Формула-1 : Частный сайт о больших гонках

Биографии Чемпионов : Мика Хаккинен
Биография : 1 часть2 часть 3 часть 4 частьСтатистика

 
БИОГРАФИЯ : 3 ЧАСТЬ

Хаккинен вновь сел за руль «Макларена» 5 февраля 1996 года на автодроме «Поль Ришар», что на юге Франции.

«Перед тем как сесть в машину, я несколько минут постоял перед ней, стараясь расслабиться, и вдруг заметил, что все механики вокруг тоже застыли в абсолютном молчании. Это так необычно для «Формулы-1». Я надел шлем, перчатки и... начал волноваться. Нервы... Нет, неправильное слово. Я вдруг испугался, что не почувствую автомобиля. Но как только пристегнул ремни, услышал звук мотора - все встало на свои места. Звук мотора был такой знакомый и красивый. «Это классно, я люблю гонки и чувствую, что страх ушел!» -вот такая у меня промелькнула мысль».

В тот день Хаккинен проехал по автодрому 63 круга и - один из них с лучшим временем, чем накануне у Михаэля Шумахера. Судьба любит неожиданные и символические повороты. В тот зимний день за первыми кругами Мики на «Поль Рикаре» наблюдал новый технический консультант «Макларена». Ален Прост. Второй из двух великих пилотов этой команды тоже приложил немало усилий, чтобы сегодня мы с вами узнали Хаккинена, который умеет не только быстро водить машину, но и думать за рулем.

Кеке Росберг говорит: «Когда я вспоминаю, каким он был в 88-м, и вижу, каким он стал сейчас, я понимаю: он увидел мир и жизнь с той стороны, которую редко удается увидеть обычным людям. Он стал взрослым и сильным мужчиной. И в то же время остался прежним - немного взбалмошным, трогательным Микой. Поэтому его так любят в «Макларене» и любили в «Лотусе». Поэтому его так любят в «Формуле- 1 ». И будут любить долго».

В сезоне 1997 года к Мике пришла первая победа - на "Гран-при Европы" в Хересе. Могло бы быть и больше, если бы не непредсказуемые отказы болида и мотора "Мерседес". Но с переходом из "Вильямса" конструктора чемпионских машин Эндриана Ньюи дела у "Макларена" и Мики резко пошли в гору. Скорее всего команду просто недооценили в период предсезонной подготовки и когда Мика Хаккинен и Дэвид Култхард сначала заняли "поул-позишн" на первой гонке сезона в Австралии, а потом и блестяще выиграли гонку (обогнав приехавшего третьим Хайца-Харальда Френтцена из "Вильямса" на целый круг) стало понятно, что они - главные претенденты на чемпионский титул. 

В том, что в Мельбурне мы выглядели так сильно, нет никакой тайны. Это всего лишь результат напряженной зимней работы - и того, что в команде сейчас есть все, чтобы достичь успеха: техническая база, спонсоры, талантливые специалисты. Ну и, конечно (улыбается), потрясающие гонщики, такие, как мы с Дэвидом ! Он все время преследовал меня как тень! Честно говоря, мне бы хотелось, чтобы он был где-нибудь подальше. На фото: Мика и Дэвид Култхард на первой линии стартового поля в Австралии

Второй этап 49-го чемпионата мира, "Гран-при Бразилии", пополнил досье 29-летнего финна двумя достойными внимания фактами. Хаккинен стал 21-м гонщиком в истории "Формулы-1", на чьем боевом счету есть так называемый большой шлем - поул-позишн, быстрейший круг в гонке, победа плюс лидирование со старта до финиша, и 15-м, кому удавалось выигрывать более двух "Гран-при" подряд - победа в Бразилии стала третьим подряд успехом Мики, считая его выигрыш европейского "Гран-при" в Хересе-97. В обоих списках фамилия лидера чемпионата соседствует с именами великих - Аскари, Фанхио, Брэбхэмом, Кларком, Стюартом, Риндтом, Лаудой, Джонсом, Пике, Простом, Сенной, Мэнселлом... Что ни имя, то легенда "Больших призов"!

Полной растерянностью реагировали на успехи Мики представители других команд. Подание протестов, подозрение в использовании запрещенных регламентом технических средств. Только лишь Михаэль Шумахер на "Феррари" бросился вдогонку, постепенно приближаясь к лидерам. Безотказный на старте сезона "Макларен" Мики вдруг стал терять свою надежность. Одной из самых важных стала победа Хаккинена в Монако - одной из самых легендарных трасс чемпионата мира.

"Я всегда любил Монако, эту атмосферу, это дикое лихорадочное возбуждение, эту гонку на сложнейшей трассе, на которой нет ни метра, где можно было бы расслабиться. Я приехал в Монте-Карло лидером чемпионата - и это уже было фантастикой! На старте сезона я о таком даже мечтать не смел. Я стал терпеливым и знаю великолепный рецепт от неудач. Когда все шло шиворот-навыворот, каждую ночь перед сном я повторял: «Без паники! Если ты хороший гонщик, твое время придет. Выиграешь ли ты чемпионский титул в этом году или в следующем, через три. пять, десять лет - какая разница!» Поверьте, очень помогает!"

Сезон 1998 года стал для Мики удачным не только на трассе. В Монако, в присутствии небольшой группы гостей ( в числе которых были Рон Деннис и Дэвид Култхард) Мика Хаккинен, после многолетнего знакомства, сыграл свадьбу с Эрьей. Команда предоставила ему небольшой отпуск и 14 июня он венчался в соборе Порву, в 50 километрах от Хельсинки. А уже через два дня уже нужно было ехать на тесты в Маньи-Кур. Работа есть работа. Чемпионат продолжался.

"Быть женатым мужчиной мне страшно нравится. А своей победой в квалификации к "Гран-при Франции" я, думаю, доказал, что вопреки распространенному мнению, после свадьбы ездить медленнее не стал"!

 

 

 

Фотография со свадебной церемонии.

Австрийско-немецкий нон-стоп (а гонки проходили всего с недельным интервалом) закончился полным триумфом «Макларена» и Мики Хаккинена: два дубля из двух возможных для команды и две победы из двух для самого гонщика. Теперь, когда до финиша сезона оставалось всего пять «Гран-при», преимущество Хаккинена над идущим вторым в общем зачете Михаалем Шумахером выросло в восемь раз: два очка, разделявшие немца и финна накануне «Гран-при Австрии», после немецкого «Гран-при» превратились в 16. Для Мики это были очень важные гонки. Помимо очкового запаса они принесли ему психологическую уверенность, чрезвычайно необходимую в борьбе за первенство. Техническое отставание в "Феррари" почти ликвидировали. Началась война нервов. Но за 18 кругов жесточайшей схватки с двукратным чемпионом мира Михаэлем Шумахером Мика не совершил ни малейшей ошибки!

"Мне и самому гонка в Цельтвеге понравилась. Но только с одной стороны. С другой - я испытывал дискомфорт, потому что вполне отдавал себе отчет, чем может обернуться даже крошечная неточность. Нет, все-таки когда сражаешься за титул чемпиона мира, удовольствие от гонок пропадает. Еще пару лет назад, окажись я с Шумахером в похожей ситуации, отвел бы душу, а тут - нельзя. Едешь - и сам себя одергиваешь: не заводись, не заводись, даже думать не смей! Никакого кайфа - одна ломовая работа." 

Судьба чемпионского звания решалась в финальной гонке чемпионата - на "Гран-при Японии". ФИА так построила календарь, что от предыдущей гонки в Люксембурге до японской был интервал аж в пять недель. Гоночный мир затих. Команды бросились на тесты, лишь изредка обмениваясь соображениями по поводу решающей гонки. Всем очень хотелось, чтобы сезон закончился в спортивной борьбе двух лидеров - без вмешательства всевозможных союзников. У Мики было преимущество в четыре очка, но "поул-позишн" занял болид Михаэля Шумахера. Нервы были накалены до предела. И крепче они оказались у Мики. Он выиграл решающую гонку, а вместе с ней и чемпионат.

"Мне приходилось в этом году бывать и в более сложных ситуациях. Однако перед стартом я был встревожен тем напряжением, которое вдруг почувствовал. Когда вы лидируете в гонке  всегда возникает одна проблема - вы думаете о вещах, не связанных с гонкой. Я едва не принялся насвистывать, сидя в кокпите. Самым трудным было сохранять концентрацию. Рон Деннис связывался со мной по радио, чтобы напомнить о необходимости сохранять спокойствие."
"Гран-при Японии 98". Новый чемпион мира.

Почти во всех видах спорта чемпионское звание проще завоевать, чем подтвердить. "Формула-1" не исключение. Перерыв между сезонами команды старались использовать на 100%, желая сократить отрыв от "Макларен". Было ясно, что гандикап начала сезона 1998 года не повторится. К тому же чиновники ФИА снова изменили регламент, желая снизить скорость на трассе. Многое приходилось начинать сначала. Сезон обещал быть нервным.

Первая гонка 1999 года - "Гран-при Австралии" показала, что победителем чемпионата скорее всего станет пилот не на самой быстрой машине, а на самой надежной -  к 21-му кругу все чемпионы мира и практически все опытные пилоты - Мика Хаккинен, Михаэль Шумахер, Жак Вильнев, Деймон Хилл, Дэвид Култхард, Жан Алези, Алессандро Занарди, Оливье Панис - сошли или по причине большого отставания не боролись за ведущие места. Пожалуй не в одном сезоне команда "Макларен" не совершала стольких ошибок. Ошибался и Мика, психологическая нагрузка на пилота была слишком велика. В отличии от прошлого сезона ему было, что терять. Победы чередовались с поражениями и к концу первой половины сезона Мика и Михаэль пришли примерно вровень. 

"Этот сезон был очень непростым, с самого начала когда мы не могли финишировать и теряли много очков. Все знают об этих проблемах. Но сегодня все получилось. Эта победа в Монреале, пожалуй самая важная для меня в этом сезоне. Я здесь ещё никогда не выигрывал. Место в шестёрке было бы уже достижением. Как будто какое-то заклятье лежало на этой трассе. В этом году я его всё-таки преодолел. Я выиграл гонку и чувствую себя удовлетворенным."

"Гран-при Канады 1999"

Во время "Гран-при Великобритании" основной конкурент Мики - Михаэль Шумахер попал в аварию и выбыл из борьбы за чемпионат. Казалось, что второе чемпионское звание Мике обеспечено, но случилось совсем наоборот. Потеряв на некоторое время своего извечного конкурента команда стала раздавать очки соперникам. Кроме того  известно, что шеф "Макларен" Рон Деннис не жалует  "командную тактику". Соответственно Мика и его партнер Дэвид Култхард имеют равные права в команде. Дэвид воспринял это буквально, подставив бок своей машины во втором повороте. Когда в товарищах согласья нет... Мике пришлось бороться с соперниками, командой, партнером и самим собой.

"Этот сезон для меня намного тяжелей прошлого, тогда мне был в новинку весь этот стресс. Я ездил так, как получалось. В этом году все по другому. Прессинг, необходимость обязательно выигрывать, это ад. В таких условиях совершаешь ошибки гораздо чаще, чем когда ты не обременён этим прессингом... А отношения между мной и Дэвидом гораздо лучше, чем многие думают. Дэвид очень неординарен. Он боец. Он никогда не сдаётся, даже когда стартует с последнего места. В некотором смысле это хорошо для меня. Я должен полностью выложиться, чтобы быть лучше, чем он. Он заставляет меня все время быть начеку"

Предпоследний, 15-й этап - "Гран-при Малайзии" завершился грандиозным скандалом. Через три часа после финиша гонки, увенчавшейся дублем "Феррари",  обе итальянские машины были дисквалифицированы из-за несоответствия техническому регламенту. Победителем гонки и чемпионом мира объявили Мику Хаккинена (который пришел к финишу третьим). Представители "Феррари" подали апелляцию.

Не правы оказались те, кто подумал, что "Макларен", узнав о решении директората "Гран-при Малайзии" дисквалифицировать оба болида "Феррари", тут же бросится праздновать свою двойную досрочную победу в чемпионате. Опытная команда не могла не понимать, что протест Скудерии вполне может быть удовлетворен, - и не ошиблась. Из Малайзии лидер команды Мика Хаккинен спокойно отправился готовиться к заключительному этапу, причем руководство "Макларена" освободило финна от участия во всех рекламных мероприятиях, проводимых в эти дни в Токио японским производителем шин "Бриджстоуном", резиновым монополистом "Формулы-1", чтобы действующий чемпион мира мог максимально сосредоточиться на предстоящей гонке в местечке неподалеку от Нагойи.

Мика был дважды чемпионом всего неделю. Потом дисквалификация, к всеобщему изумлению, была отменена. Ники Лауда назвал это решение "профанацией идеи автоспорта". Все снова должно было решиться на Сузуке. Перед последней гонкой Эдди Ирвайн опережал Хаккинена на четыре очка.

"Я не рассчитывал выиграть чемпионат из-за дисквалификации кого-либо. Победа на трассе доставляет гораздо больше удовольствия, но если какая то машина не соответствует регламенту, то это надо принять как есть. Правила есть правила. Когда отменили дисквалификацию "Феррари" я обрадовался. Почему? Не нужно было больше все время ждать, отменят ее или нет. Нужно было выходить на трассу и доказывать свое преимущество там, хотя бороться за чемпионат в последней гонке очень трудно психологически. Я бы не пожелал этого другим. В прошлом году это был Михаэль, теперь - Эдди. Надеюсь, что этого достаточно. Сейчас я в совершенно иной, нежели год назад, ситуации, на Сузуку-98 я приехал с 4 очками преимущества над Михаэлем Шумахером, и в итоге выиграл и гонку, и чемпионат. Теперь я отстаю от лидера на те же 4 очка, но тем не менее готов повторить свой прошлогодний успех. Сузука - великолепный автодром с потрясающей комбинацией поворотов S-образной формы на первой половине трассы, которые в основном и определяют, с каким результатом ты финишируешь. Уверен, что это будет великая гонка, и с нетерпением жду ее".

Еще в четверг босс "Мерседеса" Норберт Хауг отметил: "Все наши предыдущие 11 поулов я бы сейчас обменял на один - на Сузуке". Он, как и все, прекрасно понимал ценность первого места на стартовой решетке в решающем "Гран-при". Борьба за поул шла Микой и Михаэлем, которому "Феррари" поручила максимально помочь Ирвайну. И победил в этой схватке Шумахер. За 11 минут до клетчатого флага немец показал прекрасное время, превзойти которое никому не удалось. А вот Хаккинену повезло гораздо меньше - одну попытку испортили маршалы, вторую - Жан Алези. Напряжение перед стартом последнего этапа было невероятным. Но старт Мика выиграл, а вместе с ним и гонку и чемпионат.

"Стартовать в Сузуке очень сложно, потому что прямая наклонена вниз. Я думал, что могу выйти вперед на старте, но не был уверен. Когда стартовые огни погасли я понял, что имею преимущество перед Михаэлем - в тот момент, когда мы переключились на вторую передачу я был уже на корпус впереди него. Все, что от меня требовалось - сохранить первое место до финиша.  Удивительные чувства я испытал, став во второй раз чемпионом, совершенно другие, чем в прошлом году. Я считаю, что неплохо поработал в этом году, но без моей команды я не смог бы достичь такого успеха. Большое спасибо им, моему партнеру Дэвиду Култхарду, фирмам "West", "Mercedes", "Mobil, "Ilmor", "Bridgestone" и всем нашим спонсорам. Спасибо супруге Ерье и моим родителям. Спасибо всем."

В данной статье использованы материалы Лины Холиной,
опубликованные в газете "Спорт-Экспресс" в ноябре 1998 года.

ПРОДОЛЖЕНИЕ