Как гонщики Формулы 1 управляют своими почти 1000-сильными машинами на трассе, все могут видеть с трибун автодромов или по ТВ, а вот какие они водители в повседневной жизни на обычных улицах и дорогах? Компания Shell, партнёр Ferrari, совместно с лондонским университетом Голдсмита проводила в Германии масштабное исследование водительских привычек, поведения за рулём автомобиля, в котором приняли участие около 300 человек, и среди них оказался Себастьян Феттель, четырёхкратный чемпион мира.
Вопрос: Как бы вы описали ваш стиль вождения за пределами гоночных трасс?
Себастьян Феттель: Я бы сказал, что на дорогах вожу машину в относительно нормальном стиле. Если только не нахожусь в стрессовой ситуации, то я спокойный и действительно самый обычный водитель.
Но я не люблю ездить в городе. Там слишком много машин, пробки, светофоры – все это мне не нравится. Я слишком нетерпелив и предпочитаю ездить где-нибудь в живописной сельской местности или в горах, где много интересных поворотов, или вдоль побережья.
Вопрос: С кем вы предпочитаете путешествовать на автомобиле?
Себастьян Феттель: Люблю, когда со мной моя семья. Здорово путешествовать с любимыми и близкими тебе людьми.
Вопрос: Вы планируете поездку заранее или решения принимаете спонтанно?
Себастьян Феттель: Думаю, скорее спонтанно, я не слишком много времени уделяю составлению планов. Но если предстоит долгое путешествие, то, конечно, я заранее обдумываю, куда хочу поехать. Я люблю дорожные карты, так что предпочитаю в общих чертах составить маршрут, но когда я уже в машине, то просто еду, и всё.
Вопрос: Какую музыку вы слушаете в машине?
Себастьян Феттель: В пути я всегда слушаю музыку разных жанров, но в основном старую, предпочитаю песни 60-х – 90-х. Современную музыку почти не включаю.
Вопрос: У вас есть какие-то особые привычки или ритуалы, которых вы придерживаетесь перед началом путешествия?
Себастьян Феттель: Я всегда забочусь о том, чтобы в машине была питьевая вода, это моя единственная привычка. А так я просто сажусь за руль и стартую.
Вопрос: Дайте совет, как лучше всего сохранять спокойствие в трафике?
Себастьян Феттель: Самый лучший совет: избегать слишком плотного трафика. Если есть возможность предвидеть сложности, когда ты знаешь места, где часто возникают заторы, лучше сразу избрать другой маршрут. Лично мне это, как правило, удаётся. Но если уж я оказался в пробке, то тут могут спасти только хорошая музыка и хорошая компания, тогда можно хотя бы вести интересные разговоры. Всё это помогает сохранять спокойствие.
Вопрос: Как лучше всего бороться со стрессовыми ситуациями, когда ты за рулём?
Себастьян Феттель: Когда ты в машине, надо быть максимально спокойным и полностью сконцентрированным на вождении. Когда ситуация осложняется, уже нельзя отвлекаться на напитки и музыку. Если ты сосредоточен на дорожной обстановке, это помогает правильно на неё реагировать.
Вопрос: Как бы вы охарактеризовали ваш эмоциональный настрой во время поездок?
Себастьян Феттель: Об этом лучше всего спрашивать моих пассажиров. Но я бы сказал, что у меня спокойный и расслабленный настрой.
Вопрос: У вас уже очень большой гоночный и водительский стаж. Как вы полагаете, менялся ли со временем ваш стиль вождения?
Себастьян Феттель: Думаю, что менялся. Все, наверное, помнят, как сдавали экзамены в автошколе, как нервничали и старались ехать очень осторожно. Но постепенно ты становишься всё более спокойным водителем, потому что уже знаешь, как действовать в необычных ситуациях. Кстати, то же самое можно сказать и о гоночных трассах: как гонщик ты со временем меняешься даже больше, чем можно представить.
Вопрос: Как влияет погода на ваш стиль вождения на обычной дороге по сравнению с трассой Формулы 1?
Себастьян Феттель: Конечно, если погода меняется по ходу гонки, это оказывает существенное влияние. Поскольку я стремлюсь ехать с максимально возможной скоростью, мне приходится оценивать ситуацию и вносить какие-то коррективы, чтобы продолжать пилотировать на пределе.
На обычной дороге изменения погоды влияют не так сильно, поскольку я не пытаюсь ехать на пределе возможностей машины. В любом случае, если асфальт мокрый, а видимость ограничена, вполне естественно, что ты едешь очень осторожно.
Вопрос: В современной Формуле 1 гонщикам приходится думать о расходе топлива, это важный фактор. Но заботит ли он вас на обычной дороге?
Себастьян Феттель: По-моему, среднестатистический водитель не особо задумывается об экономии топлива. Но я всё-таки обращаю внимание на ряд моментов. Например, стараюсь соблюдать безопасную дистанцию между моей машиной и той, что едет впереди. Поэтому мне не приходится часто замедляться и разгоняться, и я могу ехать более спокойно и плавно. Кстати, это также помогает добраться до цели путешествия с меньшими стрессами, сохранив спокойный настрой.