Стефано Доменикали: Только за счёт традиций не проживёшь

Стефано Доменикали

Исполнительный директор и президент Формулы 1 Стефано Доменикали рассказал о развитии спорта и заявил, что у него на данный момент нет планов проводить 25 Гран При за сезон.

Вопрос: Управлять Формулой 1 всегда было сложно, но в прошлом и в этом году – особенно. Как вам это удаётся?
Стефано Доменикали: Когда мы начали прошлый сезон, то не знали, чем он закончится. Сейчас ещё более сложная ситуация – в разных странах свои проблемы и разные требования к организаторам крупных событий.

Позади 10 Гран При, и мы продолжаем прошлогоднюю работу Чейза Кэри. Вместе с FIA мы доказали, что можем провести чемпионат мира, и нам можно доверять. Сможем ли мы провести все 23 Гран При? Такова наша цель, но я даже не знаю, что ждёт меня завтра. Мы доказали, что можем адаптироваться к ситуации и работать со странами, которые по понятным причинам решили не проводить гонку.

Мы стараемся поддерживать со всеми хорошие отношения и готовы к любым вариантам. Каждый день мы прорабатываем разные сценарии, строим прогнозы на случай, если кто-то покинет чемпионат. Мы не можем провести четыре гонки подряд, а затем всего одну – надо учитывать много разных обстоятельств и координировать свои действия с телевизионными компаниями.

Вопрос: Сложно ли убеждать владельцев автодромов и местных промоутеров провести гонку без зрителей?
Стефано Доменикали: Ценность нашего чемпионата растёт. Если товар плохо покупают, значит, он никому не интересен, независимо от условий. Я знаю, насколько сложно приходится бизнесу, когда надо платить взносы, не имея возможности заработать деньги, потому что зрители не могут прийти на трибуны.

Однако если посмотреть на ситуацию с точки зрения имиджа, который создаёт стране проведение гонки, то история приобретает международный масштаб. Это не частный бизнес, и властям надо относиться к Гран При как к визитной карточке страны. Например, так сделали в Имоле. Всё зависит от того, как власти смотрят на ситуацию с точки зрения инвестиций.

Вопрос: Ходили разговоры о 25 Гран При за сезон. Это серьёзный вызов для всех участников…
Стефано Доменикали: Я думаю, что 23 гонки – оптимальное количество этапов в календаре, хотя Договор согласия предусматривает и больше гонок. Итак, сколько гонок мы хотим проводить в Европе, Америке, на Ближнем и Дальнем Востоке, в Азии? Я считаю, что нам нужно меньше гонок в Европе, больше в Америке, Азии и на Ближнем Востоке.

Вопрос: Разве в большинстве своём болельщики не будут против потери классических Гран При?
Стефано Доменикали: Я так не думаю. Конечно, мы знаем, насколько важны традиции – они создают основу для будущего развития, но только за счёт традиций не проживёшь. Нам нужно заложить основы на будущее.

Вопрос: Значит, вы откажетесь от некоторых из традиционных трасс?
Стефано Доменикали: Часть нашей повестки дня – переговоры с владельцами трасс, которые стремятся стать частью нашего бизнеса. Промоутеры понимают, что мир меняется. Например, Монца уникальна, но ей тоже надо инвестировать в будущее. Надо развиваться и реагировать на ситуацию. Новые трассы в календаре оказывают колоссальный позитивный прессинг на всю систему.

Вопрос: В начале декабря в Джидде должен пройти Гран При Саудовской Аравии. Сейчас складывается впечатление, что до завершения строительства ещё очень далеко…
Стефано Доменикали: Я проработал в спорте почти 30 лет и помню, как, приезжая на новую трассу, думал, что организаторы ничего не успеют. Даже за неделю. Я помню, как приехал в Корею и сказал: «Вы уверены, что через три дня здесь пройдёт гонка?»

Мы рассчитываем, что принимающая страна и организатор гонки знают, насколько важно всё успеть – они знают, чем рискуют, если не смогут провести этап.

Вопрос: Вас не беспокоят разговоры о том, что Саудовской Аравии гонка нужна для того, чтобы улучшить свой имидж?
Стефано Доменикали: Нам не всё равно. Посмотрите, как в Формуле 1 реализуют идею WeRaceAsOne. Мы считаем, что должны отправлятся в страны, показывающие, что они хотят измениться в будущем. Мы не хотим вмешиваться в политику – мы используем автоспорт, чтобы придать импульс их желанию перемен.

Однако было бы совершенно неправильно делать вид, что существовавшая многие тысячилетия культура сможет быстро измениться. Формула 1 поможет таким странам сосредоточиться на переменах к лучшему, даже если речь идёт только о спорте.

Деньги – часть бизнеса, но бизнес не ограничивается деньгами. Права человека – часть наших ценностей, это закреплено в документах FIA. Вместо разговора о негативных моментах лучше обсудить позитивные моменты, в которых Формула 1 может помочь.

Вопрос: Вам нравится, как показана Формула 1 в сериале Drive to Survive?
Стефано Доменикали: Он попал в самую точку в том, что касается привлечения новой аудитории. Если я расскажу о картине на стене напротив, то это будет одна история. Если я попрошу одного из своих коллег о ней рассказать, то у него будет совершенно другой взгляд на вещи. Существуют разные мнения, и конечно, в Netflix кое-что преподносят так, словно речь идёт больше о кино, чем о спорте. Но если мы продолжим говорить с людьми на языке, который не все понимают, то они не станут это смотреть.

Формула 1 не ограничивается технологиями. Формула 1 – это люди. Посмотрите, как Макс Ферстаппен повлиял на спорт. Билеты на Гран При Нидерландов проданы на три года вперёд. Ландо Норрис… Я даже не говорю о Льюисе Хэмилтоне!

Netflix помог нам привлечь совершенно новую аудиторию, которой нравится другая манера повествования. Если спросить у этих людей, сколько цилиндров в двигателе, они могут удивиться: «Что такое цилиндр?» Однако это отличная возможность показать, что мы открыты для всех.

Вопрос: Формула 1 – спорт или развлечение?
Стефано Доменикали: Когда я был руководителем команды Ferrari, я считал Формулу 1, скорее спортом. Очевидно, что у каждого из нас своя цель, и это часть игры. Но если думать только о спортивной составляющей, то можно упустить из виду общую картину. Некоторые из руководителей команд это понимают. У некоторых из них другие приоритеты.

Наша главная цель – быть быстрыми на трассе, но нам также нужны люди с более широким взглядом на спорт. Я говорю в том числе о гонщиках, которые более открыты публике, чем другие.

Вопрос: В следующем году сильно изменится регламент. Что вы ждёте от перемен?
Стефано Доменикали: У нас появится шанс сократить отрывы, и мы им воспользуемся. Произойдёт ли это в самой первой гонке? Я так не думаю, но это часть игры. Всё будет развиваться, и на это потребуется меньше времени, чем обычно.

Крупным командам придётся менять свою культуру и настрой, ведь они привыкли тратить столько, сколько хотят, а теперь ситуация изменилась, и им придётся решать, какие области они хотят дорабатывать.

Вопрос: При существующем руководстве Формула 1 стала более гармоничной, чем раньше? Со стороны всё выглядит именно так…
Стефано Доменикали: Сейчас больше понимания, что надо развивать бизнес с конкретным виденьем, используя менее специфический и эгоистичный подход. Формула 1 – это не только развитие технологий. Нам нужна борьба на трассе, нужен интерес. Наша обязанность – пробовать что-то новое. Спринты в гоночные уик-энды с богатой историей, создание новых кубков, новых вызовов. Именно об этом нужно думать нам как владельцам коммерческих прав.

Берни Экклстоун сделал Формулу 1 такой, какая она есть, но было бы катастрофой взять на роль руководителя бизнеса человека с таким же характером и с таким же отношением к спорту. Чейз Кэри отлично поработал, когда направил бизнес в новое русло. В конце концов, наша компания является хранителем прав на интеллектуальную собственность.

Как будет развиваться мир медиа в ближайшие несколько лет? Я не знаю. Если задать этот вопрос десяти людям в этой сфере, то они дадут десять разных ответов. Следовательно, ответить на этот вопрос сложно.

В разных странах разные подходы, разные технологии. Есть страстные болельщики, которые во всём отлично разбираются, а есть люди, которые ничего об этом не знают, и нам нужно найти подход и к тем, и к другим. Это очень важно, но у нас фантастические рейтинги, и спорт развивается во всех областях, поэтому я смеюсь, когда говорят, что Формула 1 старомодна.

Текст: . Источник: GQ
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Другие новости