Роман Грожан: В этом году всё было намного лучше

Роман Грожан

Роман Грожан подвёл итоги второго сезона в истории команды Haas и немного рассказал о том, чем будет заниматься в зимний период.

Вопрос: В Абу-Даби пройдёт финал чемпионата, но это также заключительная гонка второго сезона в истории Haas F1. Как бы вы сравнили его с прошлым годом, ведь вам пришлось адаптироваться к совершенно новой машине, потому что Формула 1 переходила на новый технический регламент?
Роман Грожан: В этом году всё было намного лучше. Машина стала быстрее, пилотировать её интереснее, хотя и сложнее, и тяжелее физически. В целом машины нового поколения соответствуют тому, что вы ждёте от Формулы 1.

Вопрос: Какие главные уроки, усвоенные в прошлом году, пригодились в этом?
Роман Грожан: По-моему, Формула 1 относится к тем видам спорта, в которых тренироваться можно только на гоночной трассе. Каждый год очень важен, каждый год обогащает твой опыт, и в профессиональном плане ты становишься всё лучше и лучше.

Вопрос: Вне зависимости от итогов Гран При Абу-Даби, команда в этом сезоне наберёт намного больше очков, чем в прошлом году. Можно ли это считать наиболее убедительным показателем прогресса, или есть какие-то другие моменты, которые не видны со стороны?
Роман Грожан: Дело не только в очках. Безусловно, мы добились неплохого прогресса. Наши результаты по-прежнему не на том уровне, на который мы потенциально способны, поэтому в зимний период важно хорошо подготовиться к следующему году. В начале этого сезона мы были намного сильнее, чем в начале 2016-го. Интересно посмотреть, на что мы будем способны в 2018 году, ведь я верю, что мы сможем сделать большой шаг вперёд.

Вопрос: Перед началом сезона звучали пророчества, что второй год будет для команды сложнее, чем первый. В какой мере они сбылись? Или просто трудности носили несколько иной характер?
Роман Грожан: Второй сезон всегда даётся тяжелее, чем первый, но я думаю, что мы отлично справились. Начали мы его очень уверенно, затем несколько сдали, из чего надо сделать выводы на будущее. Но я думаю, что, учитывая все сложности, мы сработали здорово.

Вопрос: С какими именно сложностями пришлось иметь дело в этом году?
Роман Грожан: Они были связаны с необходимостью поддерживать высокие темпы модернизации новой машины, ведь важно было разобраться с её особенностями. Мы знали, что машина, с которой мы завершим сезон в Абу-Даби, будет сильно отличаться от той, на которой мы вышли на старт в Мельбурне. Наша задача состояла в том, чтобы найти области, в которых важно было добиться улучшений.

Вопрос: В чём состоят сильные стороны команды?
Роман Грожан: У Haas F1 их немало, но главное, по-моему – это атмосфера, которая царит в команде, и её боевой дух.

Вопрос: По меркам Формулы 1 команда организована несколько необычно. Можно ли сказать, что результаты второго сезона подтверждают правильность выбранного подхода?
Роман Грожан: Думаю, да. Разумеется, команда пока не достигла пика своих возможностей, поскольку я уверен, что мы способны на большее. Но всё работает нормально. Каждый год Джин Хаас и Гюнтер Штайнер вносят какие-то коррективы, и я уверен, что команда может добиться больших успехов.

Вопрос: Хотя судьба главных наград чемпионата уже решена, в середине пелотона острая борьба продолжится и в Абу-Даби. В настоящее время Haas занимает 8-ю позицию в Кубке конструкторов, а от 7-й вас отделяет лишь два очка, от 6-й – шесть очков. Остаются ли реальные возможности улучшить положение команды?
Роман Грожан: Конечно. Пока гонка не финиширует, у вас есть шансы изменить ситуацию к лучшему. Мы по-прежнему ведём борьбу с командами, которые нас опережают, а у них в последнее время возникают сложности. В Абу-Даби мы собираемся полностью выложиться и бороться так, словно мы сражаемся за победу в чемпионате.

Вопрос: Был ли в этом году какой-то момент, который вам больше всего запомнился?
Роман Грожан: Несколько гонок мы провели очень неплохо. Я бы выделил Гран При Монако, где обе машины финишировали в первой десятке, а также Японию, где мы это повторили. Можно вспомнить и квалификацию в Австралии: мы не знали, чего ожидать, но показали 6-й результат.

Вопрос: Автодром Яс-Марина, где пройдёт Гран При Абу-Даби – очень интересное место. Что отличает эту гонку от остальных этапов сезона?
Роман Грожан: Это отличное зрелище, ведь гонка стартует при свете дня, а финиширует в тёмное время суток. Кроме того, уже несколько лет подряд финал сезона проходит именно в Абу-Даби. Яс-Марина – прекрасный автодром с превосходной инфраструктурой.

Вопрос: Гонка стартует ближе к вечеру, а завершается уже в тёмное время суток при свете прожекторов. В какой мере при этом меняется состояние и температура трассы, и как это влияет на работу шин?
Роман Грожан: Всё это действительно несколько меняется, поэтому в Абу-Даби очень важна вторая пятничная тренировка. Это единственная сессия, во время которой условия точно такие же, как в квалификации и гонке, именно тогда надо работать с максимальной эффективностью.

Вопрос: Круг в Яс-Марине делится на три разных сектора. Как вам удаётся подобрать настройки, которые учитывали бы все особенности трассы, или вам приходится идти на компромиссы на каком-то одном участке, чтобы добиться максимального преимущества на другом?
Роман Грожан: Чтобы повысить скорость, всегда приходится идти на компромиссы и искать наиболее подходящие настройки. Надо просто понять, на каком секторе вы больше всего отыгрываете, это самое важное. Невозможно идеально преодолеть все повороты, но можно попытаться максимально хорошо проехать круг в целом.

Вопрос: На этой трассе очень гладкое покрытие, и требуется время, чтобы оно покрылось слоем отработанной резины. Поскольку по ходу уик-энда уровень сцепления с асфальтом повышается, как вам удаётся определить предел возможностей в разные дни – начиная с пятницы и заканчивая воскресеньем?
Роман Грожан: Сложнее всего в Абу-Даби отследить изменение условий между первой и второй тренировкой в пятницу. По сути, в вашем распоряжении только одна сессия, условия в ходе которой соответствуют тем, что сопровождают квалификацию и гонку – это вторая тренировка. Во время первой и третьей слишком жарко, следовательно, за полтора часа вам нужно определиться с оптимальными настройками.

Вопрос: Какой участок трассы в Абу-Даби вам нравится больше всего?
Роман Грожан: Мне нравится начало первого сектора – с первого по третий поворот. Там бывает весело.

Вопрос: Вскоре начнётся период межсезонья, но станет ли вам проще? Ведь время, оставшееся до зимних тестов, пролетит незаметно…
Роман Грожан: Немного времени на отдых будет, но меня ждут новые испытания. Я люблю спорт, поэтому после завершения сезона собираюсь принять участие в нескольких кроссах. Мне нравится, когда у меня много дел.

Конечно, я люблю играть с детьми, а в январе у меня ожидается пополнение семейства. Так что мне предстоит поволноваться. Какие-то свободные дни у меня будут, а диета станет не такой строгой, как во время сезона, но при этом тренировки крайне важны, ведь я люблю тренироваться.

Вопрос: Если говорить о сезоне 2018 года, в какой мере вам поможет то, что новая машина разрабатывается на базе VF17, на которой вы выступали в этом сезоне?
Роман Грожан: Нас ждёт очень интересная работа, и важно всё сделать правильно. Уже пора вместе с инженерами обсуждать все её аспекты, чтобы мы с ними одинаково понимали задачу и договорились о том, чего хотим добиться.

Текст: . Источник: пресс-служба Haas F1
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё