Мика Хаккинен: "Я всегда был наказанием для журналистов"

Мика Хаккинен

Мэтт Бишоп. F1Racing. Август 2003.

Вопрос: Мика, как жизнь?
Мика Хаккинен: Все хорошо и очень спокойно. Я не спеша занимаюсь своими делами, провожу время с семьей, смотрю, как растет мой сын - Хьюго.

Вопрос: Вы довольны тем, что ушли в отставку?
Мика Хаккинен: Да, но "отставка" - странное слово. В конце концов мне всего 34 года. Я продолжаю работать с Mercedes, скоро этой работы будет еще больше, и не только с Mercedes. Пока я не решил, что буду делать дальше.

Вопрос: Вы окончательно покинули Формулу 1? Не жалеете о том, что ушли из гонок, когда смотрите трансляции по ТВ?
Мика Хаккинен: Это кажется странным, но я до сих пор не пропускаю трансляции гонок.

Вопрос: Не жалеете о том, что не можете управлять машиной Формулы 1 на пределе возможностей?
Мика Хаккинен: Не поймите меня неправильно. Ничто в мире не может сравниться с тем, что вы чувствуете, управляя Формулой 1 на пределе. Когда вы побеждаете, это здорово, но в общем - невероятные ощущения. Чтобы выступать должным образом в Формуле 1 нужно сосредоточиться на 110% и я ушел, потому не мог поддерживать подобную концентрацию. Именно поэтому я принял участие в зимнем ралли, в Финляндии. Там нет никакого давления, мне не нужно было отдаваться процессу на 110%, наверное я когда-нибудь еще приму участие в подобной гонке. Но с Формулой 1 покончено.

Вопрос: Может быть в Ле Мане?
Мика Хаккинен: Будущее предсказать невозможно, но сегодня я могу честно признаться, что не имею никаких планов по поводу участия в серьезных гонках. Только ради забавы - вроде финского ралли. Через десять лет мне будет только 44 года, может быть однажды я снова захочу принять участие в настоящих гонках. Может быть такой день наступит, но сейчас у меня нет подобной уверенности.

Вопрос: Вы уступили свое место в McLaren своему другу и земляку Кими Райкконену. Что вы чувствуете, наблюдая за его выступлениями каждые две недели?
Мика Хаккинен: Это здорово, Кими - отличный гонщик и я верю в него. Его поддерживает команда, он заслуживает уважение от своей семьи, своих друзей, от всех. Кими все делает верно.

Вопрос: Вы для него, как старший брат?
Мика Хаккинен: Нет! У него уже есть старший брат, и это не я. Его брат Рами - известный в Финляндии раллийный гонщик. Так что я - просто близкий друг, а никак не старший брат.

Вопрос: Кажется Кими очень быстр...
Мика Хаккинен: Да, это очень быстрый и стабильный гонщик.

Вопрос: Кажется он переиграл вашего старого партнера по команде, Дэвида Култхарда...
Мика Хаккинен: Дэвид всегда был быстр, бороться с ним очень непросто. Он никогда не уступит, будет бороться до последнего, но с Кими у Дэвида, похоже, действительно возникли проблемы. Ему сейчас 32 года, он много лет выступает в Формуле 1, подозреваю, что он чувствует себя не лучшим образом, когда приходит молодой гонщик и сразу получает преимущество. Что я еще могу добавить? Результаты говорят сами за себя.

Вопрос: Кого, кроме Кими, вы считаете новыми звездами Формулы 1?
Мика Хаккинен: Фернандо Алонсо великолепно справляется со своей работой, думаю в будущем мы увидим много интересных сражений между Кими и Фернандо.

Вопрос: Давайте вспомним гонку в Монако двухлетней давности, ваш последний сезон в Формуле 1, сложный сезон. Именно в Монако вы объявили Рону Деннису, что хотите закончить карьеру. Расскажите об этом...
Мика Хаккинен: С Роном нужно быть честным и я был честен. Вы правы, именно здесь, в Монако, два года назад я почувствовал необходимость встретиться с ним, чтобы объявить о своем уходе. Рон тогда сказал: "Мика, подумайте еще раз". Конечно перед той встречей я много думал, о чем сразу сказал Рону. Тогда он, довольно холодно, предложил мне взять творческий отпуск. Если бы этот отпуск был оплачиваемым, может я бы и согласился, но такого предложения не было и я решил покинуть Формулу 1.

Вопрос: Вы не объявляли о своей отставке до прошлогодней гонки в Монако, но уже в 2001-м знали, что проводите последний сезон?
Мика Хаккинен: Да, тогда я уже знал об этом. Знаете, я отношусь к тем, кто не может чем-то заниматься, не отдаваясь этому делу на 110%. Формула 1 - серьезный бизнес и если у вас нет должной мотивации, вы можете повредить и себе, и другим. А ошибки в Ф1 могут быть очень...

Вопрос: Опасными?
Мика Хаккинен: Да, опасными, и не только для вас, но и для окружающих.

Вопрос: Сезон 2001 года сложился для вас не лучшим образом, но к нему мы вернемся чуть позже. В 2000-м у вас был шанс выиграть титул, вы вели с преимуществом в шесть очков после победы в Спа, а потом он вырвался вперед...
Мика Хаккинен: Та гонка в Спа, в 2000-м, была одним из основных этапов моей карьеры. Я действительно подобрался к пределу, к самому краю. Но, оглядываясь назад я думаю, что в тот момент мы были слишком самодовольны в McLaren, неверно расставили приоритеты, особенно в вопросах надежности. Это не значит, что я сам не допускал ошибок, но вся команда в целом, включая гонщиков, немного зазналась.

Вопрос: В Индианаполисе вам помешали проблемы с мотором, иначе можно было рассчитывать на победу?
Мика Хаккинен: Наверное. Мы никогда этого не узнаем, хотя моделируя потом ход гонки мы, кажется, выигрывали. Мы могли изменить ситуацию в чемпионате, бороться за титул, но этого не произошло. Именно подобные вещи заставили меня задуматься о том, что пора закончить свою карьеру в Формуле 1.

Вопрос: Вы считаете, что проблем в том сезоне было слишком много?
Мика Хаккинен: В двух последних сезонах. С другой стороны были и приятные моменты, вроде победы в Спа в 2000-м, побед в Сильверстоуне и Индианаполисе в 2001-м.

Вопрос: Тем более, что эти гонки вы впервые выиграли...
Мика Хаккинен: Да, иногда мечты сбываются. Это была моя 20-я победа в Гран при, особенно приятная потому, что судьи переместили меня во второй ряд на старте. Одна из лучших побед, вроде выигрыша гонки в Монако, в 1998-м. Та победа в Монако тоже очень важна для меня.

Вопрос: В предпоследней гонке вы выиграли, это был Индианаполис '01, а потом - Сузука, из которой вы улетели рано утром. Тогда вы знали, что это был ваш последний Гран при?
Мика Хаккинен: Да.

Вопрос: Наверное вы испытывали странные чувства?
Мика Хаккинен: Да, потому что об этом не было объявлено официально. На 90% я был уверен в том, что покидаю чемпионат, оставив 10% на случай, если я передумаю и, в конце концов, захочу вернуться в 2003-м.

Вопрос: Но когда начался сезон '02 и стало ясно, что у McLaren возникли проблемы, то вы решили не возвращаться в чемпионат, верно? Если бы MP4-17 был лучшей машиной чемпионата, а Дэвид и Кими постоянно выигрывали гонки, то вы могли бы вернуться?
Мика Хаккинен: Не думаю. Я мог вернуться, почувствовав страшный голод по гонкам, но ничего подобного не произошло.

Вопрос: Давайте вернемся в Монако. Именно здесь, год назад, вы официально объявили об отставке. Помню вы тогда сказали мне, что очень не любите пресс-конференции. Кажется вы их никогда не любили?
Мика Хаккинен: Нет, не любил. Люди любят копаться в чужой жизни, выяснять что я думаю и что намерен делать. Казалось, что это осталось позади, но снова пришлось попасть в ситуацию, при которой я сидел перед полным залом журналистов м вынужден был следить за каждым сказанным словом. Я знал, что одно неверное высказывание может все испортить.

Вопрос: Но сейчас, год спустя, вы выглядите гораздо спокойнее...
Мика Хаккинен: Конечно. Время проходит, иногда вы смотрите в зеркало и понимаете, что многое изменилось. Всю жизнь вы учитесь чему-то новому и сейчас я больше в ладу с собой, чем 12 месяцев назад. У меня было время подумать о своем будущем, о том, чего я хочу. Я попробовал оглянуться назад, понять в чем я преуспел, а что сделал неправильно. Сейчас я действительно счастлив.

Вопрос: Вы более счастливы, чем тогда, когда выиграли титул?
Мика Хаккинен: Да. Победы в гонках, это результат серьезной работы, серьезного напряжения и они случаются отнюдь не каждый раз.

Вопрос: Очень интересно. У вас была большая и успешная карьера в Формуле 1, но кажется вы не получали от этого удовольствие?
Мика Хаккинен: Все не так просто, как кажется на первый взгляд. Я ни о чем не жалею, мне нравилось выступать в Формуле 1, но далеко не все вещи продолжают приносить удовлетворение. Я решил оглянуться назад и понял, что не хочу идти и дальше по проторенной дороге.

Вопрос: Но сейчас вы гораздо больше контролируете свою жизнь...
Мика Хаккинен: Да, конечно, но совершенства не бывает, всегда есть какие-то проблемы. Сейчас у меня гораздо больше свободного времени и если у меня возникает проблема, то я могу полностью посвятить себя ее решению. А раньше я на 110% был предан гонкам.

Вопрос: Вы много говорили о концентрации, само собой мы должны поговорить о квалификации - это та часть работы гонщика, в которой вы всегда были лучшим. Айртон Сенна казался странным, когда говорил о том, что квалификация - это скоростной транс. У вас когда-нибудь были подобные ощущения?
Мика Хаккинен(после долгой паузы): Да.

Вопрос: И?
Мика Хаккинен: Чем старше вы становитесь, тем сложнее говорить об этом. Когда вы на пике формы, то на трассе забываете обо всем, остального мира просто не существует. Вы смотрите вперед и думаете: "Это моя жизнь", больше ничего нет. Очень важно иметь рядом с собой правильных людей и с этим мне повезло. Рядом была Эрья, был Марк (Mark Arnail - физиотерапевт Мики, сейчас работает с Кими Райкконеном), Дидье Коттон (совладелец Keke Rosberg Management). Дидье очень поддерживал меня, Марк здорово помог с физической подготовкой. Такие люди нужны, они могут дать вам настоящую энергию, настоящую силу.

Вопрос: Как им это удавалось? Речь идет о простых разговорах перед тем, как вы выезжали на трассу?
Мика Хаккинен: Да.

Вопрос: И что именно они говорили? Что-то вроде: "Мика, продолжай в том же духе, ты - лучший!"?
Мика Хаккинен: Они не говорили о том, что я лучший. Если вы уверенный в себе и успешных гонщик Формулы 1, то подобных речей слышать не должны. Вы и так об этом знаете. Но всегда нужен дополнительный толчок от того, кому вы доверяете. Эрья, Марк и Диди всегда умели найти нужный слова.

Вопрос: Эрья - чрезвычайно привлекательная женщина, но она непохожа на тех, к кому привыкли в Формуле 1. Она на семь лет старше вас, у нее сложившаяся карьера на финском ТВ. Эрья - проницательный и жесткий человек, наверняка она сильно повлияла на вашу карьеру?
Мика Хаккинен: Определенно. Я думаю, что для успеха в Формуле 1 гонщику нужна своя собственная, небольшая команда. У меня такая команда была - Эрья, Марк и Диди. Эрья всегда все понимала и никогда не была эгоистична. Если мне нужно было место, она давала мне место, нужно было время - она давала время. Она очень хороша в общении с командой и журналистами. Механики ее очень любили, она до сих пор дружит с некоторыми из них. Мне это было очень нужно. Эрья принесла гармонию в мой мир.

Вопрос: Но в машине все зависит только от гонщика, от его таланта и скорости. При этом одним приходится прикладывать больше усилий, другим меньше. Вы всегда казались очень естественным, очень сбалансированным гонщиком. Расскажите нам о поуле Мики Хаккинена...
Мика Хаккинен(после долгой паузы): Хорошо. Я думаю, что в некоторых случаях, когда у нас была действительно быстрая машина и мне не приходилось заставлять ее ехать так, как я хочу... (долгая пауза)... я не могу это объяснить!

Вопрос: Я понимаю, но все же эта тема мне кажется очень интересной. Давайте конкретизируем вопрос, пусть это будет Монако. Что вы чувствовали в повороте Tabac, как готовились к "Бассейну" и шикане Armcoon?
Мика Хаккинен(после долгой паузы): Важно почувствовать движение, почувствовать машину и тогда вы ощущаете себя единым целым, не заставляете машину ехать быстро, а просто едете и все. Все происходит само собой, автоматически. Все ощущения, которые вы накопили за свою карьеру, собираются в одну точку для прохождения каждого конкретного поворота. Вы проходите один поворот и начинаете думать о другом, и так весь круг. Мне жаль, что я не могу объяснить это лучше.

Вопрос: Когда вы думаете о следующем повороте, вы уже смотрите на него или концентрируетесь ли на том участке трассы, по которому едет машина? Теннисисты часто говорят о том, что видят мяч на ракетки, но исследования показали, что это не так. Они думают, что смотрят на мяч, а на самом деле уже оценивают следующую ситуацию. В Формуле 1 происходит нечто подобное?
Мика Хаккинен: Наверное. Я думаю, что у большинства так и происходит. Не знаю...

Вопрос: Джим Кларк как-то сказал: "Если я хочу ехать быстрее, то я еду не быстрее, но концентрируюсь больше". С вами происходило что-то подобное?
Мика Хаккинен: Точно, что-то подобное я и пытался вам сказать.

Вопрос: Интервью подходит к концу, остался один человек, о котором мы сегодня еще не говорили - Михаэль. Я знаю, что вы никогда не обсуждали его рекорды, но факт остается фактом - на протяжении всей вашей карьеры, всех двадцати побед и двух титулов он был самым грозным конкурентом. При этом он часто говорил, повторил и недавно, что вы - самый лучший соперник, с которым он серьезно боролся и которого уважал. Что вы думаете об этом?
Мика Хаккинен(после долгой паузы): Мы никогда не выступали за одну команду, иначе может быть я бы узнал его лучше. Я всегда боролся против него и никогда не боролся вместе с ним. Было интересно наблюдать за его прогрессом и этот прогресс продолжается, хотя это очень сложно. Мне не удалось так долго поддерживать 110%-ю концентрацию. Даже когда его серьезно критиковали, вроде прошлогодней гонки в Австрии, он держал удар.

Вопрос: Снова 110%...
Мика Хаккинен: Конечно. Михаэль всегда соответствовал своему образу, никому не позволяя диктовать себе, как гоняться, как работать, как себя вести. Это внушает уважение.

Вопрос: Вы общались с ним или встречались только на трассе?
Мика Хаккинен: Мы всегда были соперниками и нас трудно представить за дружеской беседой. Но все проблемы, которые были между нами, случались только на трассе. Мы никогда не говорили ничего обидного друг про друга в прессе или боксах. Но некоторые ситуации на трассе все же не были идеальными.

Вопрос: Вроде Спа'00, все помнят эту гонку и ваш замечательный обгон в Les Combes, но за круг до этого он повел себя не очень красиво...
Мика Хаккинен: Я помню, он попробовал "захлопнуть калитку" на большой скорости, это было слишком опасно.

Вопрос: Все происходило на большой скорости и обогнав его кругом позже вы испытали удовлетворение?
Мика Хаккинен: Более-менее.

Вопрос: Потом, на пресс-конференции многие журналисты спрашивали его об этом опасном маневре и кажется Михаэль чувствовал себя не лучшим образом. Но вы никак не комментировали его маневр, никакой критики...
Мика Хаккинен: Я всегда был наказанием для журналистов. Наконец все это кончилось.

Вопрос: Журналисты действительно жаловались на ваше молчание, но мне всегда казалось, что вы просто хотите сконцентрироваться на своей работе. Такова политика, или это происходило само собой?
Мика Хаккинен: Политика, я делал это преднамеренно. Иногда мне многое хотелось сказать, но я молчал, зная, что слова ничего не изменят. Формула 1 - непростая игра, главное в которой - результат гонки.

Вопрос: Но я думаю, что вы вели себя умнее, чем большинство пилотов. На пресс-конференциях вы всегда искали положительные моменты, хотя очень многое знали о том, о чем я даже не догадываюсь...
Мика Хаккинен(после паузы): Да, на пресс-конференции я всегда был осторожен. Внутри McLaren всегда были очень хорошие отношения, настоящая гармония, настоящая рабочая атмосфера и любое неосторожное слово, любой шум в прессе мог здорово нам навредить. Выбор, собственно, очень прост. Вы либо ругаетесь, либо молчите. Я всегда выбирал второй вариант.

Вопрос: А брифинги пилотов? Там происходило тоже самое?
Мика Хаккинен: Еще хуже. На брифингах всегда говорили одни и те же - два или три гонщика спорили, а я обычно сидел и слушал.

Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё