F1ЛОС’офия: Тройка – пятерка – туз!

«Тройка, семерка и туз выиграют тебе сряду…»

А. С. Пушкин, «Пиковая Дама»

03 – 05 – 07… Это не номер телефона Кими, и даже не номер его машины. О, кстати, а ведь это мысль! Надо при случае ему подсказать: смотрите, эта последовательность нечетных чисел в каком-то смысле отражает главные вехи карьеры замечательного финского гонщика и весьма интересного человека. Кстати, в Финляндии автомобильный номер, если кто не знает, состоит из трех букв и трех цифр – чаще всего. Заплатив деньги, можно заказать себе любую комбинацию, которую захочешь, если она еще не занята. Новоиспеченному чемпиону мира мог бы подойти вот такой вариант: KMR-357. Kimi Matias Raikkonen-2003-2005-2007.

Но начать эту последовательность, наверное, нужно с единицы, ибо в Формуле 1 Кими появился в 2001-м. Появился со скандалом, если кто помнит. Когда осенью 2000-го Петер Заубер взял его в команду, Райкконен формально даже не имел достаточного опыта, чтобы получить суперлицензию, а с ней и права выступать в Формуле 1: за плечами у него был, по сути, единственный полный сезон в британской Формуле Renault. Правда, Кими выиграл его в одну калитку, одержав семь побед. И все-таки, если вдуматься, это, по сути, был почти нонсенс: на машинки с двухлитровыми моторами Renault V6 молодняк обычно пересаживается с картов, а в F1 в те времена еще были в ходу двигатели на треть большего объема и в разы мощнее – V10 3.0.

Кими Райкконен

Многим тогда казалось, что такой беспрецедентный прыжок через несколько категорий сразу в «королевскую» едва ли не дискредитирует F1. Типа, надо ведь еще доказать, заслужить, и все такое. Кеке Росберг, первый финский чемпион мира, не испытывая ни малейшего сочувствия к юному земляку, тогда изрек: «Мир переменится, если Райкконен получит суперлицензию. Это перевернет весь рынок гонщиков с ног на голову. В наше время такое было бы невозможно».

Старина Кеке как в воду глядел: с приходом Кими мир Формулы 1 действительно стал иным…

В моих архивах есть любопытное интервью, которое я часто вспоминаю, а сейчас пришла пора вновь воспроизвести его целиком (впервые оно было показано по ТВ в том же 2001 году, а годом позже опубликовано в журнале Grand Prix). В мае 2001 года после шести гонок у Кими было столько же очков, как и у дважды чемпиона мира Мики Хаккинена – но тогда еще никому и в голову не могло придти, что этот неулыбчивый финский молчун вскоре заменит в McLaren своего именитого земляка. Мне представляется, что в тексте той беседы сегодня с особой отчетливостью проступают несколько знаковых моментов…

Вопрос: Что ты можешь сказать, про запрет Петера Заубера на общение с подружками во время гоночных уик-эндов, который касается тебя и Хайдфельда?
Кими Райкконен: Запрет касается всей команды. Не только гонщики, но и механики, и инженеры – словом, все занятые в рабочем процессе не имеют права в дни гонок и квалификаций встречаться с подругами или женами. Это приказ босса, я не собираюсь его обсуждать. Мое дело его выполнять. К тому же, я считаю его полезным, поскольку особенно сейчас, в первой фазе чемпионата, команде необходима предельная концентрация.

Вопрос: Известно, что FIA с большим скрипом согласилась дать тебе суперлицензию. Говорили о том, что тебе дали суперлицензию с испытательным сроком на четыре гонки, потом еще на две. Как дела обстоят теперь?
Кими Райкконен: Все разговоры о каких-то испытательных сроках мне непонятны. Хотя я их слышу постоянно. Это все придумали журналисты! С самого начала и Петер Заубер и я понимали решение FIA так, что суперлицензия мне дана сроком на этот год, и никак не меньше. Теперь же есть все основания говорить о том, что одним годом дело не ограничится! (Кими еле заметно, но вполне лукаво улыбается)

Вопрос: В чемпионате есть два ярких дебютанта: ты и Хуан Пабло Монтойя. Твое мнение об этом гонщике?
Кими Райкконен: Монтойя – очень хороший пилот, настоящий гонщик. Я считаю, что такие, как он, и делают чемпионат интересным. Я думаю, он еще заставит поволноваться всех – и лидеров чемпионата и зрителей. У меня, кстати, тоже есть подобные планы.

Вопрос: Кстати, о планах: какая твоя самая большая мечта, мечта всей жизни?
Кими Райкконен: Я мечтаю выступать за Ferrari и, конечно, стать чемпионом мира!

Вопрос: Сейчас много говорят о будущем Гран При России? Что ты об этом думаешь?
Кими Райкконен: Когда я занимался картингом, мне приходилось выступать в России, и страна мне понравилась. Поэтому я считаю это неплохой идеей!

Обратите внимание, многое из сказанного Кими оказалось провидческим, даже насчет Гран При России: идея классная, видимо такой и останется. Сам же он, пообещав заставить нас поволноваться, немедля приступил к реализации своих планов. Помните, Кими запросто мог одержать первую победу еще летом 2002-го, но тогда, за пять кругов до финиша Гран При Франции его McLaren поскользнулся на масляном пятне – а в этот момент мимо просвистела Ferrari Михаэля Шумахера.

Кими Райкконен

Потом дважды, в нечетные годы, он был близок к завоеванию первого титула. Но все время что-то не складывалось. Сегодня, пожалуй, можно говорить, что вина самого Кими в тех неудачах была минимальна. Он, наверное, выиграл бы в 2003-м, причем, на далеко не лучшей машине, но его победу в безумном ГП Бразилии передарили Физикелле, хотя Кими и на подиуме покрасовался, и кубок получил. А ближе к концу сезона Ferrari, в очередной раз, использовала всю свою политическую мощь, как танк, наехав на шинников Michelin, обвиняя их в том, что они сделали для McLaren «неправильную» резину. Нет смысла углубляться в детали тех событий, но все шансы на победу у Кими были – он провел чемпионат на удивление стабильно. Достаточно одного факта: на финише он уступил Шумахеру лишь два очка, хотя у Михаэля было целых 6 побед, а у Кими – только одна.

Но в 2005-м он выиграл уже семь Гран При – столько же, сколько и Алонсо, завоевавший тогда свой первый титул. Однако Renault в том году была не только быстрой, но и надежной, а вот McLaren, как обычно, подводила матчасть. Т.е., Кими вновь сделал все, что было в его силах, но…

Кими Райкконен

И отдельного разговора заслуживают последние достижения этого удивительного финна. Все прекрасно помнят обстоятельства, при которых он пришел в Ferrari. Он всегда говорил, что стать напарником многократного чемпиона мира его нисколько не страшит – но, такое ощущение, что как раз Михаэль не хотел брать в «свою» команду столь грозного конкурента.

Кстати, исторический факт: в 2001-м Ferrari пыталась перетянуть Кими из Sauber, предложив ему свои стандартные условия: гонщик №1 – Михаэль. Наш герой тогда дерзко отклонил это предложение и в итоге оказался в McLaren. Но через пять лет Ferrari своего добилась – Райкконен надел красный комбинезон. Для того чтобы оценить масштаб его подвига, надо сказать о том, что Кими пришлось в этом году менять привычный стиль пилотирования, привыкать и к новой команде, и к новой машине.

Между прочим, когда Кими выступал за McLaren, его часто критиковали за то, что он как-то слишком узко понимал свои обязанности: отъездив свое, тут же покидал трассу, не участвуя в разборе полетов, не испытывая особого желания общаться ни с инженерами, ни с механиками. Но в этом году, говорят, его частенько видели в моторхоуме Ferrari вечерами после квалификаций и гонок: Кими по-настоящему, закусив губу, взялся за работу. Но для того, чтобы эта работа дала результаты, потребовалось время. Как развивался сезон – все видели. И пусть у многих из нас, скажем так, есть немало вопросов по поводу поведения руководства команды Ferrari в ходе минувшего сезона, все-таки свои шесть побед Кими одержал по-честному.

К отдельным аспектам его личности и особенностям Райкконена-гонщика мы еще не раз будем возвращаться в межсезонье, а что касается перспектив на следующий год, то Кими же сказал, что теперь, после первого титула дальше дело пойдет проще…

Кстати, возвращаясь напоследок к теме автомобильных номеров: пожалуй, в комбинации KMR-357 понтов как-то маловато, согласитесь. Однако понты – дело такое, с ними надо осторожнее. Другой финский гонщик, Мика Хаккинен, как-то раз с ними переборщил. Насколько помнится, в 2000-м году родная команда West McLaren Mercedes подарила ему машинку: Mercedes, естественно, но в специальном уникальном исполнении Mika Hakkinen Limited Edition, весьма милый экземпляр A-класса, раскрашенный в цвета команды. Мика тогда уже был дважды чемпионом мира, но намеревался выиграть титул и в третий раз, поэтому заказал себе особенный номер – FFF-1.

Тройная буква F, собственно, и была призвана подчеркнуть серьезность микиных притязаний. Чем закончился чемпионат-2000 – все помнят. И что же сделал Хаккинен? Он в сердцах продал ту уникальную машину (выпущенную тиражом всего в 250 экземпляров) одному своему приятелю по имени Йорма – я немного с ним знаком, именно Йорма и поведал мне эту историю. Кстати, он, как истинный бизнесмен, предлагал перепродать микин Mercedes в Москве по соответствующей аукционной цене. Я даже был готов посодействовать этому предприятию, но он потом почему-то передумал…


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё