Алонсо: Меня пугает перспектива просто сидеть дома

Фернандо Алонсо в боксах Aston Martin на тестах в Абу-Даби, фото XPB

В интервью Auto Motor und Sport Фернандо Алонсо подвёл итоги сезона, назвав его одним из лучших в своей карьере, и признал, что побаивается той жизни, которая ждёт его после расставания с гонками.

Вопрос: Вы назвали минувший сезон одним из лучших в вашей карьере. А с какими годами вы бы могли его сравнить?
Фернандо Алонсо: Я сравниваю его с 2012-м и 2018 годом.

Вопрос: С 2018-м?
Фернандо Алонсо: Да, тот сезон оставил неплохие впечатления. Это был мой последний год в McLaren. Бывают года, когда ты и ситуацию контролируешь, и машина тебя слушается. А бывает по-другому, когда приходится корректировать стиль пилотирования, и при этом всё идёт как-то не очень гладко.

Вопрос: Какие у вас критерии в оценке сезона, в каких случаях вы считаете его хорошим?
Фернандо Алонсо: Когда я могу пилотировать на пределе, а мои инстинкты говорят, что всё складывается воедино: и квалификационные круги, и гонки. Когда удаётся держать под контролем все факторы и найти комфортный для меня ритм. Минувший год относится к этой категории, в том числе если проводить сравнение с напарником, который был моим единственным ориентиром. А в прошлом году приходилось слишком много заниматься делами, связанными с выстраиванием отношений с командой.

Вопрос: Со стороны казалось, что после двухлетнего перерыва и первый ваш сезон в Alpine был неплохим?
Фернандо Алонсо: В прошлом году я выступал лишь на 80% своих возможностей. Если вы пропустили два года, нужно потратить сезон на то, чтобы выйти на максимально возможный уровень. Многие вещи требуют отдельных усилий, потому что не происходят автоматически. Но сейчас я вновь могу выкладываться на 100%.

Вопрос: Вас удивило, что несмотря на переход на ограниченные бюджеты и новый технический регламент сохранился привычный баланс сил, и команды середины пелотона по-прежнему на секунду отстают от лидеров?
Фернандо Алонсо: Новый технический регламент был одной из причин моего возвращения. Изначально новые правила должны были вступить в силу в 2021-м, так что я вернулся на год раньше. Согласен, все немного расстроились, когда поняли, что расстановка сил не слишком заметно изменилась.

В основном, как и в предыдущие годы, на победы в гонках могут претендовать две команды. Разница между двумя или тремя топ-командами и всеми остальными по-прежнему слишком велика. В 50% гонок мы проиграли победителю один круг. Следовательно, цель, ради которой Формула 1 переходила на новый технический регламент, не достигнута.

Вопрос: Как полагаете, когда будет эффект от перехода на новый регламент?
Фернандо Алонсо: Не думаю, что введение лимита бюджетов даст заметный эффект. В отличие от ситуации с техническим регламентом, который задаёт очень жёсткие рамки. С ним трудно что-то изобрести, и поскольку топ-команды уже довольно близко подошли к пределу возможного, то середняки будут их постепенно догонять.

Вопрос: Какое ваше личное достижение в минувшем сезоне равнозначно победе?
Фернандо Алонсо: Я плохо помню отдельные гонки, но картина в целом была неплохая, мы были конкурентоспособными почти на всех трассах. Нашим слабым местом была надёжность, из-за этого я потерял немало очков. Если у тебя нет возможности сражаться за титул или за победы, то нет особой разницы, ты финишируешь вторым, пятым или одиннадцатым.

Больше всего нас мотивировала борьба за 4-е место в Кубке конструкторов, но и это тоже не вызывает особого восторга.

Вопрос: И вы не хотите выделить ни одной гонки?
Фернандо Алонсо: Конечно, было несколько неплохих выступлений. Возможно, моей лучшей гонкой был Гран При Мехико, несмотря на то, что там я сошёл с дистанции. Но тогда мы идеально реализовали нашу тактику. Также можно вспомнить вторую стартовую позицию, завоёванную в дождевой квалификации в Канаде. Впрочем, гонка сложилась так себе, у нас в очередной раз были технические проблемы. Поэтому её я не хочу вспоминать.

Вопрос: А что скажете о гонке в Бразилии, где вы смогли ехать в темпе Леклера, а на последних десяти кругах сдерживали Ферстаппена?
Фернандо Алонсо: На тех десяти кругах машина работала отлично, и думаю, что я мог ехать так же быстро, как и любой другой гонщик. Это ничего не даёт. Я чувствую удовлетворение, если могу ехать быстрее соперников. Ведь я умею планировать гонки лучше них, умею в нужный момент принимать правильные решения.

Вопрос: Из-за чего машина Alpine уступала секунду Red Bull?
Фернандо Алонсо: Мы проигрывали везде понемногу. Соперники добивались преимущества за счёт прижимной силы, лобового сопротивления, более высокой мощности, более эффективной работе с шинами, более коротких пит-стопов.

Их машина была быстрее и на прямых, и в поворотах, а добиться хорошего баланса в этой комбинации очень непросто. Такое отставание невозможно отыграть за один год. Но я надеюсь, что одна или две команды через пару лет догонят лидеров.

Вопрос: В этом году вернулся граунд-эффект. В чём разница в подходе к пилотированию таких машин?
Фернандо Алонсо:
Это совершенно уникальные машины, в поворотах они довольно неуклюжие. Поскольку они сами по себе тяжёлые, такое ощущение, что в баке машины всегда литров сто топлива. Но в быстрых поворотах эти машины словно оживают. Чем выше скорость, тем лучше сцепление.

Так было и раньше, но лишь в определённой степени. А теперь граунд-эффект зависит от скорости, поэтому такие машины намного лучше держат трассу.

Вопрос: Зависит ли скорость этих машин от мастерства гонщика?
Фернандо Алонсо: Не думаю. Чего-то добиться можно только на стадии подбора настроек. Но в какой-то момент мы все адаптируемся к машинам, которые нам предложено пилотировать. Так было и с техникой предыдущего поколения, и с машинами, которые мне доводилось пилотировать в других гоночных категориях.

Когда я выступал в Ле-Мане или Indy 500, мне тоже нужно было время на адаптацию. Но когда ты находишь свой предел, возможно, тебе удаётся отыграть порядка одной десятой по сравнению с остальными.

Вопрос: Вероятно, опыт тоже позволяет добиться определённого преимущества?
Фернандо Алонсо:
На большинстве трасс календаря я уже выступал по 17 раз. А кто-то из гонщиков, возможно, лишь дважды. При этом тренировки слишком короткие и не позволяют компенсировать такое преимущество.

Вопрос: Значит, особых минусов, связанных с возрастом, просто нет?
Фернандо Алонсо: Если молодой гонщик опередит вас на последнем круге гонки, в которой очень велики нагрузки, просто потому, что у него лучше физическая форма, тогда возраст может стать помехой. Но такого пока никогда не было. Во всём остальном возраст обеспечивает одни лишь преимущества.

В любой ситуации я могу обратиться к собственному богатому опыту. В Монреале перед квалификацией мы смогли проехать лишь несколько кругов под дождём. Но я по предыдущему опыту знаю, что происходит на этой трассе в подобных условиях, ведь в своё время я там гонялся под дождём раз пять или шесть.

 Фернандо Алонсо после победы в чемпионате мира 2006 года, фото XPB

Вопрос: В каких областях Фернандо Алонсо в 2022-м был лучше, чем Фернандо Алонсо образца 2006 года?
Фернандо Алонсо: Во многих. Сейчас я лучше умею прогнозировать ход гонки, знаю, когда надо атаковать, а когда этого делать не стоит. В 2006-м умение работать с резиной почти не играло роли, в отличие от сегодняшнего дня. Если говорить о пит-стопах, то сейчас важно останавливаться с точностью до сантиметра. А в те годы, когда в боксах производилась дозаправка, это вообще никакой роли не играло, всё равно пит-стоп длился примерно десять секунд, пока в бак заливалось топливо.

Если бы мне довелось сейчас соперничать на трассе с Алонсо из 2006 года, я бы его одолел именно за счёт всех этих нюансов.

Вопрос: Льюис Хэмилтон восхищается вашим упорством, благодаря которому вы продолжаете выступать в Формуле 1, хотя, в отличие от него, вряд ли можно ожидать, что в следующем году у вас будет машина, позволяющая бороться за победы. Что же вас мотивирует?
Фернандо Алонсо: Я люблю дело, которым занимаюсь. Конечно, хочется, чтобы у меня была машина, на которой я бы мог сражаться за титул. Но сейчас у меня такой возможности нет. Из всех возможных вариантов именно с Aston Martin я бы мог попытаться добиться своей цели через два или три года.

В моём возрасте важен фактор времени, у меня в запасе его не так много. Пока остаётся хотя бы один процент вероятности, что я смогу сражаться за титул, я продолжу выступать в гонках. А если не получится этого добиться как гонщику, тогда, возможно, для меня найдётся какая-нибудь роль за пределами кокпита.

Если при этом мы станем чемпионами мира, я всё равно испытаю удовлетворение, потому что смогу сказать, что тоже помог этого добиться. Я рад начинать новый проект и постараться сделать его успешным как можно скорее.

Вопрос: Вас не пугает, что в Aston Martin вам придётся всё начинать с самого начала?
Фернандо Алонсо: Я отдаю себе в этом отчёт. Но всё-таки в Aston Martin создана неплохая основа, у них отличные специалисты, строится новая база с самым современным оборудованием. А в Alpine я оставляю много хороших вещей, которые мы вместе разработали в последние два года.

Не секрет, что в прошлом сезоне у меня были проблемы с обратной связью рулевого управления, а теперь всё работает идеально. И все, кто садится за руль машины Alpine, отмечают, что рулевое управление обеспечивает правильную обратную связь. Это пример тех плюсов, которые вам даёт сотрудничество с Алонсо, и чем может обернуться его уход.

Вопрос: Как долго вы ещё собираетесь выступать в гонках?
Фернандо Алонсо: Пока я чувствую, что в состоянии выкладываться на 100%. Однозначно, ещё года два-три. В моём возрасте надо ко многим делам подходить по-другому: к тренировкам, к путешествиям, к разного рода мероприятиям, которые происходят между гонками. Формула 1 требует от гонщиков очень многого, и чтобы не выгореть, надо уметь правильно организовать своё время.

Вопрос: Были в вашей карьере моменты, когда вы думали о завершении карьеры?
Фернандо Алонсо: Я же расстался с Формулой 1 в 2018 году.

Вопрос: Но вы продолжали выступать в гонках на выносливость, в Ле-Мане, а также в Indy 500?
Фернандо Алонсо: Я никогда не думал о том, чтобы полностью порвать с гонками.

Вопрос: И всё-таки в какой-то момент придётся это сделать. Не пугает жизнь, которая ждёт после завершения карьеры?
Фернандо Алонсо: Пугает. У меня нет плана B. Я всю жизнь выступаю в гонках и хорошо умею делать только это. Ничему другому я не учился. Вся моя жизнь посвящена автоспорту. Если когда-нибудь придётся расстаться с Формулой 1, я продолжу выступать в других гонках. Например, победа в «Дакаре» остаётся моей целью. Но перспектива просто сидеть дома меня пугает.

Вопрос: Не думаете продолжить карьеру на каком-нибудь руководящем посту в Формуле 1, где могут пригодиться ваши знания и опыт?
Фернандо Алонсо: Я не хочу стучаться ни в чьи двери, но пока в моих планах подобная работа далеко не на первом месте. Формула 1 предполагает постоянные путешествия. С этим можно мириться, если занимаешься любимым делом. Если мне придётся проводить слишком много времени в дороге, но при этом работа не будет доставлять особого удовольствия, моя внутренняя батарейка очень быстро разрядится.

Текст: . Источник: Auto Motor und Sport
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё