Обзор гоночного уик-энда: Третья неделя ноября…

В минувшие выходные была подведена черта в еще двух гоночных чемпионатах 2007 года – WTCC и NASCAR Nextel Cup. Кроме того, в Ирландии состоялся предпоследний и, возможно, решающий в борьбе за титул этап чемпионата мира по ралли, а в Макао состоялся престижный Гран При Формулы 3.

WRC

Себастьен Лёб

В этом году Ирландия впервые была включена в календарь чемпионата мира по ралли. Но это не значит, что для всех команд эта гонка была шагом в неизвестность. Например, Citroen и Ford, специально чтобы изучить уникальные асфальтовые спецучастки с трамплинами, снаряжали своих пилотов на выступление в гонках ирландского чемпионата. Причем «Двойные шевроны» приняли участие сразу в двух гонках, обе из которых завершились уверенными победами лидера французской команды Себастьена Лёба. А вот Ford принял участие только в октябрьском ралли Cork International и то лишь с одним пилотом – Микко Хирвоненом. Странное решение, учитывая, что автомобиль Ford Focus WRC и так не слишком силен на асфальте по сравнению с Citroen C4 WRC (это, кстати, подтвердилось и в Корке, где Хирвонен занял только пятое место, уступив целых семь минут Лёбу).

Учитывая все это, Леб считался главным фаворитом ирландского ралли. И для француза, чемпиона мира трех последних лет, эта гонка имела, пожалуй, решающее значение, ведь в случае неудачного выступления его шансы завоевать четвертый подряд титул резко снизились бы, а могли и улетучиться вовсе. Ведь в Ирландию Лёб приехал, проигрывая Маркусу Гронхольму четыре очка, и теоретически финский пилот Ford мог стать чемпионом досрочно. Но для этого ему нужно было побеждать (а на асфальте за всю свою карьеру «дядюшка Гро» не выигрывал еще ни разу!) и надеться на ошибку Себастьена (таких, кстати, у действующего чемпиона в этом сезоне было уже две).

Но вышло все наоборот. Гронхольм задал темп на суперспецучастке, проложенном у здания североирландского парламента, но уже по ходу первых настоящих допов пропустил вперед двух гонщиков Citroen, а на четвертом СУ и вовсе угодил в серьезную аварию… Двукратный чемпион мира ошибся на торможении, вылетел с дороги и на большой скорости приложился водительской стороной о стену. От удара финн на некоторое время даже потерял сознание и незамедлительно был доставлен в больницу, где, к счастью, никаких проблем со здоровьем обнаружено не было.

Маркус Гронхольм: «Авария произошла неподалеку от финиша допа. Это был правый поворот, я стал тормозить, но там было так скользко, что машину просто повело в сторону. Мне удалось повернуть ее, прежде чем произошло столкновение со стеной. Удар был настолько сильным, что оба колеса с левой стороны просто оторвало. У меня немного побаливает шея, но в целом все нормально, хотя теперь наши шансы на победу в чемпионате серьезно пошатнулись».

Конечно, в тот момент Гронхольм (и он сам это признавал) надеялся на повторение японского ралли, когда за его ошибкой последовал и сход Лёба. Но на этот раз француз такого подарка своему финскому сопернику делать не стал и с блеском выиграл уже девятую гонку в сезоне, почти на минуту опередив своего товарища по команде, молодого испанца Дани Сордо. Впрочем, несмотря на полное доминирование по ходу всех трех дней соревнования, для Лёба ирландское ралли вовсе не стало легкой прогулкой. В пятницу на его Citroen были проблемы с подвеской, а воскресенье из-за неполадок в электронике он опоздал с выездом из закрытого парка, за что получил 10-секундную пенализацию. Но главная сложность для Лёба была в нахождении правильного баланса между скоростью и аккуратном пилотировании на влажном от постоянно накрапывавшего в Ирландии по ходу уик-энда дождичка асфальте.

Себастьен Лёб: «Это было очень сложное ралли, но все же мы благополучно финишировали. Пожалуй, это была одна из трудных гонок в моей карьере. Видимость была ужасной, дорога скользкой, но машина все равно управлялась просто блестяще, а я старался не рисковать понапрасну. Заработать десять очков в зачет чемпионата – это действительно очень важно».

Перед заключительным этапом первенства Лёб опережает Гронхольма на шесть очков. Теперь все находится в руках француза. В лесах Уэльса ему достаточно будет приехать к финишу третьим, чтобы в четвертый раз подряд примерить чемпионскую корону. Впрочем, ралли Великобритания не раз в прошлом преподносило сюрпризы. Как тут не вспомнить гонку 1998 года, когда уверенно шедший после схода в начале дистанции финна Томми Мякинена к своему третьему титулу испанец Карлос Сайнс выбыл из-за поломки мотора на его Toyota Corolla всего за каких-то 500 метров до финиша последнего допа!

Лучшим из «фордовцев» (проиграв Лёбу почти две минуты!) на ралли Ирландия стал Яри-Матти Латвала, который тем самым резко повысил и без того весьма серьезные шансы получить в следующем году место второго пилота заводской команды Ford. Молодой финн оставил позади своего соотечественника и товарища по «Голубому овалу» Микко Хирвонена, благодаря четвертому месту которого Ford досрочно оформил победу в зачете производителей. Правда, более престижный титул в личном зачете от Малькома Уилсона в очередной раз уплывает прямо из рук…

Хотя не будем забегать вперед, ведь в гонках может произойти все что угодно, в чем по ходу этого чемпионата мы уже не раз убеждались. Так что дождемся ралли Великобритания (оно состоится с 31 октября по 2 декабря) и там посмотрим, чем завершится этот увлекательный сезон…

WTCC

Энди Приоль

А вот в чемпионате мира по кузовным гонкам WTCC сезон уже закончился. Финальный этап прошел на сложнейшей городской трассе в Макао. Перед его стартом на заветный титул претендовали сразу пять гонщиков, но чемпионом все равно, как и в предыдущие три года, стал британец Энди Приоль на BMW 320si.

В бывшую португальскую колонию (ныне Макао является автономной территорией в составе Китая) Приоль приехал, деля первую строчку турнирной таблицы с французом Иваном Мюллером, выступающим за рулем нового турбодизельного Seat Leon. Однако провал британца в квалификации, где он показал лишь 12-й результат, казалось, практически лишил его шансов на итоговую победу. Тем более, что Мюллер разместился на первой линии стартового поля, совсем немного проиграв обладателю поул-позиции швейцарцу Алену Меню на Chevrolet Lacetti.

К тому же, на старте первой гонки (он дается с хода) десятикратный чемпион ледового Andros Trophy сумел тут же выйти вперед (хотя эпизод, стоит сказать, был спорный – Мюллер обогнал Меню еще до того, как зажглись зеленые огни светофора) и возглавить заезд. В это время Приоль без особого успеха пытался на узких улочках Макао отыгрывать позиции, но так и продолжал оставаться в начале второго десятка…

Но, как говорится, Макао – это Макао, и произойти на этой трассе может все что угодно. Всего за пару кругов до финиша топливный насос на Seat Мюллера вышел из строя, и Ивану не оставалось ничего другого, кроме как беспомощно припарковать свой автомобиль у края дороги. И пока открыв капот, француз, словно обычный автолюбитель, поломавшийся на каком-нибудь шоссе, пытался разобраться в причинах неполадки, Приоль выиграл несколько позиций и пробился в очковую зону! Победа досталась Меню, а Энди финишировал восьмым и не только вышел в единоличные лидеры чемпионата, но и благодаря правилу реверсивного старта, когда восьмерка пилотов по итогам первого заезда во втором стартует в обратном порядке, получил право решающую гонку начинать с поула!

И тут уже Приоль своего не упустил. Он сохранил лидерство на старте (во второй гонке он дается уже с места, и здесь равных заднеприводным BMW нет), а затем до самого финиша уверенно контролировал ход гонки. Итог - третья победа в сезоне и очередной, уже четвертый подряд титул лучшего кузовного гонщика в мире (в 2004 году Энди стал последним чемпионом Европы, а затем дважды подряд выигрывал пришедшее на смену европейскому мировое первенство). Не зря 33-летнего гонщика с острова Джерси еще в прошлом году окрестили «кузовным Шумахером»!

Энди Приоль: «Чтобы финишировать первым, сначала нужно финишировать. По ходу этого уик-энда мы уступали дизельным Seat, но наш автомобиль оказался надежнее. В этом году нам так часто не везло, но сегодня удача оказалась на нашей стороне. Это просто невероятно!»

Иван Мюллер в итоге стал вице-чемпионом, а «бронза» досталась Джеймсу Томпсону. Кто бы мог подумать перед началом сезона, что британец за рулем древней Alfa Romeo 156 до последнего этапа будет претендовать на титул и займет третье место по итогам чемпионата? Фантастика!

Кстати, в Макао стартовал уже восьмой в этом году гонщик из России – Андрей Романов. Он же стал первым нашим соотечественником, кто объявил, что в следующем сезоне выступит на всех этапах чемпионата. А в дебюте в WTCC гонщик команды Engstler Motorsport добрался до финиша только в первой гонке (в ней он финишировал 24-м), а во втором заезде угодил в завал уже на первом круге.

Гран При Макао Формулы 3

Подиум Гран При Макао

Гран При Макао – самая престижная гонка в календаре Формулы 3. Она не входит ни в один из чемпионатов F3, а стоит особняком, собирая в конце года лучших гонщиков из сильнейших национальных серий: европейской, британской и японской.

Впервые Гран При Макао был разыгран в 1954 году, но достаточно долгое время он оставался любительским соревнованием, на старт которого выходили в основном джентльмен-драйверы за рулем самых разных машин. Через двадцать лет после первой гонки, в 1974 году, Большой Приз стал разыгрываться на автомобилях Формулы Atlantic, на смену которой в 83-м году пришла Формула 3. С тех пор победить на узких и коварных улочках «азиатской жемчужины» мечтает любой молодой гонщик, поскольку успех в Макао зачастую открывает путь в большие гонки.

За 25-летнюю историю Гран При Формулы 3 здесь побеждали Айртон Сенна, Михаэль Шумахер, Дэвид Култхард, Ральф Фёрман, Такума Сато… В историю вошли гонки 1983 и 1990 годов. Первая - благодаря безоговорочной победе будущего трехкратного чемпиона мира Айртона Сенны (воспоминания Герхарда Бергера о том Гран При вы можете прочитать в рубрике «Статьи» на нашем сайте), а вторая – из-за дуэли Михаэля Шумахера и Мики Хаккинена. Тогда их соперничество закончилось столкновением на последнем круге, в результате которого финн сошел, а немец с оторванным задним антикрылом финишировал первым.

Кто знает, может и Гран При Макао 2007 года через много лет будут вспоминать не меньше, чем те, ставшие уже легендарными, гонки. Но для этого Оливеру Джарвису нужно стать не менее известным, чем Сенна и Шумахер. Не факт, что у 23-летнего британца это получится, но первый шаг он сделал. Лауреат престижной премии, ежегодно вручаемой McLaren совместно с журналом Autosport наиболее перспективному гонщику с Туманного Альбиона, Джарвис сначала выиграл квалификацию, а затем и обе гонки. Причем в первом заезде, в котором разыгрываются позиции на старте второй, решающей гонки, он по началу пропустил вперед чемпиона британской F3 Марко Асмера, но через несколько кругов, воспользовавшись воздушным мешком позади машины эстонца, вернул себе лидерство. Ну а во второй гонке он лидировал уже на протяжении всей дистанции и выиграл Гран При Макао.

Оливер Джарвис: «У меня на счету уже много разных побед, но это самая значимая из всех. Это был потрясающий уик-энд, а на круге почета меня переполняли эмоции. В гонке я мог бы ехать еще быстрее, но в этом просто не было необходимости».

Следом за Джарвисом финишировали два японских гонщика – Кодаи Цукакоши и Кацуя Ошима. А вот Асмер остался без подиума. На старте сын многократного чемпиона СССР по автогонкам попробовал было вновь пройти Джарвиса, но на этот раз эстонцу не только не удалось выйти вперед, так он еще и ошибся со входом в первый поворот, пропустив двух соперников. Британца Сэма Бёрда Марко через несколько кругов сумел пройти, но вскоре уступил третью позицию Цукакоши и финишировал в итоге только четвертым. А Кодаи сумел обогнать еще и Ошиму, после чего начал было приближаться к Джарвису, но времени отыграть двухсекундное отставание от британца японцу уже не хватило.

Стоит также отметить блестящий прорыв чемпиона Евросерии F3 француза Ромена Грожана, который после неудачи в первом заезде (его буквально выбил Эдоардо Мортара) в воскресной гонке стартовал 21-м, но, тем не менее, пробился к финишу на восьмую позицию.

Как всегда, не обошлось в Макао без аварий. Во время квалификационной гонки, столкнувшись на скорости 160 км/ч с немцем Нико Хюлькенбергом, сломал большой палец на левой руке Бруно Сенна, что помешало племяннику победителя первого Гран При Макао Формулы 3, выйти на старт воскресного заезда. А из-за развернувшего через круг поперек трассы финна Атте Мустонена организаторам и вовсе пришлось остановить гонку досрочно. Были аварии и в воскресенье, самой серьезной из которых стал вылет француза Франка Майё, вынудивший судей выпустить на трассу автомобиль безопасности. К счастью, на этот раз обошлось без травм.

А вообще это Гран При Макао можно назвать триумфом японской Формулы 3. Мало того, что на подиуме оказалось два представителя Страны восходящего солнца и двое из трех призеров выступали на Dallara с двигателем Toyota, так еще и все трое являются выходцами именно из чемпионата Японии!

NASCAR Nextel Cup

Джимми Джонсон и Джефф Гордон

На треке в Хоумстеде завершился, пожалуй, самый длинный гоночный чемпионат в году – 36-этапный Кубок NASCAR Nextel. Финальную, 400-мильную гонку сезона выиграл Мэтт Кенсет на Chevrolet, но все внимание в этот день было приковано к гонщику, получившему отмашку клетчатым флагом седьмым – Джимми Джонсону, который второй год подряд стал чемпионом самой популярной в США гоночной серии. Кстати, 32-летний пилот команды Hendrick Motorsports стал первым и последним гонщиком, которому удалось два раза подряд выиграть Кубок Nextel. Последним, потому что со следующего года высшая лига гонок сток-каров получит новое название – NASCAR Sprint Cup.

Джимми Джонсон: «Меня переполняет чувство гордости за мою команду и моего гоночного инженера. Сегодня машина позволяла мне ехать быстрее, но я не хотел рисковать, да и все равно вряд ли бы мы смогли победить. На пит-стопах мы меняли все четыре шины, в то время, как некоторые только две. Это откидывало меня назад, но затем удавалось отыгрываться и вновь возвращаться в группу лидеров. Потрясающая была гонка!»

Джонсону достаточно было финишировать в этой гонке 17-м, а после того, как он заработал бонусные очки за выигранную квалификацию и лидерство на первом круге, его стало устраивать и 19-е место. Учитывая все это, шансы единственного соперника Джимми по борьбе за титул, а заодно его товарища по команде, четырехкратного чемпиона NASCAR Джеффа Гордона выглядели призрачно.

«Воин радуги» финишировал в Хоумстеде четвертым, но все равно получил награду за победу в зачете владельцев автомобилей, ведь именно он владеет Chevrolet под номером «48» Джонсона. Вдобавок Джефф установил новый рекорд серии – за сезон он 30 раз финишировал в первой десятке. Кстати, если бы очки присуждались по старой схеме, то именно Гордон стал бы чемпионом…

Экс-пилот Формулы 1 колумбиец Хуан-Пабло Монтойя финишировал 15-м и закончил свой первый полный сезон в NASCAR на 20-й позиции, став лучшим новичком года. Между прочим, одно время Монти шел даже в первой тройке, но затем, когда трасса стала остывать, его машина начала вести себя уже не так послушно, и Хуан-Пабло откатился во второй десяток.

К слову, другой экс-пилот Формулы 1 - канадец Жак Вильнев – записал в Хоумстеде на свой счет первые круги лидерства в NASCAR. Правда, произошло это не в Nextel Cup, а в гонке третьего дивизиона - серии Craftsman Truck. Экс-чемпион мира стартовал там третьим, на первых кругах откатился на девятую позицию, но затем прорвался вперед и в течение восьми кругов возглавлял пелетон, пока не ошибся и не разбил машину.

Следующий сезон NASCAR стартует уже совсем скоро, в феврале. Начнется он традиционно со знаменитой гонки Daytona 500…

P.S.: В минувшие выходные состоялось еще одно интересное событие – в Москве прошел этап Мировой серии по супермотокроссу. Но об этом мы расскажем отдельно...


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё