Обзор гоночного уик-энда: Третья неделя марта...

Главное внимание поклонников автоспорта в эти выходные было приковано к австралийскому Мельбурну, где стартовал сезон Формулы 1, но в гоночном мире хватало и других событий: в Штатах состоялись знаменитые «12 часов Себринга» и пятый этап NASCAR Sprint Cup, а в Мексике прошли очередные гонки серии A1 Grand Prix…

«12 часов Себринга»: надежность превыше всего

Старт гонки "12 часов Себринга"

Знаменитая гоночная трасса Себринг, как и британский Сильверстоун, была проложена по дорожкам военного аэродрома. В годы Второй мировой войны он служил тренировочной базой для американских ВВС, а после ее окончания летное поле оказалось просто не нужно. И тогда авиационный инженер и большой поклонник гонок Алек Ульман (между прочим, в Штаты он иммигрировал из России, где, по словам уважаемых историков автоспорта, впервые и увидел автомобильное соревнование) решил использовать бывший аэродром в мирных целях и провести в Себринге гонку на выносливость. Первое соревнование, продолжительностью шесть часов, состоялось в канун 1950 года, а через два года, 15 марта 1952-го, состоялась дебютная гонка «12 часов Себринга», впоследствии вставшая в один ряд со знаменитыми суточными марафонами в Ле-Мане, Спа, Нюрбургринге и Дайтоне.   

А в 1959-м Себрингу выпала честь принять у себя первый в истории Гран При США чемпионата мира Формулы 1 (номинально входившие в 50-е в зачет мирового первенства Indy 500 – не в счет). Гонка запомнилась эпическим сражением между Джеком Брэбэмом, Тони Бруксом и Стирлингом Моссом, оспаривавших между собой титул (чемпионом в итоге стал австралиец, дотолкавший свой Cooper до четвертого места), но победа в итоге досталась молодому новозеландцу Брюсу МакЛарену, на протяжении более полувека удерживавшему звание самого молодого победителя Большого Приза Ф1. Вот только на трибуны пришло катастрофически мало зрителей, поэтому уже на следующий год американский Гран При сменил прописку и переехал в Риверсайд, а в Себринг «королева автоспорта» уже никогда не возвращалась.

Но, несмотря на это, Себринг, как и французский Ле-Ман, где также всего однажды провели Гран При Ф1, стал известен в автоспортивном мире своей 12-часовой гонкой. В этом году знаменитый марафон, последние десять лет открывающий сезон American Le Mans Series, состоялся уже в 56-й раз. Нынешняя гонка «12 часов Себринга» обещала стать самой интересной за последние годы – ведь Audi, не знавшая себе равных здесь последние восемь лет, получила достойного соперника в виде заводской команды Peugeot. В прошлый раз «Четыре кольца» и «Французские львы» встречались на одной трассе в июне, во время «24-х часов Ле-Мана». Тогда уверенная победа осталась за «ингольштадским экспрессом», но в Peugeot за полгода провели серьезную работу над скоростью и надежностью турбодизельных прототипов 908, так что исход борьбы не рисковал предсказать никто.   

На тестах и тренировках французская команда демонстрировала феноменальную скорость, но поул все же достался экипажу Audi. Правда, не совсем честно. Из-за аварии прототипа Lolo-Mazda Бена Девлина (к счастью, пилот не пострадал, чего не скажешь о его машине) квалификация была отменена, а стартовая решетка сформирована по итогам свободных заездов, лучшее время в которых осталось за Ринальдо Капелло, Аланом МакНишем и Томом Кристенсеном.

Впрочем,  Peugeot, выставившая в Себринге всего один экипаж, который составили Николя Минассян, Педро Лами и Стефан Сарразен, с первых же метров дистанции вырвалась вперед, сумев за первые пару часов гонки оторваться от двух Audi более чем на полминуты. Но главный фактор успеха в длинных гонках – это надежность. И она вновь подвела французскую команду.

На третьем часу гонки лидировавший Peugeot 908 свернул на пит-лейн, где пробыл почти двадцать минут – проблемы с гидравликой обернулись для Минассяна, Лами и Сарразена потерей нескольких кругов и крахом всех надежд на победу. В итоге португало-французское трио, даже несмотря на ураганный темп после ремонта, финишировало лишь на 12-м месте.

Казалось, после такого подарка судьбы Audi открыта дорога к очередной – уже девятой подряд - победе в «12 часах Себринга». После половины пути пара серебристых турбодизельных прототипа R10 уверенно возглавляла гонку: впереди шел экипаж Марко Вернера, Майка Роккенфеллера и Лукаса Лура, а следом за ними с отставанием в 30 секунд держались обладатели поула Том Кристенсен, Аллан МакНиш и Ринальдо Капелло. Но вскоре после экватора гонки на Audi посыпались проблемы!

Машина лидировавшего Вернера неожиданно потеряла мощность – пилот свернул к механикам, которые целых пятнадцать кругов устраняли неполадку в турбонаддуве. А вскоре на внеплановый пит-стоп заехал перехвативший из рук товарища по команде лидерство МакНиш на второй Audi! Оказалось, сильная тряска (трасса в Себринге отличается очень неровным бетонным покрытием) разболтала на немецком прототипе крепление носовой части, и его (кстати, уже второй раз за гонку) пришлось заменить.

Эта заминка позволила выйти на первую позицию прототипу Porsche RS Spyder «младшей» категории LMP2. Желтые спайдеры команды Роджера Пенске в прошлом году уже приучили всех к своим победам в абсолютном зачете, но в Себринге, где трасса идеально подходит более быстрым машинам LMP1, на них никто не ставил, тем более что в нынешнем сезоне ассоциация IMSA под давлением Audi ограничила мощность автомобилей второго класса.

Однако Audi, за руль которой сел Кристенсен, была не так далеко и постепенно стала нагонять Porsche Ромена Дюма, Тимо Бернарда и Эммануэля Коллара. Но это был явно не день команды из Ингольштадта. Когда до финиша оставалось менее четырех часов, Audi с чемпионской единичкой на борту вновь свернула на пит-лейн. На этот раз проблемы были куда серьезнее – понадобилась замена тормозных дисков. На это ушло еще несколько минут и в результате экипажи Audi довольствовались на финише всего-навсего четвертым и седьмым местами…

Эммануэль Коллар, Ромен Дюма и Тимо Бернард

Ну а победа  досталась команде Penske и их прототипу Porsche RS Spyder!  Дюма, Бернард и Коллар, воспользовавшись проблемами всех трех заводских дизельных прототипов категории LMP1, сенсационно финишировали первыми. Вновь прототип второй категории оказался впереди машин главного класса. Более того, весь подиум «абсолюта» оказался оккупирован пилотами, выступавшими на автомобилях LMP2! Правда, после технической инспекции судьи дисквалифицировали завоевавших «серебро» Луиса Диаса и Адриана Фернандеса за несоответствие их Acura регламенту серии, и третье место перешло в руки Кристенсена, МакНиша и Капелло. Впрочем, для Audi это вряд ли могло стать утешением.

В классе GT1 заводская команда Corvette без труда одержала очередную безоговорочную победу. Ее экипаж в составе Рона Феллоуза, Джонни О’Коннелла и Яна Магнуссена не оставил ни единого шанса пилотам на Aston Martin DBR9 частной команды Bell Motorsports.

А вот в GT2 итог гонки оказался неожиданным. Команда Flying Lizard, выступающая на Porsche 997, смогла завоевать победный дубль, опередив не знавшую себе равных в прошлом сезоне Ferrari 430 «конюшни» Risi Competizione. Первыми отмашку клетчатым флагом получил экипаж Вольфа Хенцлера, Йорга Бергмайстера и Марка Либа.

Следующий этап серии ALMS состоится 5 апреля на улицах Санкт-Петербурга (увы, не российского, а американского). А очередная встреча Audi и Peugeot произойдет днем спустя – но по другую сторону Атлантического океана, на первом этапе чемпионата LMS в испанской Барселоне. Дело в том, что французская команда решила ограничиться выступлениями в Америке только участием в «12 часах Себринга», тогда как Audi будет выступать в этом году по полной программе в обеих сериях. Так что, продолжение следует! 

A1 Grand Prix: ирландский праздник

A1GP

Отличный подарок преподнес Адам Кэрролл своим соотечественникам к Дню Святого Патрика – национальному ирландскому празднику. На восьмом этапе серии A1 Grand Prix, который состоялся в Мексике на трассе имени братьев Родригес, пилот сборной Ирландии выиграл вторую, главную гонку уик-энда и принес ей первую победу в автоспортивном Кубке мира.

Успех стал возможен благодаря блестящему пилотажу самого Кэрролла и отличной работе механиков в боксах. Ирландец стартовал лишь пятым, а гонку возглавил швейцарец Нил Яни. Все шло к очередной победе швейцарца, но машина безопасности ликвидировала его преимущество над преследователями, а затем, покидая бок о бок с Кэроллом пит-лейн, он, по мнению судей, некорректно обогнал соперника, за что поплатился штрафом. Это отбросило Яни за пределы очковой зоны и лишило его шансов упрочить лидерство Швейцарии в общем зачете. Впрочем, швейцарская команда на этом ничего не потеряла, ибо их главные соперники по борьбе за титул – Новая Зеландия и Франция – очков во второй гонке также набрать не смогли.

Адам Кэрролл

Кэрроллу же наказание Яни открыло дорогу к первой в карьере победе в A1GP. «Наша команда шла к этому успеху долгих три года, - отметил Адам, который сам только в этом сезоне влился в состав ирландской сборной. – Но мы верили, что однажды это обязательно произойдет, и вот, наконец, мы выиграли, надеюсь, это только начало! Завтра наш национальный праздник, так что ночью погудим на славу – главное, чтобы все благополучно вернулись домой!».

На подиум вместе с 25-летним ирландцем, высшим достижением которого до этого была победа в гонке серии GP2, поднялись британец Оливер Джарвис и американец Джонатан Саммертон. Стоит также отметить четвертое место голландца Еруна Блеекемолена, прорвавшегося с 13-й стартовой позиции и финишировавшего впереди обладателя поул-позиции канадца Роберта Уикинза, который в гонке подтвердить свою квалификационную скорость не сумел.

На старте первого заезда новозеландец Джонни Рид в первом повороте по внешнему радиусу эффектно опередил стартовавшего с поула южноафриканца Адриана Цаугга, но этот обгон не принес ему дивидендов, ибо из-за массовой аварии на стартовой решетке был вывешен красный флаг.

Во время повторного старта Рид попытался повторить маневр, но после легкого контакта Цаугг все же остался впереди. Но ненадолго. Уже на втором круге новозеландец предпринял удачную атаку и вышел вперед, устремившись к победе в спринтерском заезде, а Цаугг вынужден был сойти с пробитой шиной (возможно, это стало следствием столкновения с Ридом на старте). 

Следом за Ридом финишировали Джарвис и Яни. Благодаря этой победе Джонии вывел Новую Зеландию на второе место в турнирной таблице и сократил отставание от Швейцарии до 15 очков. А вот Франция, похоже, выбывает из числа претендентов на победу в Кубке мира – заменивший уехавшего гоняться в японской Формуле Nippon Лоика Дюваля Джонатан Коше не смог заработать в Мексике ни одного очка. Теперь команда Пятой республики уступает лидеру 20 очков, в то время как до конца чемпионата остается всего два этапа, первый из которых пройдет 15 апреля в Шанхае.

Четвертым спринт мексиканского этапа завершил Адам Кэрролл, но его триумф был еще впереди…

NASCAR Sprint Cup: два самых главных круга

Джефф Бартон

Джефф Бартон лидировал всего два круга из пятисот, но именно он стал победителем пятого этапа популярной за океаном гоночной серии NASCAR Sprint Cup, который состоялся на знаменитом треке в Бристоле.

Все шло ко второй подряд победе Toyota и Joe Gibbs Racing, но на заключительном рестарте за два круга до взмаха клетчатым флагом на машине лидировавшего Дэнни Хэмлина произошел отлив топлива, мотор кратковременно потерял мощность, и этого хватило, чтобы соперники промчались вперед. В итоге он финишировал лишь шестым, но все равно стал лучшим из представителей японской марки в Бристоле.

Если предыдущий этап в Атланте завершился победным дублем Toyota, то теперь марка Chevrolet записала на свой счет хет-трик. Успех Бартона дополнили его товарищи по команде Childress Racing Кевин Харвик и Клинт Боуйер, финишировавшие на второй и третьей позициях.

Приехавший в Бристоль лидером чемпионата после победы неделю назад Кайл Буш на этот раз не блеснул. После разворота и контакта с отбойником он финишировал только 17-м, отстав от победителя на два круга. Тем не менее, Кайл сохранил первую строчку в генеральной классификации, но теперь выигрывает у идущего вторым Грега Биффла всего 30 очков.

Экс-пилот Формулы 1 Хуан-Пабло Монтойя завершил бристольскую гонку на 15-м месте – пока это лучший результат колумбийца в этом сезоне. В общем зачете он занимает 19-ю строчку - в 273-х очках позади лидера.

Теперь, впервые с начала сезона, у участников NASCAR Sprint Cup есть двухнедельная передышка до следующей гонки – она пройдет 30 марта в Мартинсвиле.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё