Росси: В США не будут болеть за испанца или немца

Александер Росси

В прошлом году после долгого перерыва Формула 1 вернулась в Америку. Первая гонка в Остине собрала огромную аудиторию, и в ноябре Большой цирк вновь отправится в Техас. Многие сомневаются, что второй Гран При США в Остине по показателям посещаемости хотя бы приблизится к первому – ведь американцы по-прежнему не имеют возможности болеть в Формуле 1 за своего пилота…

О популярности чемпионата в Штатах, судьбе Формулы 1 в Америке и о собственной в ней роли в интервью F1News.Ru говорил тест-пилот Caterham Александер Росси...

Вопрос: Как так получилось, что американец хочет выступать в Формуле 1?
Александер Росси: Это вопрос, который я слышу, наверное, чаще всего. Объяснение очень простое: когда я начал заниматься картингом профессионально, мне сразу дали понять, что такое Формула 1, что машины там быстрее, а пилоты лучше. Так что с самого раннего возраста моей целью была только Формула 1. Я начал следить за гонками, больше понимать. Для меня всегда было очевидно: Формула 1 – это лучшие пилоты, лучшие трассы и самые высокотехнологичные машины в мире. Как и любой другой спортсмен, я хочу соревноваться с лучшими. Я давно решил, что на определенном этапе карьеры отправлюсь в Европу, а Формула 1 – это конечная цель.

Вопрос: Насколько сложно было в Америке следить за Формулой 1? И из-за разницы во времени, и из-за того внимания, что приковано к местным сериям?
Александер Росси: В определенном смысле до недавнего времени это было действительно очень сложно. В этом году был сделан большой шаг вперед, когда трансляции Формулы 1 перешли на NBC, ведь до этого гонки показывали на эксклюзивном платном канале. Люди, которые действительно ей увлекались, платили, но для широкой аудитории трансляции были недоступны. Теперь интерес повысился. Я не скажу, что Формула 1 подобралась по популярности к NASCAR или IndyCar. Возможно, этого никогда не случится. По крайней мере до тех пор пока в чемпионате не будет американского пилота.

Вопрос: NBC хорошо справляется со своей работой?
Александер Росси: Честно говоря, я не видел ни одной трансляции, ведь я почти не бываю дома. Но то, что мне рассказывают знакомые, то, что я могу прочитать в комментариях в интернете, говорит о том, что людям нравится. Насколько я знаю, трансляция Гран При Монако собрала наибольшую аудиторию в Штатах за все время показа Формулы 1 в стране. Думаю, это и есть оценка их работы, и она достаточно позитивная. Но что касается самих трансляций, уровня шоу – не мне судить.

Вопрос: Вы говорили, что американцам нужен пилот, причем, он должен не просто выступать в гонках, но и побеждать… Вы чувствуете, что сами готовы им стать?
Александер Росси: Наверное, мы бы сейчас здесь не сидели, если бы я так не думал. Но цели в любом случае надо ставить перед собой последовательно. Для начала надо просто добраться до Формулы 1, доказать, что я оказался там не случайно. Если это случится, надо надеяться, что на меня обратят внимание топ-команды, и двигаться дальше. Надо одержать несколько локальных побед: в противостоянии с собой, с напарником по команде, с миром Формулы 1 в конце концов.

Вопрос: За кем следили лично вы в Формуле 1? Насколько популярен был Скотт Спид?
Александер Росси: Не скажу, что был его болельщиком, ведь я очень хорошо знаю Скотта. Я был напарником его брата Алана в картинге, я хорошо знаком со всей его семьей. К тому же Скотт гонялся в Формуле 1 в 2005 и 2006 годах, а когда я начал следить за чемпионатом там не было американцев. В детстве мне больше всех нравился Мика Хаккинен. Он был единственным в период эры доминирования Ferrari и Михаэля Шумахера, которого это доминирование, похоже, не слишком волновало.

Вопрос: Насколько тяжелым оказался переезд в Европу?
Александер Росси: Я уехал из дома в 16 лет, что само по себе непросто. Даже страшно. На первые пару месяцев со мной переехала мама, чтобы найти мне место, где жить, помочь освоиться, решить какие-то бытовые вопросы. Потом я остался один.

Но сложнее пришлось не в бытовом плане. Я был удивлен уровнем европейских гонок. Соревнования в Штатах не идут ни в какое сравнение с тем, что происходит в Европе. Больше всего меня удивило то, насколько плотная тут борьба. Даже если вы боретесь не за очки, а за 15-16 места, соперники столь же агрессивны, как если бы они сражались за победу. Думаю, мне удалось адаптироваться. Когда вы уже смогли чего-то добиться, показать себя, отношение меняется, никто уже не видит в вас чужака.

Вопрос: Есть мнение, что американцам сложно разобраться во всех особенностях Формулы 1 в силу менталитета. Ведь это не просто спорт. Это и бизнес, и политика. Вокруг полно разговоров про рента-драйверов, плюс, меры вроде DRS, KERS многим кажутся искусственными…
Александер Росси: Так и есть. Для начала… Я думаю, главная причина, почему Формула 1 не столь популярна в Америке состоит в том, что – давайте быть честными – на протяжении многих лет она была скучной. Сейчас гонки стали интереснее, но опять же: Формула 1 – это не просто спорт, но еще и бизнес. Людям, которые всерьез не следят за миром Формулы 1 достаточно сложно понять некоторые вещи. В итоге порой в чемпионате побеждает не самый сильный пилот.

Александер Росси за рулём Caterham на пятничных свободных заездах в Канаде

Тем не менее, в Америке очень много настоящих, преданных фанатов Формулы 1. И я бы сказал, что многие из них разбираются в ней лучше, чем большая часть европейских болельщиков. Они подкованы, они следят за новостями. Возможно, процент фанатов Формулы 1 в Америке не так велик как, скажем, в Германии, но США – большая страна. И Формулой 1 увлечены многие люди. Просто сейчас, когда в чемпионате нет американского пилота, в это достаточно сложно поверить.

Вопрос: Вы были удивлены тому, насколько успешной получилась гонка в Остине?
Александер Росси: Очень… Хотя я бы не стал говорить "удивлен". Скорее, это было некое чувство облегчения. Это долгосрочный контракт, и если бы уже в первый год на трибуны никто не пришел – это был бы очень плохой знак. Важно не только то, что американцы заполнили трибуны, но и то, что сами команды остались довольны визитом в США, что пилотам понравилась трасса. Я надеюсь, что в этом году будет то же самое. Важно понять, захотят ли люди вернуться. В первый раз многие пришли из любопытства. Если трибуны вновь будут заполнены, значит – им понравилось. Насколько Гран При в Остине успешен, мне кажется, мы поймем в этом году.

Вопрос: Все больше и больше слухов ходит о том, что гонка в Нью-Джерси вновь будет перенесена. Насколько вообще важно проводить две гонки в США? Не слишком ли рано?
Александер Росси: Я не сказал бы, что вторая гонка получит решающее значение. Нельзя говорить, что если она будет отменена – случится провал, а если гонку провести удастся – Формулу 1 ждет успех. США достаточно большая страна, чтобы принимать две гонки, но поворотным моментом должно стать появление гонщика. В Америке никто не будет болеть за испанца или немца.

Вопрос: Самое время поговорить о ваших выступлениях. В GP2 в этом году дела идут пока не слишком хорошо…
Александер Росси: Мне кажется, после подиума в первой гонке (Росси начал выступать в составе Caterham со второго этапа в Бахрейне и в первой гонке уик-энда финишировал третьим – примечание редакции), мы, возможно, чуть переоценили свои возможности и пересмотрели цели. Правильно это было или нет, я не знаю. Но с тех пор что-то пошло не так.

Мне кажется, сказалось то, что мы не работали друг с другом на тестах, и когда начались европейские гонки, у остальных было просто больше опыта. В Малайзии и Бахрейне все фактически начинали с нуля, а уже в Барселоне ситуация изменилась. По регламенту у нас всего 30 минут на тренировки, фактически работать над настройками нам приходилось по ходу самих гоночных уик-эндов. Я думаю, сейчас нам удалось наконец добиться прогресса (в Бельгии Росси снова финишировал на подиуме в первой гонке – примечание редакции). Сейчас у нас есть темп, надо постараться преобразовать его в результаты.

Вопрос: Каков идеальный сценарий на будущее? Вы хотите провести еще один сезон в GP2 или вас больше устроила бы программа в Формуле 1, подобная той, что была у Вальттери Боттаса перед дебютом?
Александер Росси: Я думаю, сейчас мы уже находимся на финальной стадии перед Формулой 1. Осенью, когда завершится сезон в GP2, я получу больше времени за рулем Формулы 1. Следующий логический шаг – переход в чемпионат мира. Случится ли это в следующем году, я не знаю. Факторов множество, и не на все я могу повлиять.

Спонсоры? Мне кажется, в первую очередь все будет зависеть от наличия мест в команде. Гидо и Шарль – особенно во второй половине сезона – хорошо справляются со своей работой, они оба хотят остаться. Посмотрим… В Формуле 1 никто не может быть на 100% ни в чем уверен, никто не владеет информацией в полном объеме. Мне кажется, до начала ноября об этом думать бессмысленно. Раньше я не узнаю, чем буду заниматься в следующем году.

В любом случае, я бы хотел для начала добиться чего-то в GP2. Если последние гонки в этом году сложатся успешно, можно будет пересмотреть планы. Но в любом случае, в следующем году моя цель – подобраться к Формуле 1 настолько близко, насколько это возможно…

Текст: . Источник: эксклюзивное интервью
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё