Фрагменты интервью Макса Мосли для британской прессы

Макс Мосли

Вопрос: FIA может как-то сократить затраты в Формуле 1?
Макс Мосли: Я думаю, что можно кое-что сделать, несколько сократить расходы команд, не повлияв на зрелищность. Трудно убедить людей не тратить деньги, но есть несколько способов сэкономить и мы сейчас ведем переговоры с командами по этому поводу. Одно из предложений - ограничить число моторов, которые могут быть использованы во время уик-энда.

Вопрос: Это могло бы увеличить зрелищность. Например у Шумахера в субботу сгорит мотор и он не сможет участвовать в гонке...
Макс Мосли: Нет, он сможет участвовать, но будет стартовать с задних рядов. Я думаю, что это разумное предложение, все знают, что можно сохранить жизнь мотору, если ограничить мощность. Можно увеличить ресурс мотора с 350 километров до 800, хотя это должны быть моторы, заранее рассчитанные на такой ресурс. Это потребует времени, но в этом вопросе мы никуда не спешим.

Вопрос: А серьезной ли будет экономия?
Макс Мосли: Это зависит от команды, кто-то используют всего два мотора за уик-энд, кто-то - больше. Некоторые привозят специальный мотор на квалификацию, он быстрый, но способен проехать небольшое расстояние. Надо менять ситуацию радикально, поставить всех в равные условия. Это мы сейчас и обсуждаем с командами.

Вопрос: Как они к этому относятся?
Макс Мосли: Большинство не против. Фактически мы пока не сошлись в сроках, но если договоримся, то я не думаю, что будут большие дебаты.

Вопрос: Вы хотите обязать команды использовать один мотор на машину в течении уик-энда?
Макс Мосли: В конечном счете - да.

Вопрос: И скорости снизятся, команды будут вынуждены продлить жизнь мотору...
Макс Мосли: Конечно. Попробуйте рассказать простому зрителю о том, что команды перед квалификацией ставят новый мотор, а после квалификации его снимают, я думаю он очень удивится. Это ничего не меняет. Нужно сделать правила едиными для всех и тогда мы сэкономим много денег.

Вопрос: А сейчас есть какие-нибудь ограничения?
Макс Мосли: Нет, можно менять мотор столько раз, сколько им вздумается.

Вопрос: А что по поводу запасной машины?
Макс Мосли: Если вы ее используете, значит используете и второй мотор, значит будете стартовать с последних мест. Что-то вроде штрафа за использование большего количества моторов.

Вопрос: Когда подобное правило может быть добавлено в регламент?
Макс Мосли: Самое ранее - в 2003-м, если предложение пройдет голосование до 31 октября.

Вопрос: Что по этому поводу говорят производителя моторов? Одобряют?
Макс Мосли: И да, и нет. Они тоже рады сэкономить, но не согласны делать это сегодня. С другой стороны сейчас самое время считать деньги, так что затягивать не стоит.

Вопрос: Что вы думаете о пересмотре пятничного регламента?
Макс Мосли: Рациональнее всего было бы не проводить заездов в пятницу, сохранив расписание субботы и воскресенья. Это как раз позволит сохранить жизнь мотору. Если уж он сгорел в гонке, ну что тут поделаешь? Если эта неприятность произошла до гонки - тогда старт с последних рядов. Совершенно нельзя мириться с тем, что небольшие команды часто имеют совершенно неконкурентоспособный мотор. Это нужно обговорить. Если производители моторов не пойдут на компромисс, это их право, но если большинство проголосует "За", тогда будем принимать поправки.

Вопрос: Но, кажется, экономический спад позади...
Макс Мосли: Лучше начать экономить деньги до того, как они закончатся.

Вопрос: У команд есть реальные проблемы?
Макс Мосли: Если я скажу "Да", то это будет верный ответ. Команда хотят быть конкурентоспособны, а это невозможно до тех пор, пока вы не имеете такой же бюджет, как у самой богатой команды чемпионата. До тех пор у вас всегда будет не хватать денег.

Вопрос: Другим командам не грозит то, что случилось с Prost?
Макс Мосли: Насколько я знаю - нет. Но об этом предпочитают не говорить, стоит пойти слухам, как кредиторы нажмут.

Вопрос: Нет ли опасности в том, что вы хотите привести команды к общему знаменателю уровня Тома Уокиншоу или Эдди Джордана, а не Ferrari, McLaren или Williams?
Макс Мосли: Я думаю, что строительство мотора с ресурсом 800, а не 350 километров лишь усилит конкуренцию. Лидеры так и останутся лидерами, а затраты снизятся абсолютно для всех. Для аутсайдеров это очень важно.

Вопрос: Вы считаете, что FIA стоит ограничить расходы команд, которые готовы потратить свои деньги?
Макс Мосли: Конечно нам лучше не вмешиваться до тех пор, пока спорту не угрожает серьезная опасность, но сейчас как раз такая ситуация, мы рискуем вообще остаться без Формулы 1, если будем просто ждать. Маленькие команды, как и большие, стремятся к победе, и если вы - независимый судья, то должны вмешаться и решить проблему, помочь большинству.

Вопрос: Есть ли претенденты на место двенадцатой команды чемпионата?
Макс Мосли: Многие этим интересовались, но есть лишь две возможности. Можно купить Prost и если такой покупатель решит все финансовые проблемы, то он сможет стартовать в Австралии. Второй вариант - если Prost исчезнет, никто не захочет купит эту команду, то мы можем принять нового участника. Но он будет должен заплатить 48 миллионов долларов, чтобы подтвердить серьезность своих намерений. Знаете, если кто-то посылает вам чек на такую сумму, то это серьезный человек. Вы знаете, что эту сумму вы возвращаем, разделив на 12 помесячных выплат. К примеру Toyota получит первую часть этой суммы в Австралии. Это, своего рода гарантия участия.

Вопрос: Команда должна будет называться Prost?
Макс Мосли: Если они хотят стартовать в Австралии? Здесь сложные правила. Они могут назвать команду хоть "Мосли Рейсинг", но с согласия FIA. Переименовать команду можно не чаще одного раза в пять лет. Prost пришел на место Ligier и сейчас я не знаю, когда истекает этот срок.

Вопрос: Пока нет претендентов выступить с Prost в Австралии?
Макс Мосли: Я не знаю. Если кто-то хотел, то он бы обратился к нам.

Вопрос: А Крейг Поллок?
Макс Мосли: Если он найдет деньги. Конечно ему не нужно будет платить 48 миллионов, но он должен быть в состоянии удовлетворить кредиторов Prost. Времени осталось немного, но шанс есть.

Вопрос: Жан Тодт сказал, что они не собираются давать свои моторы, у Prost и так слишком много долгов...
Макс Мосли: Да, но прежде нужно рассчитаться за прошлогодний бюджет. Ferrari не даст мотор, если им не заплатят. Если не будет денег, не будет и моторов. Если найдется кто-то с неограниченными средствами, то команда выступит в Австралии.

Вопрос: Вы знаете таких людей?
Макс Мосли: Нет, на горизонте таких нет.

Вопрос: Тогда, вероятно, кому-то придется искать 48 миллионов?
Макс Мосли: Наверное так и будет.

Вопрос: А что по поводу "Фольксваген" или "Дженерал моторс"? Они не контактировали с вами?
Макс Мосли: Никаких серьезных предложений не было, но есть интерес с их стороны и диалог между нами продолжается. Пока нет причин говорить о том, что они собираются войти в чемпионат.

Вопрос: Насколько велика вероятность того, что в новом сезоне мы увидим чемпионат из 12 команд?
Макс Мосли: Вряд ли. Конечно многие интересовались возможностью принять в нем участие, но сумма в 48 миллионов задатка останавливает многие. Мы хотим работать с теми, кто серьезно настроен, хотя, если бы этого барьера не было, две или три новых команды могли принять участие в чемпионате. Я могу назвать два или три группы товарищей, которые хотят включиться в чемпионат, но мы им отвечаем: "Потрясающе! Заплатите 48 миллионов долларов." И дальше дело не идет.

Вопрос: Какие страны вы видите в числе будущих хозяев Гран При?
Макс Мосли: Насколько я знаю, у Москвы весьма серьезные планы, есть проекты и на Ближнем Востоке. Проблема в том, что мы подошли к пределу, в календаре должно быть 16 этапов, а мы проводим 17, так что одну или две гонки придется исключить.

Вопрос: Какие европейские трассы могут попасть под сокращение?
Макс Мосли: Гран При Австрии было под угрозой, но сейчас все урегулировано. Спа? Если только будут большие проблемы с рекламой табака. Мы договорились с Всемирной Организацией Здравоохранения, с организаторами Гран При Австралии, думаю нам пойдут навстречу и в Европе, отодвинув границу запрета на табачную рекламу с 2005 года на конец 2006-го. Если в Бельгии запретят рекламу с 2003 года, то они выйдут из чемпионата до тех пор, пока в нем не пропадут табачные спонсоры, а это произойдет в 2007 году. Но вряд ли Бельгия решит выделиться из ЕС.

Вопрос: Есть ли проблемы с московской трассой?
Макс Мосли: Это знают те, кто ведет переговоры. Но претендентов много, Турция предлагает свою кандидатуру, новый член FIA как раз из Турции, они хотят проводить этапы чемпионата мира по ралли, хотят пригласить Формулу 1.

Вопрос: Где будет проводиться чемпионат Формулы 1 черед пять лет?
Макс Мосли: Очень трудно уменьшить число европейских этапов, как только речь заходит об исключении из календаря, сразу поднимается волна протеста. Это говорит о том, насколько важны гонки в Европе. Я не хочу предсказывать, но думаю, что нам придется расстаться с одним или двумя европейскими этапами. Придется.

Вопрос: Может быть это сделать за счет тех, кто проводит два этапа на своей территории?
Макс Мосли: В этом есть рациональное зерно, но с другой стороны Германия сейчас играет очень большую роль в автоспорте, так что сравнение Венгрии или Австрии с любой из немецких или итальянских гонок будет не в пользу первых. Но все меняется, 10 лет назад в мире блистали немецкие теннисисты - Борис Бэккер и прочие. Где они сейчас? И у нас все может измениться.

Вопрос: Какие страны могли вы принять этап чемпионата на Востоке?
Макс Мосли: Наверное одна из гонок пройдет на Ближнем Востоке, может быть одна в России и еще одна в Америке.

Вопрос: Этапы в каких странах вы бы считали своей победой?
Макс Мосли: Китай и Индия. В этих странах живет половина населения земли.

Вопрос: Что произойдет после ухода Берни? Кто займется коммерческой стороной Формулы 1?
Макс Мосли: Я думаю, что Берни и меня переживет, так что совершенно не волнуюсь по этому поводу. Наверное мы увидим на этом посту скорее менеджера, чем предпринимателя и скорее всего этот человек будет далек от Формулы 1. Я считаю чистой фантазией идею о том, что руководящий пост может занять бывший менеджер команды или гонщик. Нужно просто нанять талантливого и опытного менеджера, как это делают в любой крупной компании.

Вопрос: Вы рады предстоящему дебюту чемпионата Premiere1?
Макс Мосли: Мы рады приветствовать любой гоночный чемпионат и окажем любую помощь.

Вопрос: А что вы думаете по поводу Формулы 3000?
Макс Мосли: Здесь есть повод для волнений. Многие считали Формулу 3000 стартовой площадкой для Формулы 1, считали, что можно преуспеть в этом чемпионате и путь наверх открыт. Люди тратят огромные деньги в Формуле 3000, а в Формулу 1 приходит кто-то из Формулы Renault или другого чемпионата. С другой стороны, если мы введем ограничения, то можем помешать настоящему таланту. Я пока не знаю, какое лучше принять решение. Я был против предоставления суперлицензии Кими Райкконену именно потому, что он не удовлетворял привычным правилам и не было никаких исключительных обстоятельств. Но другие 24 члена Комиссии проголосовали иначе, что поделать, у нас демократия. Мы сделали Формулу 3000 максимально дешевой, но все равно это дорогое удовольствие. Так что этот чемпионат - одна из проблем, которые предстоит решать. Сейчас у меня нет решения.

Вопрос: На прошлой неделе кто-то сказал, что Формуле 3000 не хватает рекламы...
Макс Мосли: Это касается почти всех гоночных чемпионатов. Многие хотели бы видеть свои чемпионаты по телевидению, но тогда телепрограмма будет состоять из одних гонок. Телевизионные трансляции, даже не в прямом эфире, требуют серьезных затрат, и далеко не все гонки могут приносить прибыль.

Вопрос: Вы изменили свое мнение по поводу табака, сначала говорили, что не хотите связываться с подобной рекламой, а сейчас стараетесь максимально оттянуть уход табачных денег. Многие считают, что реклама должна продолжаться...
Макс Мосли: Мое личное мнение осталось прежним... мы просили информацию о том, какая связь между увеличением числа курящих и субсидированием автогонок со стороны производителей табачных изделий, и не получили ответа. Но весь мир ведет войну с курением, так что моя позиция - отказ от такой рекламы. Если Формула 1 продолжит существовать на табачные деньги, то у нас будут две проблемы. Придется ограничить число стран, где мы можем проводить гонку и мы потеряем деньги тех, кто не хочет размещать свою рекламу рядом с рекламой табака. Я считаю, что надо искать поддержки со стороны спортивных спонсоров. Дата назначена Европейской Комиссией - 2006 год. Строго говоря мы скованы Договором Согласия, но никто не поднимал эту тему. Я думаю, что в ближайшее время мы увидим отток табачных спонсоров, сначала из одной команда, потом из другой.

Вопрос: Рон Деннис говорит, что в действующем регламенте есть лазейки для желающих обойти его. Это действительно так?
Макс Мосли: Он всегда это говорит. Он говорил, что мы не можем контролировать наличие "трекшн-контроля". Мы его разрешили и что изменилось? Чьи машины остались впереди? Выходит он не смог сделать секретную систему, которую мы не могли обнаружить.Это заставило нас сделать вывод о том, что если у McLaren самый большой штат электронщиков в Формуле 1, значит другие команды тоже не смогли разработать подобных систем. Наверное все эти слова о том, что нужно разрешить "трекшн-контроль" только потому, что мы не можем быть уверены в отсутствии подобных систем, были лишь дымовой завесой. Думаю после этого Рону не стоит говорить о том, что не все соблюдают правила. Если он настаивает на своем мнении, то пусть скажет - кто именно не соблюдает. Он не может сделать этого и говорит, что правила не достаточно четко сформулированы. На самом деле правила, по которым проводится чемпионат сформулированы достаточно четко и одинаковы для всех. И мы говорим Деннису и его юристам - напишите свой вариант регламента и мы взглянем на него. Вот уже седьмой год ждем.Я очень люблю Рона, но стараюсь не обращать внимания на его слова. Вопрос был, все ли соблюдают правила? Да, мы считаем, что правила никто не нарушает и стараемся это контролировать. Сейчас идет обсуждение некоторых поправок перед гонкой в Мельбурне, те, кто, как нам кажется, ушел в сторону от регламента, предупреждены, и я надеюсь к Мельбурну необходимые выводы будут сделаны.

Вопрос: О чем идет речь?
Макс Мосли: О резине с разной глубиной канавок. Это не разрешено. Некоторые решили, что можно уменьшить их глубину с одной стороны, но мы не согласились. Этот только один пример, таких поправок тысячи, но наверное мне не стоит о них говорить.

Вопрос: У вас осталось всего три недели...
Макс Мосли: Мы в курсе того, что происходит. Если команда изобретает что-то новое, кажем, коробку передач, то мы просим их сообщить нам детали, а взамен говорим свое мнение. Если команда хочет продолжать разработку - мы не можем это запретить, но во время гонки можно использовать только разрешенное оборудование. Так что обычно к нашим советам прислушиваются. С тех пор, как мы ввели эту систему, поступило около 5000 запросов и лишь в двух случаях мы не угадали. Один раз это касалось дифференциала McLaren, второй - я не помню.

Вопрос: Вы просто говорите "Нет"?
Макс Мосли: Если команды пожелают, мы внесем поправки в регламент, но сейчас система работает следующим образом - сначала Чарли Уайтинг говорит свое мнение, потом включается классическая система - стюарды и апелляционный суд. Но команды стараются не прибегать к крайним мерам.

Вопрос: Пилоты - в числе последних приоритетов для команды. Их, как будто не существует...
Макс Мосли: Да, так и есть. С другой стороны, мы всегда хотели создать такой регламент. при котором все были бы в равных условиях, независимо от количества денег. Тогда все решали бы пилоты и их мастерство оценивалось бы по заслугам.

Вопрос: FIA будет так же требовательна к трассе в Спа, как это было с Сильверстоуном?
Макс Мосли: Да, если это будет необходимо. В Спа и Хоккенхайме уже идет работа. Мы волновались по поводу Сильверстоуна только потому, что там вообще ничего не делали. Были выделены средства, которые пошли, почему то, на роскошный клуб для 600 членов Британского Клуба Гонщиков. Мы надеялись, что сначала они позаботятся о болельщиках.

Вопрос: Что вы скажете по поводу Интерлагоса?
Макс Мосли: Этой трассой многие недовольны. Честно говоря, в последний раз я был в Рио-де-Жанейро в 1982 году, поэтому не могу с уверенностью сказать, как там сейчас обстоят дела. Проблема в том, что у нас нет альтернативы, нет другой южноамериканской трассы. Если мы исключим Бразилию, то вместе с ней уйдет из чемпионата вся Южная Америка. Если бы Сильверстоун был единственным Гран При в Европе, мы бы тоже не говорили об исключении трассы. Но в Европе слишком много гонок, и некоторые из них просто необходимо убрать из календаря. Мы хотим быть чемпионатом мира, а значит не можем исключить целый континент. Да и популярность Хуана-Пабло Монтойи нам не даст этого сделать.

Вопрос: Тема запрета зимних тестов стала одной из основных на страницах бульварной прессы...
Макс Мосли: Я не знаю. Не было никакого запрета, скорее речь шла об отпуске. Команды хотели, чтобы мы взяли ответственность за этот запрет на себя, но мы отказались. Предположим, не все хотели бы его соблюдать. К примеру Ferrari поставила бы новый мотор и коробку передач на спортивную машину и обкатывала бы ее в ноябре и декабре... Это были бы тесты Формулы 1? Я не хочу участвовать в этих спорах. Мы отвечаем за чемпионат с полудня четверга до полуночи воскресенья, остальное они решают сами. Команды заключили джентльменское соглашение.

Вопрос: Если Ferrari не сможет закончить этот сезон с подавляющим преимуществом, насколько важно это будет для Формулы 1?
Макс Мосли: Это было бы полезно для чемпионата, хотя я бы не назвал свое мнение непредвзятым. Да и в прошлом сезоне, если бы McLaren и Williams решили проблемы с надежностью, то борьба была бы более острой. Все равно победа досталась бы Ferrari, но в серьезной борьбе. Давайте посмотрим, как сложится ситуация. У них новая, революционная машина, большие шансы на победу.

Вопрос: Какое место в современной Формуле 1 вы отводите Михаэлю Шумахеру?
Макс Мосли: Михаэль Шумахер - один из лучших гонщиков в истории Формулы 1, если не самый лучший. У всех пилотов есть слабые места, но я не вижу таковых у Шумахера. Я не могу ничего сказать по поводу Хуана-Мануэля Фанхио, я просто не знал его, а когда мы встретились, Фанхио был слишком стар. Михаэль совершенно не знает истории Формулы 1, как-то мы заговорили с ним о Риндте, оказалось, что и не слышал такой фамилии, но если вы спросите его о чем-нибудь, связанном с его непосредственной работой, то почувствуете, что говорите с настоящим специалистом. Немец рассудителен в мыслях и точен в выводах, у него нет никаких проблем с психикой. Единственное исключение, которое приходит на ум - странное поведение в Монце, после трагедии 11 сентября, но эти события повлияли на всех. Других слабых сторон у Михаэля просто нет.

15.02.2002. Пресс-служба FIA
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё