Михаил Алёшин: В IndyCar мне всё очень нравится

Михаил Алёшин

Это интервью гонщик SMP Racing Михаил Алёшин дал в США в дни предпоследнего этапа серии IndyCar. И хотя дебютный сезон закончился для него крайне неприятной аварией, после которой Михаил оказался в госпитале, вряд ли нужно что-то менять в этом рассказе о том, как российский пилот в 2014 году покорял американские трассы…

Вопрос: Михаил, хотелось бы поговорить о сезоне в целом, тем более что он заканчивается. О каких-то мелочах, ощущениях, о времени, проведенном в серии IndyCar. Начнем с бытовых вопросов: вы снимаете квартиру в Индианаполисе, расскажите о ней…
Михаил Алёшин: Живу в обычной квартире в центре Индианаполиса. В центре – потому, что всё рядом, всё под рукой – и спортзал, и продуктовые магазины, и рестораны. Как правило, пилоты живут за городом, но я человек городской, мне больше нравится жить в городе.

Вопрос: А как организовано питание?
Михаил Алёшин: Из питания в основном общепит. Сам иногда готовлю, но проблема в том, что когда гонка каждую неделю, помимо этого спортзал два раза в день и другие мероприятия, так что на готовку не остается ни времени, ни желания.

Вопрос: Насколько часто команда привлекает вас к PR-мероприятиям, запомнились ли какие-нибудь?
Михаил Алёшин: Надо сказать, что привлекают постоянно. Два дня только здесь [в Сономе - прим. ред.] почти безостановочно проходили различные акции, и ещё в Индианаполисе постоянно, почти каждый день что-то происходит. В основном это работа с прессой, но бывают и другие мероприятия, организованные руководством Indycar, в которых приглашают участвовать гонщиков. Для болельщиков стараются организовать что-то интересное, привлекают под это телеканалы. Для меня подобные вещи уже достаточно привычны, и я отношусь к ним, как к работе. Поэтому выделить какие-то особенные просто невозможно.

Вопрос: А как местные журналисты к вам относятся?
Михаил Алёшин: Вообще, прекрасное отношение. На самом деле. Очень лояльны, да и, честно говоря, лучше редко где относились. Часто от них слышу много хороших, теплых слов. Хвалят постоянно, иногда даже чрезмерно, я бы сказал.

Вопрос: Давайте поговорим про текущий сезон: сейчас вы уже можете оценить, насколько важен опыт гонок на американских трассах?
Михаил Алёшин: Опыт здесь – самое главное. В IndyCar требуется гораздо больше времени на адаптацию, чем в Европе. Те, у кого мало опыта – не выигрывают. Это связано с тем, что очень сложные трассы и длинные гонки. Повороты – они во всем мире одинаковые. Но сложность обусловлена разными покрытиями, разным количеством кочек. Нужно знать каждую трассу наизусть.

Во-вторых, резина. Фактически нельзя попробовать мягкие шины до квалификации. Если будешь пробовать ее на тренировках, испортишь себе всю стратегию на гонку. А мягкая резина совсем по-другому работает в поворотах, где есть вставки асфальта разного свойства. Опять же, всё меняется в течение длинной дистанции гонки. Это всё – опыт.

Вопрос: Получается, всё привязано к конкретным трассам. А есть ли возможность как-то этот опыт обобщить?
Михаил Алёшин: Обобщить никак не получится потому, что все трассы разные. Для сравнения, в Европе всё очень просто: ты приехал на трассу, разучил повороты, уклоны – и, по большому счету, всё. А здесь надо разучивать повороты, каждую кочку, в каждом повороте может быть по несколько видов покрытия – всё это тоже надо учитывать.

В зависимости от погоды, например, при повышенной влажности какая-то часть трассы становится скользкой, какая-то не очень скользкой, где-то сцепление лучше. Всё это очень сложно. Это всё даже можно знать, но пока ты сам по этим трассам не поездишь, невозможно на равных конкурировать с лидерами. Взять того же Уилла Пауэра: он выступает здесь с 2005 года и только последние четыре-пять лет борется за победы. Примечательно, что причину этого я начал понимать не сразу.

Но это общая тенденция. Учитывая, насколько быстро удалось адаптироваться, думаю, мне понадобится меньше времени для достижения побед. Программа SMP Racing приняла этот вызов, ведь IndyCar – поистине одна из самых сложных гоночных серий в мире, и уже сейчас можно сказать, что приняла достойно – вся Америка о нас знает!

Вопрос: А необходимость помнить и обрабатывать такой объем информации доставляет удовольствие или наоборот раздражает?
Михаил Алёшин: Мне это доставляет нескончаемое удовольствие! Здесь с мозгами нужно «дружить» сильнее, чем где бы то ни было. Если сравнивать с другими категориями, то фактор работы головой здесь наиболее важен. Помимо самой техники пилотажа, здесь нужно думать постоянно. На овале тоже надо думать постоянно, но еще и в два раза быстрее!

Свои обгоны надо рассчитывать кругов за пять до фактического обгона. Ведь если, не дай Бог, подъедешь к сопернику, а он тебе траекторию «обрежет», то ты попадешь в аэродинамический «мешок». Мало того, что тебя обгонят после этого те, кто едет следом, так еще и в стенку можно улететь, так как машина остается вообще без какой-либо прижимной силы на скорости под 400 км/ч.

Вопрос: Не могли бы вы пояснить или привести пример – почему необходимо так заранее готовить маневр?
Михаил Алёшин: Это очень просто: изучаешь соперника, где он едет, почему он там едет. Всему есть объяснения. Например, если соперник пытается ехать выше, значит, он бережет резину. Вообще, есть очень много всяких моментов, очень много тонкостей, по которым можно понять, почему соперник едет по той или иной траектории. И в зависимости от того, к каким выводам ты пришёл, начинаешь готовить обгон.

На овалах невозможно вплотную подъехать к сопернику, потому что из-за потери аэродинамики просто окажешься в стене. Большая сложность заключается и в том, что если неудачно начал кого-то атаковать, то сразу потеряешь несколько позиций. Как я, например, в Поконо: я пытался обойти одного из соперников в борьбе за четвертое место, а в результате после неудачной попытки меня опередили еще двое. И такие вещи здесь сплошь и рядом.

Если говорить о городских гонках, здесь сложность, как я уже говорил, заключается в самих трассах. Очень часто бывает так, что оптимальная траектория не та, которая идеально рассчитана по физическим и математическим параметрам, а та, которая пролегает между кочками! Ты их просто объезжаешь. И неважно, что заходишь в поворот не по правилам. Если заедешь «правильно», на этой скорости ты подлетишь и, как аэроплан, спланируешь в ближайшую стену.

Для примера: очень многие гонщики здесь ездят в капах. Поверьте мне, кочки такие, что они это не просто так делают – это показатель того, насколько эти трассы неровные. В Indycar шутят, что если Формула 1 когда-нибудь приедет поучаствовать в одной из этих гонок, то ни одна из машин не финиширует – они просто развалятся! (смеется)

Вопрос: Но такая тряска наверняка плохо влияет на позвоночник, да и вообще на весь организм…
Михаил Алешин: Конечно, это плохо влияет на весь организм. Постоянная тряска и на мозг влияет, конечно. Трясёт постоянно.

Вопрос: А как с этим можно бороться?
Михаил Алешин: Да никак. Только тренировки. На каких-то трассах, например, в Детройте, под конец гонки много гонщиков просто «умерло». Потому что настройки машин очень специфические, и руль очень сложно повернуть. У меня под конец гонки мозоли кровавые, перчатки в крови, локти тоже в крови потому, что локтями приходилось упираться в монокок, чтобы хоть как-то повернуть. И вот так финишируем в гонке. На некоторых фотографиях из Формулы 1 видно, что гонщики фактически пальцами поворачивают руль – здесь такого не увидишь. Машину постоянно подбрасывает, она пролетает по воздуху, падает. И задача одна – добраться до финиша.

Вопрос: Расскажите об отношениях среди гонщиков. Бытует мнение, что обстановка в паддоке Indycar гораздо более демократичная, нежели в Европе…
Михаил Алешин: Это правда. Здесь все друг с другом общаются. Я общаюсь и с другими гонщиками, а владельцы команд сами подходят, знакомятся, какие-то спонсоры других команд подходят поговорить. Просто здесь так принято. Здесь внутри немного другие отношения. Здесь никому не нужно выпендриваться.

Это немного другой стиль по сравнению с тем, к чему мы привыкли в Европе. Здесь больше упор делается на шоу, на попытки сделать из гонок настоящий спорт, где люди будут бороться как надо, а не стараться лучше выглядеть. Вообще, здесь немного другая идеология.

Вопрос: Чем именно она отличается?
Михаил Алешин: Здесь основная цель в том, чтобы сделать спорт максимально зрелищным – это главная задача. Для этого специально разработан регламент, машины сделаны определенным образом, аэродинамика позволяет приблизиться к сопернику на дистанцию атаки – за исключением овалов, где скорости за 400 км/ч. За счёт этого интенсивность происходящего на трассе во много раз больше, чем в любой европейской гонке. Сами гонки значительно длиннее. Даже длиннее Формулы 1: в этом году у нас не было ни одной гонки короче двух часов. В основном, два – два с половиной часа.

Вопрос: За счет чего гонщик, стартующий в конце пелотона, имеет шансы бороться за победу? Ведь все же команды опытные, умные и тщательно планируют гонку…
Михаил Алешин: За счет стратегии. Можно быть сколько угодно умным, но невозможно угадать, в какой момент на трассе появится желтый флаг. Кроме того, машина очень непростая в управлении. Нужно реально упираться всю гонку, чтобы добиться результата. Плюс трассы очень сложные, требующие особенного подхода. Кроме того, гонки физически и психологически очень сложные. Всё, вместе взятое, увеличивает вероятность ошибок и сходов в течение гонки. А за счет этого зачастую карты могут смешаться, даже когда уже кажется, что ты всё проиграл, но команда меняет стратегию, и в итоге тебе сильно везет. В общем и целом, мне всё это очень нравится.

Вопрос: Можем ли мы уже говорить о дальнейших планах?
Михаил Алешин: Про планы будем говорить когда доедем сезон, уже в Москве.

Вопрос: Наверное, усталость накопилась за время сезона?
Михаил Алешин: Конечно. Не устает тот, кто не работает, но всё в пределах нормы. Ездят же пилоты NASCAR тридцать шесть гонок за сезон, не считая сорока дней тестов. И ничего, живы…

Текст: . Источник: эксклюзивное интервью
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё