Уайтинг: Гонщики должны сами управлять машинами

Чарли Уайтинг

Накануне главных событий австралийского уик-энда гоночный директор FIA Чарли Уайтинг разъяснил основные изменения, внесённые в правила в этом году.

Вопрос: Какие изменения были внесены в окончательную редакцию правил, ограничивающих радиообмен между гонщиками и командами?
Чарли Уайтинг: Эта последняя редакция появилась сегодня утром после вчерашнего совещания с менеджерами команд. Туда включено ещё несколько моментов, которые можно говорить по радио. Основные изменения: команды могут информировать гонщиков о том, что они должны оставаться на трассе. Они могут напоминать гонщикам, когда нужно выключить функцию контроля разницы времени в режиме сейфти-кара, когда те дважды пересекут первую линию автомобиля безопасности. Также в ходе первых двух тренировок можно сообщать им рутинную информацию, связанную с какими-либо проверками настроек. Это основные изменения.

Вопрос: Можете объяснить, какую цель вы преследовали, когда вводили эти ограничения?
Чарли Уайтинг: По-моему, всё понятно: мы хотели добиться, чтобы гонщики управляли машиной самостоятельно, чтобы их никто не инструктировал о том, как это делать.

Вопрос: Каких штрафов можно ожидать в случае нарушения этих правил?
Чарли Уайтинг: Всё зависит от серьёзности нарушения. Незначительные нарушения можно простить, по крайней мере на этой, ранней стадии. За более серьёзные может быть вынесено предупреждение. Если команда сообщит гонщику что-то такое, что он действительно должен делать самостоятельно, полагаю, более уместным наказанием будет прибавление штрафных секунд.

Вопрос: Как вы собираетесь определять, было ли передано некое кодированное сообщение, если команда будет это отрицать?
Чарли Уайтинг: Пока я не могу вам точно объяснить. Всё будет зависеть от того, что это было за сообщение, и какие объяснения представит команда. Когда мы изучали эту тему, там фигурировали странные примеры, в частности, был вопрос о том, высоко ли летит птичка в небе? Или что-то подобное. Понятно, что в список запрещённых тем мы такие вещи не включаем. Но если серьёзно, наверное, есть возможность сопоставить любые сообщения с темами, включёнными в список, и догадаться о чём идёт речь. Думаю, каждый такой случай мы будем рассматривать отдельно.

Вопрос: Вы собираетесь увеличивать число стюардов, которые будут отслеживать выполнение командами новых требований?
Чарли Уайтинг: Нет. В помещении дирекции гонки у нас находятся четыре человека, каждый из которых слушает переговоры трёх гонщиков. Рядом с ними сидят ещё четыре-пять инженеров-программистов, которые следят за остальными пилотами. Поэтому задача не столь сложна, тем более, надо признать честно, разговоров в эфире не так уж много.

Вопрос: Вы слышите все сообщения, которые передаются в эфир, или нет?
Чарли Уайтинг: Мы слышим абсолютно все сообщения, я в этом уверен. Если вернуться к теме кодированных сообщений, тут мы должны действовать осторожно. Например, если мы услышим что-то подозрительное, мы можем сразу проверить по телеметрии, как отреагировал гонщик на некий сигнал, переданный командой. А затем на следующей гонке, если мы снова услышим такое сообщение, можно будет сразу отследить, последовало ли за ним такое же переключение режимов, как в первом случае. В общем, будем действовать примерно так. Постепенно мы приспособимся.

Вопрос: Могут ли команды передавать какие-то сообщения гонщикам через дисплей, расположенный на руле?
Чарли Уайтинг: У нас есть очень чёткий перечень сообщений, которые могут передаваться таким образом. Дисплей – мощное многофункциональное устройство, и в межсезонье мы посвятили немало времени дискуссиям с командами, подробно обсуждая, что можно, а что нельзя показывать на дисплее.

Существует многостраничный документ, в котором описывается, что вообще можно делать с системой ECU (электронный блок управления). Если говорить об общих принципах, то через дисплей можно передавать только информацию о том, что происходит в реальном времени, т.е. не должно быть информации рекомендательного характера, поступающей в опережающем режиме.

Например, нельзя информировать гонщиков о том, как работать с тормозами, чтобы они выдержали всю дистанцию гонки. Можно лишь передавать предупреждения о серьёзных неполадках.

Вопрос: Понятно, что на первых кругах квалификации можно ожидать серьёзную неразбериху. Как предупреждать гонщиков о блокировке соперников и других подобных моментах, как следует действовать в таких ситуациях?
Чарли Уайтинг: Правила, касающиеся блокировки, не изменились, и все гонщики их знают. Разумеется, им придётся действовать несколько осмотрительнее. Об этом команды могут предупреждать гонщиков, ведь теперь им будет сложнее находить свободное пространство на трассе. Но если никто не будет допускать каких-то явных глупостей, думаю, всё будет нормально.

Вопрос: Вы уже говорили о том, что сообщения, которые выводятся на дисплей, не должны содержать никаких рекомендаций. Но могут ли команды как-то информировать гонщиков о том, как развивается ситуация с расходом топлива, или можно показывать только расход в каждый конкретный момент времени?
Чарли Уайтинг: Разрешено показывать информацию о том, сколько топлива использовано, и сколько кругов пройдено. Но нельзя сообщать гонщику, что он должен в этой связи делать. Все решения он должен принимать сам. Не сомневаюсь, что команды по-прежнему будут стараться так или иначе сообщать гонщикам максимум возможной информации, но я лишь надеюсь, что они будут делать это, не нарушая правил. Но сами гонщики могут говорить по радио всё, что угодно – ограничения касаются только команд.

Вопрос: Не совсем понятно, как будет складываться ситуация, если в квалификации появятся красные флаги? Например, если гонщик был на быстром круге, но его пришлось прервать из-за красных флагов, значит, он выбывает? Значит, ему просто не повезло?
Чарли Уайтинг: Да, значит, ему не повезло. Разница между прежним форматом и новым в том, что сейчас нужно завершить быстрый круг до того, как сработает таймер. Ты не можешь завершить круг, если только ты не начал его до клетчатого флага – в данном случае машины, которые находятся на трассе, могут это сделать.

Здесь нет отличий от прежнего формата, разве что раньше, как правило, можно было возобновить сессию, и гонщики могли совершить ещё одну попытку, но, к сожалению, такой возможности больше нет.

Вопрос: Что произойдёт, если вам придётся остановить квалификацию за 6 или 7 минут до окончания первой сессии, когда по той или иной причине несколько гонщиков не успели показать время? Кому придётся выбыть?
Чарли Уайтинг: Произойдёт следующее: в начале квалификации мы расставим гонщиков в протоколе на позициях, которые они заняли в третьей тренировке. Если после семи минут сессия будет остановлена, кто бы ни оказался в нижней части протокола, он выбывает. Это могут быть и три гонщика, не успевшие показать время.

Если гонщик не проедет ни одного быстрого круга во время квалификации, он включается в число не попавших в 107% от времени лидера первой сессии, но, как всегда в подобной ситуации, может быть допущен на старт решением стюардов.

Вопрос: А если что-то подобное происходит во второй части квалификации?
Чарли Уайтинг: Во второй квалификационной сессии остаются 15 машин. Перед её началом мы расставим гонщиков в том порядке, в котором они завершили первую квалификационную сессию. Если кто-то из гонщиков не покажет времени, он выбывает.

Вопрос: Вы можете прояснить, как сейчас трактуется правило о необходимости соблюдать пределы трассы? Все четыре колеса должны быть на трассе?
Чарли Уайтинг: Эти правила не менялись, и они сформулированы совершенно чётко. Белая линия считается трассой, и когда машина находится на белой линии, она всё ещё на трассе – здесь всё по-прежнему. Окончательное решение в любом случае остаётся за стюардами, но главное, гонщик не должен покидать пределы трассы без необходимости, надо пресекать попытки делать это, когда кто-то хочет получше войти в следующий поворот. Можно привести пример Абу-Даби, где гонщики стараются пошире зайти в последний поворот не на быстром круге, а на предыдущем.

Вопрос: В Барселоне Ferrari тестировала систему Halo, предназначенную для защиты головы гонщика. Как продвигаются работы в этом направлении, и рассматриваете ли вы альтернативный вариант, предложенный Red Bull?
Чарли Уайтинг: Всё идёт неплохо, вы знаете, что в настоящее время проводятся интенсивные испытания системы Halo – она обеспечивает высокий уровень защиты, в частности, в случае отлетевшего колеса. Также нужно проанализировать ряд других аспектов, например, возможные проблемы при эвакуации гонщика, но в целом всё идёт неплохо.

Что касается концепции авиационного фонаря, предложенной Red Bull Racing – она ещё на начальном этапе разработки и не была протестирована. И хотя теоретически она может обеспечить более эффективную защиту, у меня есть сомнения, что она появится в 2017-м, а система Halo, напротив, вполне может использоваться.

Текст: . Источник: собственный корреспондент
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё