинах, но затем на старт начали заявляться и европейские гонщики, привлечённые призовыми за победу свыше $20 тыс.

В 1913-м таких пилотов было семеро – трое из Италии, два из Франции и по одному из Бельгии и Норвегии. Большинство из них располагали собственной техникой, 28-летний Жюль Гу выступал на Peugeot – на заводе этой компании работал его отец. На сине-белой машине был установлен 4-цилиндровый рядный мотор с двойным верхним распредвалом – вскоре подобные двигатели для Инди-500 станут обычным делом.

Стартовый порядок на этот раз определялся простым жребием. Гу начал гонку со второго ряда, и поначалу к фаворитам его не относили. Однако после аварии Джека Тауэра и возгорания машины Боба Бёрмэна, которые считались главными претендентами на победу, Гу возглавил пелотон и лидировал на протяжении 138 кругов из 200.

«Городская легенда» утверждает, что на пути к своей победе Гу выпил шесть бутылок шампанского. В действительности это преувеличение, хотя шампанское Жюль действительно пил, но не шесть бутылок, а четыре, и не один, а со своим механиком (который в то время проезжал гонку вместе с пилотом). Фактически, они делали лишь несколько глотков на каждом из своих шести пит-стопов – хотя, вероятно, этого всё равно было достаточно, чтобы к финишу опьянеть. Однако в те времена по этому поводу никто особенно не переживал.

1914, Рене Тома

Рене Тома на гонке Инди-500 1914 года

Достижение Гу уже в следующем году сумел повторить ещё один француз, Рене Тома. Он был более известен как авиатор, чем как гонщик, что не помешало ему заявиться на Инди-500 в 1914 году на автомобиле Delage type Y. Тома был далеко не единственным французом на стартовой решётке (которая вновь определялась жребием) – помимо него, участие в гонке приняли ещё пять уроженцев Франции, включая Жюля Гу.

Гонка стала настоящим триумфом европейских гонщиков и машин – четыре первых места на финише заняли французы и бельгийцы на автомобилях Peugeot и Delage. Тома финишировал первым, причём он лидировал 102 круга из 200. В дальнейшем Тома стартовал в Инди-500 ещё трижды, один раз начинал гонку с поула, ещё однажды поднялся на подиум, но победить здесь ему больше не удалось.

Впрочем, в 20-х годах Рене увлёкся скоростными заездами и 6 июля 1924 года установил мировой рекорд скорости на суше, разогнавшись на Delage до 230 км/ч. В 1973 году, в возрасте 87 лет, он принял участие в параде пилотов перед гонкой Инди-500. Умер Тома в Париже в 1975 году, в 89 лет.

1926, Фрэнк Локхарт

Фрэнк Локхарт после победы в Инди-500 1926 года

Фрэнк Локхарт у нас практически неизвестен, хотя в США считается одной из легенд автоспорта – примерно такого же масштаба, как Джим Кларк в Европе. Фрэнк начинал свою карьеру в ипподромных гонках, которые проходили на гравии, и показал себя не только быстрым гонщиком, но и сильным инженером. Настоящий прорыв произошёл в 1926 году.

Перед гонкой в Индианаполисе Локхарт получил место запасного пилота при Питере Крейсе, но уговорил того дать ему возможность проехать несколько «прогревочных» кругов на его Miller с турбированным 8-цилиндровым мотором. Выяснилось, что Фрэнк быстрее своего нанимателя, и тот пошёл навстречу молодому 23-летнему пилоту, отдав тому своё место в заявочном листе.

В квалификации на своём первом же круге Локхарт побил рекорд трассы, но достижение осталось неофициальным. В те времена результат считался по среднему времени трёх кругов, но на втором круге Фрэнк пробил колесо. Во второй попытке у него возникли механические проблемы, так что в итоге Локхарту пришлось начинать гонку лишь 20-м.

Однако всё изменилось, когда гонка стартовала. Уже к пятому кругу Фрэнк выбрался на пятое место, к 16-му – на второе. Лидировал Дэйв Льюис, и долгое время опередить его не удавалось. Пошёл дождь, гонку прервали, и вскоре после рестарта Локхарту всё же удалось выйти вперёд. На протяжении 20 кругов гонщики вели сражение за победу, пока Льюис не сошёл. После этого Локхарт лидировал безраздельно, и хотя из-за вновь пошедшего дождя гонка была остановлена досрочно, после 160 кругов, успел довести своё лидерство почти до двух кругов.

На полученные призовые Фрэнк выкупил машину у Крейса и в том же году одержал ещё целый ряд побед на различных трассах. Он вновь приехал в Индианаполис через год и легко завоевал поул. После старта он лидировал на протяжении 81 круга подряд – этот рекорд продержался 64 года. Однако на второй половине дистанции Фрэнк сошёл из-за поломки шатуна, так что повторить свой успех не смог. В следующем году Локхарт погиб при попытке установления рекорда скорости на суше.

1927, Джордж Саудерс

Джордж Саудерс на Инди-500 1927 года

В той самой гонке Инди-500 в 1927 году, в которой Локхарт завоевал поул, но сошёл, победу тоже одержал новичок. Его звали Джордж Саудерс, и на момент этого успеха ему было всего 26 лет.

История Саудерса во многом похожа на историю Локхарта. Он тоже начинал в ипподромных гонках на гравии, где добился определённых успехов, а на старт Инди-500 попал почти случайно. Его друг, Билли Уайт, купил для него старый Duesenberg за $1500 и предоставил возможность выступить в гонке. О происхождении средств Уайта, кстати, ходят разные истории, часть авторов намекают, что он был связан с гангстерами, а стоит отметить, что Duesenberg была любимой маркой у подобной публики.

Легенда гласит, якобы это был тот самый Duesenberg, на котором ещё в 1925-м Инди-500 выиграл Питер ДеПаоло, но в действительности это не так. ДеПаоло действительно продал свой Duesenberg в 1926-м, но совершенно другим людям. К тому же, Саудерс использовал другую модификацию машины, она даже визуально отличалась от Duesenberg ДеПаоло, да и сам Джордж всегда отрицал какую-то связь между этими машинами.

Так или иначе, к 1927 году конструкция Duesenberg считалась устаревшей, а их двухлитровые двигатели – слишком маленькими, так что практически весь пелотон, 28 пилотов из 33, использовали шасси Miller. Машин Duesenberg на старт вышло всего пять, и три из них сошли по ходу дистанции. Однако после схода Локхарта и целого ряда поломок у лидеров стартовавший только 22-м Саудерс захватил первое место и удержал его до самого финиша.

Саудерс приехал в Индианаполис и на следующий год, теперь уже на шасси Miller, и вновь оказался весьма успешен, финишировав третьим. Однако всего через месяц попал в серьёзную аварию во время гонки в Детройте, получил тяжёлые травмы и завершил карьеру.

1966, Грэм Хилл

Грэм Хилл после победы в Инди-500 1966 года

Гонка Инди-500 начиналась как чисто любительское соревнование – собственно, профессиональных автоспортсменов в то время и не было. Поэтому относительно большое число пилотов, которые выигрывали гонку с первой попытки в те годы, неудивительно. Но постепенно профессионализм участников рос, и сделать это становилось всё сложнее. После 1927 года на протяжении более семидесяти лет никому из новичков не удавалось одержать победу на «Старой кирпичнице» – за одним исключением. Этим исключением стал Грэм Хилл.

История этой победы довольно широко известна, хотя мало кто знает, что Хилл вообще не должен был участвовать в этой гонке. Изначально за команду Mecom Racing на Lola-Ford должны были выступать Уолт Хансген, Роджер Уорд и Джим Кларк. Однако менее чем за два месяца до гонки, 3 апреля, на тестах в Ле-Мане Хансген попал в тяжёлую аварию и спустя несколько дней скончался.

Команде пришлось срочно искать замену, выбор пал на Хилла. Изменение произошло настолько поздно, что Грэм даже не попал в список участников гонки, опубликованный в программе для зрителей! И, конечно же, не имея должной подготовки, никак не относился к фаворитам. В квалификации он показал 15-е время (из 33 участников), а с поула стартовал Марио Андретти. Джим Кларк стоял на стартовой решётке рядом с ним.

Однако на старте произошла массовая авария с участием 14 машин. Никто из пилотов не пострадал, за исключением Эй-Джей Фойта, который повредил руку, перелезая через забор вокруг трассы. Гонку остановили, но когда были убраны обломки, выяснилось, что 11-ти пилотам продолжать гонку не на чем, так что на рестарт вышли всего 22 гонщика – в том числе все три британца, Хилл, Кларк и Стюарт.

Завал на старте Инди-500 1966 года

Гонка получилась довольно необычной. Поначалу лидировал Андретти, но вскоре на его машине начались технические проблемы, и на 27 круге он сошёл из-за поломки клапана. Борьбу за лидерство вели Джим Кларк и Ллойд Руби, причём Кларка дважды разворачивало, но обходилось без контакта со стеной или соперниками, так что он оставался на трассе. На 151 круге лидерство захватил Стюарт, но когда до победы оставалось всего 10 кругов, на его машине упало давление масла, и шотландец сошёл. В итоге совершенно неожиданным победителем оказался Хилл.

Правда, этот факт вызвал недоумение в составе команды Кларка – Колин Чэпмэн и Энди Гранателли даже отказались подписывать протокол гонки. Они утверждали, что ни в какой момент гонки Хилл не опережал Кларка, а значит, никак не мог быть впереди на финише. Так как электронной системы хронометража в то время, конечно, не было, и число кругов отсчитывалось специальными людьми, ошибка вполне могла быть допущена. Однако после перепроверки доступной информации в USAC всё же официально утвердили итоги гонки.

Сам Грэм Хилл также был очень удивлён и даже озадачен своей победой – споры относительно истинных итогов этой гонки идут по сей день. Впрочем, даже независимые счётчики подтвердили, что выиграл её именно Хилл – Кларка он опередил ещё во время его второго разворота. Джим в итоге оказался вторым, проиграв Грэму около 40 секунд.

2000, Хуан-Пабло Монтойя

Хуан-Пабло Монтойя празднует победу в Инди-500 2000 года

После удивительной победы Грэма Хилла на протяжении нескольких десятилетий никому из новичков выиграть Инди-500 не удавалось, но в новейшей истории это произошло уже трижды. И первым подобного успеха смог добиться Хуан-Пабло Монтойя.

История колумбийца тоже получилась довольно необычной. В 1999-м, после победы в Формуле 3000, он вернулся в Америку и сходу выиграл чемпионат CART. Как раз в те годы организаторы Инди-500 рассорились с промоутерами главной американской гоночной серии с открытыми колёсами, создав свой чемпионат, Indy Racing League (IRL). Гонка в Индианаполисе, разумеется, проходила именно под его эгидой, поэтому в 1999-м Монтойя в ней участия не принимал.

В 2000-м Монтойя вновь участвовал в CART, но вместе со своей командой Chip Ganassi Racing решил выйти на старт Инди-500 – и впервые за четыре года им это было позволено. Причём если в своём чемпионате команда Чипа Гэнэсси использовала шасси Lola с моторами Toyota, то в Индианаполис привезла машины G-Force с двигателем Oldsmobile.

Удивительно, но в субботу, всего за день до старта Инди-500, Монтойя выступил в гонке CART на Nazareth Speedway! Изначально эта гонка была запланирована на 11 апреля, но из-за прошедшего в Пенсильвании снега её перенесли. Так что после квалификации в Индианаполисе, в которой Монтойя показал второе время, ему пришлось лететь в Лехай Вэлли и участвовать там в гонке!

Хуан-Пабло Монтойя на трассе в Индианаполисе

Обратно, впрочем, можно было не торопиться – из-за дождя старт Инди-500 отложили на три часа. Когда гонка всё же началась, поначалу лидировал стартовавший с поула Грег Рэй, но на 27 круге лидеры попали в трафик, и Монтойя смог выйти вперёд. Постепенно Хуан-Пабло начал отрываться от преследователей, чему способствовало и то, что с самого старта гонка обходилась без пейс-каров. Впервые он появился на трассе только на 66 круге, что стало рекордом Инди-500, и вызвал его именно Грег Рэй, чью машину сорвало с трассы порывом ветра.

В дальнейшем гонка получилась довольно скучной. Монтойя лидировал практически всю оставшуюся дистанцию, по итогам гонки он возглавлял пелотон на протяжении 167 кругов из 200. Хуан-Пабло одержал лёгкую победу, посрамив многочисленных скептиков, предрекавших ему поражение и сход в начале гонки. В следующем году колумбиец не выступал в Индианаполисе, так как начал свою карьеру в Формуле 1, где, между прочим, выиграл и гонку в Монако. Так что для обладания «тройной короной» ему не хватает лишь победы в «24 часах Ле-Мана».

2001, Элио Кастроневеш

Элио Кастроневеш после победы в Инди-500 2001 года

Но если между победами Грэма Хилла и Хуана-Пабло Монтойи прошло 34 года, то следующего успеха дебютанта в Инди-500 пришлось ждать всего год. В 2001 году знаменитую гонку выиграл молодой бразилец Элио Кастроневеш.

Как и Монтойя, Кастроневеш (в действительности у него двойная фамилия Кастро-Невеш, но бразилец давно привык к записи на американский манер) выступал в серии CART, а потому до поры до времени не мог попробовать свои силы в Индианаполисе. Однако после успеха Монтойи в 2001 году сюда приехало немало пилотов конкурирующего чемпионата, и одним из них, в составе команды Penske, был Кастроневеш.

В квалификации Кастроневеш показал 11-е время и стартовал с четвёртого ряда. Было холодно, и на непрогретых шинах обладатель поула Скотт Шарп в первом же повороте врезался в стену, а следовавшим за ним Грегу Рэю и Робби Гордону едва удалось избежать с ним контакта. Появились жёлтые флаги, затем ещё одни, потом ещё – фактически гонка началась лишь на 22 круге.

Впоследствии гонка ещё несколько раз прерывалась пейс-карами и даже красным флагом из-за дождя, и на второй половине дистанции Кастроневеш выбрался в лидирующую группу. Он боролся с Тони Стюартом за лидерство, но лучше разобрался в стратегии и на протяжении нескольких финальных десятков кругов возглавлял пелотон. На финише Элио опередил своего соотечественника и напарника по Penske Жиля де Феррана всего на 0,4838 секунды. Впрочем, куда более знаковым фактом стало то, что шесть первых мест в гонке заняли пилоты CART.

2016, Александер Росси

Александер Росси празднует победу в Инди-500

Наконец, последняя на сегодняшний день победа новичка в Инди-500 была одержана совсем недавно, всего год назад. Юбилейную, сотую гонку Инди-500 (во время Первой и Второй мировых войн гонка не проводилась) выиграл выступавший за Andretti Александер Росси.

Хотя Росси американец, в США он не слишком известен, так как в юном возрасте уехал в Европу, где пытался пробиться в Формулу 1. Ему даже удалось это сделать, но он сел за руль лишь в нескольких финальных гонках 2015 года в составе Manor, не добившись никаких успехов, и в 2016-м решил вернуться за океан и подписал контракт с Andretti в IndyCar.

До этапа в Индианаполисе мало кто обращал на Александера внимание – в пяти первых гонках лучшим результатом Росси стало десятое место на Гран При Индианаполиса, который проводится по дорожной версии трассы. С такими результатами, и не имея почти никакого опыта выступлений на овалах, Александер был очевидным аутсайдером гонки.

Однако он смог квалифицироваться 11-м – до попадания в топ-9, которые разыгрывают места на трёх первых рядах в отдельном соперничестве, ему не хватило какого-то мгновения. В гонке Александер долгое время был далёк от борьбы за лидерство – в первых рядах сражение между собой вели Джеймс Хинчклифф, Райан Хантер-Рэй и Джозеф Ньюгарден. Чуть позже к ним присоединился и Таунсенд Белл.

Гонка, однако, изобиловала инцидентами – разбил машину Хуан-Пабло Монтойя, на пит-стопах Уилл Пауэр врезался в Тони Канаана, а Симон Пажено – в Михаила Алёшина, вылетел с трассы Сэйдж Карам, сломалась подвеска на машине Алёшина… Всё это приводило к появлению жёлтых флагов и всё более запутывало стратегию.

На очередном рестарте Белл столкнулся с Хантер-Рэем – оба откатились далеко назад, потеряв шансы на победу. Лидировал Кастроневеш, но так как вновь появились жёлтые флаги, как и большинство остальных пилотов он отправился в боксы. Остались на трассе лишь Алекс Тальяни и Александер Росси. Стратегия этих двоих окончательно разошлась с тактикой остального пелотона, что и стало решающим фактором при определении победителя.

К концу гонки стало ясно, что большинству лидеров всё же придётся делать ещё одну остановку – иначе до финиша не хватит топлива. Один за другим они заезжали в боксы, в то время как находившийся на другой стратегии Росси остался на трассе – он не только возглавил гонку, но и получил большое преимущество. Однако топливо на его машине тоже заканчивалось, так что за два круга до финиша он сбросил скорость. К этому моменту он опережал ближайшего преследователя, Карлоса Муньоса, на 20 секунд, на финише отрыв сократился до четырёх. Тем не менее, Росси смог продержаться и финишировал первым, став победителем 100-й гонки Инди-500.

Save

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости