Зак Браун: Мы не боимся будущего

Зак Браун

Исполнительный директор McLaren Зак Браун подвёл итоги одного из самых тяжёлых сезонов в истории команды, рассказал о причинах разрыва с Honda, о своих гонщиках и взглядах на будущее.

Вопрос: Как бы вы оценили сезон по 10-балльной шкале?
Зак Браун: Если оценивать только результаты, то я бы поставил единицу. По итогам чемпионата мы заняли только 9-е место. И всё-таки это был отличный сезон, если говорить о работе команды, её боевом духе, о нашем американском приключении на Indy 500, о наших болельщиках и о гонщиках, ведь нам удалось сохранить стабильный состав.

Если вспоминать этот год в контексте истории команды, то, пожалуй, его хочется просто вычеркнуть. Но также можно сказать, что это начало новой эры.

Вопрос: Когда вы впервые осознали серьёзность проблемы?
Зак Браун: Первые признаки появились ещё до начала предсезонных тестов. Расчёты были не слишком обнадёживающие. После первого же дня тестов, когда пришлось поменять несколько двигателей, мы поняли, что у нас большие проблемы. Что-то пошло совсем не так, как надо. В таких случаях быстро ничего не исправить. И тогда мы задумались, как решить проблему – на карту было поставлено буквально всё.

Что делать? Поменять поставщика двигателей, обратиться к другим производителям силовых установок, чтобы они помогли Honda? Мы рассматривали все возможные сценарии, но ни один не позволял найти выход из сложившегося положения. И тогда в дни Гран При Канады мы приняли решение: надо переходить на другие двигатели.

Вопрос: Насколько сложно было настраивать команду заниматься модернизацией шасси так, словно McLaren вела борьбу за победы?
Зак Браун: Я был ещё новым человеком в команде, и мне нужно было набираться опыта. Больше всего меня удивило, что никого не приходилось подгонять. Все сотрудники всегда максимально выкладывались – такой у них подход к делу, склад характера, такова культура этой команды. Именно поэтому она выиграла столько чемпионатов.

Конечно, мы понимали, что все инженерные решения, которыми мы занимаемся в этом году, пригодятся и в 2018-м. Команда под руководством Эрика Булье проделала отличную работу. Все разработки, созданные на базе в Уокинге, хорошо зарекомендовали себя на гоночных трассах.

Вопрос: Вероятно, у McLaren неплохое шасси. Но насколько трудно оценить его реальную эффективность? Давайте упростим вопрос: если бы двигатель стал мощнее на 80 л.с., смогли бы вы бороться за победы?
Зак Браун: На основе данных GPS можно с 90-процентной вероятностью оценить, каким будет эффект, если получить более мощный двигатель или улучшить машину в целом. Остальные 10% проверяются на трассе. Можно замерить, сколько времени мы теряем на прямых. Но остаётся без ответа вопрос о том, как будет работать аэродинамика машины, если попытаться пройти поворот на 15 км/ч быстрее. С одной стороны, получи мы более мощный двигатель, ожидания были бы вполне оптимистичными, но всю правду можно узнать только на трассе.

Вопрос: В нескольких последних гонках McLaren удавалось зарабатывать очки, причём на самых разных трассах. Как вам удалось добиться улучшения ситуации?
Зак Браун: На всех этих трассах машина позволяла финишировать на 8-м, 9-м или 10-м месте. Чтобы добиться большего, нужна была помощь соперников. Я бы хотел выделить два ключевых момента: модернизация машины на последних стадиях сезона позволила неплохо продвинуться вперёд, а ситуация с двигателями стала более стабильной.

Вопрос: Как вашим гонщикам удавалось справляться с разочарованием после многочисленных проблем? Опытному Фернандо Алонсо было проще, чем новичку Стоффелю Вандорну?
Зак Браун: Оба были расстроены. Иногда эмоции вырывались наружу, но к этому мы относились с пониманием. Спортсмены должны быть эмоциональными людьми. Но их критика всегда была конструктивной. Они продолжали бороться, преодолевая разочарование. Но справляться с этим было проще Стоффелю, потому что он знал: это его первый сезон, и он пока только набирался опыта. Фернандо пришлось сложнее. Он хотел бороться за победы, но такой возможности не было.

Вопрос: Что нанесло больший ущерб – проблемы с надёжностью или дефицит мощности?
Зак Браун: И то, и другое одинаково плохо. Если бы это зависело от меня, то я бы, пожалуй, выбрал повышение мощности. Тогда мы хотя бы могли доказать, что McLaren способна прогрессировать.

Вопрос: Но у Renault, чьи двигатели вы будете использовать в следующем сезона, тоже были проблемы с надёжностью. Вас это тревожит?
Зак Браун: Не больше, чем в случае с любым другим поставщиком двигателей. Любой, кто стремится работать на пределе, должен осознавать все риски. Но давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны: Макс Ферстаппен уверенно выиграл Гран При Мексики на машине с двигателем Renault.

В этой компании понимают свои проблемы и знают, что нужно делать. В конце сезона они хотели прибавить, чтобы в следующем году выглядеть лучше. Я рад, что этой работой они занимаются сейчас, а не в начале следующего чемпионата. Но тут мы пока лишь в роли наблюдателей.

Вопрос: Главной сенсацией сезона стало участие McLaren в гонке Indy 500. Суть проекта состояла в том, чтобы порадовать Алонсо?
Зак Браун: Мы никогда не задавались вопросом: что можно предпринять, чтобы его порадовать. Скорее, мы хотели возродить историческое наследие McLaren. Мы – энтузиасты автоспорта и в прошлом принимали участие во многих гоночных сериях, а не только в Формуле 1. Мы знали, что Фернандо когда-то хотел выступить в Индианаполисе, но и мы этого хотели. Американский рынок для нас очень важен. На основе всех этих обстоятельств и родился проект. Мы реализовали его ради нашего бренда.

Мы не могли сидеть, сложа руки и смирившись с нашей незавидной ситуацией в Формуле 1. Мы хотели вновь привлечь внимание к McLaren.

Вопрос: Вас удивил эффект, вызванный этим проектом?
Зак Браун: Да, и повторить его будет трудно. Удивительно, но заранее о нём никто не узнал, не было даже никаких слухов. Второй раз добиться этого будет непросто. Здорово, что у нас есть Фернандо – немногим гонщикам под силу выступить в Indy 500. Наши акционеры тоже решили, что это прекрасная идея, и с самого начала нас поддерживали.

Вопрос: Участие Алонсо в «24 часах Ле-Мана» может дать сравнимый эффект?
Зак Браун: Разговоров будет много, но всё-таки это уже не такая громкая история, как с гонкой в Индианаполисе. Тут не будет эффекта неожиданности. Фернандо уже объявил, что собирается выступить в Ле-Мане. Все уже к этому готовы. Он выступит в Дайтоне и уже тестировал спортпрототип класса LMP1.

Вопрос: Вернёмся к двигателям. Проблемы есть и у Renault, и у Honda, хотя гибридная эра началась четыре года назад. Можно ли сделать вывод, что такие силовые установки излишне сложны технологически, и Формуле 1 нужны более простые и доступные моторы?
Зак Браун: В следующем году ситуация только усугубится, потому что на каждую машину на сезон выделяется только три двигателя. У Mercedes и Ferrari ситуация под контролем. Продукция Renault конкурентоспособна, но французским мотористам ещё нужно поработать над её надёжностью.

Honda переживает тяжёлый период. Суммируя всё, можно предположить, что решение перейти на гибридные силовые установки, принятое пять лет назад, было ошибочным. Но вот вопрос: должны ли мы на основе этого двигателя создать его более простую версию? Или надо разрабатывать нечто совершенно новое? Нужно придумать что-то, что позволит повысить зрелищность гонок. Добиться этого с излишне сложными технологиями не получится.

Вопрос: У Liberty Media, новых владельцев Формулы 1, есть своё видение будущего. Картина в целом более-менее понятна, а вот детали пока не ясны. Что вы думаете о планах Liberty?
Зак Браун: Мы их полностью поддерживаем. Планы развития нашего спорта и то, как в Liberty собираются их воплощать, в принципе правильные. Но это непростая работа. У Формулы 1 есть недостатки, которые невозможно исправить быстро. Кроме того, Liberty приходится считаться с мнением команд, у каждой из которых собственные интересы.

Вопрос: Расходы в Формуле 1 необходимо снижать – эту идею вы тоже поддерживаете?
Зак Браун: Безусловно. Бюджеты команд не поддаются контролю. Затраты, необходимые для того, чтобы побеждать, стали запредельными, хотя для того, чтобы гонки проходили интересно, не нужно столько денег. Болельщики жалуются, что билеты стоят слишком дорого. Но почему цены столь высоки? Потому что нам нужно много денег, чтобы проводить гонки и участвовать в них.

Из-за этого владельцы коммерческих прав платят командам как можно больше, чтобы мы могли формировать свои огромные бюджеты. Источники наших доходов зависят от организаторов чемпионата. В результате вся система работает с избыточным напряжением, хотя этого можно избежать. Для того, чтобы участвовать в чемпионате, где выступают лучшие гонщики на лучших машинах, команде достаточно $150 млн. в год. Не нужно для этого тратить $400 млн.

Вопрос: При такой системе сокращать штаты придётся и McLaren. Что сложнее: заниматься расширением компании или делать её более скромной по размерам?
Зак Браун: Нам проще решить эту проблему, чем другим командам, потому что McLaren – многопрофильная компания. Мы участвуем в других гоночных сериях, производим дорожные спорткары. Эти виды деятельности можно расширять, и мы можем подключать наших сотрудников к другим проектам.

Вопрос: Сложно ли искать спонсоров после сезона, в котором вы добились весьма скромных результатов?
Зак Браун: Очень сложно. К счастью, у меня богатый опыт в этой области. На то, чтобы найти новых партнёров, нужен год. По ходу сезона вы ни с кем не договоритесь, тем более, если у команды проблемы, как в нашем случае. Мы не можем убеждать потенциальных спонсоров, рассказывая им о том, что в следующем году всё будет намного лучше.

Это одна из причин, из-за которых нам пришлось поменять поставщика двигателей. Мы должны были доказать, что готовы идти на перемены, при этом сохранив обоих гонщиков. Люди по-прежнему верят в McLaren, верят в Renault, но также они верят в Алонсо и Вандорна, в то, что наша команда вновь может стать успешной. В общем, переговоры с новыми спонсорами проходят очень хорошо.

Вопрос: Чемпионские качества Алонсо прекрасно известны. А насколько хорош Стоффель Вандорн?
Зак Браун: Я думаю, что Фернандо – лучший гонщик в мире, его отличает всесторонняя подготовка. Стоффель – новичок, и у него позади очень сложный сезон. Из-за проблем с надёжностью он проехал меньше кругов, чем должен был. Ему предстояло освоить немало новых трасс, тем не менее, во второй половине сезона он показывал скорости, вполне сравнимые с результатами Алонсо, и в каких-то случаях даже был быстрее. Он отличный гонщик, и мы им очень довольны.

Вопрос: Теперь, когда резервным пилотом McLaren стал Ландо Норрис, скоро вы столкнётесь с проблемой выбора…
Зак Браун: Думаю, это здорово, если у вас возникает такая проблема. Ландо – талантливый гонщик, у которого есть шансы стать новой звездой Формулы 1. Так что будущего мы не боимся. У нас отличная машина, мы получим новый двигатель, в команде три прекрасных гонщика, она жаждет побед, и нас полностью поддерживают акционеры McLaren. Я готов хоть завтра начать новый сезон.

Текст: . Источник: Auto Motor und Sport
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё