Формула-1 : Частный сайт о больших гонках

Биографии Чемпионов : Мика Хаккинен
Биография : 1 часть2 часть 3 часть 4 частьСтатистика

 
БИОГРАФИЯ

Будущий чемпион мира родился 28 сентября 1968 года в Финляндии, в семье Харри и Айлы Хаккинен. В конце 1973 года, когда Мике было всего шесть лет, родители позволили Мике впервые сесть за руль карта. И хотя это был небольшой автодром парка развлечений, восторгам не было предела. Возможно тогда маленький Мика решил свою судьбу. Несмотря на то, что семья вовсе не была богатой и не располагала лишними деньгами, Харри и Айла сделали максимум возможного. Отец каждый свободный день подрабатывал таксистом и откладывал деньги сначала на покупку карта (кстати, приобретенный ими карт принадлежал знаменитому финскому раллисту, двукратному победителю знаменитого «RAC-РАЛЛИ» Хенри Тойвонену, погибшему в 1986-м), затем на все возрастающие расходы, необходимые для покупки топлива, резины и всего остального.

"Я всегда сходил с ума по поводу всяческих машин. Машин вообще. Не только четырехколесных, но и двух- и даже пяти-колесных! Когда мне было пять лет, мать и отец работали, а потому не могли нянчиться со мной. В ту пору я ездил на работу своего отца в получасе от Хельсинки. По счастливой случайности поблизости располагался гоночный трек Кеймола, Помню, как постоянно прислушивался к этим призывным звукам «уом-м-м-м», доносившимся оттуда. И чем больше я прислушивался, тем больше мне хотелось туда..."

Столь рано проявившийся талант Мики и родительское содействие принесло свои плоды. В период с 1974-го по 1986 он стал пятикратным чемпионом Финляндии в своем классе, что было настоящей сенсацией, ибо подобное не удавалось до него никому. Правда, был у Мики и один недостаток - он очень мало говорил. Поэтому-то, будучи не в состоянии толком объяснить, что происходит с его машиной, он и обращал так мало внимания на технику. Недостаток этот возмещался сторицей - он и без того очень быстро ездил. Что же до излишней эмоциональности, что было бы вполне естественным для его возраста, то чем-чем, а этим Мика не отличался. И вспоминая эти свои ранние годы, немного удивляется реакции своего отца на победы.

«Как-то я заметил, что отец плачет. И был просто шокирован: во-первых, финны обычно этого не делают, во-вторых, дети традиционно считают родителей людьми сильными и уж никак не способными растрогаться от такой мелочи. Я всегда понимал, как много для него значат мои успехи. Но слезы? В разговорах мы никогда не упоминали и не обсуждали этого».

Финал детских соревнований по картингу: на подиуме будущие соперники по Ф1 - Мика Сало и Мика Хаккинен

Уже будучи в ранге пятикратного чемпиона своей страны, Мика Хаккинен решил покончить с картингом и перейти в более «взрослый» класс - в «Формулу Форд 1600». Его отговаривали. Для успешного продолжения карьеры неплохо было бы заручиться одним из крупных титулов, стать, к примеру, чемпионом Европы или мира. Но Мику это не очень-то волновало. Удивительно другое: он выбрал кольцевые гонки, а не гораздо более естественные для Финляндии раллийные.

«Чувство разочарования, когда я пересел с карта в "Формулу", не передать. Машина была медленной, медленной до ужаса! И перед поворотом, и в самом повороте, и, естественно, на выезде. Не хватало мощности, Резина была с протектором, «Что за черт. Это гоночная машина или что?» -чертыхался я. Картинг в этом отношении был гораздо профессиональнее: у нас была даже специальная квалификационная резина, в поворотах машина вставала чуть ли не на два колеса, А "Формула" была как, как... ничто! Но одновременно она была и более дорогой и привлекала большое количество зрителей - ты входишь в комнату и тебе говорят: «О, теперь ты гонщик!»

Для передвижения за гонками обычного автомобиля семейству Хаккиненов уже не хватало. Делать нечего - пришлось покупать автобус. Но даже тогда - Айла настаивает на этом - «мы воспринимали все эти гонки лишь как хобби и удовольствие. Когда Мика перешел в «Формулу Форд», я не стала дергаться по поводу того, что это может быть очень опасно. Это было хобби и для него, и для нас. И я никогда не думала, что гонки станут его профессией. После первых успехов в «Формуле» мы понимали, что следующим шагом могут стать более крупные машины, но не имели никакого представления об их стоимости».

Хаккинен купил «Рейнард», годом раньше принадлежавший другому финну Джей-Джеи Лехто, и принял участие в чемпионатах Финляндии, Швеции, нескольких гонках европейского чемпионата и знаменитом фестивале «Формулы Форд» в Брэндс-Хетче. Несмотря на недовольство, Мика приспособился к машине очень быстро и в итоге выиграл титулы чемпиона и Финляндии, и Швеции, и чуть ли не на секунду перекрыл квалификационные времена прошлогоднего чемпиона Лехто. Уже тогда о нем стали говорить как о самом быстром гонщике «Формулы Форд» в Европе. Очевидно, что у юноши был огромный талант. Вот что вспоминает о тех днях товарищ Хаккинена Мика Солберг: «В Швеции приходилось гоняться против ребят. которых мы совсем не знали, и на трассах, которые видели в первый раз. Но для Мики это не было проблемой. Помню его первую «заграничную» победу на Киннекюллеринге (Швеция). После награждения комментатор стал задавать ему вопросы на шведском, а Мика качал головой, давая понять. что не понимает ни слова. Тогда ему перевели на английский, и в ответ Мика произнес такую речь: «My race was very easy and my tyres are very hot! Thank you» («Моя гонка была очень легкой. а резина очень горячей. Спасибо».). Это было его первое интервью».

В октябре 1987-го Мику ожидало первое, по-настоящему серьезное, испытание, по сути, и определившее его будущее. В Донингтон-парке проводились традиционные «мальборовские смотрины», где, проявив себя как следует, можно было заработать солидную спонсорскую поддержку.

Перед Донингтоном я по-настоящему нервничал, но вовсе не из-за того, как я покажу себя на трассе, - побаивался всех этих людей, больших боссов. В итоге убедил себя не дергаться следующими словами: «Да, я приехал из Финляндии, но мы знаем, что такое гонки! Мы вышли из картинга, а это суровая школа. Мы ездили по снегу и льду. И не боимся никого!»
На фотографии - Мика за рулем "Формулы Воксхолл-Лотус" 1988 год.

Жюри, состоявшее из Рона Денниса, Джеймса Ханта и Юга де Шонака не прошло мимо яркого таланта из северной страны, и Мика получил возможность выступать в 1988-м в гоночной серии "Vauxhall Lotus challenge" за команду под названием «Дракон». Во время тех тестов в Англии у Хаккинена была великолепная компания: Жан Алези, Эдди Ирвайн, Лехто, Марк Бланделл. Джанни Морбиделли, Мартин Доннелли, Роланд Ратценбергер, которые претендовали на звание пилотов «Мальборо» в других классах.

Мать Мики вспоминает, что «после этих тестов изменилось абсолютно все. Мика был вынужден фактически переехать в Англию - жить вместе, как прежде, мы уже не могли. Именно тогда я впервые отдала себе отчет в том, что мой сын совершенно профессионально занимается очень опасным видом спорта».

В 1988-м Мика выступал сразу в двух чемпионатах -«Формуле Воксхолл-Лотус» в Британии и европейской «Формуле Опель-Лотус», в каждом из которых было по 10 (!) гонок. Главный интерес серий был вот в чем: шасси и моторы абсолютно всех машин были идентичны, а возможность настроек сводилась к минимуму, так что зрителям, самим гонщикам и специалистам представлялась прекрасная возможность оценить способности всех участников в равных условиях. Сезон ознаменовался борьбой Хаккинена и его товарища по команде Алана Макниша. В итоге британскую серию выиграл Макниш, а европейскую Хаккинен. В следующем, 1989 году финн выступал уже в чемпионате Великобритании в «Формуле-3».

«Многие говорили мне, что надо было сразу пойти в "Ф-3000", но тогда мне было только 20, и я не чувствовал себя готовым для этого. Для начала я хотел учиться на машинах младших классов. Кроме того, переход в "Ф-3" дался мне не без некоторого труда. Первые тесты были ужасающие! Меня моментально развернуло на трассе, и разворот этот закончился полетом в гравий....У меня уже была тактика прохождения поворотов - я не боялся кербового камня. А здесь... Я был так зол на себя!»

Как и эти первые тесты, не задался весь сезон - лишь седьмое место в чемпионате. Но молодой финн старался бороться в каждой гонке и квалификации. И, по мнению очевидцев, иной раз переходил за грань разумного. Это, без сомнения, был год взросления. Вот что говорит о Мике один из владельцев его команды Хью Эбсэлом: «Он был подобен Ронни Петерсону. Дайте ему хорошую и быструю машину - и за ним не утонится никто. Но пытаться понять, что происходит с болидом, с помощью Мики было бесполезным делом. Инженерные способности у него явно отсутствовали».

«Тот год был жутким. И все же не думаю, что находился бы сейчас в «Формуле-1 », не будь тех лет за плечами. Именно тогда я отчетливо понял, как все быстро меняется в автоспорте: еще в прошлом году ты боролся за титул и был чемпионом, а в следующем сезоне все могло куда-то испариться. Тогда я думал: "Что со мной случилось!» Смотрел на себя в зеркало и понимал, что нисколько не изменился. Смешно, но именно в те моменты я полностью осознал, как важно в гонках все - начиная от правильно выбранного шасси и мотора до совершеннейших мелочей Теперь мне кажется, что это был не провальный, а великолепный и поучительный год».

Но одну гонку в 1989-м Хаккинен все-таки выиграл - Cellnet Superprix в Брэндс-Хетче. И как выиграл: поул, быстрейший круг и победа! На этой гонке Мика занял пустующее место в West Surrey Racing, первой по-настоящему профессиональной команде, с которой он столкнулся в своей карьере. В следующем сезоне он уже выступал за нее: 17 гонок в британской «Формуле-3».

Естественно, здесь не обошлось без помощи знаменитого соотечественника Кеке Росберга. Кеке пришел как-то к Дику Беннеттсу, главе WSR, и сказал: «Возьмите Мику в команду. С деньгами «Мальборо» или без них? В любом случае я найду деньги, если «Мальборо» их не найдет».

Итогом этого сезона, полного борьбы с другим финном - Микой Сало, стала победа с весьма комфортабельным лидерством в 23 очка. Со стороны все выглядело прекрасно и легко, но на самом деле... Особенно сложно приходилось инженерам команды - Мика страшно не любил тесты. Он просто не понимал, к чему все эти бесконечные мотания по трассе. Он был очень уверен в себе. Механики должны были выполнять работу по подготовке машины. Мика - гоняться. Типичная сцена: на вопрос о соответствии настроек его требованиям финн пожимает плечами и говорит: «Никаких проблем, все хорошо!»

А в августе, когда сезон уже перевалил за середину, Мика и вовсе устроил команде хорошенькую встряску - он был задержан в аэропорту и чуть не отправлен обратно в Финляндию!

"Никогда не забуду этот совершенно сумасшедший случай. Все дело было в каком-то штампе в паспорте? Да, я каждый раз штамповал паспорт, когда летал из Финляндии в Англию и из Англии в Финляндию. Их было там столько, этик штампов. И, естественно, я никогда не обращал на них внимания. Но как-то раз мне поставили штамп другого образца, в нем было помечено: «Если вы пробудете там-то и там-то более трех месяцев, вас ждут неприятности!» И в Хитроу меня задержали: «Что это у вас такое в паспорте? Погодите, погодите!» Я просидел на контроле четыре часа, пока ситуация не разрешилась. Представьте себе: мне необходимо попасть на гонку, я борюсь за чемпионский титул - и сижу в аэропорту с реальной угрозой быть посаженным на первый же самолет, направляющийся в Финляндию!"

На фотографии -  Мика Хаккинен. 1991 год

В родную страну Мике все-таки пришлось слетать. но ненадолго - через неделю его ожидала следующая гонка. К делу были подключены и Кеке Росберг, и посольство Финляндии в Великобритании, и посольство Великобритании в Финляндии, и силы «Мальборо». В итоге в Олтон-парк Мика прибыл за полчаса до завершения квалификации. Но быстро натянув комбинезон, ботинки и шлем, вскочил в машину, выехал на трассу. И показал лучшее время! После чего, как обычно пожав плечами, произнес: «Все нормально, ребята!»

И вполне в стиле «раннего» Хаккинена смотрится его совершенно «ненормальная» езда на традиционном и престижнейшем «Гран-при Макао», куда съезжался весь цвет гоночной молодежи. Вот что вспоминает об этой гонке Беннеттс: «Выиграть у Шумахера поул-позишн и первый заезд не составило для Мики никакого труда. И перед вторым заездом его преимущество над немцем было 2,6 секунды, что для этой трассы довольно солидный запас. Мы присели, и я попытался объяснить Мике тактику: «Ты понимаешь, Мика, эта гонка состоит из двух заездов, время в которых складывается. И по этому суммарному результату выявляется победитель». Он кивал головой: понимаю. Я продолжал: «Основные усилия нужны в первом заезде, тогда во втором останется лишь удержать своего соперника на достаточном расстоянии. Совершенно необязательно выигрывать заезды!» Он снова кивал головой - понимаю, понимаю. Увы, но во втором заезде стартовал Мика не слишком-то удачно, и Шумахер ушел на трассу первым. Мика был вторым, но все, что нужно было ему для победы - это не отпустить Михаэля дальше, чем на 2,6 секунды. С этим не было никаких проблем. Мика держался позади Шумахера с всего лишь 0,6 -0,4-секундным отставанием! Но в какой-то момент машины сблизились на 0,2. Не было никакой необходимости обгонять Михаэля. И, будь у меня возможность связаться с Микой по радио, я бы попытался убедить его в этом. во всяком случае, настоятельно бы ему об этом напомнил. Увы, тогда радиосвязи у нас не было... По сути, победа в Макао была у него в руках, но ему хотелось большего - выиграть оба заезда. В итоге машины чуть было не столкнулись, Мику развернуло, и он выбыл из гонки совсем... Только спустя два часа он вернулся в боксы». Что же случилось? Участники событий придерживаются разных точек зрения.

«Я подумал: вот она, смерть! Это была моя первая страшная авария на большой скорости. Я закрыл глаза, сжал руль. Знал, что лечу прямо в стену. Я очень расстроен тем, что сделал Шумахер. После прямой "старт-финиш" там был очень скоростной правый поворот, который проходится на 250 км/ч. В этом месте машины из-за огромной прижимной силы очень быстры. Шумахер зашел в поворот ну очень широко и, естественно, потерял скорость. Я же позади был подобен ракете, потому и решил - атакую. То есть, по сути, и атаковать-то было не надо - из-за разницы в скорости я проходил его легко. Но долей секунды позже он изменил траекторию движения и подрезал меня, произошло касание, я потерял передний спойлер и улетел в стенку... Результат Макао был очень разочаровывающим, но это и есть автогонки. Ты не можешь все время выигрывать. Иногда - проигрываешь. Иногда делаешь ошибки».

Шумахер же отреагировал в манере, ставшей для него в последние годы обычной: «Я думаю - надо было быть сумасшедшим, чтобы атаковать в таком месте. Было глупо так рисковать».

Макао стало первым большим разочарованием для Мики Хаккинена и прекрасным уроком. Что касается урока - это точно. А вот что касается разочарования... Из источников, близких к финну, известно: именно после «Гран-при Макао», прямо в этот вечер Мике сообщили, что место в «Лотусе» принадлежит ему!

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Посещений :