Пресс-конференция Ники Лауды в Валенсии

Ники Лауда

Вступление Вопросы из зала

Цель, ради которой я решился на этот тест, состояла в том, чтобы понять, что представляют собой современные технологии: старт-контроль, трекшн-контроль, как работает мотор и я выяснил все, что хотел. По сравнению с теми днями, когда я сам выступал в Формуле 1, все изменилось- теперь вы обе руки держите на рулевом колесе! А при мне одна рука всегда работала рычагом переключения передач. Теперь можно обе руки держать на рулевом колесе, нажимать педаль газа, обороты автоматически возрастают до 17.000 (когда наступает момент для переключения), все происходит автоматически.

Переключение на более высокие передачи это что-то невероятное. Трансмиссия работает так мягко, когда ты переключаешься, никаких толчков или рывков. Я ожидал более агрессивного переключения, а оно происходит очень мягко.

Переключение на низшую передачу происходит еще более удивительно: например, когда ты тормозишь с 6-1 передачи до 2-й, достаточно щелкнуть рычагом четыре раза, весе остальное происходит автоматом. Система управления контролирует и скорость машины, и работу двигателя, можно сосредоточиться только на управлении машиной.

Антипробуксовочная система включается, когда машину начинает сносить. Тебе достаточно толкнуть педаль газа, - и все срабатывает. Меня пару раз развернуло, - только потому, что Педро де ла Роса подсказал мне точку торможения и мне хватило смелости последовать его совету!

Инженеры сказали, что я вошел в поворот так же быстро, как Педро. Разница лишь в том, что я с этим поворотом не справился! Меня развернуло, но я, по крайней мере, достиг той же скорости и показал моим гонщикам, что я пытался, - иначе они не стали бы со мной разговаривать.

Старт-контроль - штука просто невероятная. Да, я сказал, что любая мартышка может управлять сегодняшней машиной, но я лишь сделал сравнение с гонками 17-летней давности, когда было ручное переключение передач, обычное сцепление, никаких систем, предотвращающих остановку двигателя и т.д. И в момент старта нужно было следить за тем, чтобы не было пробуксовки колес. Теперь стартовать намного легче.

В техническом отношении старт также проходит намного легче. Нужно всего лишь правильно выполнить определенную последовательность операций. Другими словами, ты отпускаешь сцепление, включается первая передача, ты нажимаешь кнопку и все, что тебе теперь остается - полностью открыть газ.

В прошлом, если ты дали полный газ, у тебя просто взрывался двигатель. Теперь же обороты автоматически растут до 15.000, позволяя включиться сцеплению и ты уходишь со своей позиции. Никакой пробуксовки - об этом заботится программное обеспечение.

Вопрос: Собираетесь ли вы повторять это регулярно?
Ники Лауда: Нет, не буду. Если бы я захотел делать это регулярно, мне нужно было бы потренироваться, потому что я для этого не готов. Я к этим тестам специально не готовился, только курить стал поменьше!

Вопрос: Вы говорили о том, почему сегодня стало ездить легче, а есть ли что-то, отчего стало труднее?
Ники Лауда: Сложность в том, чтобы правильно подобрать баланс. На входе в поворот я испытывал недостаточную поворачиваемость, а в повороте машина плясала (избыточная поворачиваемость). В мое время использовались слики, так что машина буквально приклеивалась к трассе и устойчивый вела себя в поворотах. Но сегодня профилированные покрышки и менее эффективная аэродинамика ведут к быстрому изменению характеристик еще до того, когда машина "схватит" трассу. Если говорить о скорости, она растет в поворотах гораздо быстрее, чем надо.

Вопрос: Волновались ли вы перед этими тестами?
Ники Лауда: Разумеется, ты успеваешь о многом передумать, когда принимаешь такое глупое решение! Но как только ты садишься в машину, забываешь обо всем, нажимаешь педаль газа, и волнение уходит.

Вопрос: Чем вам были полезны эти тесты?
Ники Лауда: Теперь я знаю то, что означают слова вроде старт-контроль, трекшн-контроль, торможение двигателем, баланс тормозов и.т.д. Мне теперь будет легче ориентироваться на наших совещаниях. Когда я слышал раньше, что есть такие проблемы, связанные с программным обеспечением, я не понимал, о чем речь. Теперь понимаю.

Вопрос: Как вы считаете, не стоит ли Герхарду Бергеру последовать вашему примеру?

Ники Лауда: Думаю, что ему не помешало бы тоже попробовать. Но, возможно, ему стоило бы опробовать ту же самую машину, если вам нужны сравнения!

Вопрос: Каковы впечатления от сегодняшнего кокпита?

Ники Лауда: Похоже, сегодня там сидят намного ближе к рулевому колесу. Такое ощущение, что педали можно нажимать только носками, а ноги расположены выше. Лучшая из новинок - усилитель рулевого управления. Нет нужды прикладывать чрезмерные усилия, тогда как в мои годы было так тяжело управляться рулем физически!

Вопрос: Могут ли другие команды извлекать выгоду из опыта такого рода?
Ники Лауда: Не думаю, что какие-то команды, кроме Williams с Герхардом, могли бы его повторить. Уверен, что Рон Деннис не сможет! Я знаю, что он разбил машину (McLaren F1) в По. А Просту это наверняка по силам.

Вопрос: Что сказали вам инженеры, когда вы потеряли управление?
Ники Лауда: Когда меня развернуло, я забыл сказать хоть что-то. Так что команда сама включилась в радиообмен, поинтересовавшись: "Привет, вы еще там?". Но я был так обозлен, что не ответил им сразу. В конце концов я им сообщил, что меня развернуло.

13.01.2002. Ники Лауда делится своими впечатлениями после пробных поездок за рулем Jaguar R2C
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё