Алексей Васильев: Интервью перед началом сезона

На следующий день после пресс-конференции "THK Racing", посвященной началу нового сезона и за десять дней до старта чемпионата мира FIA GT мы встретились с Алексеем на картодроме "Серебряный дождь", что в техцентре на Варшавке.Дмитрий Бухаров. 10 апреля 2002 года

О персоне: Алексей Васильев. Родился 13 января 1972 года в Москве. Женат, дочь Настя. Образование высшее. Картинг с 1984 года. Мастер спорта СССР. Пятикратный чемпион Москвы по картингу, серебряный призер Кубка СССР по картингу (1989 г.). Вице-чемпион (1996 г.) и чемпион России (1997г.) по шоссейно-кольцевым гонкам в классе «Туризм». Обладатель Кубка АСПАС и Кубка Альянса (1997 г.). Обладатель Кубка ЛУКОЙЛ по зимним трековым гонкам и Кубка «Castrol-русский трек» (1998г.). Серебряный призер чемпионата России по ралли-рейдам (1999 г.). Чемпион России (2000г.) по кольцевым автомобильным гонкам в классе «Туризм 1600». В сезоне 2001 года выступал в Чемпионате Мира FIA GT. Победитель (2002 г.) зимней ипподромной гонки «Все звезды».

Вопрос: Команда "TNK Racing" существует в межсезонье?
Алексей Васильев: Недавно мы проехали этап испанского чемпионата, провели тесты во Франции. На самом деле в России, команды "TNK Racing", в привычном понимании - создание машины, не существует. Это формальное объединение Васильева, Фоменко и пяти менеджеров, которые решают наши проблемы. На западе ребята, немцы, тот же "Freisinger", постоянно придумывали что-то новое. Нашу машину продадут, новую подготовят, постоянное движение. В RWS больше специализируются на подготовке моторов, работают на стендах, занимаются более интеллектуальной работой. Наш бюджет целиком уходит на запад, а там ребята ломают голову, что за эти деньги они могут сделать.

Вопрос: Вы как-то поддерживаете спортивную форму?

Алексей Васильев: Занимаюсь физкультурой в "Gold Gim" на "Динамо", катаюсь на прокатных картах. У меня здесь есть своя база, пять механиков, которые готовят спортивные машины на заказ, они готовят машину и для меня, так что у всегда есть, на чем выехать на кросс, на ипподром. Зимой тренируюсь на льду в Раменском, в этом году два или три раза выезжал. Так что нахожусь в постоянном спортивном, автогоночном движении.

Вопрос: Что вас привлекает в профессии гонщика?
Алексей Васильев: Так исторически сложилось. То, что было детским увлечением, потом стало профессией. Я пытался заниматься чем-то другим, хотел поступать в МГУ на "Океанологию", еще куда то, а в итоге пошел в МАДИ на кафедру спортивных автомобилей, закончил его и десять лет проработал в институте НАМИ, так что вся жизнь связана с автоспортом.

Вопрос: А кумиры в то время были?
Алексей Васильев: В совсем юном возрасте, когда я только начинал заниматься картингом - Нельсон Пике, но это было не слишком осознанно. Первый настоящий кумир - Айртон Сенна и его борьба с Простом. Все совпало, период моего спортивного роста, в России начала появляться информация, сначала на видео, потом по телевизору стали показывать. Шумахер кумиром не стал. Сейчас - Монтойа нравится, Райкконен очень веселый парень на трассе, очень неординарно действует. До этого, может быть, Алези нравился, Жак Вильнев, когда был на взлете.

Вопрос: Вы остались довольны поведением машины в Испании и на тестах в Маньи-Кур?
Алексей Васильев: Доволен, но мы еще не научились ее настраивать. Прошлый сезон мы провели в роли статистов, нам давали машину и говорили, что она настроена. На самом деле, конечно обманывали, точнее вели себя как с прокатными гонщиками, которые сначала должны потренироваться, привыкнуть. Год мы потеряли и машину не научились настраивать, так что испанская гонка стала первой попыткой настроить машину под себя. Идеально не получилось, но более-менее. С инженерной точки зрения этап прошел познавательно, дальше будет легче.

Вопрос: Секвентальной коробки передач, с которой было связано столько надежд, не будет?
Алексей Васильев: Нет. По моему в Porsche собираются сворачивать программу N-GT и переключаться на GT. Они сейчас проводят эксперимент на такой же машине, как у нас, но с 4-литровым мотором и увеличенным задним антикрылом, а "Freisinger Motorsport" готовит такой же Porsche, но с турбированным мотором. Видимо по результатам они будут решать, какую линию развивать, либо больший объем, либо работать с турбинами.

Вопрос: Инженеров и механиков вам предоставляет RWS?

Алексей Васильев: Да. Один инженер по подвеске от компании KW, нашего спонсора, занимающегося подвеской и амортизаторами, моторист от RWS и главный инженер, который занимается всеми настройками. Именно он получает от меня информацию о работе машины и делает соответствующие выводы.

Вопрос: Взаимопонимание с ними наладить удалось?

Алексей Васильев: Да, у нас еще полгода назад сложились отличные отношения. Там есть Ханс Мюльбауэр (главный инженер команды), у него жена - русская, точнее немка с Поволжья, наше знакомство с нее и началось: "Ой, ребята, русские, Николай Фоменко". Они к нам относятся, как к близким людям, практически одна семья. Команда очень заинтересована в наших успехах, всегда очень рады нашим достижениям. Как бы плохо мы не выступили, как бы не ошибались, всегда поддерживают, помогают, это значительно облегчает жизнь.

Вопрос: Новая машина чем-то отличается от прошлогодней?
Алексей Васильев: Отличается. Колея больше. Говорят мотор на 30 сил мощнее, правда я этого пока не ощутил, но судя по времени мы едем гораздо быстрее. Главное отличие - резина Pirelli, она долго прогревается, круга три-четыре, но потом кругов 50-70 кругов ведет себя абсолютно стабильно. На этапе чемпионата Испании мы ездили на Dunlop, эта резина ведет себя гораздо хуже, два круга едет отлично, а потом начинаются проблемы. А прошлогодняя Yokogama с каждым кругом немного прибавляла и к тому моменту, когда характеристики становились приемлемыми, гонка уже заканчивалась. С Pirelli таких проблем нет.

Вопрос: Философия команды изменится, теперь вы уже не новички чемпионата?

Алексей Васильев: Это не смена философии, просто другое состояние. Мы уже взрослые ребята в этом спорте и конечно требования изменились, в первую очередь к себе. До этого можно было сослаться на неумение, на то, что нам предстоит многому научиться, а сейчас мы задрали нос, все понимаем, говорим с окружающим миром на одном языке.

Вопрос: Часто говорят о том, что гонщикам трудно осваивать новые трассы. У вас бывают с этим проблемы?
Алексей Васильев: Конечно сложности есть, но прикол, точнее наше отличие, русских, в том, что они осваиваются очень быстро. Я не берусь говорить про Колю, у него натура другая, он долго вкатывается. У меня наоборот, на абсолютно новой трассе с второго-третьего я показываю время в первой пятерке-семерке. Потом, конечно, соперники настраивают машину, прибавляют и вырываются вперед. То есть первые круги, на которых остальные привыкают, я несусь быстрее всех. В России мало трасс, очень много приходилось ездить на ралли, так что я не абсолютный кольцевик и быстро адаптируюсь к изменению ситуации.То же касается и дождевых гонок, здесь у нас большое преимущество перед соперниками, у них просто начинается паника. В прошлом году, в Германии, дождь чередовался с сухой погодой и все фирменные команды при первых каплях дождя, поехали менять резину, потом немного подсохло, они снова отправлялись в боксы, серьезно теряя на этом. А нам немцы (Freisinger Motorsport) сразу говорили: "Вы подержитесь ребята." И действительно, на сликах по дождю два круга еду, контролирую ситуацию, чтобы не улететь, трасса начинает подсыхать и я сразу уезжаю вперед. В такой ситуации мы более универсальны.

Вопрос: В чемпионате у вас есть любимая трасса?

Алексей Васильев: Спа. Очень интересная трасса, особенно "Красная вода". Выход на прямую после боксов, разворот на поворот, со второй передачи и внизу эска, вправо, влево и подъем. И то место, в котором ты окажешься наверху, определяется в том месте, где ты начнешь делать первое смещение внизу. Буквально, как шар в бильярде, только скорость 250 км/ч.Причем за горой ровно такая же прямая, начинается на пятой передаче, потом - шестая и от того, насколько правильно внизу ты все сделаешь, зависит скорость в конце прямой через километр и речь идет о разнице в 20 км/ч. Очень интересная трасса, постоянная смена впечатлений.

Вопрос: В этом году вы планируете принять участие в "24-часах Спа". Физически не тяжело участвовать в таком марафоне?
Алексей Васильев: Очень тяжело ехать первый час, а потом просто привыкаешь, гонка становится монотонной и становится все равно, хоть 24 часа, хоть 48, никакой разницы. Тяжело научиться правильно дышать, я полгода привыкал мешать носом. Все время несешься, наступает некая психологическая усталость и автоматически начинаешь дышать ртом. Нужно было научиться дышать свободно, равномерно.

Вопрос: Команду не консультируют медики, физиотерапевты?
Алексей Васильев: Это все разговоры. На самом деле и в "Формуле-1" мало, кто этим занимается. Разве, что с Шумахером ездит кто-то. И курят и пьют, некоторые из бара не вылезают. Ну а наш чемпионат, по отношению гонщиков, очень похож на российский автоспорт.

Вопрос: Но все же это профессиональный чемпионат...

Алексей Васильев: Половина - действительно профессионалы, половина - рент-драйверы, причем вторых становится все больше. Китайцы приходят, кто-то еще. Наверное это связано с тем, что телевидение стало нас показывать, появились деньги. Из нашего класса ушло много профессионалов в GT2, так что в новом сезоне нам будет легче.

Вопрос: Кого-то из персональных соперников уже наметили?

Алексей Васильев: Для меня своеобразным раздражителем стало появления в чемпионате Андреа Монтермини, который со Злобиным ездил в Дайтоне. Раньше Монтермини сравнивали со Злобиным, теперь я хочу попробовать. Посмотрим. Сезон начнется, будет видно.

Вопрос: На очки можно рассчитывать?
Алексей Васильев: Постараемся. Честно говоря. я в этом уверен. Первая задача - попасть в "Суперпоул", квалификацию, которую показывают по "Евроспорту". Я должен попасть в нее.

Вопрос: Какая гоночная машина из тех, на которых пришлось выступать, вам понравилась больше всего?
Алексей Васильев: Из больших машин - раллийный "Субару Импреза".

Вопрос: А по городу вы на чем ездите?

Алексей Васильев: Audi А4. До этого была "Honda", стараюсь менять раз в год. Любимой машины нет.

Вопрос: Не одушествляете технику?
Алексей Васильев: Нет. Есть желание сделать ее лучше, мотор, резина. Никаких иных привязанностей нет.

Вопрос: То есть и дорожную машину вам как-то готовят?
Алексей Васильев: Да, конечно. Своя спортивная команда, грех этим не воспользоваться. Мотор зарядить, улучшить выхлоп. Друзьям все делаю, и себе надо.

Вопрос: Что вы больше всего цените в друзьях, в партнерах?
Алексей Васильев: Не знаю... Из спортивных качеств - смелость.

Вопрос: А из личных?
Алексей Васильев: Порядочность. Тяжелее всего, когда тебе бьют в спину. Слава Богу все мое окружение состоит из порядочных людей. Я приближаю только тех, в ком уверен.

Вопрос: Каким-нибудь видом спорта, кроме автоспорта вы занимаетесь?

Алексей Васильев: Да, но это скорее хобби - сноуборд. Скоростной сноуборд.

Вопрос: Некоторое время назад было заявлено о ваших планах принять участие в тестах одной из команд "Формулы-1". Чего вы ждете от этих тестов?
Алексей Васильев: А просто их жду. Если все получится, то можно будет вести разговоры о том, чтобы проплатить участие в полноценной тестовой программе, проехать хотя бы пару тысяч километров, вкатиться. В "Формуле" большой период адаптации, когда в 1995 году я сел за руль "Формулы", то два дня, которые были перед гонкой я просто учился на ней ездить. С первых кругов ничего не получится. Важно, чтобы в меня поверили.

Вопрос: Сроки уже определены?
Алексей Васильев: Конец сезона, октябрь-ноябрь, может быть раньше.

Вопрос: И команда известна?
Алексей Васильев: Пока нет, но скорее всего это будет не "Минарди". А кто - посмотрим. У нас хорошие контакты с английскими командами.

Другие новости