Роман Грожан: "Я почти поверил, что не смогу вернуться в Ф1"

Роман Грожан

После 2009 года и нескольких гонок в составе Renault многие сочли, что карьера Романа Грожана в Ф1 уже закончена. Как оказалось, в какой-то момент молодой пилот и сам почти поверил в это. О том, что позволило ему вернуться, гонщик Lotus F1 рассказал в обстоятельном интервью накануне Гран При Испании. Затронул он и другие темы, в том числе рассказал о своих взаимоотношениях с Кими Райкконеном и поделился мыслями о предстоящем уик-энде. Началось же все с вопроса, никак не связанного с Ф1…

Вопрос: Роман, голосовали ли вы на недавних выборах президента Франции?
Роман Грожан: Да, конечно, но вот за кого – не скажу. Могу лишь пожелать Франсуа Олланду успешно справиться со своей работой в очень непростой ситуации.

Вопрос: Какие главные выводы вы сделали по итогам тестов в Муджелло?
Роман Грожан: Полагаю, наша программа на этот раз была не такой, как у соперников. Все занимались аэродинамикой, мы же уделили основное внимание работе подвески – и смогли получить ответы на некоторые очень важные для нас вопросы. По ходу гоночных уик-эндов на это просто не хватает времени, надеюсь, эти тесты помогут нам сильнее провести оставшуюся часть сезона.

Вопрос: А чего ожидаете от Гран При Испании?
Роман Грожан: Пока что очень сложно об этом говорить. Наша машина показывала хорошую скорость на всех прошедших этапах – надеюсь, так будет и здесь. Вы знаете, что привозите на этап очередные новинки, но можете лишь догадываться, что приготовили соперники. Скажем, в Ferrari сейчас много говорят о большом пакете доработок – но надо будет посмотреть на трассе, действительно ли он окажется эффективным. Надеюсь, нам вновь удастся добиться хорошего результата.

Вопрос: Думаю, вы слышали о недавних разногласиях между Михаэлем Шумахером и шинниками из Pirelli. Каково ваше мнение по этому поводу?
Роман Грожан: Думаю, все в одинаковых условиях. У Pirelli изначально просили сделать шины, которые позволили бы повысить зрелищность гонок – и мы действительно видим куда больше обгонов, машины чаще скользят. Разумеется, для пилотов нет ничего приятного в том, что приходится скользить, но здорово, когда можно обогнать соперника.

Нынешняя резина требует особого обращения, нужно начинать отрезок довольно осторожно, чтобы иметь возможность атаковать под конец. Теперь гораздо больше зависит от стиля пилотажа и от той тактики, которая выбрана на конкретную гонку.

Вопрос: Какого количества пит-стопов можно ожидать в гонке?
Роман Грожан: Сложный вопрос. Уверен, что не один и даже не два – скорее всего, больше. Но пока ничего еще не ясно – если команда выяснит, что резина на её машине изнашивается не очень быстро, можно попробовать останавливаться в боксах на один раз меньше. Но в этой ситуации вы оказываетесь действительно на пределе.

Вопрос: Французских гонщиков долго не было на подиуме Ф1. Что значит для вас третье место в Гран При Бахрейна?
Роман Грожан: Мне не кажется, что этот результат особенный лишь потому, что французов давно не было в призовой тройке. Для каждого пилота первый завоеванный подиум – это уникальный момент. Испытав эти ощущения, я теперь еще больше хочу узнать, что же это такое – первая победа, первый титул. Полагаю, что-то совершенно невероятное. Надеюсь, теперь популярность Формулы 1 во Франции вновь станет расти.

У нас богатейшая история, можно вспомнить Оливье Паниса, Жана Алези и, конечно, четырехкратного чемпиона Ф1 Алена Проста. Уверен, мы еще увидим победы французов и услышим Марсельезу над подиумом. Но для меня этот фактор не является дополнительным прессингом, скорее – это следующая цель. Приятно ощущать, что ты пользуешься поддержкой болельщиков в своей стране, это придает дополнительные силы.

Вопрос: Расскажите о том отрезке вашей жизни, когда пришлось работать в банке?
Роман Грожан: Я был обычным клерком – каждый день к девяти утра приходил в офис в костюме и галстуке, усаживался за свой стол и включал компьютер. В какой-то степени было интересно увидеть эту сторону жизни, которая так не похожа на гонки. Интересно, что у меня тогда установились хорошие отношения с коллегами – некоторые из них до сих пор приезжают на гонки. Я поддерживаю связи – не исключено, что в будущем они будут полезны.

Вопрос: Был ли в вашей жизни момент, когда вы решили, что гоночная карьера, фактически, завершена?
Роман Грожан: Как-то в 2010 году, во время Гран При Турции, мы с семьей проводили уик-энд в Женеве. Моя невеста [журналистка французского ТВ] уехала на гонку – она была в паддоке, а я сидел дома. Тогда-то мне и пришла в голову мысль, что я никогда уже не смогу вернуться в Ф1. Я почти поверил в это, но страсть к гонкам все же взяла верх. Мне пришлось немало потрудиться, провести много встреч с людьми, которые знали, на что я способен. Поначалу было очень трудно.

Вопрос: Можно ли говорить, что сейчас карьера в Формуле 1 началась для вас заново?
Роман Грожан: Конечно. Я получил еще один шанс – в наши дни такое случается нечасто, потому его можно считать поводом для гордости. Кроме того, полученный в 2009 году опыт по-прежнему со мной, но сейчас я смотрю только вперед.

Вопрос: Считаете ли вы, что вам повезло?
Роман Грожан: В известном смысле – да. Люди поверили мне, когда я был в очень непростой ситуации. Это касается и Эрика Булье, и Жерара Лопеса, и команды DAMS, и компании Total, которая всегда поддерживала меня. Надеюсь, что и я тоже помог им, добившись результатов – полагаю, мы можем гордиться тем, чего достигли.

Вопрос: А когда вы поняли, что все же получите второй шанс?
Роман Грожан: Все развивалось постепенно. Я выступал в гонках GT, потом было очень приятно вернуться в формульные соревнования – это была серия Auto GP [где Роман стал чемпионом в 2010-м]. Но по-настоящему серьезно все стало в 2011 году, когда я выступал за DAMS в первенстве GP2. Тогда это была не самая сильная команда, и пришлось серьезно постараться, чтобы завоевать с ней титул. И сейчас, хотя я больше не выступаю за неё, она по-прежнему остается одной из сильнейших.

Когда мы приняли решение выступать в GP2, это был принципиальный момент. Мне могли найти место в сильной команде, и тогда выиграть не составило бы труда. Нет, требовалось вывести DAMS на новый уровень – и нам удалось очень сильно провести сезон. Примерно в середине сезона, когда мы стали стабильно побеждать, у меня и появилась мысль о том, что вполне может появиться второй шанс оказаться в Ф1.

Вопрос: На первой тестовой сессии в Хересе вы показали лучшее время в один из дней. Тогда многие подумали, что этот результат не отражает реальных возможностей машины, а призван лишь порадовать спонсоров. Когда вы поняли, что машина действительно быстра?
Роман Грожан: Судить о таких вещах непросто, особенно когда у вас не так много опыта в Формуле 1. Но могу сказать, что с первых же кругов, которые я проехал за рулем E20, возникло ощущение, что эта машина действительно имеет хороший базис. Но это не давало ответа на вопрос, где мы окажемся в сравнении с соперниками.

Вторые тесты мы пропустили, а на финальной сессии в Барселоне смотрелись не очень здорово, заметно отставая от McLaren. Но в итоге нам удалось подобраться куда ближе, и мы довольны тем, что можем регулярно соперничать с лидерами. Теперь важно непрерывно совершенствовать машину, чтобы не потерять темп.

Вопрос: Когда вам больше нравилось управлять машиной Ф1 – в 2009 году или сейчас?
Роман Грожан: Сейчас. Конечно, машины заметно отличаются, но мне приятно, что есть возможность стартовать с хороших позиций, самостоятельно выстраивать гонку и претендовать на хороший результат.

Вопрос: Рассматривали ли вы какие-то еще варианты, кроме Формулы 1?
Роман Грожан: Прошлой осенью у меня были довольно успешные тесты в DTM за рулем BMW. Это неплохая серия, и мы с командой остались довольны друг другом. Так что, если бы не вышло с Ф1, я бы, скорее всего, выступал сейчас там.

Вопрос: Расскажите о своих взаимоотношениях с Кими Райкконеном.
Роман Грожан: Все в порядке. Мы сходимся в главном – каждый стремится принести команде наилучший результат. Кроме того, мы используем похожие настройки, что облегчает совместную работу. Ни одному из нас не нравится ходить вокруг да около, мы прямолинейны – и это тоже плюс.

Вопрос: Может ли это перерасти в дружбу за пределами трассы?
Роман Грожан: Надо посмотреть (улыбается). Для начала хорошо бы хоть иногда встречаться за пределами трассы.

Вопрос: С кем вам проще работать – с Кими или с Фернандо?
Роман Грожан: Оба – отличные гонщики, чемпионы мира. У каждого из них собственная философия работы, но очень интересно взаимодействовать как с одним, так и с другим. Несмотря на то, что в Renault я пришел по ходу сезона, Фернандо хорошо принял меня. Я понимал, что команда переживает не самый лучший период, но мне было приятно ощущать его поддержку. Сейчас с Кими все тоже складывается хорошо, порой мы вместе обедаем – все в порядке.

Вопрос: В Барселоне велика нагрузка на шины. Как вы считаете, возможно, не стоит выезжать в финальной части квалификации, чтобы сберечь свежий комплект на гонку?
Роман Грожан: Обгонять на этой трассе сложно, так что каждому предстоит ответить на вопрос, стоит ли идти на подобный риск. Думаю, специалистам по тактике в этот раз придется немало поломать голову, и это относится ко всем командам. Но мне кажется, что хорошая стартовая позиция будет очень важна.

Вопрос: Какая из прошедших гонок, по-вашему, лучше всего свидетельствует о реальных возможностях машины Lotus?
Роман Грожан: Думаю, все они. Смотрите – третий квалификационный результат не был случайностью – мы стабильно доходим до финала квалификации. Лучшее время круга, показанное Кими в Малайзии, тоже вполне закономерно – мы подтвердили это в Бахрейне. А в Шанхае нам удавалось очень хорошо следить за состоянием шин. Так что все это – лишь части общей картины. Думаю, наша машина в состоянии показывать хорошую скорость на любой трассе. Надеюсь, что и на этом этапе будет также. Пока что у нас не было явных провалов.

Вопрос: Не было ли у вас психологических проблем в начале нынешнего сезона? Неудачный 2009 год, потом два схода на первых кругах…
Роман Грожан: Я проводил очень много времени на базе команды. Мы много общались с разными людьми, и я чувствовал, что каждый из них на 100% поддерживает меня. Да, первые гонки сложились непросто – я допустил ошибки, такое случается. Они были до этого и будут после. Но я знал, что команда на моей стороне, а это очень важно для любого пилота. Теперь мы можем сообща двигаться вперед.

Текст: . Источник: собственный корреспондент
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё