Джеф Уиллис: "Нашу машину нельзя назвать клоном"

Вопрос: Какой концепции вы придерживались при разработке BAR 005?
Джеф Уиллис: Многого я сказать вам не смогу. Присмотритесь внимательно к машине и увидите некоторые черты, объединяющие новый BAR с другими машинами чемпионата. Дело в том, что многие конструкторы Формулы 1, включая меня, провели несколько лет в других командах и хотя я долго работал с Williams, нашу машину нельзя назвать клоном Williams, Ferrari или McLaren. Мы знали слабые места старой машины и постарались исправить существующие недостатки. Результат вы видите.

Вопрос: Год назад все говорили о двухкилевой схеме шасси, однако Ferrari выиграла почти все гонки прошлого сезона, используя стандартный вариант...
Джеф Уиллис: В прошлом году меня даже упрекали в том, что я не использовал двухкилевую схему.

Вопрос: Имеете ввиду Патрика Хеда?
Джеф Уиллис: Да. Дело в том, что экспериментируя с иной философией аэродинамики вы неизбежно отступаете назад перед тем, как сделаете шаг вперед. Есть несколько интересных решений, которые можно использовать, но нужно очень много времени провести на аэродинамическом полигоне, прежде чем удастся выбрать оптимальный вариант. Рассматривая варианты радикальных перемен в конструкции машины, двухкилевую подвеску, или что-то еще, вы стоите перед дилеммой - либо развивать существующую схему, либо шагнуть в неизвестность.Некоторые команды, избравшие двухкилевую схему, вроде McLaren и Sauber, нашли ее оптимальной. У нее есть свои преимущества и недостатки, эта схема требует определенных компромиссов. Думаю, что в Ferrari, при разработке новой машины даже не рассматривали этот вариант, может кто-то, вроде нас и изучал такую возможность, но все же не решился на эксперимент. Думаю в этом сезоне самые лучшие машины будут построены по стандартной схеме.

Вопрос: Вы впервые полностью отвечаете за техническое руководство проектом. Именно на вашем столе решаются технические вопросы?
Джеф Уиллис: Сейчас я меньше занимаюсь аэродинамикой, чем в Williams, там я занимался только этим, а сейчас я просто стараюсь направить на верный путь наших специалистов по аэродинамике, подсказать оптимальное решение. Важно придерживаться одной фундаментальной концепции, не в форме, а в содержании.Если говорить шире, то мне очень пригодился опыт работы в Williams, где я мог анализировать результаты немного со стороны. Я видел проект в целом и думал о том, что бы я хотел изменить. В BAR мне удалось это сделать, именно поэтому я говорю, что BAR 005 не похож на Williams. Он похож на ту машину, которой стал бы Williams, если бы мне дали для этого время и возможности.Кроме аэродинамики я гораздо больше занимаюсь структурой машины, механикой. Раньше я этого почти не касался, а сейчас приходится искать компромиссы. Я не слишком опытный структурный инженер, не специалист по механике и конструкции шасси, но я работал с лучшими специалистами в этих областях и сейчас пытаюсь собрать все воедино.

Вопрос: Вам больше нравится быть организатором или конструктором?
Джеф Уиллис: Мне нравится и то, и другое, если речь не идет о полицейских функциях. Управлять персоналом приходится, это интересно и полезно, иногда даже приходится решать хозяйственные вопросы. На самом деле очень приятно собирать воедино все навыки инженеров команды.

Вопрос: Кто занимает ключевые посты?
Джеф Уиллис: Мы организовали несколько групп, которые занимаются разными аспектами машины, от начальных проектов до конечного воплощения и финансового обеспечения. Гэри Сэвидж занимается композитными материалами, Йорг Цандлер, немец перешедший к нам из Toyota занимается механикой - подвеской, гидравликой и коробкой передач. Джейсон Рис отвечает за электронику, а Джеймс Робинсон работает с гоночными инженерами и системами, помогающими нам во время гонки.

Вопрос: Сейчас аэродинамика играет ключевую роль в Формуле 1, вы согласились бы стать техническим руководителем команды, не имея за плечами опыта специалиста по аэродинамике?
Джеф Уиллис: Это непростой вопрос. Обычно специалисты по аэродинамике рано определяются со специализацией и не слишком разбираются в других аспектах работы машины. Но, если вам довелось работать со специалистами широкого профиля, то вы можете смотреть на вопросы несколько шире. Кроме того, должность технического директора и не предполагает наличия фундаментальных знаний по всем аспектам машины, вы должны слушать своих экспертов, обеспечить им оптимальные условия для работы и реализации задуманного и собрать все это воедино.Аэродинамика действительно важна, это один из факторов, которые подвластны контролю при разработке машины. Вы не можете изменить резину, мотор и гонщиков, поэтому работа специалиста по аэродинамике имеет действительно большое значение. В Williams я совсем не участвовал в работе с механикой, не занимался кинематикой подвески и прочими тонкостями, но я могу судить о том, какой должна быть колесная база и на каком уровне расположить резервуары для топлива. Думаю у большинства команд существует подобное разделение труда.

Вопрос: Мы говорили о Williams, давайте вернемся к BAR. Вы - технический директор, а значит должны делегировать полномочия, в том числе и тем, кто в команде занимается аэродинамикой?
Джеф Уиллис: Да. Расстаться с привычным кругом обязанностей сложно. Многие руководители, в разных видах бизнеса, страдают от того, что не могут правильно делегировать полномочия. Но это необходимо сделать, нужно дать вашим специалистам место для маневра, предоставить возможность принимать собственные решения. Правда иногда, это касается в частности и BAR, приходится настаивать на своем варианте, отказываясь об обсуждений, надеясь, что люди поймут вас. В BAR пришлось многое менять, создавать новый проект и учить персонал другой культуре работы с ним. В команде собрались умные, знающие специалисты, поэтому проблем не было. Сейчас все довольны.

Вопрос: Можно ли сравнить аэродинамический полигон BAR с теми, что вы использовали раньше?
Джеф Уиллис: Если бы у меня появилась возможность начать с чистого листа бумаги, то я бы выбрал другую технологию. Для моделей в масштабе 1/2 этот полигон прекрасен, однако это обычная аэродинамическая труба, в которой невозможно решить некоторые задачи. Впрочем, я не думаю, что этот так важно, к результатам, полученным на стенде всегда стоит относиться осторожно.

Текст: . Источник: по материалам F1Racing
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё