Бурдэ: "Я абсолютно не уверен, что останусь в Toro Rosso..."

Себастьен Бурдэ на тестах в Барселоне

Себастьена Бурдэ можно считать одним из самых титулованных гонщиков современности, вот только всех своих успехов он добился за океаном, где четыре раза подряд выиграл первенство ChampCar - подобное не удавалось никому. Однако в Формуле 1 свой «устав», и талантливому французу пришлось начинать всё сначала.

Бурдэ провел тяжелый сезон, с трудом адаптировался к особенностям машины и слишком уж явно отставал от своего молодого напарника, Себастьяна Феттеля. Несмотря на прогресс, которого Себастьен добился под конец чемпионата, и неплохое время, показанное на недавних тестах в Барселоне, место в команде ему не гарантировано…

Вопрос: Себастьен, вы довольны итогами сезона?
Себастьен Бурдэ: Не очень. Мы начали год с машинами STR2, и я почти не уступал Феттелю, но ситуация изменилась, когда команда перешла на STR3. Всё стало намного сложнее, меня преследовали проблемы с балансом, которые мы так и не смогли решить. Так что в Toro Rosso один гонщик был счастлив, а второй – недоволен. Иногда разница в результатах была весьма велика, о каком удовлетворении тут можно говорить?

Вопрос: В чем главное отличие Формулы 1 от предыдущих этапов вашей карьеры?
Себастьен Бурдэ: Главное отличие в том, что раньше мне не приходилось оказываться в ситуациях, когда проблемы невозможно решить. Всегда находился какой-то выход. Но здесь сложности носили концептуальный характер и были связаны с конструкцией шасси, а возможности настроек в этих машинах очень ограничены.

Параметры STR3 таковы, что гонщик может менять их в очень узких пределах – в других сериях такого нет. При этом у машины хороший потенциал, она быстра, что с успехом продемонстрировал Себастьян, да и я тоже – время от времени, но никогда прежде мне не приходилось ездить на машине, которая меня не устраивала.

Вопрос: Под конец сезона ваши результаты явно выросли…
Себастьен Бурдэ: Знаете, сначала попадаешь в ситуацию, когда отчаянно пытаешься найти решение проблем, и, естественно, тратишь на это время. Хорошо, если решение находится, но если нет – считай, время потрачено впустую. Однако, думаю, в каком-то смысле я помог команде лучше понять машину, потому что мы перепробовали столько разных вариантов, что под конец очень хорошо во всем разобрались и понимали, какие настройки являются оптимальными, а чего следует избегать.

На самом деле это было не так уж плохо, и, возможно, в какой-то мере объясняет, почему мы лучше понимали особенности машины, чем коллеги из Red Bull Racing. Потом началась вторая фаза, когда мы пытались добиться максимального эффекта от настроек, которые считали лучшими, а третья фаза началась в Японии, точнее, еще в Сингапуре, но там машине не хватало прижимной силы, и я опять столкнулся с проблемами.

Мы применили небольшую новинку из-за которой изменилась чувствительность задней части машины в среднескоростных поворотах, и это несколько нарушило баланс шасси. Мне это не нравилось, но все же настройки были ближе к тем, к которым я стремился. Я подтянулся к Себастьяну, и мы неплохо провели два Гран При – Японию и Китай, где в ходе гонки я даже был чуть быстрее напарника. Конечно, это принесло некоторое удовлетворение.

Вопрос: Если бы вы не оказались в тени Себастьяна Феттеля, вы бы иначе оценивали результаты?
Себастьен Бурдэ: Вне зависимости от результатов напарника, я понимал, что проблемы связаны с моим стилем пилотирования. Чтобы я мог показать все, на что способен, мне нужны определенные настройки шасси, только тогда я чувствую уверенность в машине.

Очевидно, Себастьяну было легче, и он использовал этот шанс, чтобы адаптироваться к STR3, добиться максимальной эффективности. Я тоже многое могу, но за рулем машины, которая меня устраивает, в противном случае ситуация осложняется.

Вопрос: Вы решили рискнуть и пришли в Формулу 1, подписав контракт только на один год, и пока нет ясности, будет ли он продлен. Как вы воспринимаете эту ситуацию?
Себастьен Бурдэ: Нет, это контракт не на один год, а на три, с возможностью продления. Но в итоге совершенно неважно, насколько лет контракт: там всегда есть строчка, где говорится, что команда может от тебя избавиться, если недовольна результатами.

Ни в Формуле 1, ни в других гоночных сериях нет гарантированных контрактов – это факт. Пока все хорошо – команда довольна, и всё в розовом свете, но если что-то идёт не так – чао!

Вопрос: В Toro Rosso два места, но на этой неделе в тестах принимали участие три гонщика, включая вас. Похоже на классический случай: третий лишний?
Себастьен Бурдэ: Нет, я здесь в роли ориентира, потому что команда меня очень хорошо знает. В любом случае, сейчас, в основном, мы разбирались с новой резиной. Ездили на действующих машинах с прижимной силой, соответствовавшей требованиям 2009-го года, но это более эффективный вариант, чем будущее новое шасси: прижимная сила та же, но лобовое сопротивление намного меньше. Так что можно проходить круги с впечатляющим временем, но эти результаты не имеют никакого отношения к машине следующего года – по крайней мере, пока.

Я приехал на тесты не для того, чтобы принять участие в каком-то отборе. Проблема носит исключительно финансовый характер. Команде нужны деньги, и, думаю, пока не появится достаточно быстрый гонщик, который пользуется спонсорской поддержкой, или пока руководители Toro Rosso не найдут решение самостоятельно, они не определятся с составом.

Вопрос: В какой мере вы уверены в том, что останетесь в Toro Rosso?

Себастьен Бурдэ: Абсолютно не уверен. Насколько я могу понять, решение не будет быстрым, потому что пока нет никого, кто бы мог гарантировано предоставить команде деньги прямо сейчас или хотя бы завтра. Думаю, какое-то время эта ситуация будет тянуться, а я профессиональный гонщик, и в какой-то момент должен буду определиться с работой на следующий год. Придет время, и я приму это решение.

Вопрос: И все же: в тестах принимали участие три гонщика, но в команде всего два места…
Себастьен Бурдэ: В Барселоне были три гонщика, но в списке кандидатов есть и Рубенс Баррикелло, и Бруно Сенна – если его не возьмут в Honda. Каждый, у кого есть талант и деньги, может считаться потенциальным кандидатом.

Вопрос: Как вы полагаете, какие преимущества именно у вас? Тот факт, что вы знаете команду и вместе с ней работали над машиной, которая, как оказалось, действительно хороша?
Себастьен Бурдэ: Да, все верно. Если никто не сможет заручиться солидной спонсорской поддержкой, то, по словам главы команды Франца Тоста, я – кандидат номер один. Полностью поменять состав команды всегда трудно, и в Toro Rosso явно не хотели бы идти по этому пути. На самом деле, Тост хотел бы сохранить и Себастьяна, и меня, но Феттель перешел в Red Bull, а у меня нет денег, что весьма осложняет ситуацию…

Вопрос: Вы хотите сказать, что результаты этих тестов не имеют никакого отношения к будущему составу Toro Rosso?
Себастьен Бурдэ: Не могу сказать, что никакого, гонщик все равно должен доказать, что именно он заслуживает места в команде. Мне тоже вновь приходится доказывать, что я достаточно быстр, но этого недостаточно.

Вопрос: Руководители команды что-то говорили вам о сроках, когда будет принято решение о составе на 2009-й год?
Себастьен Бурдэ: Нет, они сами не знают. Пока у них нет денег, чтобы обеспечить нормальную работу коллектива, они ничего не могут сказать…

Вопрос: Если в 2009-м вы не найдете работы в Формуле 1, каковы будут ваши планы?
Себастьен Бурдэ: Понятия не имею. Пока мой приоритет – остаться в Toro Rosso, но в какой-то момент мне придется принять решение, которое, возможно, будет очень непростым. Но сейчас ситуация пугающая, потому что не знаю, что буду делать в следующем году.

Текст: . Источник: Официальный сайт чемпионата
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё