Джеймс Ки о сложностях нового регламента...

Джеймс Ки

В первой части большого интервью F1News.Ru Джеймс Ки говорил о времени, проведенном вне Формулы 1, приглашении в Toro Rosso и первых итогах начала сезона.

Вторая часть беседы посвящена новому регламенту Формулы 1, который вступит в силу уже в следующем году: 1,6-литровые турбированные V6 придут на смену нынешним двигателям - столь масштабных изменений в чемпионате не было давно.

Перед техническими директорами стоит непростая задача, но Ки признается, что смена регламента - это еще и дополнительная мотивация...

Вопрос: Джеймс, можно ли сказать, что новый технический регламент - одна из причин вашего возвращения в Формулу 1?
Джеймс Ки: Да, вы правы. Это серьезный и интересный вызов. Машины станут другими, работу придется начинать с чистого листа.

Вопрос: Я думаю, болельщики не до конца понимают, насколько масштабные перемены нас ждут…
Джеймс Ки: Когда вы увидите машины в начале следующего года, внешних отличий будет не так много. Аэродинамика останется по сути той же -- никаких фундаментальных с визуальной точки зрения изменений не произойдёт.

Главное - то, как будет развиваться процесс создания новых машин вокруг новой силовой установки. Мы не сможем опираться на данные, полученные в прошлые годы. Это будут совершенно другие машины, придётся всё переделать.

Вопрос: Многие считают, что в начале сезона 2014 года мы увидим множество технических отказов - в первую очередь из-за перехода на новые двигатели...

Джеймс Ки: Мы должны говорить даже не о двигателях как таковых, а обо всей силовой установке, включая новую систему рекуперации ERS, турбину. Потенциально такая опасность существует. В любом случае, работа команд будет выстроена по-другому. Этой зимой мы видели потрясающий пример: команды привезли новые машины на первые тесты и сразу могли работать над настройками, собирать информацию - без каких-либо технических проблем. В следующем году все будет по-другому.

Вопрос: Мы говорили о предстоящих переменах с Грэмом Лоудоном, и он сказал, что у команд пока нет четкого понимания всех деталей нового регламента. Это было ещё в феврале - с тех пор многое изменилось?

Джеймс Ки: Да, не на все вопросы у нас сейчас есть ответ, хотя базовые принципы конструкции новых машин понятны. У нас есть четкое представление о том, в каком направлении двигаться прямо сейчас, без боязни ошибиться. То есть на данном этапе, когда команды по сути только начинают работу, данных достаточно. Но есть некоторые детали, в которых ещё предстоит разобраться.

Я бы не стал называть это серьезной проблемой. Отчасти причина, по которой регламент до сих пор не готов на 100%, как раз и состоит в том, что командам необходимо время на собственные исследования. Работа идет, люди всё лучше понимают, с какими проблемами могут столкнуться, какие поправки необходимо внести. Мы ведем диалог с федерацией - создание окончательного варианта - это в какой-то степени коллективный процесс. Мы сами изучаем правила, всё лучше понимаем, какой должна получиться машина, ведем консультации с FIA. При столь масштабных изменениях невозможно сразу же подготовить четкий регламент.

Вопрос: Но есть ли опасность, что команды потратят какие-то средства на разработки, которые в итоге будут запрещены?
Джеймс Ки: Нет. Думаю, мы сможем избежать подобного варианта развития событий. Как я уже сказал, сейчас мы четко понимаем, что можем и должны делать на данном этапе - по ходу работ будут постоянно уточняться детали.

В любом случае кому-то удастся найти некое особенное решение - как мы видели в прошлом с двойными и выдувными диффузорами, с воздуховодами - и он получит преимущество над остальными. Нас ждут большие перемены, и то, что исследований приходится проводить больше - это естественно. Просто сейчас у нас больше шансов увидеть какие-то оригинальные идеи конструкторов. Так работа строится практически всегда: 90% идей, которые появляются в головах инженеров, в итоге либо оказываются нелегальными, либо просто не работают. Но есть ещё 10%. Кому удастся воплотить правильные идеи в жизнь, тот и получит преимущество. Это действительно очень интересный вызов.

Вопрос: Какой именно аспект представляет лично для вас наибольший интерес?
Джеймс Ки: Работа самой силовой установки, её интеграция в шасси. От двигателя будет зависеть больше, чем прежде. И сейчас наша главная задача - построить шасси, максимально эффективно использующее возможности силовой установки. Разница между гоночной и квалификационной конфигурациями возрастет - и это тоже надо принять во внимание. Найти верный баланс не так просто.

Джеймс Ки

Вопрос: Toro Rosso до сих пор не объявила о том, с кем из поставщиков будет работать в следующем сезоне. Как главному конструктору команды, когда вам бы хотелось иметь ответ на этот вопрос?

Джеймс Ки: Все просто: чем раньше - тем лучше. Полезно иметь данные о размерах, характеристиках установки и так далее. Естественно, это облегчит работу. Но наша программа работы над машиной составлена так, что в ближайшие несколько месяцев мы можем обойтись и без этого. Время в запасе ещё есть.

Вопрос: Ещё одна важная тема - шины. Во-первых, у Pirelli до сих пор нет контракта на следующий сезон. Во-вторых, шинникам тоже потребуется время на разработку. Пол Хембри говорит, что для начала им необходимо получить данные от производителей моторов и команд, потом подготовить и протестировать новые шины на симуляторе - и только после этого у компании будет возможность передать информацию о характеристиках шин командам. У вас же в свою очередь - в отличие от прошлых лет - не будет возможности заранее опробовать шины по ходу сезона...
Джеймс Ки: Да, всё именно так. Мы уже в этом году видели, насколько важную роль могут играть шины. И я думаю, сейчас это одна из самых сложных задач. Я надеюсь, что ситуация с контрактом скоро разрешится. Мы были бы рады продолжить сотрудничество с Pirelli и сделаем все от нас зависящее, чтобы снабдить их информацией о том, какой будет машина 2014 года.

Нам, как и другим командам, важно иметь хоть какую-то точку опоры, хотя бы продолжить работу с тем же поставщиком шин. Если и здесь будут изменения - станет ещё сложнее.

Вопрос: Многое ли будет зависеть от удачи? Скажем, какая-то из команд может просто "угадать" с характеристиками шасси, и оно будет лучше подходить новым шинам, чем другие?
Джеймс Ки: Да, но на самом деле так происходит почти всегда. Работать с шинами сложно, и зачастую удача играет в этом процессе не последнюю роль. Ситуацию осложняет и то, что нам приходится проводить зимние тесты на холодных трассах в Европе. Ни одна из команд, отправляя машины в Мельбурн, на самом деле не понимала, чего ждать от шин. В этом вопросе всегда есть элемент удачи. И следующий сезон не будет исключением. Но в любом случае, мы можем продолжать работу и корректировать ситуацию по ходу чемпионата.

Вопрос: Команды обсуждали возможность проведения дополнительных тестов в
этом году, чтобы разобраться с новыми силовыми установками...
Джеймс Ки:
Я не думаю, что это случится. Мы не пришли к единому мнению.

Вопрос: Вы можете быть уверены, что совершенно новая машина, которую вы отправите на первую гонку в 2014-м, будет к ней готова?

Джеймс Ки: Возможно все. Стоит говорить лишь о том, насколько более сложная задача стоит перед командами. Нужно собраться вместе и выработать план, который всех бы устроил. Возможно, не летние тесты, но несколько дополнительных дней зимой нам не помешают.

Вопрос: У команд и производителей моторов есть симуляторы, разнообразные системы компьютерного моделирования, но Формула 1 - это прежде всего шоу. Риск остается. Вряд ли кому-то понравится, если в первой гонке до финиша доедут пять-шесть машин…
Джеймс Ки: Я могу только повторить: дополнительное время на тестах важно по многим причинам. У нас появится какая-то информация о том, как будет вести себя машина ещё до начала тестов, но это теория. Как только поступят первые данные с трассы - станет легче понимать, в каком направлении двигаться дальше.

Вопрос: Богатые команды вновь получат преимущество?
Джеймс Ки: У них всегда есть преимущество. Главное - найти компромисс и оптимально перегруппировать персонал, чтобы не навредить одному из проектов - нынешней машины или следующей. Чем больше у вас людей, тем легче. Но у маленьких команд обычно более эффективная структура. Не все зависит только от количества сотрудников.

Вопрос: Вы практически всегда работали в маленьких командах и знаете, насколько нелегко создать в таких условиях действительно конкурентоспособную машину. Многие считают, что от технических директоров сейчас зависит значительно меньше, чем раньше - гораздо важнее финансовая составляющая. Вы с этим согласны? И если да, станет ли роль технического директора более значимой при переходе на новый регламент?
Джеймс Ки: В Формуле 1 работают инженеры самого высокого уровня, и их очень сложно разбить на категории. Технических директоров всего одиннадцать. И все они входят в число лучших инженеров мира. Так что мне сложно ответить на первый вопрос.

Если говорить о втором: переход на новый регламент - это своего рода проверка определенных способностей, навыков. У каждого есть свои сильные стороны. Кто-то хорош в планомерном развитии машины, кто-то в поиске новых решений, генерации идей. Я думаю, всех нас ждёт очень интересный период.

Текст: . Источник: эксклюзивное интервью
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё