Ле-Ман 2016: Представляем участников

В ближайшие выходные, 18-19 июня, во Франции пройдёт очередной, 84-й марафон «24 часа Ле-Мана». Как и раньше, легендарная гонка входит в зачёт чемпионата мира по гонкам на выносливость FIA WEC, причём участники смогут заработать вдвое больше очков, чем на обычных, 6-часовых этапах. Уже известно, что старт гонке даст знаменитый актёр Брэд Питт.

Гонка пройдёт на кольце Сарте, неподалёку от города Ле-Ман на северо-западе Франции. Это классическая и очень скоростная трасса, одна из самых длинных на сегодняшний день – её протяжённость составляет 13629 метров, что почти вдвое больше самой длинной трассы Формулы 1 (Спа). При этом Сарте стационарный автодром лишь наполовину – частично используются дороги общего пользования.

Схема трассы Сарте

Несмотря на такую протяжённость, поворотов относительно немного – 38. В основном кольцо состоит из длинных прямых, соединённых медленными связками. Поэтому здесь очень важна мощность моторов и механическая эффективность шасси, а уровень прижимной силы отходит на второй план. Рекорд трассы в гонке был установлен год назад – Андре Лоттерер на Audi R18 e-tron quattro смог проехать круг за 3:17,475. В квалификации время поула Нила Яни на Porsche 919 Hybrid составило 3:16,887.

Главным отличием нынешней гонки от предыдущих станет рекордное количество участников – впервые на старт выйдут 60 экипажей! Перемены назрели давно – в последние годы заявочный лист регулярно превышал традиционное количество стартовых номеров. Однако расширить число участников мешали чисто технические проблемы – на трассе Сарте было всего 56 боксов. Год назад было принято решение построить дополнительные боксы.

Изначально организаторы планировали достичь числа в 60 машин только в 2017 году, а в 2016-м на старт должно было выйти 58 машин. Однако строительство шло с опережающими темпами, так что уже зимой промоутер гонки, французский автомобильный клуб ACO, объявил о досрочном выполнении своих обязательств. Тем не менее, и на этот раз заявочный лист не вместил всех желающих, так что не исключено, что в следующем году боксов в Ле-Мане будет ещё больше.

Категория LMP1

LMP1 – самый престижный класс прототипов, в котором могут быть представлены как заводские, так и частные команды. В этом классе производители имеют возможность экспериментировать с технологиями и конфигурацией. На старт допускаются машины как с передней, так и заднемоторной компоновкой, использующие бензиновые и дизельные, турбированные и атмосферные двигатели, а также гибриды.

Чтобы попасть под определение гибридной, машина должна двигаться по пит-лейн со скоростью 60 км/ч, используя только электрический привод. Однако фактически смысл в выделении гибридов в отдельную категорию пропал ещё несколько лет назад, так как именно такие машины сейчас доминируют в абсолютном зачёте. В нынешнем сезоне все заводские экипажи LMP1 (6 машин из 9) используют гибридные силовые установки. И лишь на трёх частных машинах используется турбомотор AER классической компоновки.

Технический регламент категории на сезон 2016 содержит несколько важных отличий по сравнению с предыдущим годом. В последнее время машины LMP1 стали слишком быстры, мощность силовых установок постепенно подбиралась к 1000 л.с., и в целях безопасности в FIA решили их несколько ограничить.

Porsche Тимо Бернхарда, Марка Уэббера и Брендона Хартли на трассе в Ле-Мане

С этого сезона уровень потребления энергии ограничен 10 мегаджоулями, это примерно на 7,5% меньше, чем год назад для быстрейших машин. Пропорционально сокращён и мгновенный расход топлива. А конкретно для гонки в Ле-Мане действует и ещё одно ограничение – гибридная часть установки не должна быть мощнее 300 кВт.

По расчётам, всё это в Ле-Мане должно привести к потере гибридными прототипами LMP1 примерно четырёх секунд на круге. Однако эти расчёты не учитывают естественный прогресс команд, так что фактическая потеря может оказаться меньше. Одновременно к заводским командам немного подтянутся частники, не использующие гибридные силовые установки.

Ситуация с фаворитами гонки пока достаточно неопределённая. Одно можно сказать точно – никому из действующих победителей гонки повторить своё достижение в нынешнем году не удастся. По одной простой причине – никто из них не будет выступать 2016 году в этой категории! Нико Хюлкенбергу в этот уик-энд предстоит выйти на старт в гонке Формулы 1 в Баку, а в его отсутствие Porsche решила не выставлять третью машину, и отправила его прошлогодних напарников, Эрла Бамбера и Ника Тенди, в GTE Pro.

Защищать статус команды-победительницы будут два оставшихся экипажа Porsche на своих 919 Hybrid, значительно модернизированных по сравнению с прошлым годом. Формально первым экипажем команды станет машина №1 под управлением Тимо Бернхарда, Марка Уэббера и Брендона Хартли. Однако в двух первых гонках сезона экипаж преследовали проблемы, так что на их счету пока всего полтора очка, одно из которых – за поул на втором этапе в Спа.

Лидирует в чемпионате другой экипаж Porsche, Марк Либ/Нил Яни/Роман Дюма. Однако в действительности в обеих состоявшихся гонках этого сезона они финишировали позади Audi – только на первом этапе это были позже дисквалифицированные Фасслер/Лоттерер/Трелюйе, а на втором – Джарвис/ди Грасси/Дюваль. Так или иначе, машины Audi R18 (слова e-tron quattro в этом году из их названия исчезли) очень быстры, и в Сильверстоуне именно машина №8 завоевала поул и первой добралась до финиша.

Toyota Майка Конвея, Стефана Сарразена и Камуи Кобаяши

У Toyota дела пока идут неважно. Новые TS050 Hybrid заметно уступают в скорости немецким машинам, и пока японцам остаётся лишь подбирать те очки, что теряют лидеры. Им удалось сделать это в Сильверстоуне, где экипаж Конвей/Сарразен/Кобаяши после всех сходов и дисквалификаций оказался вторым, но в Спа им повезло меньше. На счету второго экипажа, Буэми/Дэвидсон/Накаджима, пока всего лишь одно очко – в двух гонках они заработали по 0,5 очка за сам факт финиша.

Тем не менее, учитывая сокращённый заявочный лист в этой категории, у Toyota есть определённые шансы на высокий результат – в том числе победу. На этот раз противостоят им лишь четыре машины, и можно смело сказать, что без проблем обойтись не удастся никому. Вопрос только в том, кто справится с этими проблемами быстрее и эффективнее.

Что касается частных команд, то тут ситуация просто удивительная. В настоящий момент Rebellion R-One под управлением Доминика Крайхамера, Александра Императори и Матео Тушера занимает второе место в чемпионате мира! В обеих гонках они заняли третье место, так что уступают только Porsche №2. Второй экипаж команды, где выступают Ник Хайдфельд, Николя Прост и Нельсон Пике-младший, оба раза был четвёртым.

Так что на сегодня благодаря своей стабильности и надёжности машины Rebellion представляют угрозу даже для заводских команд – хотя с точки зрения чистой скорости гибридам, конечно, уступают. Что касается ещё одной команды в этой подкатегории, ByKolles Racing, ей остаётся надеяться только на удачу.

Отличить машины LMP1 можно по белым фарам и белому номеру на красном фоне.

Команда/Машина Раскраска Экипаж
1. PORSCHE TEAM
PORSCHE 919 Hybrid
Т.Бернхард
М.Уэббер
Б.Хартли
2. PORSCHE TEAM
PORSCHE 919 Hybrid
Р.Дюма
Н.Яни
М.Либ
4. TEAM BYKOLLES
CLM P1/01 - AER
С.Труммер
П.Каффер
О.Уэбб
5. TOYOTA RACING
TOYOTA TS 050 Hybrid
Э.Дэвидсон
С.Буэми
К.Накаджима
6. TOYOTA RACING
TOYOTA TS 050 Hybrid
С.Сарразен
М.Конвей
К.Кобаяши
7. AUDI SPORT TEAM JOEST
AUDI R18
М.Фасслер
A.Лоттерер
Б.Трелюйе
8. AUDI SPORT TEAM JOEST
AUDI R18
Л.ди Грасси
Л.Дюваль
О.Джарвис
12. REBELLION RACING
REBELLION R-One - AER
Н.Прост
Н.Хайдфельд
Н.Пике
13. REBELLION RACING
REBELLION R-One - AER
М.Тушер
А.Императори
Д.Крайхамер

Категория LMP2

LMP2 – младший класс прототипов. Технические характеристики машин здесь схожи с LMP1, но ограничений гораздо больше. Участники не могут использовать заводскую поддержку, при этом стоимость шасси не должна превышать 463 500 евро для закрытых кокпитов, и 388 500 евро – для открытых. Допускается использование безнаддувных двигателей объёмом до 5 литров, либо турбированных – до 3,2 литров. Масса машины – не менее 900 кг.

В последние годы именно эта категория пользуется наибольшей популярностью у участников – если год назад на старт в этом классе вышло 19 машин, то в этом году их будет уже 23! Это и неудивительно – для гонщиков прототипы привлекательнее машин GT, так как представляют собой специально построенные для автоспорта спорткары, а не адаптированные к гонкам серийные машины. При этом из-за ограничений, наложенных регламентом, стоимость участия здесь многократно ниже, чем в LMP1.

В отличие от большей части своей предыдущей истории, сейчас LMP2 предлагает разнообразие не только в вопросе команд и пилотов, но и по части шасси. В FIA вынашивают планы уже в следующем году оставить в этой категории только двух производителей, но пока здесь представлены шесть – Ligier, Oreca, BR, Morgan, Alpine и Gibson. Все они оснащаются моторами Nissan, Judd или Honda, и шинами Michelin или Dunlop.

Машина Романа Русинова в Ле-Мане

В этой категории выступают сразу две российские команды, каждая из которых выставляет по две машины. Более того – впервые в гонке одновременно выступят три российских пилота, с именами которых связаны большая часть достижений нашей страны в кольцевом автоспорте за последние 10 лет – Роман Русинов, Виталий Петров и Михаил Алёшин. Причём, все трое поедут в разных экипажах, в двух разных командах.

Правда, статус у них при этом будет разный. Русинов и его команда G-Drive Racing – действующие чемпионы WEC в LMP2 - очевидные фавориты категории. На двух предыдущих этапах в квалификации пилотам G-Drive не было равных, хотя в гонке оба раза возникали какие-то проблемы. Теоретически трасса в Ле-Мане подойдёт их Oreca-05 гораздо больше, чем Сильверстоун и Спа, так что можно ожидать от команды очень уверенного выступления в квалификации. Однако Романа Русинова, разумеется, интересует победа в гонке, ведь «24 часа Ле-Мана» – единственная вершина в LMP2, которая ему до сих пор не покорилась.

В преддверии гонки в команде пошли на серьёзное изменение – Натанаэля Бертона, работой которого в G-Drive не были удовлетворены, сменил бывший гонщик Формулы 1 Уилл Стивенс. Британец быстр и стабилен, хорошо знает шасси Oreca-5, так как именно на нём выступает в Manor. Второй экипаж G-Drive, за который выступают Гидо ван дер Гарде, Симон Долан и Джейк Деннис, очень уверенно смотрится в European Le Mans Series, и после двух этапов лидирует в чемпионате. Правда, их шасси Gibson 015S подходит этой трассе хуже, чем Oreca.

У SMP Racing пока дела идут неважно, BR01 серьёзно не хватает скорости. В первых гонках отставание на круге доходило до пяти секунд, что на гораздо более длинной трассе в Ле-Мане будет означать проигрыш в 8-9 секунд. В команде предпринимают все усилия, чтобы исправить ситуацию, и экипажи Медиани/Минассян/Алёшин и Петров/Шайтар/К.Ладыгин сделают всё, что в их силах.

Отличительная особенность машин LMP2 на трассе: белые фары и белый номер на синем фоне.

Команда/Машина Раскраска Экипаж
22. SO24! BY LOMBARD RACING
LIGIER JS P2 - JUDD
В.Капилляр
Э.Марис
Д.Коулман
23. PANIS BARTHEZ COMPETITION
LIGIER JS P2 - NISSAN
Ф.Бартез
П-Л.Шатен
Т.Буре
25. ALGARVE PRO RACING
LIGIER JS P2 - NISSAN
М.Мьюнманн
К.Хой
А.Пиццитола
26. G-DRIVE RACING
ORECA 05 - NISSAN
Р.Русинов
У.Стивенс
Р.Раст
27. SMP RACING
BR01 - NISSAN
Н.Минассян
М.Медиани
М.Алёшин
28. PEGASUS RACING
MORGAN - NISSAN
И.Тэтэнже
Р.Стрибиг
Л.Руссел
30. EXTREME SPEED MOTORSPORTS
LIGIER JS P2 - NISSAN
С.Шарп
Э.Браун
Й.ван Овербек
31. EXTREME SPEED MOTORSPORTS
LIGIER JS P2 - NISSAN
Р.Дальциэл
Л.Дерани
К.Камминг
33. EURASIA MOTORSPORT
ORECA 05 - NISSAN
П.Джунджин
Т.Гомменди
Н.де Брюйн
34. RACE PERFORMANCE
ORECA 03R - JUDD
Н.Лёйтвилер
Ш.Накано
Д.Уинслоу
35. BAXI DC RACING ALPINE
ALPINE A460 - NISSAN
Д.Ченг
Х.-П.Тун
Н.Панчьятичи
36. SIGNATECH ALPINE
ALPINE A460 - NISSAN
Г.Менезес
Н.Лапьер
С.Ришельми
37. SMP RACING
BR01 - NISSAN
В.Петров
В.Шайтар
К.Ладыгин
38. G-DRIVE RACING
GIBSON 015S - NISSAN
С.Долан
Д.Деннис
Г.ван дер Гарде
40. KROHN RACING
LIGIER JS P2 - NISSAN
Т.Крон
Н.Йонсон
Ж.Барбоса
41. GREAVES MOTORSPORT
LIGIER JS P2 - NISSAN
М.Рохас
Ж.Каналь
Н.Бертон
42. STRAKKA RACING
GIBSON 015S - NISSAN
Н.Левентис
Д.Уоттс
Д.Кэйн
43. RGR SPORT BY MORAND
LIGIER JS P2 - NISSAN
Р.Гонсалес
Б.Сенна
Ф.Альбукерке
44. MANOR
ORECA 05 - NISSAN
Т.Грэйвс
М.Рао
Р.Мери
46. THIRIET BY TDS RACING
ORECA 05 - NISSAN
П.Тирье
М.Беш
Р.Хиракава

47. KCMG
ORECA 05 - NISSAN
Ц.Мацуда
М.Хоусон
Р.Брэдли
48. MURPHY PROTOTYPES
ORECA 03R - NISSAN
Б.Китинг
Й.Блекемолен
М.Гуссенс
49. MICHAEL SHANK RACING
LIGIER JS P2 - HONDA
Д.Пью
О.Негри
Л.Вантор

Категория LM GTE Pro

LM GTE Pro – категория спортивных автомобилей, построенных на базе серийных спорткаров Гран Туризмо. Здесь наиболее заметна связь между гоночными и обычными машинами. Буквы GTE в названии расшифровываются как Grand Touring Endurance, а Pro означает, что в этом классе соревнуются пилоты-профессионалы. Допускается использование безнаддувных моторов объёмом до 5,5 литров, либо турбированных – до 4 литров. Масса машины – не менее 1245 кг.

Число участников в этой категории тоже существенно выросло – если год назад на старт вышло девять машин, то на этот раз – 14. Такая прибавка, в первую очередь, связана с приходом в категорию знаменитой американской команды Чипа Ганасси при заводской поддержке Ford – команда выставит на старт сразу четыре новейших Ford GT!

В первых гонках машины неплохо себя показали, в особенности это касается экипажа М.Франкитти/Приоль/Тинкнелл. Тем не менее, главные фавориты категории будут выступать на машинах Ferrari 488 GTE. Экипаж Ригон/Бёрд/Бертолини из AF Corse выиграл две первые гонки сезона, и имеет отличные шансы одержать победу и в третьей. Их напарники Бруни/Каладо/Гуиди тоже в числе претендентов на победу.

Ford GT

Ещё одна итальянская машина выйдет на старт под американским флагом, в составе Risi Competizione, но в действительности эта команда тоже имеет заводскую поддержку Скудерии. Да и за руль её сядут едва ли не сильнейшие пилоты итальянцев – Джанкарло Физикелла, Тони Виландер и Маттео Малучелли.

Не стоит сбрасывать со счетов, впрочем, и три остальные заводские команды – Chevrolet, Porsche и Aston Martin. В американской WeatherTech SportsCar Championship машины Corvette выглядят очень уверенно. Истинную силу Porsche 911 RSR мы пока не знаем, так как для них это будет первый старт сезона, но в каждой из машин немецкого концерна поедет один из победителей прошлогоднего марафона в абсолюте – Эрл Бамбер и Ник Тэнди. Что касается Aston Martin, то их экипажи поднимались на подиум в обеих гонках WEC.

На этот раз в GTE Pro заявлена и одна частная команда – Dempsey-Proton Racing. Она тоже выступает на машинах Porsche, а состав пилотов весьма впечатляющий – Ричард Литц, Михаэль Кристенсен и Филипп Энг. На победу им претендовать, конечно, будет трудно, но на недавнем этапе в Спа им удалось опередить очень многих представителей заводских команд.

Ориентир для определения машины LM GTE Pro на трассе: желтые фары, белый номер на зеленом фоне.

Команда/Машина Раскраска Экипаж
51. AF CORSE
FERRARI 488 GTE
Д.Бруни
Д.Каладо
А.Пер Гуиди
63. CORVETTE RACING - GM
CHEVROLET CORVETTE C7.R
Я.Магнуссен
А.Гарсиа
Р.Тэйлор
64. CORVETTE RACING - GM
CHEVROLET CORVETTE C7.R
О.Гавен
Т.Милнер
Д.Тэйлор
66. FORD CHIP GANASSI TEAM UK
FORD GT
О.Пла
С.Мюкке
Б.Джонсон
67. FORD CHIP GANASSI TEAM UK
FORD GT
М.Франкитти
Э.Приоль
Х.Тинкнелл
68. FORD CHIP GANASSI TEAM UK
FORD GT
Д.Хэнд
Д.Мюллер
С.Бурдэ
69. FORD CHIP GANASSI TEAM UK
FORD GT
Р.Бриско
Р.Уэстбрук
С.Диксон
71. AF CORSE
FERRARI 488 GTE
Д.Ригон
С.Бёрд
А.Бертолини
77. DEMPSEY-PROTON RACING
PORSCHE 911 RSR (2016)
Р.Литц
М.Кристенсен
Ф.Энг
82. RISI COMPETIZIONE
FERRARI 488 GTE
Д.Физикелла
Т.Виландер
М.Малучелли
91. PORSCHE MOTORSPORT
PORSCHE 911 RSR (2016)
П.Пиле
К.Эстр
Н.Тенди
92. PORSCHE MOTORSPORT
PORSCHE 911 RSR (2016)
Ф.Маковецки
Э.Бамбер
Й.Бергмайстер
95. ASTON MARTIN RACING
ASTON MARTIN VANTAGE
Н.Тим
М.Соренсен
Д.Тёрнер
97. ASTON MARTIN RACING
ASTON MARTIN VANTAGE
Р.Стэнэвэй
Ф.Рис
Д.Эдэм

Категория LM GTE Am

Технические требования к машинам в этом классе такие же, как и в LM GTE Pro, за одним исключением: на старт допускаются только прошлогодние или более старые машины. Буквы Am означают, что в этой категории должны участвовать пилоты-любители – в каждом экипаже должен быть как минимум один пилот уровня Bronze, и ещё один – Bronze или Silver. Третий пилот может быть любой категории, вплоть до Platinum. На этот раз в категориях GT мы не увидим российских команд – в SMP Racing решили сосредоточиться на LMP2.

На старт выйдут 13 машин – на одну меньше, чем год назад. Это довольно разношёрстная компания – в заявочном листе можно встретить как заводские команды Ferrari и Aston Martin, так и частников, представляющих самые разные страны. Впрочем, с технической точки зрения разнообразия тут даже меньше, чем в Pro – из-за отсутствия, по понятным причинам, машин Ford.

Несмотря на то, что многие пилоты в этой категории – любители, здесь тоже можно встретить немало известных имён. В их числе Пьер Раге, Таунсенд Белл, Кристиан Рид, Эммануэль Коллар и другие. Основное внимание вновь будет приковано к экипажу заводской команды Aston Martin, за которую выступят бывший гонщик Формулы 1 Педро Лами, сын Ники Лауды Маттиас, и канадский пилот-любитель Пол Далла Лана. В прошлом году они упустили победу в последний час гонки, и на этот раз постараются реабилитироваться.

Ориентир для определения машины LM GTE Am на трассе: желтые фары, белый номер на оранжевом фоне.

Команда/Машина Раскраска Экипаж
50. LARBRE COMPETITION
CHEVROLET CORVETTE C7-Z06
Ю.Ямагиши
П.Раге
Ж.-Ф.Беллок
55. AF CORSE
FERRARI 458 ITALIA
Д.Кэмерон
М.Гриффин
А.Скотт

57. TEAM AAI
CHEVROLET CORVETTE C7-Z06
Д.О'Коннелл
О.Брайант
М.Паттерсон
60. FORMULA RACING
FERRARI 458 ITALIA
Д.Лаурсен
М.Мак Йенсен
К.Ниэлсен
61. CLEARWATER RACING
FERRARI 458 ITALIA
В.Мок
К.Сава
Р.Белл
62. SCUDERIA CORSA
FERRARI 458 ITALIA
У.Суидлер
Т.Белл
Д.Сегал
78. KCMG
PORSCHE 911 RSR
К.Рид
В.Хенцлер
Й.Каматиас
83. AF CORSE
FERRARI 458 ITALIA
Ф.Перродо
Э.Коллар
Р.Агуаш
86. GULF RACING UK
PORSCHE 911 RSR
М.Уэйнрайт
Э.Кэрролл
Б.Баркер
88. ABU DHABI-PROTON RACING
PORSCHE 911 RSR
Х.Аль-Кубайси
Д.Хейнемейер-Хансон
П.Лонг
89. PROTON COMPETITION
PORSCHE 911 RSR
К.МакНил
Л.Кин
М.Миллер
98. ASTON MARTIN RACING
ASTON MARTIN VANTAGE V8
П.Далла-Лана
П.Лами
М.Лауда
99. ASTON MARTIN RACING
ASTON MARTIN VANTAGE V8
Э.Ховард
Л.Гриффин
Г.Хирш

Гараж 56

Фредерик Соссэ

Так называемый «Гараж 56» (раньше это был номер последних боксов автодрома в Ле-Мане, сейчас же, когда их число достигло 60-и, название сохранили по традиции) – особая позиция в заявочном листе, которая обычно предоставляется участникам с экспериментальными технологиями. В 2014 году, например, именно в рамках этого зачёта на старт вышла машина DeltaWing ZEOD RC.

На этот раз машина, заявленная в «Гараже 56», совершенно обычная, из категории LMP2. Необычен один из её пилотов, Фредерик Соссэ. Четыре года назад из-за бактериальной инфекции ему ампутировали все четыре конечности, так что Соссэ станет первым пилотом-ампутантом в Ле-Мане, и вторым в истории 24-часовых гонок, после Алессандро Дзанарди в Спа в прошлом году.

Разумеется, Morgan LMP2, на котором выступит Соссэ, специально переоборудован – тормозом и газом он сможет управлять при помощи бедра, а руль держать протезом, прикреплённым к правой руке. Интересно, что его напарники, Кристоф Тенсо и Жан-Бернар Бувэ, будут управлять машиной обычным образом.

Команда/Машина Раскраска Экипаж
84. SRT41 BY OAK RACING
MORGAN LMP2 - NISSAN
Ф.Соссэ
К.Тенсо
Ж.-Б.Бувэ

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё