F1ЛОС’офия: Расслабьтесь и получите удовольствие

Кадр из фильма F1

« — Вот ведь бред какой! — сказал голос…»

«Понедельник начинается в субботу», А. и Б. Стругацкие

I.

Расслабьтесь и получите удовольствие! – стоит порекомендовать сразу, во первых строках колонки о кинополотне F1 The Movie. Этот фильм надо посмотреть хотя бы «из коллекционных соображений». И это говорю я, человек, который ходит в кино крайне редко, не чаще раза или двух в год. 

Наверняка я это уже упоминал в более ранних текстах, посвящённых фильмам о гонках и гонщиках. Люди, давно и хорошо меня знающие, в курсе, что отношение к этому виду искусства у меня специфическое, очень избирательное, и свободное время, когда и если оно есть, предпочитаю тратить на книги и музыку. Кстати, о музыке…

На первых минутах фильма с экрана грянула Whole Lotta Love, бессмертная классика Led Zeppelin, и уже этого было достаточно, чтобы меня зацепить. О музыке всё. Дальше будет про кино.

II.

До того, как я его посмотрел, у меня была мысль поупражняться в остроумии, сочинить колонку, разбив её на части следующим образом: там была бы рецензия от имени условно «профессионального кинокритика», от имени «восторженного поклонника Брэда Питта», от имени среднестатистического, но вполне «продвинутого болельщика» и т.д. 

Типа получился бы такой спектр мнений, который позволил бы оценить работу режиссёра Джозефа Косински & Co. с разных точек зрения. Но когда я, движимый профессиональным любопытством, фильм на днях посмотрел, то от изначальной идеи решил отказаться. Наверное, в том числе потому, что F1 The Movie меня зацепил уже с первых кадров, и я с интересом досмотрел его до конца, а это два с половиной часа, между прочим. 

Ближе к финалу есть в нём эпизод, в котором одна героиня второго плана произносит такую фразу: «Бессмыслица какая-то!»

На что руководитель команды APXGP, за которую выступает гонщик Сонни Хейс – как раз его и играет Брэд Питт – отвечает: «Сонни так живёт!»

Намеренно привожу эту фразу вне контекста, ибо ключевое слово здесь «бессмыслица». Контекст вроде бы лучше не приводить, чтобы не раскрывать содержание картины, поэтому речь пойдёт только о моих собственных впечатлениях. А их эта цитата передаёт довольно точно. 

А вот ещё одна фраза, и тоже не моя, а вполне серьёзной критикессы, которую я услышал в эфире одной уважаемой радиостанции: «Абсолютно циничная коммерческая поделка». 

И с такой оценкой тоже спорить не стану, хотя полагаю, что та критикесса вообще не разбирается в Формуле 1, и все её познания в этой области ограничиваются только что просмотренным фильмом. 

Но мы-то с вами – болельщики продвинутые, и публике этой категории, всерьёз увлечённой Формулой 1 и знающей, по каким законам живёт гоночный мир и его обитатели, то, что наваяли создатели фильма, скорее всего покажется откровенной бредятиной, хотя и не лишённой определённого очарования. 

III.

Если помните, первыми зрителями фильма стали гонщики чемпионата, для которых ещё в дни Гран При Монако был устроен специальный просмотр, и если внимательно вглядываться в их лица, когда они делятся своими впечатлениями, и вслушиваться в их интонации, то начинает казаться, что хвалили они F1 The Movie не вполне искренне. 

По-моему, ближе всех к правде был Карлос Сайнс, сказавший примерно следующее: «Этот фильм вряд ли оценит публика вроде нас, гоночных маньяков. В фильме много такого, чего на самом деле не бывает… Но этот фильм принесёт большую пользу нашему спорту».

А теперь позвольте ненадолго отвлечься от собственно предмета разговора и сделать небольшое отступление в историю мирового кинематографа. Помните «Армагеддон» с Брюсом Уиллисом в главной роли, один из самых кассовых кинохитов 1998 года? Кстати, его продюсером тоже был Джерри Брукхаймер, что и в нашем случае, но это ладно.

Однозначно, «Армагеддон» относится к жанру «ненаучной фантастики», но это же не умаляет достоинства картины, даже если авторы от души нагородили там такого, чего не бывает и быть не может. И знатоки астрономии (к ней ещё придётся вернуться) и космонавтики вряд ли почувствовали себя оскорблёнными – полагаю, они тоже с интересом следили за приключениями героев. 

Или взять «Бондиану»: похождения Агента 007 не имеют никакого отношения к работе мировых спецслужб, хотя речь вроде бы идёт о MI6, реальном подразделении британской военной разведки. Но это же кино, причём совершенно замечательное (в основном) – так какие вопросы могут быть к кино о Формуле 1?

Она в данном случае выступает в качестве декораций, на фоне которых происходит действие, при том что нехитрый сюжет скроен по откровенно коммерческим голливудским лекалам. Но зато как снято!

IV.

Возвращаюсь к тому, с чего начал: ежели расслабиться, настроиться соответствующим образом, то удовольствие получите, точно могу сказать. Лично я местами смеялся в голос, местами глаза были на мокром месте от сложных переживаний – и не только за героев фильма. 

Понимаете, я воспринимаю этот фильм как человек, по работе побывавший, и не раз, на многих из тех трасс, которые мы видим на экране, общавшийся, и не раз, с многими гонщиками и другими персонажами паддока, которые мелькают в кадре. Кстати, как раз в Сильверстоуне и в Абу-Даби за 20 с лишним лет работы в автоспортивной прессе доводилось бывать чаще всего,  а именно там происходят некоторые ключевые сцены фильма. 

Видеть знакомые места, знакомые лица – это же прикольно! Тем более, всё, что касается гонок, снято действительно круто. Возможно, никто так мощно и выразительно ещё не снимал ничего подобного – отдельные, наиболее удачные сцены особенно впечатляют. Хотя в фильме однозначно есть оммаж на легендарный «Гран При», снятый Джоном Франкенхаймером в далёком 1966 году, и это тоже по-своему любопытный и правильный ход.

А человека, который плохо представляет, что такое Формула 1, картина вполне может по-настоящему поразить. Ведь недаром в мировом прокате она уже собрала больше $300 миллионов, что уже примерно равняется её бюджету. И это всего за две недели. 

Но мы-то с вами знаем: если взять, скажем, самые яркие моменты сезона, а ещё лучше – нескольких сезонов, и не ограничиваться Формулой 1, а добавить в этот коллаж впечатляющие эпизоды из других популярных гоночных серий, то вполне может получиться двухчасовой видеоклип, оторваться от которого будет невозможно. Потому что реальная автоспортивная жизнь всё равно круче кинематографа. Однако кинематограф берёт другим. 

V. 

Разного рода небылицы, из которых состоит F1 The Movie, в основном воспринимаются с улыбкой, хотя иногда хочется воскликнуть: «Ну нет, это уже перебор!» Но мы же договорились: смотрим, расслабляемся, возможно, с бокалом чего-нибудь в руках – кстати, герои фильма себе это тоже позволяют. 

Из того, что коробило: отдельные моменты перевода на русский язык лично у меня вызывают вопросы, хотя знаю, что к редактуре руку приложили люди «с понятием», и они хотели как лучше. Но, например, если на страницах F1News.ru слово «болид» вы почти не встретите, потому как вообще-то это термин из области астрономии (я же обещал к ней вернуться), то в фильме оно звучит сплошь и рядом. Ручаюсь, в оригинале английского слова «bolide» не было – в Формуле 1 оно не употребляется. И Льюис Хэмилтон – который, конечно, тоже иногда появляется в кадре – не допустил бы таких противоестественных вольностей. 

Впрочем, среди баек на уровне анекдотов, которых в фильме тоже хватает, наверняка были такие, которые любых переводчиков и редакторов могли поставить в тупик, даже если эти люди обладали знаниями на экспертном уровне. Поэтому буду ждать возможности посмотреть F1 The Movie на языке оригинала – видите, как меня зацепило, что я готов ещё 156 минут жизни потратить, чтобы ещё раз получить удовольствие – разумеется, предварительно расслабившись.

VI.

Все в курсе новости, которая только что всколыхнула мир Формулы 1: я об увольнении Кристиана Хорнера с поста руководителя Red Bull Racing, а ведь этой команде он отдал двадцать лет. Такого рода сенсации лишь подтверждают тезис, что реальная жизнь – круче любого кино. 

Читая эту новость, я вдруг понял, что концовка фильма, связанная с одной из сюжетных линий, удивительным образом отразила и эту сторону Формулы 1 – тёмную, закулисную сторону, где плетутся интриги, происходят разного рода драмы, столкновения интересов, не имеющие прямого отношения к тому, что происходит на трассах. Но это гоночное закулисье тесно связано со всеми процессами и очень сильно влияет на спорт. 

А это как раз то, что так не нравится Сонни Хейсу. 


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.